Переход на новую редакцию сметно-нормативной базы ценообразования
Продолжается широкое обсуждение основных событий в строительной отрасли этого года. В Федеральном центре ценообразования в строительстве и промышленности строительных материалов 16 июня состоялось совещание по вопросам перехода на новую редакцию сметно-нормативной базы ценообразования в строительстве.
В условиях изменившегося градостроительного и бюджетного законодательства происходит реформа системы ценообразования в строительстве по государственному заказу. Поэтому интерес к обсуждению заявленной темы проявили более двухсот руководителей строительных, образовательных, консалтинговых организаций и органов региональной власти.
Пока что не все участники инвестиционно-строительного процесса в полной мере осознали, насколько изменились условия работы в бюджетной сфере. Между тем, с января 2010 года вступает в законную силу постановление правительства № 427 «О порядке проведения проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета».
Обновленное федеральное законодательство нацелено на то, чтобы побудить заказчиков, проектировщиков и подрядчиков применять в строительстве по госзаказу наиболее экономически оправданные решения. Конечно, речь идет в первую очередь о типовых социальных объектах, в числе которых школы, детские сады, поликлиники, больницы, типовые спортивные сооружения. В результате масштабной работы силами ФГУ ФЦЦС собрана статистика, отражающая текущее положение дел, когда в смежных областях со сходным климатическим и экономическим положением типовые социальные сооружения могут отличаться по стоимости в полтора-два раза. Так сложилось исторически еще с советских времен, когда полный расчет за объект происходил по «факту», после окончания строительства.
Начальник ФГУ «Федеральный центр ценообразования в строительстве и промышленности строительных материалов» Евгений Ермолаев в ходе совещания подробно рассказал о государственной политике в области ценообразования. Он раскрыл правовой статус, порядок разработки и утверждения нормативов в области сметного нормирования и ценообразования. Ермолаев подчеркнул, что региональные центры ценообразования в строительстве могут и должны принять самое активное участие в создании новых нормативов. Для того, чтобы вовлечь всех ведущих специалистов в нормотворческий процесс, применяются средства автоматизации, созданы шаблоны документов, все процессы будут формализованы с тем, чтобы максимально быстро и эффективно вносить и утверждать новые документы.
Возвращаясь к постановлению № 427, Ермолаев напомнил, что со следующего года лимит финансирования бюджетных строек станет основным показателем в ограничении параметров будущего объекта в процессе проектирования. Чтобы для этого появились условия, необходимо создать комплекс нормативов на стоимость конструктивных решений по типам объектов. Другими словами - стоимость «квадрата» на единицу мощности будущего здания, укрупненные сметные нормативы. «Укрупненка» - это не изобретение сегодняшнего дня, когда-то уже были попытки внедрить систему нормативов, позволяющих оценить стоимость будущего объекта еще до начала проектирования с погрешностью не более 10%.
Предстоит большая работа. Тем не менее, планомерно по графику к концу текущего года «конструктивные» нормативы на широко применяемые известные типовые СМР будут разработаны.
Участники совещания, собравшись на традиционный «круглый стол», задали наболевшие вопросы ведущим специалистам ФГУ ФЦЦС, на которые ответили: начальник управления информационных технологий в инвестиционно-строительной сфере ФГУ «ФЦЦС» Виктор Седов, начальник управления мониторинга стоимости строительной продукции и прикладных информационных технологий ФГУ «ФЦЦС» Ольга Калюжная, заместитель генерального директора ООО «Госстройсмета» Константин Попов.
Реформа системы ценообразования в строительстве (презентация)
Национальная Ассоциация сметного ценообразования и стоимостного инжиниринга
Приказ Минрегиона № 247 от 07.11.2008 "Об отмене и внесении изменений в постановления государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу в сфере сметного нормирования и ценообразования."
1. Отменить постановления Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу в- сфере сметного нормирования и ценообразования согласно прилагаемому Перечню.
2. Исключить из текста постановления Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 13.11.2000 №110 "Об утверждении сборников государственных элементных сметных норм на строительные работы (ГЭСН-2001), монтаж оборудования (ГЭСНм-2001) и пусконаладочные работы (ГЭСНп-2001)" словосочетание "сборник государственных элементных сметных норм на строительные работы № 13 "Защита строительных конструкций и оборудования от коррозии".
3. Исключить из текста постановления Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 07.08.2003 № 142 "Об утверждении федеральных единичных расценок на строительные, монтажные, специальные строительные работы" словосочетания:
Приказ Минрегиона № 253 от 17.11.2008 "Об утверждении государственных сметных нормативов на строительные и специальные строительные работы в сфере градостроительной деятельности"
2. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в срок до 1 июля 2009 года привести соответствующие территориальные единичные расценки в соответствие с утвержденными государственными сметными нормативами.
Письмо ФЦЦС Минрегиона от 03.10.2008 №872-7649/ФЦ "Об уполномоченном издателе и распространителе официальной нормативно-методической литературы" (ООО "Стройинформиздат и его партнеры).
Письмо от 03.10.2008 № 871-7650/ФУ "О официальной редакции государственных сметных нормативов"
...Сборники ГЭСН-2001, ФЕР-2001, ФССЦ-2001 и ФСЭМ-2001 в редакции 2000-2007 гг. утратили силу с начала 2008 года, т.е. после их издания в новой уточненной редакции (письмо Госстроя от 08.08.2007 № СК 2919/02). В новой редакции этих документов (более 200 самостоятельных официальных печатных изданий) учтены более 70 тысяч изменений, внесенных Госстроем в старую редакцию государственной сметно-нормативной базы. Практически каждая строка сборников ГЭСН-2001 и ФЕР-2001 содержит изменения и дополнения
...С 01.01.2009 в субъектах Российской Федерации, сборники ТЕР-2001 которых не будут включены в Реестр, до их приведения в соответствие с государственными сметными нормативами будут действовать сборники ФЕР-2001.
Редакция сборников федеральной базы 2000-2007 гг. продолжает действие лишь для определения стоимости работ по объектам, строительство которых начато до марта 2008 г. (т.е. по уже утверждённой сметной документации). Для пользователей сметных программ использование электронного варианта сметно-нормативной базы новой редакции подтверждается регистрационной картой (образец прилагается), являющейся единственным признаком достоверности содержимого баз данных для использования в автоматизированных комплексах сметных расчётов.
В конце 2008 года начнутся контрольные мероприятия по проверке достоверности содержимого сметных программ официальной редакции государственных сметных нормативов
Приказ Минрегиона от 13.10.2008 № 206 "Об отмене постановлений Государственного комитета комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу"
Отменить постановление Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 17 декабря 1999 г. № 77 "Об утверждении сборников государственных элементных сметных норм на ремонтно-строительные работы (ГЭСНр-2001)" и от 17 октября 2000 г. № 104 "Об утверждении сборников федеральных единичных расценок на ремонтно-строительные работы (ФЕРр-2001)".
Приказ Минрегиона от 13.10.2008 № 207 "Об утверждении государственных сметных нормативов на ремонтно строительные работы в сфере градостроительной деятельности"
1. Утвердить:
Государственные сметные нормативы. Государственные элементные сметные нормы на ремонтно-строительные работы (приложение 1);
Государственные сметные нормативы. Федеральные единичные расценки на ремонтно-строительные работы (приложение 2).
3. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в срок до 1 января 2009 года привести соответствующие территориальные единичные расценки в соответствие с утвержденными государственными сметными нормативами