Заседание экспертного совета ФАС

Состоялось очередное заседание экспертного совета ФАС России по вопросам связи
6 апреля 2009 года состоялось очередное заседание экспертного совета Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) по вопросам связи.
Основной темой обсуждения на этом заседании стали вопросы взаимодействия между операторами связи, в том числе при заключении договоров о присоединении и межсетевом взаимодействии, межоператорских расчетов за взаимно предоставляемые услуги.
Были обсуждены различные точки зрения операторов фиксированной связи (ОАО «Связьинвест», ОАО «МГТС») и других операторов (ОАО «МТС», ЗАО «Синтерра», Ассоциация операторов электронной связи, Ассоциация региональных операторов связи) по вопросу заключения договоров присоединения сетей связи и внесения изменения в действующие договоры.
Также была представлена информация ФАС России по статистике нарушений в области связи (более 165 нарушений за 2008 год - второе место среди хозяйствующих субъектов) (см.таблицу). Были обсуждены особенности нарушений в операторских взаимодействиях между крупными и мелкими операторами (как правило, монопрофильными), а также между крупными операторами, конкурирующими между собой по широкому спектру услуг. Было отмечено, что разбирательства в ФАС России является результативным, особенно с учетом применения системы оборотных штрафов.
По просьбе участников заседание было решено направить разъяснения ФАС России о рассмотрении типовых обращений операторов связи о нарушении Федерального закона «О защите конкуренции» в территориальные органы ФАС России.
Также было отмечено, что кардинальному улучшению ситуации будет способствовать принятие Правил недискриминационного доступа, текст которых был разработан с участием членов Экспертного совета и одобренный Экспертным советом на заседании в июле 2008 года. Участники заседания Экспертного совета были проинформированы о ходе согласования правил недискриминационного доступа к услугам общедоступной электросвязи и инфраструктуре электросвязи. Членам экспертного совета будет направлена последняя, доработанная с учетом замечаний органов власти версия.
Кроме того, была отмечена важность выработки «правил игры», в том числе рекомендаций по политике взаиморасчетов бизнес-сообществом. Отмечено, что любые формы взаимодействия в этом направлении (от экспертных советов до саморегулируемых органов) будут полезны.
Члены экспертного совета также отметили, что операторам связи присваиваются различные статусы, такие как «существенный оператор связи», «субъект естественных монополий», «хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение», влекущие наложение на них обязательств. В связи с этим, было отмечено, что в мировой практике принято налагать обязанности на хозяйствующий субъект лишь в случаях, если они обладают рыночной властью или другими словами - занимают на соответствующем рынке доминирующее положение. Поэтому предлагается отраслевое законодательство привести в соответствии с базовым антимонопольным законодательством. В частности, определять понятие «субъекта естественных монополий» через доминирующее положение на рынке в установленных законом сферах деятельности, с учетом того факта, что доминирующее положение возникает/усиливается посредством владения объектами инфраструктуры. ФАС проинформировал членов Экспертного совета, что подобные изменения готовятся в рамках предлагаемой концепции изменений в закон «О естественных монополиях». Также целесообразно отказаться от понятия «существенного оператора», используя при необходимости понятие «доминирующее положение на соответствующем рынке».
Вторым вопросом повестки дня стала тема размещения средств связи на сооружениях, находящихся в государственной и муниципальной собственности.
Как было отмечено членами Экспертного совета операторы связи, имеющие намерение разместить свое оборудование связи на объектах, находящихся в государственной и муниципальной собственности, сталкиваются с существенными проблемами. Как правило, для размещения такого оборудования требуется получение в пользование незначительных площадей, 10 - 20 кв. м. Собственники (лица владеющие имуществом на законом основании) не выражают желания проводить в данном случае конкурсы, предусмотренные статьей 17.1. ФЗ «О защите конкуренции», так как затраты на проведение таких конкурсов существенно превышают возможный доход от пользования данных площадей.
При этом государственное и муниципальное имущество не является ограниченным ресурсом в подавляющем большинстве случаев. Лишь в очень ограниченном количестве случаев по некоторым имущественным комплексам (высотные башни и т.п.) могут в условиях ограниченных технических возможностей на размещение на одних и тех же площадях могут претендовать несколько операторов связи. По мнению членов Экспертного совета антимонопольный контроль в этом случае может быть обеспечен в режиме контроля государственной помощи (преференций), урегулированный другими нормами ФЗ «О защите конкуренции».
По результатам обсуждения Экспертный совет принял решение подготовить и направить в ФАС России предложения по внесению изменений в статью 17.1. Федерального закона «О защите конкуренции» в части предоставления изъятия для случаев предоставления объектов государственного муниципального имущества под размещение средств связи.
Председатель Экспертного совета - заместитель Руководителя ФАС России А.Н. Голомолзин - проинформировал членов Экспертного совета о начале деятельности еще одного экспертного совета при ФАС России - по развитию конкуренции в области информационных технологий и о возможности участия в его работе, в частности по вопросу развития конкуренции на рынке предоставления доступа к сети Интернет, а также по вопросу усовершенствования процедур торгов при размещении госзаказа на информационные и телекоммуникационные услуги .Это предложение было поддержано. (Статистика нарушений по связи) http://www.fas.gov.ru/files/23303/dela.doc
Пресс-служба ФАС России
8 апреля 2009 12:22
6 апреля 2009 года состоялось очередное заседание экспертного совета Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) по вопросам связи.
Основной темой обсуждения на этом заседании стали вопросы взаимодействия между операторами связи, в том числе при заключении договоров о присоединении и межсетевом взаимодействии, межоператорских расчетов за взаимно предоставляемые услуги.
Были обсуждены различные точки зрения операторов фиксированной связи (ОАО «Связьинвест», ОАО «МГТС») и других операторов (ОАО «МТС», ЗАО «Синтерра», Ассоциация операторов электронной связи, Ассоциация региональных операторов связи) по вопросу заключения договоров присоединения сетей связи и внесения изменения в действующие договоры.
Также была представлена информация ФАС России по статистике нарушений в области связи (более 165 нарушений за 2008 год - второе место среди хозяйствующих субъектов) (см.таблицу). Были обсуждены особенности нарушений в операторских взаимодействиях между крупными и мелкими операторами (как правило, монопрофильными), а также между крупными операторами, конкурирующими между собой по широкому спектру услуг. Было отмечено, что разбирательства в ФАС России является результативным, особенно с учетом применения системы оборотных штрафов.
По просьбе участников заседание было решено направить разъяснения ФАС России о рассмотрении типовых обращений операторов связи о нарушении Федерального закона «О защите конкуренции» в территориальные органы ФАС России.
Также было отмечено, что кардинальному улучшению ситуации будет способствовать принятие Правил недискриминационного доступа, текст которых был разработан с участием членов Экспертного совета и одобренный Экспертным советом на заседании в июле 2008 года. Участники заседания Экспертного совета были проинформированы о ходе согласования правил недискриминационного доступа к услугам общедоступной электросвязи и инфраструктуре электросвязи. Членам экспертного совета будет направлена последняя, доработанная с учетом замечаний органов власти версия.
Кроме того, была отмечена важность выработки «правил игры», в том числе рекомендаций по политике взаиморасчетов бизнес-сообществом. Отмечено, что любые формы взаимодействия в этом направлении (от экспертных советов до саморегулируемых органов) будут полезны.
Члены экспертного совета также отметили, что операторам связи присваиваются различные статусы, такие как «существенный оператор связи», «субъект естественных монополий», «хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение», влекущие наложение на них обязательств. В связи с этим, было отмечено, что в мировой практике принято налагать обязанности на хозяйствующий субъект лишь в случаях, если они обладают рыночной властью или другими словами - занимают на соответствующем рынке доминирующее положение. Поэтому предлагается отраслевое законодательство привести в соответствии с базовым антимонопольным законодательством. В частности, определять понятие «субъекта естественных монополий» через доминирующее положение на рынке в установленных законом сферах деятельности, с учетом того факта, что доминирующее положение возникает/усиливается посредством владения объектами инфраструктуры. ФАС проинформировал членов Экспертного совета, что подобные изменения готовятся в рамках предлагаемой концепции изменений в закон «О естественных монополиях». Также целесообразно отказаться от понятия «существенного оператора», используя при необходимости понятие «доминирующее положение на соответствующем рынке».
Вторым вопросом повестки дня стала тема размещения средств связи на сооружениях, находящихся в государственной и муниципальной собственности.
Как было отмечено членами Экспертного совета операторы связи, имеющие намерение разместить свое оборудование связи на объектах, находящихся в государственной и муниципальной собственности, сталкиваются с существенными проблемами. Как правило, для размещения такого оборудования требуется получение в пользование незначительных площадей, 10 - 20 кв. м. Собственники (лица владеющие имуществом на законом основании) не выражают желания проводить в данном случае конкурсы, предусмотренные статьей 17.1. ФЗ «О защите конкуренции», так как затраты на проведение таких конкурсов существенно превышают возможный доход от пользования данных площадей.
При этом государственное и муниципальное имущество не является ограниченным ресурсом в подавляющем большинстве случаев. Лишь в очень ограниченном количестве случаев по некоторым имущественным комплексам (высотные башни и т.п.) могут в условиях ограниченных технических возможностей на размещение на одних и тех же площадях могут претендовать несколько операторов связи. По мнению членов Экспертного совета антимонопольный контроль в этом случае может быть обеспечен в режиме контроля государственной помощи (преференций), урегулированный другими нормами ФЗ «О защите конкуренции».
По результатам обсуждения Экспертный совет принял решение подготовить и направить в ФАС России предложения по внесению изменений в статью 17.1. Федерального закона «О защите конкуренции» в части предоставления изъятия для случаев предоставления объектов государственного муниципального имущества под размещение средств связи.
Председатель Экспертного совета - заместитель Руководителя ФАС России А.Н. Голомолзин - проинформировал членов Экспертного совета о начале деятельности еще одного экспертного совета при ФАС России - по развитию конкуренции в области информационных технологий и о возможности участия в его работе, в частности по вопросу развития конкуренции на рынке предоставления доступа к сети Интернет, а также по вопросу усовершенствования процедур торгов при размещении госзаказа на информационные и телекоммуникационные услуги .Это предложение было поддержано. (Статистика нарушений по связи) http://www.fas.gov.ru/files/23303/dela.doc
Пресс-служба ФАС России
8 апреля 2009 12:22