В ходе проверок установлено, что вышеуказанные организации используют РЭС – генераторы радиошума типа: «ЛГШ-503», ЛГШ-501» и ГШ-1000М без разрешения на использование радиочастот или радиочастотных каналов и без регистрации. При этом, владельцы генераторов радиошума (ГРШ) выражали уверенность, в том, что применяют их на законном основании, представляя сертификаты соответствия ГРШ требованиям нормативных документов в области защиты информации, выданные ФСТЭК России на основании результатов сертификационных испытаний.
Наличие сертификатов соответствия не достаточно для законного использования радиочастотного спектра, которое регулируется государством и осуществляется межведомственным коллегиальным органом по радиочастотам при федеральном органе исполнительной власти в области связи – государственной комиссией по радиочастотам (ГКРЧ).
В соответствии с п. 10 «Положения о порядке рассмотрения материалов, проведения экспертизы и принятия решения о выделении полос радиочастот для радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств», утвержденного решением ГКРЧ от 17.11.2007 № 07-22-03-001:
«Без соответствующих решений ГКРЧ, Минобороны России и ФСО России не допускается разработка, модернизация, производство и применение РЭС и ВЧУ, ввоз на территорию Российской Федерации РЭС и ВЧУ, а также принятие технических регламентов, национальных стандартов и правил применения, касающихся вопросов использования полос радиочастот РЭС и ВЧУ».
Обязательность выполнения требований ГКРЧ подтверждена п. 2.4 постановления Конституционного суда Российской Федерации от 28.02.2006 № 2-П:
«…государственная комиссия по радиочастотам является органом исполнительной власти, а ее решения в качестве межведомственного координационного органа, действующего при Министерстве информационных технологий и связи Российской Федерации, приобретают обязательный характер постольку, поскольку утверждаются данным полномочным федеральным органом исполнительной власти в области связи либо согласованным решением этого органа и других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти».
В настоящее время на территории Российской Федерации действует большое количество производителей ГРШ, в том числе с диапазоном радиочастот, превышающим 1000 МГц. Решением ГКРЧ от 28.11.2005 № 05-10-03-001 полоса радиочастот 0,1-1000 МГц выделена для разработки, производства, модернизации и применения на территории Российской Федерации генераторов радиошума гражданами Российской Федерации и российскими юридическими лицами без оформления отдельных решений ГКРЧ. Это общее решение ГКРЧ дает право производить ГРШ с диапазоном радиочастот 0,1-1000 МГц и использовать их после получения разрешения на использование радиочастот или радиочастотных каналов и регистрации.
В ходе проведенных проверок также установлено, что технические условия ТУ 6658-010-58356109-2007 на разработку ГРШ, использующих радиочастоты в диапазоне 0,1-2000 МГц, техническое и экспертное заключения производителям вышеуказанных ГРШ были выданы ФСТЭК России, при этом факт отсутствия соответствующего решения ГКРЧ на выделение полосы радиочастот выше 1000 МГц был проигнорирован. Это подтверждается наличием решения ГКРЧ от 11.12.2006 № 06-18-05-315 об отказе во внесении изменения в решение ГКРЧ от 28.11.2005 № 05-10-03-001 «О выделении полосы радиочастот 0,1-1000 МГц для генераторов радиошума, используемых в качестве средств защиты информации», которое было принято на основании рассмотрения обращения ФСТЭК России.
Данная ситуация сложилась в результате некорректных действий руководства ФСТЭК России, убедившего производителей ГРШ в возможности производства ГРШ, использующих радиочастоты в диапазоне 0,1-2000 МГц, без соответствующего решения ГКРЧ. Более того ФСТЭК России были выданы сертификаты соответствия на ГРШ такого типа без учета требований нормативных правовых актов в сфере связи.
Несмотря на то, что нормативными правовыми актами в сфере защиты информации требование «соблюдать другие законы Российской Федерации, в том числе Федеральный закон от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи», не предусмотрено, Конституция Российской Федерации обязывает этому каждого ее гражданина.
Исправить сложившуюся ситуацию может руководство ФСТЭК следующим образом:
1. Не разрабатывать и не выдавать технические задания на производство РЭС – ГРШ, использующих диапазон радиочастот выше 1000 МГц.
2. Не выдавать сертификаты соответствия на ГРШ, использующие диапазон радиочастот выше 1000 МГц.
3. Отозвать у производителей ГРШ технические задания на разработку и производство ГРШ, использующих диапазон радиочастот выше 1000 МГц.
4. Включить в текст сертификатов соответствия технических средств защиты информации, использующих радиочастотный спектр, требование о необходимости получения разрешения на использование радиочастот или радиочастотных каналов и регистрации этих технических средств, как РЭС.
В настоящее время в Управлении Роскомнадзора по Москве и Московской области на рассмотрении находится обращение ФСБ России с просьбой о проверке законности производства ГРШ с частотным диапазоном выше 1000 МГц («ГШ-1000У» и «ГШ-2500») предприятием ФГУП «Специальное конструкторское бюро института радиотехники и электроники Российской академии наук», расположенным в г. Фрязино Московской области.
Как решится вышеизложенная проблема покажет время.
А. Ридченко