ГКРЧ: роль и задачи в соответствии с новым ЗоСом
Добавлено: Пн 21 июн, 2004 12:22
Государственная комиссия по радиочастотам: роль и задачи в соответствии с новым ФЗ "О связи"
Эффективное регулирование использования радиочастотного спектра (РЧС) - одна из важнейших государственных задач, решаемая на основе юридических, административных, научных и технических процедур, обеспечивающих в сочетании с применением финансовых механизмов работу радиосредств различного назначения без взаимных помех. С ростом потребности н РЧС и увеличением объема международных требований по гармонизации его использования задача управления все более усложняется и требует непрерывного совершенствования по каждому из указанных направлений. В связи с этим возрастает и роль органов, ответственных за управление использованием спектра, в решении вопросов распределения полос радиочастот между службами для обеспечения их эффективной работы.
В принятом 7 июля 2003 г. и вступившем в силу 1 января 2004 г. Федеральном законе "О связи" (статьи 22-25) определены основы распределения и использования РЧС в РФ.
Актуальность включения этих статей в закон обусловили:
необходимость обеспечивать международно-правовую защиту отечественных радиослужб и национальных производителей радиоэлектронного оборудования в свете усиливающейся интеграции России в мировое сообщество и предстоящего ее вступления в ВТО;
изменение политических, экономических и социальных условий и формирование новых приоритетов (необходимость удовлетворения общественных потребностей в современных услугах связи) в развитии радиослужб страны;
технический прогресс в развитии средств радиосвязи и ускорение их внедрения во все сферы деятельности;
устойчивая тенденция к расширению категорий потребителей РЧС.
Законом установлено, что регулирование использования РЧС является исключительным правом государства и осуществляется межведомственным коллегиальным органом по радиочастотам (Государственной комиссией по радиочастотам, ГКРЧ) при федеральном органе исполнительной власти в области связи, обладающим всей полнотой полномочий ii области регулирования РЧС. Б состав ГКРЧ входят представители всех заинтересованных федеральных органов исполнительной власти.
Организационные и технические меры по обеспечению надлежащего использования радиочастот или радиочастотных каналов и соответствующих радиоэлектронных средств (1'ЭС) или высокочастотных устройств (ВЧУ) гражданского назначения во исполнение решений ГКРЧ осуществляет специально уполномоченная служба по обеспечению регулирования использования радиочастот и РЭС при федеральном органе исполнительной власти в области связи (радиочастотная служба).
В основу использования РЧС положены следующие концептуальные принципы закона:
разрешительный порядок доступа пользователей к РЧС;
сближение распределения полос радиочастот и условий их использования в РФ с международным распределением полос радиочастот;
право доступа всех пользователей к РЧС с учетом государственных приоритетов, в том числе обеспечения РЧС радиослужб РФ в целях обеспечения безопасности граж дан, президентской и правительственной связи, обороны страны и безопасности государства, правопорядка, экологической безопасности, предотвращения чрезвычайных ситуаций техногенного характера;
платность использования РЧС;
недопустимость бессрочного выделения полос радиочастот, присвоении радиочастот или радиочастотных каналов;
конверсия РЧС;
прозрачность и открытость процедур распределения и использования РЧС.
Кроме того, законом предусмотрены:
организация эффективного общегосударственного контроля выполнения установленных законодательством правил использования РЧС и условий выданных разрешений, а также оперативного выявления источников вредных помех с прекращением их работы;
установление ответственности потребителей РЧС за несанкционированное его использование или нарушение условий разрешения.
Средства связи и иные РЭС и ВЧУ, являющиеся источниками электромагнитного излучения, подлежат регистрации. Их перечень и порядок регистрации определяются Правительством РФ.
Распределение РЧС
Распределение РЧС осуществляется в соответствии с Таблицей распределения полос частот между радиослужбами РФ и Планом перспективного использования РЧС радиоэлектронными средствами, которые утверждаются Правительством и публикуются официально в установленном порядке. Эти документы должны пересматриваться соответственно не реже одного раза в 4 года а 10 лет. Один раз в два года ГКРЧ рассматривает предложения саморегулируемых организаций и операторов связи по их пересмотру.
Законодательно закреплены три категории полос радиочастот:
преимущественного пользования РЭС, используемыми для нужд государственного управления, в том числе президентской и правительственной связи, обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка;
преимущественного пользования РЭС гражданского назначения;
совместного пользования РЭС любого назначения.
Установлен финансовый источник обеспечения системы контроля использования радиочастот, конверсии РЧС и мероприятий по переводу действующих РЭС в другие полосы радиочастот в виде разовой и ежегодной платы за использование РЧС.
Определены права ГКРЧ, а также федеральных органов исполнительной власти в области связи, правительственной связи и информации, обороны по выделению полос радиочастот и присвоению (назначению) радиочастот или радиочастотных каналов в полосах радиочастот каждой из указанных категорий.
Следует подчеркнуть, что присвоение (назначение) радиочастоты или радиочастотного канала для РЭС гражданского назначения будет осуществляться федеральным органом исполнительной власти в области связи по заключению радиочастотной службы на основании заявлений граждан РФ или российских юридических лиц.
Выделение полосы и присвоение радиочастоты или радиочастотного канала будет осуществляться на 10 лет или на меньший заявленный срок.
Впервые в РФ на законодательном уровне определен перечень оснований, по которым может быть отказано в выделении полос или в присвоении радиочастот (радиочастотного канала) для РЭС гражданского назначения, а также прекращено действие разрешения на использование РЧС.
Порядок рассмотрения материалов и принятия решения о выделении полос и присвоении (назначении) радиочастот или радиочастотных каналов в пределах выделенных полос радиочастот устанавливается и публикуется ГКРЧ.
Решение ГКРЧ о выделении полосы радиочастот необходимо для получения лицензии, предусматривающей при оказании услуги связи использование РЧС. Если ГКРЧ установит, что доступный для оказания услуг связи РЧС ограничивает возможное число операторов на данной территории, лицензии будут выдаваться по результатам торгов (аукциона, конкурса).
Первоочередные мероприятия
Для введения в действие ФЗ "О связи" в части распределения и использования РЧС в ближайшее время должен быть выполнен ряд первоочередных мероприятий.
Предстоит разработать и представить на утверждение Правительства проекты предусмотренных законом постановлений: нового Положения о ГКРЧ; нового Положения о радиочастотной службе; Положения об оплате использования РЭС в РФ; Перечня РЭС и ВЧУ, подлежащих регистрации, и порядка их регистрации; Положения о порядке осуществления радиоконтроля.
Необходимо завершить корректировку Таблицы распределения полос частот между радиослужбами РФ и выполнить корректировку Плана перспективного использования РЧС радиоэлектронными средствами всех назначений, а затем представить эти документы на утверждение Правительства.
Намечено также провести корректировку ряда документов, вводимых в действие решениями ГКРЧ. Среди них Положение о порядке выделения полос радиочастот в РФ для РЭС всех назначений и ВЧУ и Положение о порядке назначения (присвоения) радиочастот в РФ, регламентирующие правила и процедуры взаимоотношений потенциальных и действующих пользователей РЧС с радиочастотными органами России и взаимодействия при этом радиочастотных служб и органов.
Кроме того, будет проведена корректировка Сводной потребности РФ в орбитах, точках стояния искусственных спутников (ИС) Земли и полосах частот для спутниковых систем на период до 2005 г., а также Положения о порядке проведения в РФ работ по заявлению, координации и регистрации в МСЭ частотных присвоений РЭС и разработка проекта решения ГКРЧ о пролонгации ранее принятых решений ГКРЧ и отмене решений ГКРЧ, утративших силу.
Большинство этих документов предстоит разработать и согласовать в предельно сжатые сроки - в конце этого или в первой половине следующего года.
Новое положение о ГКРЧ
Необходимость разработки нового Положения о ГКРЧ вызвана повышением ее статуса, а также прямым указанием в ФЗ "О связи" о включении в Положение порядка распределения радиочастот и порядка принятия комиссией решений. ГКРЧ должна быть преемницей тех задач, которые она выполняла и раньше. Однако, исходя из смысла и духа закона, в ее функции, видимо, следует включить:
формирование государственной политики в области распределения, использования РЧС, а также обеспечения электромагнитной совместимости (ЭМС) РЭС;
распределение орбитально-частотного ресурса в РФ;
разработку предложений и осуществление мероприятий по конверсии РЧС;
осуществление координации научно-технических исследований в области определения путей повышения эффективности использования РЧС и обеспечения ЭМС радиоэлектронных средств различного назначения.
Одна из основных задач - разработка и утверждение правил и процедур, регламентирующих порядок использования РЧС и обеспечения ЭМС радиоэлектронных средств.
Постановлением Правительства РФ № 346 от14.04.2000 для роста авторитета и действенности ГКРЧ уровень ее состава был повышен до руководителей (заместителей руководителей) федеральных органов исполнительной власти и организаций. Дальнейшего повышения роли ГКРЧ можно было бы достичь утверждением Правительством ее персонального состава.
Сейчас, при наличии законодательной базы, важно не допу-i стить ошибок при внедрении в стране экономических методов управления использованием РЧС - конкурсов, аукционов или стимулирующего взимания платы за спектр, препятствующего "замораживанию" дефицитных участков спектра и использованию устаревших и малоэффективных технологий.
Одним из условий эффективного использования РЧС, предотвращения радиопомех и нарушений является наличие и четкое функционирование государственной системы технического радиоконтроля излучений и инспекции РЭС.
В результате работы BKP-2003:
приняты положения Регламента радиосвязи, позволяющие обеспечить использование и развитие отечественных негеостационарных спутниковых систем типа "Молния" для связи северных территорий России;
обеспечены условия работы отечественной радионавигационной спутниковой системы ГЛОНАСС (с учетом возможности ее модификации) и получена дополнительная защита отечественных систем радиолокации и радионавигации, что создало условия для их перспективного развития;
созданы условия для широкого использования на глобальной основе устройств беспроводного радиодоступа в диапазоне частот 5 ГГц и перспективных систем фиксированной связи на высотных платформах, а также дешевых малых земных станций спутниковой связи, которые могут применяться в труднодоступныхрайонах России;
обеспечена международно-правовая защита функционирования действующих отечественных радиосистем различного назначения, сняты предпосылки их преждевременного вывода из занимаемых полос радиочастот и созданы благоприятные условия для перспективного внедрения в нашей стране передовых технологий на текущий и долгосрочный периоды;
удалось не допустить дополнительных распределений полос частот администрациям связи прибалтийских государств в полосах частот, где в ряде стран РСС на первичной основе работают службы радиовещания, радиолокации и воздушная подвижная. Принятие ВКР решений по таким дополнительным распределени ям могло бы привести к созданию помех действующим службам России и Белоруссии, что ограничило бы их развитие в будущем.
обеспечена комплексная защита действующих и планируемых отечественных систем как спутниковой связи, так и радиоастрономии и служб исследования Земли;
обеспечена защита в полосе частот 1518-1525 МГц систем воздушной телеметрии в странах, перечисленных в примечании 5.342, от помех со стороны введенной в эту полосу подвижной спутниковой службы.
Организация контроля за использованием РЧС
Организация контроля за соблюдением порядка использования РЧС возложена на ГКРЧ. Практическую работу по радиоконтролю в рамках своих полномочий по-прежнему будут осуществлять органы радиочастотной службы и федеральные органы исполнительной власти в области обороны, правительственной связи и информации, безопасности, охраны правопорядка.
Помимо совершенствования технической базы этой службы в ближайшее время будет детализирована правовая база, определяющая принципы осуществления и функции радиоконтроля, а также порядок взаимодействия органов радиоконтроля различных министерств и ведомств.
Работа по ведению учета охватывает практически все функции органов управления использованием РЧС и играет огромную роль в обеспечении эффективности национальной и международной координации, в контроле, разработке вопросов политики в данной сфере, расследовании случаев помех и разрешении спорных вопросов и финансовых проблем.
Процесс формирования компьютерных баз данных уже действует. Сегодня актуально решение вопросов их защиты и организации доступа к ним. В дальнейшем предстоит решить массу технических проблем.
В результате должна быть создана единая Государственная система управления использованием РЧС, включающая в себя подсистемы решения информационных и расчетных задач для обеспечения международно-правовой защиты частотных присвоений РЭС отечественных служб и экспертизы радиочастотных заявок.
Регулирование РЧС на международном уровне. ВКР-2003
На государственном уровне следует решать вопросы участия российских делегаций и специалистов в работе международных организаций, занимающихся проблемами распределения и использования РЧС, а также организации международно-правовой защиты отечественных РЭС. От результатов этой работы в конечном итоге будет зависеть судьба российских радиослужб.
До настоящего времени нам удавалось достаточно успешно отстаивать интересы РФ на международном уровне.
Однако при отсутствии адекватного финансирования успех проведения подобных мероприятий может оказаться под большим вопросом. Из-за задержки или несвоевременности осуществления координации частотных присвоений РЭС России может произойти потеря частотного ресурса для систем сухопутной подвижной радиосвязи в приграничных районах РФ. В результате зарубежные государства успевают скоординировать значительно большее число частотных присвоений, и доля России в количестве приобретаемых частот снижается.
Наиболее актуальная сегодня задача - обеспечение национальной безопасности в области распределения, использования и защиты орбитально-частотного ресурса спутниковых систем. Заявление и регистрация в МСЭ национальных спутниковых систем без практической реализации запусков космических аппаратов грозят аннулированием частотных присвоений РЭС этих сетей в Бюро радиосвязи в соответствии с Резолюцией 49 (Женева, 1997 г.). Вот почему необходимо своевременно проводить корректировку Сводной потребности РФ в орбитах, точках стояния ИС Земли и полосах частот для спутниковых систем.
Напомню, что решением ГКРЧ от 28.02.2002 (протокол № 16) "Об аннулировании в Бюро радиосвязи МСЭ заявок на спутниковые сети России, практическая реализация которых не планируется" уже определен перечень в составе 28 спутниковых сетей России, в отношении которых проведение работ по международно-правовой защите представляется нецелесообразным. В условиях финансовых ограничений это позволит Администрации связи России в дальнейшем сосредоточить основные усилия на решении первоочередных задач по международно-правовой защите орбитально-частотного ресурса РФ государственного назначения в интересах обеспечения президентской и правительственной связи, обороны, безопасности и охраны правопорядка.
* * *
Для успешного решения трудоемких, наукоемких, требующих значительных финансовых вложений задач в области РЧС необходимо четкое взаимодействие всех звеньев радиочастотных органов с привлечением широкого круга : операторов. Наряду с необходимостью дальнейшей либерализации и конкретизации процедур следует развивать принцип прозрачности и открытости принимаемых решений. Начало этой работе уже положено.
Автор: В. Шамотин
Источник: ИнформКурьер-СВЯЗЬ
Эффективное регулирование использования радиочастотного спектра (РЧС) - одна из важнейших государственных задач, решаемая на основе юридических, административных, научных и технических процедур, обеспечивающих в сочетании с применением финансовых механизмов работу радиосредств различного назначения без взаимных помех. С ростом потребности н РЧС и увеличением объема международных требований по гармонизации его использования задача управления все более усложняется и требует непрерывного совершенствования по каждому из указанных направлений. В связи с этим возрастает и роль органов, ответственных за управление использованием спектра, в решении вопросов распределения полос радиочастот между службами для обеспечения их эффективной работы.
В принятом 7 июля 2003 г. и вступившем в силу 1 января 2004 г. Федеральном законе "О связи" (статьи 22-25) определены основы распределения и использования РЧС в РФ.
Актуальность включения этих статей в закон обусловили:
необходимость обеспечивать международно-правовую защиту отечественных радиослужб и национальных производителей радиоэлектронного оборудования в свете усиливающейся интеграции России в мировое сообщество и предстоящего ее вступления в ВТО;
изменение политических, экономических и социальных условий и формирование новых приоритетов (необходимость удовлетворения общественных потребностей в современных услугах связи) в развитии радиослужб страны;
технический прогресс в развитии средств радиосвязи и ускорение их внедрения во все сферы деятельности;
устойчивая тенденция к расширению категорий потребителей РЧС.
Законом установлено, что регулирование использования РЧС является исключительным правом государства и осуществляется межведомственным коллегиальным органом по радиочастотам (Государственной комиссией по радиочастотам, ГКРЧ) при федеральном органе исполнительной власти в области связи, обладающим всей полнотой полномочий ii области регулирования РЧС. Б состав ГКРЧ входят представители всех заинтересованных федеральных органов исполнительной власти.
Организационные и технические меры по обеспечению надлежащего использования радиочастот или радиочастотных каналов и соответствующих радиоэлектронных средств (1'ЭС) или высокочастотных устройств (ВЧУ) гражданского назначения во исполнение решений ГКРЧ осуществляет специально уполномоченная служба по обеспечению регулирования использования радиочастот и РЭС при федеральном органе исполнительной власти в области связи (радиочастотная служба).
В основу использования РЧС положены следующие концептуальные принципы закона:
разрешительный порядок доступа пользователей к РЧС;
сближение распределения полос радиочастот и условий их использования в РФ с международным распределением полос радиочастот;
право доступа всех пользователей к РЧС с учетом государственных приоритетов, в том числе обеспечения РЧС радиослужб РФ в целях обеспечения безопасности граж дан, президентской и правительственной связи, обороны страны и безопасности государства, правопорядка, экологической безопасности, предотвращения чрезвычайных ситуаций техногенного характера;
платность использования РЧС;
недопустимость бессрочного выделения полос радиочастот, присвоении радиочастот или радиочастотных каналов;
конверсия РЧС;
прозрачность и открытость процедур распределения и использования РЧС.
Кроме того, законом предусмотрены:
организация эффективного общегосударственного контроля выполнения установленных законодательством правил использования РЧС и условий выданных разрешений, а также оперативного выявления источников вредных помех с прекращением их работы;
установление ответственности потребителей РЧС за несанкционированное его использование или нарушение условий разрешения.
Средства связи и иные РЭС и ВЧУ, являющиеся источниками электромагнитного излучения, подлежат регистрации. Их перечень и порядок регистрации определяются Правительством РФ.
Распределение РЧС
Распределение РЧС осуществляется в соответствии с Таблицей распределения полос частот между радиослужбами РФ и Планом перспективного использования РЧС радиоэлектронными средствами, которые утверждаются Правительством и публикуются официально в установленном порядке. Эти документы должны пересматриваться соответственно не реже одного раза в 4 года а 10 лет. Один раз в два года ГКРЧ рассматривает предложения саморегулируемых организаций и операторов связи по их пересмотру.
Законодательно закреплены три категории полос радиочастот:
преимущественного пользования РЭС, используемыми для нужд государственного управления, в том числе президентской и правительственной связи, обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка;
преимущественного пользования РЭС гражданского назначения;
совместного пользования РЭС любого назначения.
Установлен финансовый источник обеспечения системы контроля использования радиочастот, конверсии РЧС и мероприятий по переводу действующих РЭС в другие полосы радиочастот в виде разовой и ежегодной платы за использование РЧС.
Определены права ГКРЧ, а также федеральных органов исполнительной власти в области связи, правительственной связи и информации, обороны по выделению полос радиочастот и присвоению (назначению) радиочастот или радиочастотных каналов в полосах радиочастот каждой из указанных категорий.
Следует подчеркнуть, что присвоение (назначение) радиочастоты или радиочастотного канала для РЭС гражданского назначения будет осуществляться федеральным органом исполнительной власти в области связи по заключению радиочастотной службы на основании заявлений граждан РФ или российских юридических лиц.
Выделение полосы и присвоение радиочастоты или радиочастотного канала будет осуществляться на 10 лет или на меньший заявленный срок.
Впервые в РФ на законодательном уровне определен перечень оснований, по которым может быть отказано в выделении полос или в присвоении радиочастот (радиочастотного канала) для РЭС гражданского назначения, а также прекращено действие разрешения на использование РЧС.
Порядок рассмотрения материалов и принятия решения о выделении полос и присвоении (назначении) радиочастот или радиочастотных каналов в пределах выделенных полос радиочастот устанавливается и публикуется ГКРЧ.
Решение ГКРЧ о выделении полосы радиочастот необходимо для получения лицензии, предусматривающей при оказании услуги связи использование РЧС. Если ГКРЧ установит, что доступный для оказания услуг связи РЧС ограничивает возможное число операторов на данной территории, лицензии будут выдаваться по результатам торгов (аукциона, конкурса).
Первоочередные мероприятия
Для введения в действие ФЗ "О связи" в части распределения и использования РЧС в ближайшее время должен быть выполнен ряд первоочередных мероприятий.
Предстоит разработать и представить на утверждение Правительства проекты предусмотренных законом постановлений: нового Положения о ГКРЧ; нового Положения о радиочастотной службе; Положения об оплате использования РЭС в РФ; Перечня РЭС и ВЧУ, подлежащих регистрации, и порядка их регистрации; Положения о порядке осуществления радиоконтроля.
Необходимо завершить корректировку Таблицы распределения полос частот между радиослужбами РФ и выполнить корректировку Плана перспективного использования РЧС радиоэлектронными средствами всех назначений, а затем представить эти документы на утверждение Правительства.
Намечено также провести корректировку ряда документов, вводимых в действие решениями ГКРЧ. Среди них Положение о порядке выделения полос радиочастот в РФ для РЭС всех назначений и ВЧУ и Положение о порядке назначения (присвоения) радиочастот в РФ, регламентирующие правила и процедуры взаимоотношений потенциальных и действующих пользователей РЧС с радиочастотными органами России и взаимодействия при этом радиочастотных служб и органов.
Кроме того, будет проведена корректировка Сводной потребности РФ в орбитах, точках стояния искусственных спутников (ИС) Земли и полосах частот для спутниковых систем на период до 2005 г., а также Положения о порядке проведения в РФ работ по заявлению, координации и регистрации в МСЭ частотных присвоений РЭС и разработка проекта решения ГКРЧ о пролонгации ранее принятых решений ГКРЧ и отмене решений ГКРЧ, утративших силу.
Большинство этих документов предстоит разработать и согласовать в предельно сжатые сроки - в конце этого или в первой половине следующего года.
Новое положение о ГКРЧ
Необходимость разработки нового Положения о ГКРЧ вызвана повышением ее статуса, а также прямым указанием в ФЗ "О связи" о включении в Положение порядка распределения радиочастот и порядка принятия комиссией решений. ГКРЧ должна быть преемницей тех задач, которые она выполняла и раньше. Однако, исходя из смысла и духа закона, в ее функции, видимо, следует включить:
формирование государственной политики в области распределения, использования РЧС, а также обеспечения электромагнитной совместимости (ЭМС) РЭС;
распределение орбитально-частотного ресурса в РФ;
разработку предложений и осуществление мероприятий по конверсии РЧС;
осуществление координации научно-технических исследований в области определения путей повышения эффективности использования РЧС и обеспечения ЭМС радиоэлектронных средств различного назначения.
Одна из основных задач - разработка и утверждение правил и процедур, регламентирующих порядок использования РЧС и обеспечения ЭМС радиоэлектронных средств.
Постановлением Правительства РФ № 346 от14.04.2000 для роста авторитета и действенности ГКРЧ уровень ее состава был повышен до руководителей (заместителей руководителей) федеральных органов исполнительной власти и организаций. Дальнейшего повышения роли ГКРЧ можно было бы достичь утверждением Правительством ее персонального состава.
Сейчас, при наличии законодательной базы, важно не допу-i стить ошибок при внедрении в стране экономических методов управления использованием РЧС - конкурсов, аукционов или стимулирующего взимания платы за спектр, препятствующего "замораживанию" дефицитных участков спектра и использованию устаревших и малоэффективных технологий.
Одним из условий эффективного использования РЧС, предотвращения радиопомех и нарушений является наличие и четкое функционирование государственной системы технического радиоконтроля излучений и инспекции РЭС.
В результате работы BKP-2003:
приняты положения Регламента радиосвязи, позволяющие обеспечить использование и развитие отечественных негеостационарных спутниковых систем типа "Молния" для связи северных территорий России;
обеспечены условия работы отечественной радионавигационной спутниковой системы ГЛОНАСС (с учетом возможности ее модификации) и получена дополнительная защита отечественных систем радиолокации и радионавигации, что создало условия для их перспективного развития;
созданы условия для широкого использования на глобальной основе устройств беспроводного радиодоступа в диапазоне частот 5 ГГц и перспективных систем фиксированной связи на высотных платформах, а также дешевых малых земных станций спутниковой связи, которые могут применяться в труднодоступныхрайонах России;
обеспечена международно-правовая защита функционирования действующих отечественных радиосистем различного назначения, сняты предпосылки их преждевременного вывода из занимаемых полос радиочастот и созданы благоприятные условия для перспективного внедрения в нашей стране передовых технологий на текущий и долгосрочный периоды;
удалось не допустить дополнительных распределений полос частот администрациям связи прибалтийских государств в полосах частот, где в ряде стран РСС на первичной основе работают службы радиовещания, радиолокации и воздушная подвижная. Принятие ВКР решений по таким дополнительным распределени ям могло бы привести к созданию помех действующим службам России и Белоруссии, что ограничило бы их развитие в будущем.
обеспечена комплексная защита действующих и планируемых отечественных систем как спутниковой связи, так и радиоастрономии и служб исследования Земли;
обеспечена защита в полосе частот 1518-1525 МГц систем воздушной телеметрии в странах, перечисленных в примечании 5.342, от помех со стороны введенной в эту полосу подвижной спутниковой службы.
Организация контроля за использованием РЧС
Организация контроля за соблюдением порядка использования РЧС возложена на ГКРЧ. Практическую работу по радиоконтролю в рамках своих полномочий по-прежнему будут осуществлять органы радиочастотной службы и федеральные органы исполнительной власти в области обороны, правительственной связи и информации, безопасности, охраны правопорядка.
Помимо совершенствования технической базы этой службы в ближайшее время будет детализирована правовая база, определяющая принципы осуществления и функции радиоконтроля, а также порядок взаимодействия органов радиоконтроля различных министерств и ведомств.
Работа по ведению учета охватывает практически все функции органов управления использованием РЧС и играет огромную роль в обеспечении эффективности национальной и международной координации, в контроле, разработке вопросов политики в данной сфере, расследовании случаев помех и разрешении спорных вопросов и финансовых проблем.
Процесс формирования компьютерных баз данных уже действует. Сегодня актуально решение вопросов их защиты и организации доступа к ним. В дальнейшем предстоит решить массу технических проблем.
В результате должна быть создана единая Государственная система управления использованием РЧС, включающая в себя подсистемы решения информационных и расчетных задач для обеспечения международно-правовой защиты частотных присвоений РЭС отечественных служб и экспертизы радиочастотных заявок.
Регулирование РЧС на международном уровне. ВКР-2003
На государственном уровне следует решать вопросы участия российских делегаций и специалистов в работе международных организаций, занимающихся проблемами распределения и использования РЧС, а также организации международно-правовой защиты отечественных РЭС. От результатов этой работы в конечном итоге будет зависеть судьба российских радиослужб.
До настоящего времени нам удавалось достаточно успешно отстаивать интересы РФ на международном уровне.
Однако при отсутствии адекватного финансирования успех проведения подобных мероприятий может оказаться под большим вопросом. Из-за задержки или несвоевременности осуществления координации частотных присвоений РЭС России может произойти потеря частотного ресурса для систем сухопутной подвижной радиосвязи в приграничных районах РФ. В результате зарубежные государства успевают скоординировать значительно большее число частотных присвоений, и доля России в количестве приобретаемых частот снижается.
Наиболее актуальная сегодня задача - обеспечение национальной безопасности в области распределения, использования и защиты орбитально-частотного ресурса спутниковых систем. Заявление и регистрация в МСЭ национальных спутниковых систем без практической реализации запусков космических аппаратов грозят аннулированием частотных присвоений РЭС этих сетей в Бюро радиосвязи в соответствии с Резолюцией 49 (Женева, 1997 г.). Вот почему необходимо своевременно проводить корректировку Сводной потребности РФ в орбитах, точках стояния ИС Земли и полосах частот для спутниковых систем.
Напомню, что решением ГКРЧ от 28.02.2002 (протокол № 16) "Об аннулировании в Бюро радиосвязи МСЭ заявок на спутниковые сети России, практическая реализация которых не планируется" уже определен перечень в составе 28 спутниковых сетей России, в отношении которых проведение работ по международно-правовой защите представляется нецелесообразным. В условиях финансовых ограничений это позволит Администрации связи России в дальнейшем сосредоточить основные усилия на решении первоочередных задач по международно-правовой защите орбитально-частотного ресурса РФ государственного назначения в интересах обеспечения президентской и правительственной связи, обороны, безопасности и охраны правопорядка.
* * *
Для успешного решения трудоемких, наукоемких, требующих значительных финансовых вложений задач в области РЧС необходимо четкое взаимодействие всех звеньев радиочастотных органов с привлечением широкого круга : операторов. Наряду с необходимостью дальнейшей либерализации и конкретизации процедур следует развивать принцип прозрачности и открытости принимаемых решений. Начало этой работе уже положено.
Автор: В. Шамотин
Источник: ИнформКурьер-СВЯЗЬ