Интернет - это СМИ?

Обсуждение юридических тонкостей при заключении Договоров.
Вопросы присоединения и взаимодействия.
Толкование нормативно-правовых актов.
Andrei
Форумчанин
 
Сообщения:
6781
Зарегистрирован:
14 окт 2003

Благодарил (а): 31 раз.
Поблагодарили: 345 раз.

Интернет - это СМИ?

Сообщение:#1  Сообщение Andrei » Сб 23 окт, 2004 18:07 »

Является ли интернет средством массовой информации?
Конкретная ситуация такова. В договоре на оказание услуг связи написано, что оператор обязан уведомить абонента об изменении тарифов не менее, чем за 10 дней через средства массовой информации. Оператор утверждает, что публикация сообщения об изменении тарифов на его сайте - это информирование через СМИ. Прав ли он?

Антон Богатов
Форумчанин
 
Сообщения:
12856
Зарегистрирован:
14 апр 2004

Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 1 раз.

Сообщение:#2  Сообщение Антон Богатов » Сб 23 окт, 2004 22:17 »

Интернет - это совокупность сетей связи, а не СМИ. Типография не является газетой :)
Если в договоре прямо укзаано, что оператор уведомляет через сайт оператора и приведен урл этого сайта - все ОК.

Сайт является СМИ, если редакция получила свидетельство о регистрации в качестве СМИ, но даже в этом случае публикация на сайте не признается надлежащим уведомлением, если сайт специально не указан в договоре.

Lighter

 

Сообщение:#3  Сообщение Lighter » Вс 24 окт, 2004 00:46 »

Оператор утверждает, что публикация сообщения об изменении тарифов на его сайте - это информирование через СМИ. Прав ли он?


Если в договоре прямо укзаано, что оператор уведомляет через сайт оператора и приведен урл этого сайта - все ОК.


Угу.

Andrei
Форумчанин
 
Сообщения:
6781
Зарегистрирован:
14 окт 2003

Благодарил (а): 31 раз.
Поблагодарили: 345 раз.

Сообщение:#4  Сообщение Andrei » Пн 25 окт, 2004 05:42 »

А если заглянуть в Закон РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-I "О средствах массовой информации":
Статья 2. Средства массовой информации. Основные понятия
Для целей настоящего Закона:
<...>
под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации;

По этому определению интернет является "иной формой периодического распространения".

Хотя тут же можно посмотреть еще одно определение:
"под распространением продукции средства массовой информации понимается продажа (подписка, доставка, раздача) периодических печатных изданий, аудио- или видеозаписей программ, трансляция радио-, телепрограмм (вещание), демонстрация кинохроникальных программ;"
Под это определение интернет вроде уже никак не подведешь?

Антон Богатов
Форумчанин
 
Сообщения:
12856
Зарегистрирован:
14 апр 2004

Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 1 раз.

Сообщение:#5  Сообщение Антон Богатов » Пн 25 окт, 2004 11:16 »

Не подведешь, потому что инициатива ознакомления с информационным ресурсом в Интернет принадлежит пользователю. Грубо говоря, не знаешь УРЛ - не ознакомишься с его содержанием.
Телефонная справочная тоже не является СМИ.

Erlang
Автор
 
Сообщения:
46039
Изображения: 67
Зарегистрирован:
11 июл 2003
Откуда:
Москва

Благодарил (а): 1459 раз.
Поблагодарили: 641 раз.

Сообщение:#6  Сообщение Erlang » Чт 15 фев, 2007 19:50 »

Россия: оштрафован еще один сайт

Решением мирового судьи оштрафован владелец сайта издания «Зырянская жизнь». Причиной этого послужило отсутствие регистрации в качестве СМИ.

Такое решение приняла судья Кутузовского судебного участка г. Сыктывкар Галина Маркова. За отсутствие регистрации в качестве СМИ на 20 тысяч рублей оштрафована компания «Курсив», владелец сайта издания — http://www.zyryane.ru. По определению суда, «Зырянская жизнь» является не просто сайтом, а электронным периодическим печатным изданием, которое, согласно закону, обязано пройти регистрацию в Беломорском управлении Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия, сообщает «Комиинформ». Последнее ведомство и инициировало возбуждение дела об административном правонарушении.
Как сообщал CNews, в прокуратуре республики Коми также надеются, что суд вынесет решение о закрытии сайта. 20 февраля в Сыктывкарском городском федеральном суде пройдет первое заседание по рассмотрению иска Беломорского управления Росохранкультуры к тому же ООО «Курсив», в котором чиновники просят прекратить деятельность газеты «Зырянская жизнь». Аргументом для искового требования служит националистический характер статьи под заголовком «Жид — он и в Африке жид», опубликованной на сайте издания.

Газета «Зырянская жизнь» выходила в бумажном виде до мая прошлого года, затем ее выпуск был прекращен. По некоторым данным, издание столкнулось с проблемами из-за недостаточного финансирования, а также из-за публикаций якобы фашистского и националистического содержания. С конца декабря 2006 года прекратилось обновление сайта zyryane.ru. В сообщении на ресурсе говорится: «Из-за отсутствия средств мы вынуждены приостановить информационное обновление сайта. Надеемся, что не на всю оставшуюся жизнь».

Дело «Зырянской жизни» — не первая попытка наказать сайт общественно-политического издания из-за отсутствия регистрации в качестве СМИ. Напомним, что мировой судья г. Абакан решил оштрафовать и конфисковать сайт местного делового и общественно-политического интернет-журнала «Новый фокус» по аналогичной причине. Впоследствии это решение было обжаловано, и помощник прокурора Хакасии не смогла объяснить суду, что такое «конфискация сайта». В конце концов суд вынес окончательное решение о невозможности конфискации сайта «Нового фокуса», обязав при этом зарегистрировать его в качестве СМИ.

Действующий закон «О СМИ», регулирующий вопросы регистрации средств массовой информации, был издан еще в 1991 году. По мнению экспертов, несмотря на неоднократные изменения, документ в целом ориентирован на экономические и технические реалии 15-летней давности. Неудивительно, что он плохо подходит для регулирования современных отношений в области распространения информации.

Закон о СМИ «не знает» такого вида средств массовой информации, как сайты в Сети. Вместе с тем, нельзя отрицать, что в современной действительности интернет является одним из наиболее влиятельных средств распространения информации, и отказ от правового регулирования этой сферы был бы неправильным. «Регистрация сайтов в качестве СМИ осуществляется на добровольной основе. Вполне понятно и стремление распространить требование об обязательной регистрации тех сайтов, которые, по сути, являются СМИ, — говорит Татьяна Никифорова, юрист практики по правовой защите ИС, ИТ и массовых коммуникаций юрфирмы Beiten Burkhardt. — Владельцы сайтов зачастую используют неопределенность правового статуса сетевых информационных ресурсов для того, чтобы избежать ответственности, которая в аналогичных случаях возлагалась бы на СМИ. Речь в данном случае может идти о нарушении авторских прав, о распространении сведений, не соответствующих действительности, о публикации сообщений противоправного содержания и т.д.».

В этой связи попытки с помощью судебной практики «залатать» законодательные бреши представляют большой интерес, считает Татьяна Никифорова. В ходе судебного разбирательства по делу о сайте «Новый фокус» была сформирована позиция, согласно которой, если деятельность сетевого информационного ресурса удовлетворяет критериям отнесения к СМИ, то такой информационный ресурс должен пройти соответствующую регистрацию. Данная позиция была поддержана уже в двух судебных инстанциях и, по всей видимости, имеет шансы на поддержку и в вышестоящих инстанциях. Однако, по мнению юриста, одно или два судебных дела еще не свидетельствуют о сложившейся практике. Например, неоднозначным является понятие «тираж средства массовой информации» применительно к информации, размещенной на сайте в интернете.

Что касается административной ответственности за выпуск незарегистрированных СМИ, то согласно нормам статьи 13.21 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП), юридические лица должны платить штраф до 30 тыс. руб с конфискацией предмета административного правонарушения. Однако непонятно, как можно «конфисковать предмет административного правонарушения» в том случае, если это сайт. В деле против «Зырянской жизни» прокуратура, помимо административного штрафа, требовала закрытия сайта. Однако в КоАП такой вид наказания, как приостановление деятельности, за данное правонарушение не предусмотрен.

Адрес статьи: http://www.cnews.ru/news/top/index.shtm ... /14/235908

Trident
Форумчанин
 
Сообщения:
63
Зарегистрирован:
09 янв 2007
Откуда:
Санкт-Петербург

Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 0 раз.

Сообщение:#7  Сообщение Trident » Пт 16 фев, 2007 09:52 »

В свое время детально исследовал данный вопрос.
Конечно, в Законе о СМИ не найдешь иднозначности подходов к регулированию размещения информации в сетях электросвязи и итогового безупречного решения.
Н-мер, в отличие от периодических печатных изданий, радио-, теле-, видеопрограмм, кинохроникальная программ у сайта может отсутствовать название и не иметься строгой периодичности распространения. Территория распространения информации, размещённой на сайте, не имеет каких-либо географических или правовых ограничений. Между тем применение положений ст. 8 Закона о СМИ, регулирующих порядок регистрации средства массовой информации, поставлено в зависимость от территории распространения продукции средства массовой информации. Не соответствуют природе сайта понятия «тираж» или «часть тиража», поскольку подключение любого нового персонального компьютера или иного пользовательского оборудования к сети связи, к которой подключён сервер с записанным в его памяти информационным ресурсом, обеспечивает новую возможность доступа к информации, размещенной на сайте.

Но в целом, отрицать то, что правовой режим СМИ распространяется на общедоступные сайты в сети Интернет, с мой точки зрения, нельзя.

См. судебную практику (наиболее интересные по данному вопросу судебные акты):
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 17 октября 2003 г. N А41-К1-19055/02
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 30 апреля 2004 г. N А 56-9577/03.

В соответствии с п.7 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 февраля 2005 г. N 3 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц» судам следует иметь в виду, что в случае, если не соответствующие действительности порочащие сведения были размещены в сети Интернет на информационном ресурсе, зарегистрированном в установленном законом порядке в качестве средства массовой информации, при рассмотрении иска о защите чести, достоинства и деловой репутации необходимо руководствоваться нормами, относящимися к средствам массовой информации.
Анализ постановления Пленума позволяет предположить, что выводы Верховного Суда РФ не противоречат позиции, высказанной в постановлении от 17 октября 2003 г. N А41-К1-19055/02, в соответствии с которым привлечение к ответственности лица – владельца информационного ресурса, размещенного в сети Интернет, не обуславливается фактом регистрации сайта в качестве средства массовой информации.

Н-рая литература по данному вопросу:
Терещенко Л. Глобальная сеть: пробелы в праве. // Российская юстиция – 2000. № 2 – С. 49–50.; Демьянова К. Интернет – средство массовой информации? // Законодательство – 2000. № 9. – С. 45-48.; Правовые аспекты использования Интернет-технологий / под ред. А.С. Кемрадж, Д.В. Головерова – М.: Книжный мир, 2002 – 19-24 с.; Наумов В.Б. Указ. соч. – С. 69-95; Серго А.Г Взгляд изнутри // эж-ЮРИСТ – 2002. № 14 – С. 6; Серго А.Г. Интернет и право. – М.: Бестселлер, 2003. – С. 101–111.; Рассолов И.М. Указ. соч. – С. 55; Серго А.Г. Неопределённый сайт // эж-ЮРИСТ – 2004. № 1 – С. 8; Шириков А. Ограничьте доступ // эж-ЮРИСТ – 2004. № 32 – С. 12; Шириков А. Кто писал – не знаю, за то и отвечаю // эж-ЮРИСТ – 2005. № 12 – С. 12; Шириков А. Сайты-двойники: как с ними бороться // эж-ЮРИСТ – 2004. № 39 – С. 12; Калятин В.О. Право в сфере Интернета. – М.: Норма, 2004. – С. 177-188; Копылов В.А. Информационное право: Учебник. – М.: Юристъ, 2002.– С. 319-323; Дмитрик Н.А. Осуществление субъективных гражданских прав с использованием сети Интернет. – 144-146 с.

Trident
Форумчанин
 
Сообщения:
63
Зарегистрирован:
09 янв 2007
Откуда:
Санкт-Петербург

Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 0 раз.

Сообщение:#8  Сообщение Trident » Пт 16 фев, 2007 10:00 »

Независимый консультант писал(а):Интернет - это совокупность сетей связи, а не СМИ.


Исходя из того, что почерпнул при изучении вышеперечисленных материалов, не вполне соогласен со столь однозначным выводом Антона.

проходил мимо

 

Сообщение:#9  Сообщение проходил мимо » Пт 16 фев, 2007 10:11 »

Trident писал(а):
Независимый консультант писал(а):Интернет - это совокупность сетей связи, а не СМИ.


Исходя из того, что почерпнул при изучении вышеперечисленных материалов, не вполне соогласен со столь однозначным выводом Антона.

Согласен с Антоном.
Надо различать Интернет вообще и конкретный сайт в частности.

Судебная практика не подтверждает, что Интернет - это СМИ.
Пример - ни один судья не примет в качестве доказательства информацию, распечатанную с сайта.

Но если удастся подтвердить факт размещения информции (например, нотариально), то это будет доказательством.

Если рассматривать частное в Интернет - сайт, то он является СМИ. ессли зарегистрирован Росохранкультура как ЭЛЕКТРОННОЕ СМИ.

Trident
Форумчанин
 
Сообщения:
63
Зарегистрирован:
09 янв 2007
Откуда:
Санкт-Петербург

Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 0 раз.

Сообщение:#10  Сообщение Trident » Пт 16 фев, 2007 10:57 »

Дмитрий писал(а):Судебная практика не подтверждает, что Интернет - это СМИ.


Предлагаю посмотреть судебную практику, которую привел выше.
У Вас есть другая - приводите, с удовольствием почитаю.
Это было бы интересно!

Дмитрий писал(а):Пример - ни один судья не примет в качестве доказательства информацию, распечатанную с сайта.

Но если удастся подтвердить факт размещения информции (например, нотариально), то это будет доказательством.


Вопрос судебных доказательств и доказывания - это СОВЕРШЕННО другой предмет. Это - процессуальное право, которое изначально не решает вопросов материального . Мы в данном топике обсуждаем именно вопрос материального права: Интернет квалифицировать как СМИ или нет.

Дмитрий писал(а):Если рассматривать частное в Интернет - сайт, то он является СМИ. ессли зарегистрирован Росохранкультура как ЭЛЕКТРОННОЕ СМИ.


Опять-таки предлагаю обратиться к Закону о СМИ и судебной практике. Ну и к литературе, которой - много.

проходил мимо

 

Сообщение:#11  Сообщение проходил мимо » Пт 16 фев, 2007 11:37 »

Trident писал(а):
Дмитрий писал(а):Судебная практика не подтверждает, что Интернет - это СМИ.


Предлагаю посмотреть судебную практику, которую привел выше.
У Вас есть другая - приводите, с удовольствием почитаю.
Это было бы интересно!

Дмитрий писал(а):Пример - ни один судья не примет в качестве доказательства информацию, распечатанную с сайта.

Но если удастся подтвердить факт размещения информции (например, нотариально), то это будет доказательством.


Вопрос судебных доказательств и доказывания - это СОВЕРШЕННО другой предмет. Это - процессуальное право, которое изначально не решает вопросов материального . Мы в данном топике обсуждаем именно вопрос материального права: Интернет квалифицировать как СМИ или нет.

Дмитрий писал(а):Если рассматривать частное в Интернет - сайт, то он является СМИ? если зарегистрирован Росохранкультура как ЭЛЕКТРОННОЕ СМИ.


Опять-таки предлагаю обратиться к Закону о СМИ и судебной практике. Ну и к литературе, которой - много.


Правовое поле инетрнет практически не регулирует, да и не может в силу природы Интернета. На счет книг, - я тоже писатель, кандидатскую защитил. Но писательство- это одно, а практика - совершенно другое.

Указанную Вами суд. практику смотрел и увидел:
1) ВС подтверждает мою точку зрения,
2) в постановлении ФАС СЗО А56-9577/03 не увидел, являлся ли сайт СМИ или нет.Возможно, что являлся, поэтому обязали опровержение написать.
3) ФАС МО указал не то, что Вы написали, а : "Удовлетворяя исковые требования, суд обеих инстанций пришел к выводу о том, что сведения, указанные в исковом заявлении, являются порочащими деловую репутацию истца; отсутствие у ответчика статуса средства массовой информации в силу пункта 1 статьи 152 Гражданского кодекса Российской Федерации не может освобождать его от ответственности за распространение порочащих сведений, принимая во внимание, что возможность размещения таких сведений на сайте http://www.metaltorg.ru является следствием создания ответчиком как владельцем (администратором) этого интернет-сайта соответствующих технологических условий.
Подчеркиваю! отсутствие статуса СМИ!!!

Более того ТЕМА: является ли сайт - СМИ.
Ответ: статус СМИ можно получить, только зарегистрировавшись!

Фактически вы спорите: является ли Интернет публичной сферой
А это не совсем заданная тема.

Кстати доказательство и доказывание связано непосредственно с материальным правом: нет матер права - нет доказательства

Антон Богатов
Форумчанин
 
Сообщения:
12856
Зарегистрирован:
14 апр 2004

Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 1 раз.

Сообщение:#12  Сообщение Антон Богатов » Пт 16 фев, 2007 11:55 »

Абстрактные рассуждения на данную тему приводят нас к необходимости определить понятие "Интернет". К сожалению, законодатель такого определения не дал.
Исходя из презумпции невиновности, решение суда выглядит весьма странным, поскольку неустранимые сомнения должны толковаться в пользу лица, привлекаемого к ответственности.
Впрочем, данная норма фактически давно не действует в России...

Trident
Форумчанин
 
Сообщения:
63
Зарегистрирован:
09 янв 2007
Откуда:
Санкт-Петербург

Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 0 раз.

Сообщение:#13  Сообщение Trident » Пт 16 фев, 2007 15:12 »

Дмитрий писал(а):На счет книг, - я тоже писатель, кандидатскую защитил. Но писательство- это одно, а практика - совершенно другое.


Если честно, не понял, к чему это сказано.
Надеюсь, это не следует рассматривать как утверждение,
что все перечисленные авторы - просто писатели-литераторы, а с практикой, т.е. критерием истины, имеете дело только Вы? Уверен, что это не так, и Вы имели ввиду что-то другое.

Дмитрий писал(а):Фактически вы спорите: является ли Интернет публичной сферой
А это не совсем заданная тема.


Спасибо за Ваше уточнение. Это действительно очень важный акцент.

Я хотел бы пояснить, и это видно в том числе по моему весьма осторожнму отзыву на высказывание Антона, что прововое соотношение СМИ и Интернет - не столь однозначно, с точки зрения Закона РФ "О СМИ" и судебной практики.
Зарегистрировав сайт, Вы действительно полностью приравниваете себя к СМИ. С этим никто и не спорит и это - очевидность. Постановление Пленума в данном вопросе просто продекларировало истину.

А вот без регистрации, с моей точки зрения, вопрос становится спорным, и РАСПРОСТРАНЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ ЧЕРЕЗ САЙТ СЛЕДУЕТ ПРИЗНАВАТЬ КАК РАСПРОСТРАНЕНИЕ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ.
С вытекающими последствиями.

Дмитрий писал(а):Кстати доказательство и доказывание связано непосредственно с материальным правом: нет матер права - нет доказательства


С общими аксиомами из учебника не поспоришь! :) Но только какая связь между матер. правом (суть Вашего конкретного вопроса) и судебными док-ствами (удостоверение у нотариуса), о чем Вы писали выше? С моей точки зрения - никакой.
Но переубеждать Вас не готов, если Вы считаете по-другому.

Anonymous

 

Сообщение:#14  Сообщение Anonymous » Пт 16 фев, 2007 16:49 »

Недавно один МВДшик из управления "К" рассказывал, что в нашей стране Интернет официально не является СМИ, даже ссылался на что-то, но к сожелению, не помню на что. Говорил, что обсуждалось в минкультуре о присвоении Интернетут статуса СМИ, но вроде всё заглохло.

проходил мимо

 

Сообщение:#15  Сообщение проходил мимо » Пт 16 фев, 2007 16:56 »

Trident писал(а):...

Дмитрий писал(а):Кстати доказательство и доказывание связано непосредственно с материальным правом: нет матер права - нет доказательства


С общими аксиомами из учебника не поспоришь! :) Но только какая связь между матер. правом (суть Вашего конкретного вопроса) и судебными док-ствами (удостоверение у нотариуса), о чем Вы писали выше? С моей точки зрения - никакой.
Но переубеждать Вас не готов, если Вы считаете по-другому.


Отношение имеет самое непосредственное:

Каковы последствия признания/не признания сайта СМИ.

Вам ведь для конкретных шагов необходимо устанвоить или так вообще?

Trident
Форумчанин
 
Сообщения:
63
Зарегистрирован:
09 янв 2007
Откуда:
Санкт-Петербург

Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 0 раз.

Сообщение:#16  Сообщение Trident » Пт 16 фев, 2007 17:51 »

malyan писал(а):Недавно один МВДшик из управления "К" рассказывал, что в нашей стране Интернет официально не является СМИ, даже ссылался на что-то, но к сожелению, не помню на что. Говорил, что обсуждалось в минкультуре о присвоении Интернетут статуса СМИ, но вроде всё заглохло.


Я как раз противоположное о позиции "силовиков" слышал. В пересказе, к сожалению, милицейского чина. :police: Поэтому веры у меня таким консультантам мало :)

А легализация сайта, как версии СМИ, весьма изящно и толково осуществлено в . . . . Казахстане. Когда научно разрабатывал вопрос о соотношении Интернет и СМИ даже вел общение с местными юристами, проверяя свою информацию. Казахи реально впереди нас в данном вопросе!

5611
Форумчанин
 
Сообщения:
7444
Зарегистрирован:
11 ноя 2005
Откуда:
Ярцево

Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 0 раз.

Сообщение:#17  Сообщение 5611 » Пт 09 мар, 2007 09:45 »

ЮРИДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ по вопросу о правовой природе сайтов в сети Интернет

В связи с многочисленными обращениями представителей средств массовой информации по поводу случаев назначения административного наказания за отсутствие регистрации интернет-сайтов в качестве средств массовой информации Кафедра ЮНЕСКО полагает необходимым дать настоящее юридическое заключение.

При подготовке данного заключения Кафедра ЮНЕСКО исходит из того, что вопросы информационного права и, в частности, права массовой информации в полном объеме относятся к сфере научной деятельности Кафедры, как она определена Соглашением между Организацией Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) и Институтом международного права и экономики имени А.С. Грибоедова об учреждении Кафедры ЮНЕСКО по авторскому праву и другим отраслям права интеллектуальной собственности, подписанным в Париже 12.06.98 г. и в Москве 01.07.98 г.

Исходя из анализа действующего законодательства, его доктринального толкования и правоприменительной практики, Кафедра ЮНЕСКО полагает возможным дать следующее заключение.

1. Кафедра ЮНЕСКО считает необходимым, прежде всего, разъяснить, что российское законодательство не дает легального определения понятия «сайт» («сайт в сети Интернет»), хотя достаточно активно им пользуется. Так, термин «официальный сайт» встречается в Лесном, Водном, Земельном и Градостроительном кодексах, а также в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях (ст. 7.30. «Нарушение порядка размещения заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд» и ст. 7.31. «Предоставление, опубликование или размещение недостоверной информации о размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, а также направление недостоверных сведений или внесение их в реестр государственных или муниципальных контрактов, заключенных по итогам размещения заказов, реестр недобросовестных поставщиков»).

Единственным нормативным актом, дающим легальное - на уровне регионального законодательства - определение понятия «сайт», является закон города Москвы от 31.03.2004 № 20 «О гарантиях доступности информации о деятельности органов государственной власти города Москвы». Здесь в ст. 2 закрепляется: «официальный сайт органа власти (далее - официальный сайт) - совокупность информационных ресурсов, размещаемых в соответствии с законом или решением соответствующего органа власти в Интернете по определенному адресу, опубликованному для всеобщего сведения». Отсюда следует, что для регионального законодателя сайт - это некая совокупность информационных ресурсов.

Однако само понятие «информационный ресурс» также не имеет полноформатного легального определения на уровне федерального законодательства. Ранее оно закреплялось в ст. 2 федерального закона от 20.02.1995 № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации», где определялось: «информационные ресурсы - отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах)».

В настоящее время данный закон утратил силу в связи с принятием федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» (далее - Закон об информации), в котором определение понятия «информационные ресурсы» дается лишь косвенно, и только применительно к государственным информационным ресурсам. В п. 9 ст. 14 говорится: «Информация, содержащаяся в государственных информационных системах, а также иные имеющиеся в распоряжении государственных органов сведения и документы являются государственными информационными ресурсами».

Следовательно, в правовом смысле интернет-сайт как информационный ресурс представляет собой совокупность информации, содержащейся в той или иной информационной системе и находящейся в распоряжении обладателя информации, то есть лица, самостоятельно создавшего информацию либо получившего «на основании закона или договора право разрешать или ограничивать доступ к информации, определяемой по каким-либо признакам» (ст. 2). Однако даже поверхностный взгляд на реальное содержание современных интернет-сайтов позволяет утверждать, что практика намного обогнала законодателя и в нынешних условиях следовало бы определять сайт более широко - как «совокупность определенным образом формализованных объектов».

2. Понятие средства массовой информации исчерпывающим образом определяется в ст. 2 закона Российской Федерации от 27.12.1991 «О средствах массовой информации» (далее - Закон о СМИ). Здесь указано: «под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации». Очевидно, что интернет-сайт не является ни печатным изданием, ни радио-, теле-, видеопрограммой, ни кинохроникальной программой. Может ли он быть признан иной формой периодического распространения массовой информации? Ответ на этот вопрос требует анализа ст.ст. 23 и 24 Закона о СМИ.

3. Правовая природа иных форм периодического распространения массовой информации определяется в ст. 23 «Информационные агентства» и ст. 24 «Иные средства массовой информации» Закона о СМИ. Может ли интернет-сайт обладать правовым статусом информационного агентства? На этот вопрос следует ответить отрицательно, поскольку, согласно ч. 1 ст. 23 Закона о СМИ на информационные агентства «одновременно распространяются статус редакции, издателя, распространителя и правовой режим средства массовой информации». Очевидно, что статусом редакции, издателя или распространителя может обладать лишь субъект права, но никак не объект правовых отношений, каким только и может являться сайт как совокупность информации. Другое дело, что сайт может принадлежать информационному агентству, как любой другой объект правовых отношений. Однако в этом случае сам сайт не становится иной формой периодического распространения массовой информации, а следовательно не приобретает правовой статус средства массовой информации.

4. Если же рассмотреть интернет-сайт в контексте положений ст. 24 «Иные средства массовой информации» Закона о СМИ, то следует прийти к следующим выводам.

Часть первая ст. 24 Закона о СМИ закрепляет: «Правила, установленные настоящим Законом для периодических печатных изданий, применяются в отношении периодического распространения тиражом тысяча и более экземпляров текстов, созданных с помощью компьютеров и (или) хранящихся в их банках и базах данных, а равно в отношении иных средств массовой информации, продукция которых распространяется в виде печатных сообщений, материалов, изображений». Очевидно, что данная норма к интернет-сайту не может быть применена, поскольку интернет-сайт не имеет ни тиража, ни продукции, распространяемой «в виде печатных сообщений, материалов, изображений». Сообщения и изображения, составляющие содержание интернет-сайта, не имеют печатной формы: они визуализируются только на экране компьютера, благодаря чему любое лицо может иметь доступ к ним «в интерактивном режиме из любого места и в любое время по своему выбору». Такой способ доступа Закон Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах» (п. 2 ст. 16), как и Договор ВОИС об авторском праве 1996 г., именует доведением до всеобщего сведения.

5. Не применимы к интернет-сайтам и положения ч. 2 ст. 24, которая гласит: «Правила, установленные настоящим Законом для радио- и телепрограмм, применяются в отношении периодического распространения массовой информации через системы телетекста, видеотекста и иные телекоммуникационные сети, если законодательством Российской Федерации не установлено иное». С одной стороны, функционирование интернет-сайта может быть интерпретировано как периодическое распространение массовой информации через телекоммуникационную сеть. Такое толкование подкрепляется содержащимся в п. 9 ст. 2 Закона об информации определении понятия «распространение информации» как действий, направленных «на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц».

С другой стороны, ч. 7 ст. 2 Закона о СМИ дает принципиально иное определение понятия «распространение продукции средства массовой информации», которое определяется как «продажа (подписка, доставка, раздача) периодических печатных изданий, аудио- или видеозаписей программ, трансляция радио-, телепрограмм (вещание), демонстрация кинохроникальных программ». Конечно, сайт может иметь копии, но вряд ли их число достигнет когда-либо одной тысячи штук. За исключением интернет-сайтов, с помощью которых осуществляется интернет-вещание, все остальные сайты очевидно не подпадают под приведенное выше определение. В то же время п. 2 ст. 4 Закона об информации устанавливает, что «правовое регулирование отношений, связанных с организацией и деятельностью средств массовой информации, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации». Следовательно, определение понятия «распространение информации» должно применяться в сфере массовой информации только в той части, в которой оно не противоречит Закону о СМИ.

Таким образом, интернет-сайт по определению не может считаться «иным средством массовой информации», а следовательно, требование к владельцу интернет-сайта в обязательном порядке регистрировать его как средство массовой информации не основано на Законе о СМИ, который только и устанавливает обязательность регистрации средств массовой информации. Это, однако, не принижает значение высказанных ранее рядом членов Кафедры ЮНЕСКО предложений о целесообразности введения обязательной государственной регистрации официальных сайтов государственных органов и организаций, а также субъектов предпринимательской деятельности.

6. Сказанное выше не исключает, а, напротив, предполагает возможность добровольной регистрации интернет-сайта как средства массовой информации по заявлению его владельца. Исходя из ч. 1 ст. 7 Закона о СМИ, любой гражданин, объединение граждан, предприятие, учреждение, организация, государственный орган вправе учредить средство массовой информации для распространения массовой информации в любой не запрещенной законом форме. Поскольку создание интернет-сайтов не запрещено законодательством, постольку в этом вопросе каждый свободен в самостоятельном выборе меры своего правомерного поведения. Если создатель интернет-сайта желает, чтобы на его информационный ресурс был распространен правовой режим средства массовой информации, то он должен направить в уполномоченный государственный орган заявление о регистрации данного средства массовой информации в соответствии со ст. 8, 10 Закона о СМИ.

7. Вывод о том, что интернет-сайт по общему правилу не является средством массовой информации, подтверждается и правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации. В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 3 от 24.02.2005 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а такжде деловой репутации граждан и юридичских лиц» сказано: «Под распространением сведений, порочащих честь и достоинство граждан или деловую репутацию граждан и юридических лиц, следует понимать опубликование таких сведений в печати, трансляцию по радио и телевидению, демонстрацию в кинохроникальных программах и других средствах массовой информации, распространение в сети Интернет, а также с использованием иных средств телекоммуникационной связи, изложение в служебных характеристиках, публичных выступлениях, заявлениях, адресованных должностным лицам, или сообщение в той или иной, в том числе устной, форме хотя бы одному лицу». Очевидно, что «распространение в сети Интернет» указывается здесь обособленно от распространения сведений в СМИ, тем более что распространение информации в сети Интернет может осуществляться не только посредством ее размещения на том или ином сайте, но также через электронную почту, ICQ и т.д.

Более того, в постановлении Пленума специально обращается внимание судов на то, что «в случае, если не соответствующие действительности порочащие сведения были размещены в сети Интернет на информационном ресурсе, зарегистрированном в установленном законом порядке в качестве средства массовой информации, при рассмотрении иска о защите чести, достоинства и деловой репутации необходимо руководствоваться нормами, относящимися к средствам массовой информации». Следовательно, интернет-сайт приобретает статус средства массовой информации лишь в силу его добровольной регистрации в таком качестве, а не в силу его правовой природы.

Именно такую позицию занимают законодатели тех зарубежных стран, в которых существует специальная процедура легитимации средств массовой информации. Ни в одной из зарубежных индустриально развитых стран интернет-сайты не относятся законодательством к средствам массовой информации и не подлежат обязательной регистрации в таком качестве, а их создание и ведение без регистрации в качестве средства массовой информации не влечет наступления юридической ответственности. Попытки принятия законодательных актов, закрепляющих обязательную регистрацию интернет-сайтов в качестве СМИ предпринимались в 2003 - 2005 годах в Турции и Канаде, однако подобные законопроекты так и не были приняты, в том числе в силу отсутствия юридических механизмов реализации такой правовой модели легитимации интернет-сайтов.

8. Поскольку, как было показано выше, регистрация интернет-сайтов в качестве средств массовой информации не является обязательной, постольку сама постановка вопроса о назначении административного наказания за отсутствие регистрации интернет-сайта в качестве средства массовой информации представляется абсурдной и лишенной каких-либо правовых оснований.

Как известно, ст. 13.21. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях «Нарушение порядка изготовления или распространения продукции средства массовой информации» устанавливает административную ответственность за «изготовление или распространение продукции незарегистрированного средства массовой информации». Причем в данном случае конфискация предмета административного правонарушения является не дополнительным, а основным наказанием, наряду с административным штрафом. Однако в отношении интернет-сайта такое наказание применено быть не может, поскольку физически невозможно конфисковать информационный ресурс. И это является лишним доказательством того, что создание и ведение интернет-сайта без его регистрации в качестве средства массовой информации не содержит признаков административного правонарушения, предусмотренного ст. 13.21. КоАП Российской Федерации. Подчеркнем, что состав данного правонарушения предполагает именно нарушение порядка изготовления или распространения продукции СМИ. В случае же интернет-сайта нет ни СМИ, ни продукции СМИ. Следует обратить внимание на ч. 6 ст. 2 Закона о СМИ, которая определяет: «под продукцией средства массовой информации понимается тираж или часть тиража отдельного номера периодического печатного издания, отдельный выпуск радио-, теле-, кинохроникальной программы, тираж или часть тиража аудио- или видеозаписи программы». Очевидно, что интернет-сайт не имеет подобной продукции.

Подводя итог сказанному, Кафедра ЮНЕСКО по авторскому праву и другим отраслям права интеллектуальной собственности констатирует, что интернет-сайт по общему правилу не является средством массовой информации и не подлежит обязательной регистрации в таком качестве, а его создание и ведение без регистрации в качестве средства массовой информации не содержит признаков административного правонарушения, предусмотренного ст. 13.21. КоАП Российской Федерации.

Настоящее заключение подготовлено при участии членов кафедры ЮНЕСКО: докторов юридических наук, профессоров М.А.Федотова, В.Н.Лопатина и Л.С.Симкина, кандидатов юридических наук В.О.Калятина, В.Н.Монахова, В.Б.Наумова, А.Г.Серго, А.А.Тедеева.



М. А. ФЕДОТОВ
заведующий Кафедрой ЮНЕСКО,
доктор юридических наук, профессор,
заслуженный юрист Российской Федерации,
Чрезвычайный и Полномочный Посол
Российской Федерации
http://www.interface.ru/home.asp?artId=4236

Антон Богатов
Форумчанин
 
Сообщения:
12856
Зарегистрирован:
14 апр 2004

Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 1 раз.

Сообщение:#18  Сообщение Антон Богатов » Пт 09 мар, 2007 10:52 »

5611, спасибо!
Очень качественная позиция уважаемого М. А. Федотова.

bereg
Форумчанин
 
Сообщения:
172
Зарегистрирован:
13 янв 2006

Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 0 раз.

Сообщение:#19  Сообщение bereg » Пт 16 мар, 2007 10:42 »

Опубликовано 16 марта 2007 г.

Постановление Правительства Российской Федерации от 10 марта 2007 г. N 147 г. Москва Об утверждении Положения о пользовании официальными сайтами в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанными сайтами

В соответствии с Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" Правительство Российской Федерации постановляет:

Утвердить прилагаемое Положение о пользовании официальными сайтами в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанными сайтами.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М. Фрадков

Положение о пользовании официальными сайтами в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанными сайтами

I. Общие положения

1. Настоящее Положение устанавливает порядок пользования официальными сайтами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (далее соответственно - официальные сайты, заказы), а также требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанными сайтами.

2. На официальных сайтах в обязательном порядке размещаются информация, предусмотренная Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", информация об органе, уполномоченном на ведение официального сайта (далее - уполномоченный орган), а также о требованиях к формам представления и размещения информации и к протоколам обмена электронными сообщениями для представления информации с целью ее размещения на официальном сайте (далее - информация).

На официальных сайтах может размещаться также иная информация, имеющая отношение к размещению заказов, за исключением информации, имеющей рекламный характер, а также сведений, составляющих государственную тайну.

3. Информация, размещаемая на официальных сайтах, должна быть круглосуточно доступна пользователям официальных сайтов для ознакомления без взимания платы и иных ограничений.

4. В случае возникновения у уполномоченного органа технических, программных неполадок или иных проблем, влекущих невозможность доступа к официальному сайту, уполномоченный орган в срок, не превышающий 2 часов с момента возобновления доступа к официальному сайту, обязан поместить на нем соответствующее объявление, которое должно содержать причину, дату и время прекращения доступа, а также дату и время возобновления доступа к информации.

5. Информацию на соответствующих официальных сайтах размещают:

а) государственные или муниципальные заказчики;

б) органы, уполномоченные на размещение заказов для государственных и муниципальных нужд;

в) специализированные организации, выполняющие функции по размещению заказов;

г) юридические лица, обязанные размещать информацию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

6. Сведения, содержащиеся в реестрах контрактов, заключенных по итогам размещения заказов, а также сведения, содержащиеся в реестре недобросовестных поставщиков, размещаются на официальном сайте соответствующим органом, уполномоченным на ведение реестра контрактов, заключенных по итогам размещения заказов, и органами, уполномоченными на ведение реестра недобросовестных поставщиков.

7. Уполномоченный орган при получении информации от лиц, указанных в пункте 5 настоящего Положения, обязан в срок, не превышающий 1 рабочего дня, направить уведомление о получении информации, которое должно содержать дату, время получения и состав полученной информации.

8. Представление и размещение информации осуществляются по формам и протоколам, указанным в пункте 2 настоящего Положения, которые утверждаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации.

II. Требования к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами

9. Программное обеспечение и технологические средства ведения официальных сайтов должны обеспечивать доступ пользователей для ознакомления с информацией, размещенной на официальном сайте, на основе распространенных веб-обозревателей. При этом не должна предусматриваться установка на компьютеры пользователей специально созданных для просмотра официальных сайтов программных и технологических средств.

10. Программное обеспечение и технологические средства ведения официальных сайтов должны обеспечивать лицам, указанным в пункте 5 настоящего Положения, ввод информации, как правило, путем заполнения экранных форм веб-интерфейса официального сайта, возможность прикрепления к размещаемой информации конкурсной документации, документации об открытом аукционе, требований, предъявляемых к запросу котировок, в виде отдельных файлов. Указанные файлы должны иметь распространенные и открытые форматы и не должны быть зашифрованы или защищены иными средствами, не позволяющими осуществить ознакомление с их содержанием без дополнительных программных или технологических средств.

11. Под обеспечением защиты информации понимается деятельность должностных лиц, уполномоченных органов по обеспечению сохранности информации, предупреждению и пресечению попыток ее уничтожения, несанкционированного изменения и копирования, а также нарушения штатного режима обработки информации, включая технологическое взаимодействие с другими информационными системами.

12. В целях защиты информации, полученной от лиц, указанных в пункте 5 настоящего Положения, и размещенной на официальных сайтах, уполномоченные органы должны обеспечивать:

а) применение средств электронной цифровой подписи или иных аналогов собственноручной подписи;

б) ведение электронных журналов учета операций, выполненных с помощью программного обеспечения и технологических средств ведения официальных сайтов;

в) применение аппаратных и программных средств антивирусной защиты;

г) ограничение доступа к техническим средствам и в служебные помещения;

д) ежедневное копирование информации на резервный носитель, обеспечивающее возможность ее восстановления с резервного носителя;

е) контроль за целостностью информации и ее защиту от несанкционированного изменения, копирования и уничтожения;

ж) хранение информации в течение 10 лет.

13. Ведение официальных сайтов и размещение на них информации осуществляются на русском языке. Ведение официальных сайтов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и размещение на них информации может дополнительно осуществляться на государственном языке соответствующей республики Российской Федерации.

Наименования иностранных юридических и физических лиц могут быть указаны с использованием букв латинского алфавита.

III. Требования к правовым и организационным средствам обеспечения пользования официальными сайтами

14. Уполномоченный орган обязан:

а) обеспечивать ведение официального сайта в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов и настоящим Положением;

б) обеспечивать организацию учета информации, поступающей от лиц, указанных в пункте 5 настоящего Положения;

в) предоставлять по запросам судебных и правоохранительных органов, органов, уполномоченных на осуществление контроля и нормативного правового регулирования в сфере размещения заказов, и заинтересованных организаций выписки из электронных журналов учета операций, выполненных с помощью программного обеспечения и технологических средств ведения официального сайта, подтверждающие размещение на официальном сайте информации, а также предоставлять по запросам указанных органов статистические сведения о ней.
http://www.rg.ru/2007/03/16/internet-doc.html

проходил мимо

 

Сообщение:#20  Сообщение проходил мимо » Пт 16 мар, 2007 12:03 »

в) предоставлять по запросам судебных и правоохранительных органов, органов, уполномоченных на осуществление контроля и нормативного правового регулирования в сфере размещения заказов, и заинтересованных организаций выписки из электронных журналов учета операций, выполненных с помощью программного обеспечения и технологических средств ведения официального сайта, подтверждающие размещение на официальном сайте информации, а также предоставлять по запросам указанных органов статистические сведения о ней.

Это к вопросу о доказательствах...

Вернуться в Юридические вопросы связи и информатизации

След.

Поделиться

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 17