В разговоре со Slon.ru вице-президент Yota Игорь Торгов признал, что компания непреднамеренно организовала импровизированную DDoS-атаку на себя в день коммерческого старта сервиса. Впрочем, самое сложное позади – полагает он. В дальнейшем Yota намерена подключать до 40 000 абонентов в месяц, открыть сети в Сочи, Краснодаре, Новосибирске, Челябинске и Екатеринбурге. И продавать ноутбуки с WiMAX – главное оружие компании для завоевания российского рынка. ВЕСЕЛЫЙ СТАРТ ДЛЯ YOTA
– Игорь, давайте начнем с неизбежного вопроса: как получилось, что в день коммерческого запуска Yota в Москве абоненты не могли подключиться? – Наши абоненты довольно долго, находясь на этапе тестовой эксплуатации, пользовались предыдущей версией сервисной платформы. В ней не было функционала баланса, его пополнения, активации устройств за деньги и так далее – в этом не было необходимости, поскольку в тестовый период за услуги деньги с них не брали. К коммерческому запуску мы проделали много работы, настраивали биллинговую систему, делали новую версию интернет-платформы. Нагрузочное тестирование, которое мы проводили, показало обнадеживающие результаты, но проводилось оно, понятное дело, в тестовом окружении.
1 июня процесс запуска заключался в том, что мы отключили всех наших абонентов. Сделано это было для того, чтобы мы могли собрать с них СОРМ-данные, которые мы по Закону о связи должны собирать: это паспортные данные, данные о прописке и регистрации, например. И произошло следующее – практически все абоненты, которые были отключены, проявили ярко выраженную активность, и в реальном окружении личный кабинет не справился с нагрузкой.
– То есть, получилась своеобразная DDoS-атака. – Можно назвать DDoS-атакой, если считать, что нас атаковали собственные пользователи.
– А где был генеральный директор Yota Свердлов? – Почему Денис был в другом месте... Потому что у него было запланировано выступление на глобальном WiMAX-конгрессе в Амстердаме, это планировалось достаточно давно. Он не мог отменить встречу, ну и мы считали, что все шаги в плане подготовки к запуску мы выполнили, и он должен был произойти без особых проблем.
– И как вы решили неувязки с поступившими платежами? – Что мы предприняли. Для того, чтобы снизить нагрузку на личный кабинет, и иметь возможность стабилизации, мы предоставили всем бесплатный доступ, по сути вернули абонентов в состояние тестовой эксплуатации. Чтобы быть справедливыми к тем, кто успел заплатить до 1 июня, и к тем, кто успел заплатить на 2 – 3 день работы, мы дали 10 дней бесплатно. Если человек заплатил свои 900 рублей, то в момент подключения эти деньги были списаны, но после 15 июня 300 руб. вернулись к нему на счет. Если кто-то подключался 8 июня, то до 8 числа он пользовался сетью бесплатно, а когда он подключался, мы ему возвращали деньги не за 10 дней, а за разницу дней между тем днем, когда он подключился и 10 числом. То есть все получили равные абсолютно условия. 11 июня мы провели массовую корректировку, и все пользователи увидели на своих счетах возвращенные деньги в том количестве, в котором должны были их увидеть.
– А недовольные остались? Отказывались ли люди от услуг Yota? – Безусловно были люди, которые отказались, и мы о них доподлинно знаем: для того, чтобы вернуть им деньги, им необходимо было прийти в офис обслуживания и написать заявление. Их было немного.
– Немного – сколько: десятки, сотни? – Меньше одной десятой процента от нашей абонентской базы.
– При базе порядка 60 000 абонентов? – У нас было около 77 000 подписчиков на 31 мая в Москве и Санкт-Петербурге. В Москве 57 000 человек, и в Питере около 23 000.
– А в Питере тоже был сбой? – Дело в том, что сбой был на сайте, который является единой точкой входа. Сбой произошел не во всей системе, биллинг у нас работал. Вернее сказать, что это был даже не сбой работы кабинета, как таковой, а он просто был недоступен от перегрузки.
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКСПАНСИЯ
– Скажите, сколько сейчас абонентов у вас в Уфе? – 4 числа мы объявили программу «Yota-чемпион» в Уфе. Мы раздали 500 модемов бесплатно и сейчас они тестируют нашу сеть, выполняют задания, которые мы даем им посредством закрытого сайта.
– Задания, связанные с тестированием покрытия? – Да, связанные с тестом покрытия, с качеством предоставления услуг. С их помощью мы составляем карту общественных заведений, где работает Yota: кафе, библиотек, например.
– А кто попадает к вам в тестеры? Журналисты, программисты, трендсеттеры, компьютерщики? – Мы выбрали несколько интересных для себя социальных групп. Это пресса, лидеры блогосферы, то есть лидеры общественного мнения, студенты, профессионалы. Мы ориентировались на людей, которые занимают старшие и средние менеджерские позиции в сфере услуг: консультантов, IT-консультантов и людей из сегмента творческих профессий. С 6 июля мы переходим на следующий этап в Уфе, когда любой человек сможет купить наше устройство и подключиться, но услуги мы будем предоставлять в тестовом режиме. На осень запланирован переход в коммерческую эксплуатацию.
– Какие планы на другие города России? – Мы сейчас активно строим сеть в Сочи и Краснодаре, на осень запланировано начало тестовой эксплуатации.
– Помнится, Денис Свердлов говорил еще о семи городах, где появится Yota... – Мы, безусловно, имеем региональную стратегию и осуществляем подготовительные шаги к выходу в другие города, но это пока подготовительные шаги. А строительство сетей в этих семи регионах мы начнем в 2010 г.
– И все же, какие города были выбраны? – Мы пока не расставили окончательные приоритеты, но очевидно, что мы будем ориентироваться на крупные хабы, столицы федеральных округов, крупные города. Думаю, не будет ни для кого удивительно, если мы начнем в 2010 г. строить сеть в Новосибирске, Челябинске и Екатеринбурге.
– Тогда почему вы выбрали Уфу, которая не столица и не хаб? – Когда мы думали о региональной стратегии, мы выбирали пилотный проект, на котором мы могли обкатать нашу бизнес-модель, выстроить процессы построения сети в других регионах. В Уфе у нас был такой оппортунистический подход применен: появился правильный человек, который обладал соответствующей экспертизой, связями, большой мотивацией и желанием этим заниматься. Он и стал директором нашего офиса в Уфе.
КАК ВЕРНУТЬ $170 МЛН
– Возвращаясь к этим $170 млн, о которых упоминал Свердлов, говоря о региональной экспансии: у вас даже в Москве 60 000 абонентов... – Около 65 000 сейчас.
– Тем не менее, скромная база. Около 1 000 рублей платит абонент в Москве, это около $2 млн выручки в месяц. Как собираетесь отбивать инвестиции? – Ну, мы же не собираемся останавливаться на 65 000 абонентах, у нас есть план по росту абонентской базы. Я сейчас не хочу озвучивать, какая цель у нас стоит на конец года, чтобы не возникло спекуляций о том, что Yota обещала что-то, и не сделала. Но могу дать ориентир, что в мае мы подключили 40 000 новых абонентов. В июне, когда мы перешли на тестовую эксплуатацию, особенно в последние дни месяца, мы, с точки зрения ежедневных подключений, вышли на показатели мая. Это означает, что в июле и в августе мы будем подключать 35 000 – 40 000 абонентов месяц.
В сентябре, думаю, мы будем подключать еще больше, поскольку начнется новый учебный год, который всегда характеризуется более активными продажами компьютерной техники. У нас к этому периоду должно появиться несколько моделей ноутбуков со встроенным WiMAX. Соответственно, мы ожидаем большее число подключений, и вы можете прикинуть, сколько у нас будет абонентов в конце года. Вообще выход на операционную самоокупаемость у нас планируется в октябре-ноябре 2009 г.
– Получается, база, сравнимая со «Скай Линком», то есть около 400 000 абонентов. А будет ли больше? Совершенно непонятно, чем же WiMAX предпочтительнее CDMA? Особенно, учитывая, что и телефон у вас только один, и Nokia от своего единственного устройства на WiMAX отказалась, а интереса к технологии у других вендоров не видно. – Давайте примем как данность, что люди по тем или иным причинам все же проявляют интерес к нашей технологии. Это статистический факт, что мы вышли на 35 000 подключений в месяц.
Теперь об устройствах. Если говорить о модемах, то, что вставляется в ноутбуки – это утилитарное устройство, и люди воспринимают его, как утилитарное устройство, поэтому иметь большой ассортимент устройств такого типа совершенно бессмысленно. Если «Скай Линк» им располагает, то с нашей точки зрения это не совсем понятная стратегия. Если говорить о ноутбуках. Давайте посмотрим, что сейчас происходит с 3G в России. Если обратить внимание на рекламные компании операторов «большой тройки», то что они сейчас продвигают? Они сейчас продвигают 3G-модемы. У меня есть теория, почему они это делают, несмотря на то, что телефонов с 3G очень много, каждый третий, если не второй, телефон поддерживает 3G. Операторы, по всей видимости, понимают, что в форм-факторе телефонов на 3G много не заработать. Потому что телефон маленький, маленький экран, потребности в скорости и передаче больших объемов данных телефон не создает. Поэтому операторы пришли к тому, что им интереснее всего 3G на ноутбуках и активно продвигают сценарий USB-модемов.
Мы тоже считаем, что с точки зрения мобильного broadband, то есть мобильного широкополосного доступа в интернет, ноутбуки или любые устройства с большим экраном, на котором активно можно отсматривать контент, наиболее интересны. Наша стратегия с точки зрения расширения ассортимента устройств направлена именно на ноутбуки. Мы хотим спрятать WiMAX внутрь ноутбука, потому что это реально изменит модель потребления, людям станет проще пользоваться мобильным интернетом. Если WiMAX встроен в ноутбук и программа прединсталлирована, то все, что нужно сделать – это открыть ноутбук и начать пользоваться. Тут немаловажным фактором успеха является то, что за WiMAX изначально строит компания Intel, у нее сейчас есть чипы, у которых с одной стороны Wi-Fi, с другой стороны WiMAX. Легким движением руки многие ноутбуки могут быть превращены в ноутбуки с WiMAX – производителю достаточно вставить туда такой чип и инсталлировать программное обеспечение. 22 апреля мы представили 31 модель ноутбуков с WiMAX. Сейчас доступно 11 моделей в Москве и Питере, к осени мы расширим линейку, около 20 моделей будут в продаже.
Что характерно, порог входа с точки зрения WiMAX-части для пользователя будет абсолютно нейтральным. Цена со встроенным WiMAX и без него совершенно одинакова. В этом принципиальное наше отличие от «Скай Линка» и 3G, которым это сделать очень сложно. 3G шествует по планете 9 лет, но вы в Москве не можете купить ни одного ноутбука со встроенным 3G (по данным «Яндекс.Маркет», впрочем, в Москве продаются 23 модели ноутбуков со встроенным 3G – Slon.ru).
ПЕРСПЕКТИВЫ WIMAX
– Поспешим заметить, что в США, на родине Intel, не очень активно продвигается WiMAX. Скажем, Apple, и та же Nokia, не торопятся его поддерживать.
– Не совсем правильно говорят, что Америка не развивает WiMAX. В Америке есть оператор ClearWare, который строит федеральную сеть WiMAX. Сейчас у них коммерческая эксплуатация в Балтиморе, Вашингтоне и Портленде, недавно они запустились в Лас-Вегасе и Атланте. В планах к концу 2010 г. запустить в коммерческую эксплуатацию, если не ошибаюсь, в 40 городах. Apple, при всем уважении к этой компании, в России контролирует очень незначительную долю рынка ноутбуков – наиболее «вкусный» сегмент с точки зрения мобильного широкополосного доступа. Ну и не будем забывать, что Apple анонсировал ноутбук для Кореи со встроенным WiMAX.
– Подождите, ведь там стандарт WiBro... – WiBro – по сути предыдущая версия WiMAX, с точки зрения чипа там разница небольшая. Apple, как правило, не анонсирует свои новые модели, но я не удивлюсь, если следующее поколение макбуков будет содержать встроенный WiMAX. C iPhone сложнее, поскольку Apple строит компьютеры на интеловской платформе и на интеловских чипах. Это значит, что с технологической точки зрения встроить WiMAX – это очень простой процесс, не требующий редизайна платформы. Лично мне появление WiMAX в макбуках кажется более вероятным, чем в iPhone. Если говорить о телефонах, то нас не поддерживает Nokia, но поддерживает Samsung – осенью мы анонсируем первый телефон Samsung с WiMAX. В России он занимает второе место и не сильно проигрывает Nokia. В Америке они сейчас занимают первое место по продажам телефонов, а зная пассионарность коллег из Samsung, может быть, «сделают» Nokia и в России.
– Чичваркина на рынке больше нет, так что, может, и не сделают. Но что вы будете делать, когда мобильные операторы, наконец, построят 3G, а через 3 – 4 года начнут внедрять LTE? У них ведь многомиллионные абонентские базы. – Если говорить о перспективе развертывания LTE, то есть миф, что разворачивать LTE – это просто сделать апргейд существующего оборудования оператора, что надо просто дойти до базовой станции, одну плату вытащить, а другую вставить. На самом деле нужны гораздо более серьезные движения. Но дело даже не в этом. Что такое WiMAX или 3G? Это технология передачи данных по воздуху с большой скоростью. Если говорить о массовом рынке, эта станция должна быть прикреплена к очень быстрой и высокопроизводительной сети. Если мы посмотрим, на чем операторы строят сети, например, в Питере, то это транспорт со скоростью 7 – 14 Мбит в секунду. Представьте, что мы подключаем станцию, которая может вещать со скоростью 100 Мбит в секунду на сеть скоростью 14 Мбит. Если пользователь будет один, он будет работать со скоростью 14 мегабит, но если их будет много, то, как ни странно, скорость у него будет сравнима с той, которую он имеет в GPRS или в EDGE.
Чтобы реализовать преимущества LTE, операторам придется вкладываться в сетевую инфраструктуру либо покупая компании, владеющие инфраструктурой, либо строить свою. Это очень серьезные вложения. Перед операторами сейчас стоит задача отбить вложения в 3G, так что принятие решений по строительству LTE может у них занять очень приличное время. У нас собственный транспорт. Мы в свое время строили сеть, которая обеспечивала бы работу миллиона абонентов. Чтобы подключить 900 базовых станций в Москве, каждую на 200 Мбит в секунду, нам нужна сеть производительностью 180 Мбит в секунду. Мы пытались арендовать сеть с такой производительностью, и это у нас не получилось – не потому что их нет в Москве, а потому что никто не был готов отдать нам такой большой кусок. Пришлось строить самим.
– Много ли качают пользователи на таких скоростях? – MbOU (среднемесячный объем трафика одного пользователя) в нашей сети сейчас 10,3 Гбайта. Это очень хороший показатель, для сравнения, у абонентов ADSL – это 8,8 Гбайт, у «Скай Линка» – 303 Мбайта.
– Известно, что Yota называет себя компанией продажи сервисов. Какую долю выручки составляет, например, продажа музыкального контента? – Трудно говорить о том, как долю приносит нам музыка, потому что оплата этого сервиса включена в тариф Mini. Им у нас пользуются примерно 85% наших абонентов. Почему мы пошли именно этим путем, интегрировав оплату музыки в обязательный платеж... Этот рынок в России несколько диковат, пользователи у нас вообще не привыкли платить за музыку, особенно те, кто имеет доступ к интернету. Поэтому мы приняли сначала наиболее безболезненную для пользователя модель, может быть позже перейдем к другим бизнес-моделям, например, к оплате отдельных композиций.
– А продаваемый контент – лицензионный, кстати говоря? – Даже не думайте! Разумеется, вся музыка лицензионная. У нас договор на продажу музыки с четырьмя главными зарубежными мейджорами. В России таких крупных мейджоров нет, и российских договоров у нас около 400.
http://slon.ru/articles/67757/