Связной (C) » Пт 04 мар, 2005 16:39 »
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О техническом регулировании
Статья 4. 3. Федеральные органы исполнительной власти вправе издавать в сфере
технического регулирования акты только рекомендательного характера,
за исключением случаев, установленных статьей 5 настоящего
Федерального закона. (Комментарии ДМ : статья 5 -это оборонный комплекс)
МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 18 марта 2004 года N 07/2935-ЮД
[О государственной регистрации постановления Госстроя России]
Министерство юстиции Российской Федерации рассмотрело представленное на государственную регистрацию постановление Госстроя России от 30.06.2003 N 125 "О принятии и введении в действие строительных норм и правил "Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов. Основные положения" и сообщает, что данный акт не может быть зарегистрирован по следующему основанию.
Указанным документом устанавливаются требования к защитным сооружениям, что в соответствии с Федеральным законом от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" должно регулироваться техническими регламентами, которые приняты международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или федеральным законом, или Указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 15 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.97 N 1009 (с изменениями и дополнениями), необходимо в течение 10 дней со дня получения отказа в государственной регистрации издать соответствующий документ об отмене нормативного правового акта, в регистрации которого отказано, и направить его копию в Министерство юстиции Российской Федерации.
Первый заместитель Министра
Ю.Г.Демин
Текст документа сверен по:рассылка
Комментарии ДМ: Аналогичные письма выпущены Минюстом по остальным СНиПам, которым отказано в госрегистрации. То есть, чтобы ввести новые СНиПы одного постановления Госстроя, (новое название - ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОМУ КОМПЛЕКСУ- Госстрой России), теперь недостаточно. Нужен Указ Президента или федеральный закон, или постановление Правительства, или международный договор. Таков закон "О техническом регулировании". Разумеется, все это при условии, если документ выпускаемый Госстроем устанавливает какие-либо ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ обязательные к исполнению, а вот если рекомендации… то для них регистрация не нужна, например:
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОМУ КОМПЛЕКСУ
ПИСЬМО
от 28 апреля 2004 года N ЛБ-131/9
О Своде правил
Госстрой России рассмотрел Свод правил "Архитектурно-планировочные решения многоквартирных жилых зданий", разработанный ФГУП "Центр методологии нормирования и стандартизации в строительстве", МНИИТЭП и УППиН Москомархитектуры.
Свод правил разработан впервые и устанавливает рекомендуемые, признанные и оправдавшие себя на практике положения, развивающие и обеспечивающие реализацию требований СНиП 31-01-2003 "Здания жилые многоквартирные".
Госстрой России одобряет представленный Свод правил "Архитектурно-планировочные решения многоквартирных жилых зданий" и рекомендует его для применения на добровольной основе в качестве нормативного документа Системы нормативных документов в строительстве.
Заместитель председателя
Л.С.Баринова
Текст документа сверен по:рассылка
Добровольно…в качестве нормативного…. Замечательная формулировка! К тому же письмо ссылается на СНиП которому отказано в госрегистрации. Исходя из логики, коль скоро Госстрой не имеет права вводить новые ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ обязательные к исполнению (как бы они не назывались – СНиП, СП, РД), следовательно не имеет права отменять и старые, значит действуют старые . На весь переходный период, до разработки технических регламентов, которые утвердит Правительство или президент.
Переходный период запланировано закончить в 2010 году.
Хочу подчеркнуть – я не считаю что это хорошо, что Госстрой лишен возможности вносить изменения в Систему нормативных документов обязательных к исполнению. Но закон есть закон...
Возможно что-то изменится раньше. В нашем государстве всё может изменится в любой момент - может президент принять указ "..считать рекомендации Госстроя обязательными к исполнению..", может правительство выпустить нечто аналогичное, или минюст...
А пока Госстрой выпускаемые им документы будет начинать так :
"Настоящие строительные нормы и правила имеют рекомендательный характер и устанавливают для добровольного применения общие правила ведения строительства, сложившиеся в практике и обусловленные действующим законодательством…" - это цитата из СНиП от 19.04.2004 N 12-01-2004 - к этому документу у министерства юстиции никаких претензий нет.
А все СНиП, которым отказано в госрегистрации не имеют пока даже рекомендательной силы, вот вставит Госстрой такую формулировку в начало каждого отвергнутого Минюстом СНиПа - можно будет их использовать - как рекомедации......лучше добровольно......
(И в проектах будете указывать - "Добровольно использованы в качестве рекомендаций следующие СНиП......)
Михайлов Дмитрий Валентинович
Центр «Выборгский» консорциума «Кодекс»
Добавлено спустя 6 минут 29 секунд:
О нормативно-технических документах, утвержденных Госстроем России в 2003-2004 году
В связи с вступлением в силу с 1 июля 2003 года закона "О техническом регулировании" создалась достаточно сложная ситуация с нормативно-техническими документами, утвержденными Госстроем России.
Напомню, что после 1 июля должна была начать действовать новая система норм, правил и стандартов. Обязательные требования должны включаться в технические регламенты, необязательные в национальные стандарты и прочие документы.
Госстрой (и многие другие ведомства) в преддверии вступления закона в силу утвердил массу документов (СНиПов, СП, ГОСТов).
Всем СНиПам, утвержденным и введенным в действие в 2003-2004 году, представленным на госрегистрацию в Минюст России, было в ней отказано, за исключением СНиП 12-01-2004 "Организация строительства", который на госрегистрацию не представлялся.
На данный момент изданы все СНиПы, кроме СНиП 20-01-2003 "Надежность строительных конструкций и оснований. Основные положения", который после отказа в госрегистрации был отменен Госстроем России. В связи с этим, несмотря на то, что эти документы изданы, следует иметь в виду, что нормативные правовые акты, не прошедшие государственную регистрацию в Министерстве юстиции, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров - пункт 10 Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 года N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти". Никаких официальных разъяснений по этому поводу на настоящее время не поступало.
На настоящий момент также изданы все новые национальные стандарты, утвержденные или введенные в действие Госстроем России в 2003-2004 году. В настоящее время идет интенсивная разработка сводов правил по строительству (СП) в развитие новых СНиПов. Но их издание также затягивается, а части уже изданных сводов правил, отказано в госрегистрации, таким как: СП 52-101-2003, СП 33-101-2003, СП 23-103-2003.
ФГУП ЦПП, как организация, издающая и распространяющая эти документы, рассылает письмо организациям, приобретающим у них литературу, в котором излагает свою точку зрения на сложившуюся ситуацию. Письмо разослано. Ниже приводится текст этого письма:
"В последние месяцы в ФГУП ЦПП обратился ряд организаций с просьбой прокомментировать ситуацию, сложившуюся в связи с тем, что Минюст России в I квартале текущего года отказал в государственной регистрации нескольких постановлений Госстроя России от июня 2003 г. о принятии и введении в действие новых СНиПов.
В связи с тем, что этот вопрос по-прежнему остается актуальным и в средствах массовой информации публикуются различные суждения, ФГУП ЦПП направил всем обратившимся организациям свою точку зрения по этому вопросу, в то же время в полной мере понимая, что ФГУП ЦПП фактически является инженерно-издательским центром и не уполномочено давать официальный ответ по этому вопросу.
1. В настоящее время в фонде нормативной и методической документации числится 135 СНиПов, принятых и введенных в действие Госстроем СССР, Минстроем России, Госстроем России и т.д.
Ни один из этих СНиПов не представлялся на государственную регистрацию.
2. После получения Госстроем России от Минюста России отказа в государственной регистрации нескольких СНиПов Госстрой России все же поручил ФГУП ЦПП осуществить их издание.
3. Вместе с тем, по нашему анализу, "вырисовывается" следующая нормативно-правовая ситуация.
3.1. Указом Президента России от 23.05.96 г. N 763, п.10, установлено, что нормативно-правовые акты федеральных органов исполнительной власти, кроме актов и отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.
3.2. Постановлением Правительства РФ от 13.08.97 г. N 1009 утверждены "Правила подготовки нормативно-правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации".
В соответствии с п.19 этих Правил нормативно-правовые акты, не прошедшие регистрацию в Минюсте России и официально не опубликованные, считаются не вступившими в силу и применяться не могут.
Вывод. Если следовать нормам этих актов, то ни один документ, введенный в действие или утвержденный Госстроем России после 23 мая 1996 г. (а их 33 документа) использовать в проектировании и строительстве было нельзя.
3.3. В то же время указанным выше (п.3.2) постановлением Правительства РФ было установлено, что разъяснения о применении утвержденных этим постановлением Правил подготовки нормативно-правовых актов дает Минюст России.
3.4. Так вот, Минюст России только в 1999 г. приказом от 14.07.99 г. N 217 утвердил упомянутые разъяснения о применении Правил подготовки нормативно-правовых актов федеральных органов исполнительной власти.
И в п.15 этих разъяснений перечислены документы, не подлежащие представлению на государственную регистрацию и, в частности, в подпункте "г" этого пункта под названием "технические акты" приведены ГОСТы, СНиПы, СанПиНы и др.
3.5. Таким образом, Минюст России сам исключил необходимость представления на государственную регистрацию СНиПов (как технических актов) и тем самым вывел их из-под действия указанных выше (п.3.1) Указа Президента России от 23.05.96 г. N 763 и постановления Правительства РФ от 13.08.97 г. N 1009 (п.3.2).
3.6. И все же Минюст России отказал в регистрации нескольких СНиПов, ссылаясь при этом на новый факт, а именно на вступление в действие с 1 июля 2003 г. Федерального закона от 27.12.2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании".
В этой связи, хотелось бы отметить, что СНиПы, которым Минюст России отказал в регистрации были приняты и введены в действие Госстроем России постановлениями от июня 2003 г., т.е. до вступления в действие упомянутого Закона, в котором нет ни одного пункта, которому противоречили бы эти действия Госстроя России.
Но это опять - по мнению ФГУП ЦПП.
3.7. И все же, если считать, что Минюст России прав, а Госстрой России вместе с тем не отменил утвержденные им СНиПы, то в реальной жизни возникает ситуация:
а) отмененными постановлениями Госстроя России СНиПами, взамен которых разработаны новые, не зарегистрированные Минюстом России, пользоваться нельзя;
б) не зарегистрированными Минюстом России СНиПами можно пользоваться как актами только рекомендательного характера (п.3, ст.4 Закона "О техническом регулировании"), но с учетом п.1 ст. 46 этого же Закона.
3.8. Обращаем внимание, что все принятые до июля 2003 года СНиПы в соответствии с п.1. ст.46 Закона подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям:
защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;
охраны окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений;
предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.
То есть, все остальные записи, приведенные в СНиПах, носят рекомендательный характер, если кто-то может определить обязательные и рекомендательные их части.
Но таков Закон!
3.9. Но если все это кого-то не устраивает, то со дня вступления в силу Закона "О техническом регулировании" и до вступления в силу соответствующих технических регламентов, выходит, можно проектировать вообще без правил.
Это наше прочтение Закона.
4. Как только на федеральном уровне исполнительной власти будет принято решение, которое урегулирует сложившуюся ситуацию, то ФГУП ЦПП немедленно доведет это до всех своих заказчиков, опубликовав это решение в ежемесячно издаваемом ФГУП ЦПП Информационном бюллетене и вложив соответствующий информационный листок во все почтовые отправления, направляемые в адрес заказчиков ФГУП ЦПП.
Технический директор В.Н.Калинин"
ФГУП ЦПП