Документы по проектированию

Форум о вопросах проектирования, экспертизы проектов и строительства объектов связи.
Саморегулируемые организации в области изысканий, проектирования и строительства объектов связи.
Поиск нормативных документов по теме (РД, ОСТ, ГОСТ, СНиП и т. д.).
Roman
Форумчанин
 
Сообщения:
341
Зарегистрирован:
09 июн 2004
Откуда:
Россия

Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 0 раз.

Сообщение:#21  Сообщение Roman » Пт 16 июл, 2004 14:20 »

Независимый консультант писал(а):Признание прав и свобод является обязанностью государства. Есть такая фраза в Конституции. Поэтому существенным является наличие правового акта, зарегистрированного Минюстом РФ, и ОБЯЗЫВАЮЩЕГО ВАС разработать ОИ. Если такого акта не существует (а его не существует), то никто не вправе требовать от вас ОИ

Антон, спасибо огромное! Вот экспертиза удивится, получив такой ответ! :ovacia:
Но может быть будут еще какие-нибудь мнения?

Население
Форумчанин
 
Сообщения:
15
Зарегистрирован:
30 сен 2004

Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 0 раз.

Сообщение:#22  Сообщение Население » Чт 07 окт, 2004 15:48 »

Вопрос:
Какой стандарт устанавливает требования к содержанию пояснительной записке. Рабочий проект на установку телекоммуникационного оборудования на узле связи.

Erlang
Автор
 
Сообщения:
46039
Изображения: 67
Зарегистрирован:
11 июл 2003
Откуда:
Москва

Благодарил (а): 1459 раз.
Поблагодарили: 641 раз.

Сообщение:#23  Сообщение Erlang » Чт 07 окт, 2004 16:30 »

Население писал(а):Вопрос:
Какой стандарт устанавливает требования к содержанию пояснительной записке. Рабочий проект на установку телекоммуникационного оборудования на узле связи.

Читай начало темы: СНиП 11-01-95 и РП 1.311-1-97

Население
Форумчанин
 
Сообщения:
15
Зарегистрирован:
30 сен 2004

Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 0 раз.

Сообщение:#24  Сообщение Население » Чт 07 окт, 2004 17:00 »

Нового и приближенного к связи ничего нет?
У меня есть ОПЗ и несколько узлов связи одной сети. По каждому узлу – отдельная книга.
Заказчик требует, чтобы в каждой книге была пояснительная записка.
В ГОСТ Р 21.1703-2000 про пояснительную записку ничего не написано. Общие данные в рабочих проектах имеются.
Чего делать?
Городить еще краткую пояснительную записку в каждую книгу и вставить ее как Приложение? Похоже на бред.

А, у кого есть РП 1.311-1-97, в электронном виде?
Может там чего-нибудь интересного написано.
Пришлите, плиз...

Антон Богатов
Форумчанин
 
Сообщения:
12856
Зарегистрирован:
14 апр 2004

Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 1 раз.

Сообщение:#25  Сообщение Антон Богатов » Чт 07 окт, 2004 21:14 »

Общая ПЗ потому и ОБЩАЯ, что одна на весь рабочий проект.
В каждую книгу рабочей документации принято включать "общие данные" или "общие указания", то есть краткие пояснения для монтажников-рабочих.

Антон Богатов
Форумчанин
 
Сообщения:
12856
Зарегистрирован:
14 апр 2004

Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 1 раз.

Сообщение:#26  Сообщение Антон Богатов » Чт 07 окт, 2004 21:29 »

:frend: :-)

На самом деле, всего проще написать в задании на проектирование "Рабочий проект в одну стадию". И все. СНиП 11.01-95 удовлетворен по самые помидоры, священное предание проектировщиков тоже удовлетворено.
И делов-то.... :)

Связной (C)

 

Сообщение:#27  Сообщение Связной (C) » Пт 08 окт, 2004 08:23 »

В состав рабочей документации на строительство здания или сооружения в общем случае включают:
а) рабочие чертежи, предназначенные для производства строительных и монтажных работ;
б) рабочую документацию на строительные изделия по ГОСТ 21.501;
в) эскизные чертежи общих видов нетиповых изделий по ГОСТ 21.114*;
г) спецификации оборудования, изделий и материалов по ГОСТ 21.110;
д) другую прилагаемую документацию, предусмотренную соответствующими стандартами Системы проектной документации для строительства (СПДС);
е) сметную документацию по установленным формам.

В состав основных комплектов рабочих чертежей включают общие данные по рабочим чертежам, а также чертежи и схемы, предусмотренные стандартами СПДС

На первых листах каждого основного комплекта рабочих чертежей приводят общие данные по рабочим чертежам, включающие:
а) ведомость рабочих чертежей основного комплекта по форме 1;
б) ведомость ссылочных и прилагаемых документов по форме 2;
в) ведомость основных комплектов рабочих чертежей по форме 2;
г) ведомость спецификаций (при наличии в основном комплекте нескольких схем расположения ), выполняемую по форме 1.
д) условные обозначения, не установленные государственными стандартами, и значения которых не ука¬заны на других листах основного комплекта рабочих чертежей;
е) общие указания;
ж) другие данные, предусмотренные соответствующими стандартами СПДС.

Заказчик требует, чтобы в каждой книге была пояснительная записка


а проект ему в кожанном переплете не подать :sneky: :kip: :shock: ?! Кстати этот вопрос в ГОСтах точно не освещен, так что надо дождаться прицидента :-P

Erlang
Автор
 
Сообщения:
46039
Изображения: 67
Зарегистрирован:
11 июл 2003
Откуда:
Москва

Благодарил (а): 1459 раз.
Поблагодарили: 641 раз.

Сообщение:#28  Сообщение Erlang » Пт 08 окт, 2004 08:27 »

а проект ему в кожанном переплете не подать

Это обычно зависит от Заказчика :sneky:

Население
Форумчанин
 
Сообщения:
15
Зарегистрирован:
30 сен 2004

Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 0 раз.

Сообщение:#29  Сообщение Население » Пт 08 окт, 2004 09:37 »

Самое интересное, что:
- отдельные книги согласованы на местах, у начальников узлов.
- проекты уже прошли связьэкспертизу ;-)))
Осталось только передать их в ценральный аппарат заказчика.
И московский чиновник заявляет: Вы меня не проведете, где ПЗ в каждой книге?
Как доказать или исправить?

Связной (C)

 

Сообщение:#30  Сообщение Связной (C) » Пт 08 окт, 2004 09:51 »

проекты уже прошли связьэкспертизу

так суньте им заключение, там же черным по белому :vertag: рекомендуем к утверждению, соответствует нормам РФ! Да и ГИП подпись ставит клянясь что все оки 8-)
В общем заказчику вашему :otkaz:

Осталось только передать их в ценральный аппарат заказчика.

хммм...а что в договоре на ПИР написано? Сдача работ после подписания акта сдачи-приемки? А типа "Приемка работы Заказчиком осуществляется в течение 5-ти дней. В указанный срок Заказчик обязан направить Подрядчику оформленный акт сдачи-приемки работ или мотивированный отказ от приемки. Если в этот срок не было выдвинуто обоснованных замечаний, то работа считается принятой" нету?! 8-)

Антон Богатов
Форумчанин
 
Сообщения:
12856
Зарегистрирован:
14 апр 2004

Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 1 раз.

Сообщение:#31  Сообщение Антон Богатов » Пт 08 окт, 2004 11:18 »

Чушь какая-то... ПЗ в каждой книге - полный бред. Чего там пояснять-то? Способ применения перфоратора или буша?
РП в одну стадию. ОПЗ+РД+СЧ, как написал Связной. И ОД в каждой книге РД.

Связной (С

 

Сообщение:#32  Сообщение Связной (С » Пт 08 окт, 2004 14:25 »

Независимый консультант, жму вашу руку :frend: :salut: :D
на то и РЧ чтоб в них кратко привести основные указания по монтажу/установке. Всю остальную воду в ОПЗ....

Население
Форумчанин
 
Сообщения:
15
Зарегистрирован:
30 сен 2004

Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 0 раз.

Сообщение:#33  Сообщение Население » Пт 08 окт, 2004 17:56 »

Новый вопрос!
Технические требования на разработку проекта создания сети связи.
Откуда брать?

Антон Богатов
Форумчанин
 
Сообщения:
12856
Зарегистрирован:
14 апр 2004

Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 1 раз.

Сообщение:#34  Сообщение Антон Богатов » Пт 08 окт, 2004 19:06 »

Технические требования содержатся в нормативно-технической документации. Где ее брать... например, в библиотеке.

Население
Форумчанин
 
Сообщения:
15
Зарегистрирован:
30 сен 2004

Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 0 раз.

Сообщение:#35  Сообщение Население » Пт 08 окт, 2004 19:23 »

В какой именно нормативно-технической документации?

Есть ли ГОСТ на "технический проект" по связи?

Антон Богатов
Форумчанин
 
Сообщения:
12856
Зарегистрирован:
14 апр 2004

Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 1 раз.

Сообщение:#36  Сообщение Антон Богатов » Пт 08 окт, 2004 23:17 »

Нет. Вы путаете ЕСКД и ЕСПД, а они совершенно различны. Читайте СНиП11.01-95. Там все написано.
Опыт конструирования изделий на производстве к строительству плохо применим.

Связной (C)

 

какие снипы применять

Сообщение:#37  Сообщение Связной (C) » Пт 04 мар, 2005 15:39 »

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О техническом регулировании

Статья 4. 3. Федеральные органы исполнительной власти вправе издавать в сфере
технического регулирования акты только рекомендательного характера,
за исключением случаев, установленных статьей 5 настоящего
Федерального закона. (Комментарии ДМ : статья 5 -это оборонный комплекс)

МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


ПИСЬМО

от 18 марта 2004 года N 07/2935-ЮД

[О государственной регистрации постановления Госстроя России]

Министерство юстиции Российской Федерации рассмотрело представленное на государственную регистрацию постановление Госстроя России от 30.06.2003 N 125 "О принятии и введении в действие строительных норм и правил "Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов. Основные положения" и сообщает, что данный акт не может быть зарегистрирован по следующему основанию.

Указанным документом устанавливаются требования к защитным сооружениям, что в соответствии с Федеральным законом от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" должно регулироваться техническими регламентами, которые приняты международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или федеральным законом, или Указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 15 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.97 N 1009 (с изменениями и дополнениями), необходимо в течение 10 дней со дня получения отказа в государственной регистрации издать соответствующий документ об отмене нормативного правового акта, в регистрации которого отказано, и направить его копию в Министерство юстиции Российской Федерации.

Первый заместитель Министра

Ю.Г.Демин

Текст документа сверен по:рассылка



Комментарии ДМ: Аналогичные письма выпущены Минюстом по остальным СНиПам, которым отказано в госрегистрации. То есть, чтобы ввести новые СНиПы одного постановления Госстроя, (новое название - ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОМУ КОМПЛЕКСУ- Госстрой России), теперь недостаточно. Нужен Указ Президента или федеральный закон, или постановление Правительства, или международный договор. Таков закон "О техническом регулировании". Разумеется, все это при условии, если документ выпускаемый Госстроем устанавливает какие-либо ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ обязательные к исполнению, а вот если рекомендации… то для них регистрация не нужна, например:


ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОМУ КОМПЛЕКСУ
ПИСЬМО

от 28 апреля 2004 года N ЛБ-131/9
О Своде правил

Госстрой России рассмотрел Свод правил "Архитектурно-планировочные решения многоквартирных жилых зданий", разработанный ФГУП "Центр методологии нормирования и стандартизации в строительстве", МНИИТЭП и УППиН Москомархитектуры.
Свод правил разработан впервые и устанавливает рекомендуемые, признанные и оправдавшие себя на практике положения, развивающие и обеспечивающие реализацию требований СНиП 31-01-2003 "Здания жилые многоквартирные".
Госстрой России одобряет представленный Свод правил "Архитектурно-планировочные решения многоквартирных жилых зданий" и рекомендует его для применения на добровольной основе в качестве нормативного документа Системы нормативных документов в строительстве.

Заместитель председателя
Л.С.Баринова

Текст документа сверен по:рассылка

Добровольно…в качестве нормативного…. Замечательная формулировка! К тому же письмо ссылается на СНиП которому отказано в госрегистрации. Исходя из логики, коль скоро Госстрой не имеет права вводить новые ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ обязательные к исполнению (как бы они не назывались – СНиП, СП, РД), следовательно не имеет права отменять и старые, значит действуют старые . На весь переходный период, до разработки технических регламентов, которые утвердит Правительство или президент.

Переходный период запланировано закончить в 2010 году.

Хочу подчеркнуть – я не считаю что это хорошо, что Госстрой лишен возможности вносить изменения в Систему нормативных документов обязательных к исполнению. Но закон есть закон...

Возможно что-то изменится раньше. В нашем государстве всё может изменится в любой момент - может президент принять указ "..считать рекомендации Госстроя обязательными к исполнению..", может правительство выпустить нечто аналогичное, или минюст...

А пока Госстрой выпускаемые им документы будет начинать так :


"Настоящие строительные нормы и правила имеют рекомендательный характер и устанавливают для добровольного применения общие правила ведения строительства, сложившиеся в практике и обусловленные действующим законодательством…" - это цитата из СНиП от 19.04.2004 N 12-01-2004 - к этому документу у министерства юстиции никаких претензий нет.

А все СНиП, которым отказано в госрегистрации не имеют пока даже рекомендательной силы, вот вставит Госстрой такую формулировку в начало каждого отвергнутого Минюстом СНиПа - можно будет их использовать - как рекомедации......лучше добровольно......

(И в проектах будете указывать - "Добровольно использованы в качестве рекомендаций следующие СНиП......)


Михайлов Дмитрий Валентинович
Центр «Выборгский» консорциума «Кодекс»

Добавлено спустя 6 минут 29 секунд:

О нормативно-технических документах, утвержденных Госстроем России в 2003-2004 году

В связи с вступлением в силу с 1 июля 2003 года закона "О техническом регулировании" создалась достаточно сложная ситуация с нормативно-техническими документами, утвержденными Госстроем России.

Напомню, что после 1 июля должна была начать действовать новая система норм, правил и стандартов. Обязательные требования должны включаться в технические регламенты, необязательные в национальные стандарты и прочие документы.

Госстрой (и многие другие ведомства) в преддверии вступления закона в силу утвердил массу документов (СНиПов, СП, ГОСТов).

Всем СНиПам, утвержденным и введенным в действие в 2003-2004 году, представленным на госрегистрацию в Минюст России, было в ней отказано, за исключением СНиП 12-01-2004 "Организация строительства", который на госрегистрацию не представлялся.

На данный момент изданы все СНиПы, кроме СНиП 20-01-2003 "Надежность строительных конструкций и оснований. Основные положения", который после отказа в госрегистрации был отменен Госстроем России. В связи с этим, несмотря на то, что эти документы изданы, следует иметь в виду, что нормативные правовые акты, не прошедшие государственную регистрацию в Министерстве юстиции, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров - пункт 10 Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 года N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти". Никаких официальных разъяснений по этому поводу на настоящее время не поступало.

На настоящий момент также изданы все новые национальные стандарты, утвержденные или введенные в действие Госстроем России в 2003-2004 году. В настоящее время идет интенсивная разработка сводов правил по строительству (СП) в развитие новых СНиПов. Но их издание также затягивается, а части уже изданных сводов правил, отказано в госрегистрации, таким как: СП 52-101-2003, СП 33-101-2003, СП 23-103-2003.

ФГУП ЦПП, как организация, издающая и распространяющая эти документы, рассылает письмо организациям, приобретающим у них литературу, в котором излагает свою точку зрения на сложившуюся ситуацию. Письмо разослано. Ниже приводится текст этого письма:

"В последние месяцы в ФГУП ЦПП обратился ряд организаций с просьбой прокомментировать ситуацию, сложившуюся в связи с тем, что Минюст России в I квартале текущего года отказал в государственной регистрации нескольких постановлений Госстроя России от июня 2003 г. о принятии и введении в действие новых СНиПов.

В связи с тем, что этот вопрос по-прежнему остается актуальным и в средствах массовой информации публикуются различные суждения, ФГУП ЦПП направил всем обратившимся организациям свою точку зрения по этому вопросу, в то же время в полной мере понимая, что ФГУП ЦПП фактически является инженерно-издательским центром и не уполномочено давать официальный ответ по этому вопросу.

1. В настоящее время в фонде нормативной и методической документации числится 135 СНиПов, принятых и введенных в действие Госстроем СССР, Минстроем России, Госстроем России и т.д.

Ни один из этих СНиПов не представлялся на государственную регистрацию.

2. После получения Госстроем России от Минюста России отказа в государственной регистрации нескольких СНиПов Госстрой России все же поручил ФГУП ЦПП осуществить их издание.

3. Вместе с тем, по нашему анализу, "вырисовывается" следующая нормативно-правовая ситуация.

3.1. Указом Президента России от 23.05.96 г. N 763, п.10, установлено, что нормативно-правовые акты федеральных органов исполнительной власти, кроме актов и отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.

3.2. Постановлением Правительства РФ от 13.08.97 г. N 1009 утверждены "Правила подготовки нормативно-правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации".

В соответствии с п.19 этих Правил нормативно-правовые акты, не прошедшие регистрацию в Минюсте России и официально не опубликованные, считаются не вступившими в силу и применяться не могут.

Вывод. Если следовать нормам этих актов, то ни один документ, введенный в действие или утвержденный Госстроем России после 23 мая 1996 г. (а их 33 документа) использовать в проектировании и строительстве было нельзя.

3.3. В то же время указанным выше (п.3.2) постановлением Правительства РФ было установлено, что разъяснения о применении утвержденных этим постановлением Правил подготовки нормативно-правовых актов дает Минюст России.

3.4. Так вот, Минюст России только в 1999 г. приказом от 14.07.99 г. N 217 утвердил упомянутые разъяснения о применении Правил подготовки нормативно-правовых актов федеральных органов исполнительной власти.

И в п.15 этих разъяснений перечислены документы, не подлежащие представлению на государственную регистрацию и, в частности, в подпункте "г" этого пункта под названием "технические акты" приведены ГОСТы, СНиПы, СанПиНы и др.

3.5. Таким образом, Минюст России сам исключил необходимость представления на государственную регистрацию СНиПов (как технических актов) и тем самым вывел их из-под действия указанных выше (п.3.1) Указа Президента России от 23.05.96 г. N 763 и постановления Правительства РФ от 13.08.97 г. N 1009 (п.3.2).

3.6. И все же Минюст России отказал в регистрации нескольких СНиПов, ссылаясь при этом на новый факт, а именно на вступление в действие с 1 июля 2003 г. Федерального закона от 27.12.2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании".

В этой связи, хотелось бы отметить, что СНиПы, которым Минюст России отказал в регистрации были приняты и введены в действие Госстроем России постановлениями от июня 2003 г., т.е. до вступления в действие упомянутого Закона, в котором нет ни одного пункта, которому противоречили бы эти действия Госстроя России.

Но это опять - по мнению ФГУП ЦПП.

3.7. И все же, если считать, что Минюст России прав, а Госстрой России вместе с тем не отменил утвержденные им СНиПы, то в реальной жизни возникает ситуация:

а) отмененными постановлениями Госстроя России СНиПами, взамен которых разработаны новые, не зарегистрированные Минюстом России, пользоваться нельзя;

б) не зарегистрированными Минюстом России СНиПами можно пользоваться как актами только рекомендательного характера (п.3, ст.4 Закона "О техническом регулировании"), но с учетом п.1 ст. 46 этого же Закона.

3.8. Обращаем внимание, что все принятые до июля 2003 года СНиПы в соответствии с п.1. ст.46 Закона подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям:

защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;

охраны окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений;

предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.

То есть, все остальные записи, приведенные в СНиПах, носят рекомендательный характер, если кто-то может определить обязательные и рекомендательные их части.

Но таков Закон!

3.9. Но если все это кого-то не устраивает, то со дня вступления в силу Закона "О техническом регулировании" и до вступления в силу соответствующих технических регламентов, выходит, можно проектировать вообще без правил.

Это наше прочтение Закона.

4. Как только на федеральном уровне исполнительной власти будет принято решение, которое урегулирует сложившуюся ситуацию, то ФГУП ЦПП немедленно доведет это до всех своих заказчиков, опубликовав это решение в ежемесячно издаваемом ФГУП ЦПП Информационном бюллетене и вложив соответствующий информационный листок во все почтовые отправления, направляемые в адрес заказчиков ФГУП ЦПП.

Технический директор В.Н.Калинин"

ФГУП ЦПП

Антон Богатов
Форумчанин
 
Сообщения:
12856
Зарегистрирован:
14 апр 2004

Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 1 раз.

Сообщение:#38  Сообщение Антон Богатов » Пт 04 мар, 2005 16:48 »

Связной (C), СПАСИБО за подборку! (Уже скопировал в памятку - подарю ее Филюшину на память) :ovacia:

"Госстрой России одобряет представленный Свод правил "Архитектурно-планировочные решения многоквартирных жилых зданий" и рекомендует его для применения на добровольной основе в качестве нормативного документа Системы нормативных документов в строительстве."

Дааа, добровольно-нормативный! Это абсолютная новация в праве, переворот, сдвиг парадигмы. Юристам Госстроя пора защищать докторские диссертации. :sud:

Связной (C)

 

Сообщение:#39  Сообщение Связной (C) » Сб 05 мар, 2005 05:39 »

Независимый консультант, :frend:
О техническом регулировании

Статья 4. 3. Федеральные органы исполнительной власти вправе издавать в сфере технического регулирования акты только рекомендательного характера,
за исключением случаев, установленных статьей 5 настоящего
Федерального закона.

так получается что и нормативы Минсвязи являются добровольно рекомендуемыми и...можно было бы с успехом послать документы 45.xxx :naesd:

Вернуться в Проектирование и строительство объектов связи

Пред.

Поделиться

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: Bing [bot], YandexBot [bot] и гости: 4