Юрлица смогут обращаться в госорганы наравне с гражданами

Обсуждение юридических тонкостей при заключении Договоров.
Вопросы присоединения и взаимодействия.
Толкование нормативно-правовых актов.
Erlang
Автор
 
Сообщения:
46047
Изображения: 67
Зарегистрирован:
11 июл 2003
Откуда:
Москва

Благодарил (а): 1459 раз.
Поблагодарили: 641 раз.

Юрлица смогут обращаться в госорганы наравне с гражданами

СообщениеErlang » Пт 20 июл, 2012 14:07 »

    18 июля 2012 года Конституционный Суд РФ провозгласил решение по делу о проверке конституционности части 1 статьи 1, части 1 статьи 2 и статьи 3 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»

    18 июля 2012 года Конституционный Суд РФ признал отдельные положения статей 1 (часть 1), 2 (часть 1) и 3 Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» не соответствующими Конституции РФ. Выявлена неопределенность их содержания, приводящая на практике к неоднозначному истолкованию пределов полномочий субъектов РФ по установлению дополнительных гарантий права на обращение и различным юридическим оценкам реализации этого правомочия со стороны контрольно-надзорных и судебных органов.

    Дело было рассмотрено Конституционным Судом РФ 21 июня 2012 года в связи с поступившим запросом Законодательного Собрания Ростовской области.

    Справка

    Оспариваемые нормы регулируют правоотношения, связанные с реализацией гражданином России права на обращение в органы публичной власти (государственные органы и органы местного самоуправления), закрепляют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения. При этом субъекты РФ вправе законодательно определять различные гарантии данного конституционного права, дополняющие гарантии, установленные Федеральным законом.

    История вопроса

    В 2006 году Законодательное Собрание (ЗАКС) Ростовской области приняло Областной закон «Об обращениях граждан». Прокурор Ростовской области в настоящее время оспаривает данный правовой акт с точки зрения его соответствия Федеральному закону «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ».

    Однако ростовские депутаты считают, что «дефектен» не областной закон, а федеральный. Он не распространяет на юридических лиц право на обращения в органы публичной власти, не предусматривает гарантий прав граждан при их обращении к федеральным госпредприятиям и учреждениям, не определяет пределы полномочий субъектов РФ по самостоятельному правовому урегулированию этих вопросов.

    Позиция заявителя

    На практике существуют различные подходы в обеспечении права юридических лиц как объединений граждан на обращение в органы публичной власти. При этом некоторые специальные (ведомственные) подзаконные акты определяют единый (универсальный) порядок таких обращений и для граждан, и для организаций (юридических лиц).

    Заявитель отмечает, что государственные и муниципальные учреждения и предприятия полностью выпадают из схемы рассмотрения обращения граждан, установленной Федеральным законом, что приводит к неэффективности конституционного права граждан на обращения.

    Заявитель также указывает на противоречивость ст. 3 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ». С одной стороны, субъекты РФ не могут регулировать правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан (часть 1), а с другой, вправе устанавливать гарантии и дополняющие гарантии, установленные данным Федеральным законом (часть 2), что приводит к оценке в правоприменительной практике соответствующего правового регулирования субъектами РФ как превышение их полномочий.

    ЗАКС Ростовской области, обратившийся в порядке абстрактного нормоконтроля, считает, что положения части 1 статьи 1, части 1 статьи 2 и статьи 3 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» не соответствуют в оспариваемых аспектах статьям 1 (часть 1), 2, 17 (часть 1), 18, 19 (часть 1), 30 (часть 1), 33, 76 (часть 5) Конституции РФ.

    Позиция Суда

    Право на обращение граждан в государственные органы и органы местного самоуправления обеспечивается законодательно, и может быть ограничено лишь на основе федерального закона в целях защиты основ конституционного строя. При этом субъекты РФ не могут занижать уровень установленных федеральным законом гарантий.

    По смыслу рассмотренных норм юридические лица не являются субъектами права на обращение в органы публичной власти. Однако КС РФ неоднократно указывал, что конституционное право человека и гражданина может распространяться и на юридических лиц, в той степени, в какой это право по своей природе может быть к ним применимо.

    Право объединений граждан, в том числе имеющих статус юридических лиц, обращаться в органы публичной власти производно от права граждан направлять индивидуальные и коллективные обращения в аналогичные органы власти и не может рассматриваться отдельно от него. И Конституционный Суд РФ, и ЕСПЧ считают, что объединения граждан должны обладать гарантиями реализации соответствующих прав.

    Конституционный Суд РФ признал оспариваемые положения Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» не соответствующими Конституции РФ, в той мере, в какой они:

    1. препятствуют рассмотрению органами государственной власти и органами местного самоуправления обращений объединений граждан (в том числе имеющих статус юридического лица),

    2. препятствуют распространению порядка рассмотрения обращений граждан государственными органами и органами местного самоуправления на отношения субъектов обращения с государственными и муниципальными учреждениями и другими организациями, осуществляющими публично значимые функции,

    3. препятствуют введению законами субъекта Российской Федерации дополнительных гарантий.

    Федеральному законодателю надлежит внести в действующее законодательство соответствующие изменения, в том числе указание на рассмотрение обращений объединений граждан (включая юридические лица) государственными органами и органами местного самоуправления, а также на возможность предусматривать право граждан и их объединений на обращение в государственное или муниципальное учреждение, осуществляющее публично-значимые функции.

    Председательствовал в процессе ЗОРЬКИН Валерий Дмитриевич
    Судья-докладчик ЖАРКОВА Людмила Михайловна

    http://www.ksrf.ru/News/Pages/ViewItem.aspx?ParamId=971

Юрлица смогут обращаться в госорганы наравне с гражданами

17:15 18 июля 2012
Юрлица смогут обращаться в госорганы наравне с гражданами

Конституционный Суд РФ признал право юрлиц обращаться в госорганы наравне с гражданами. Суд велел привести федеральное законодательство в соответствие с Основным законом.

Конституционный Суд России признал отдельные положения Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» не соответствующими Конституции. Об этом сообщили в КС РФ. Решение касается права юридических лиц на обращение в органы публичной власти. Суд выявил неопределенность содержания некоторых статей федерального закона и велел привести оспариваемые положения в соответствие с Конституцией.

Проверка проводилась по запросу Законодательного собрания Ростовской области. Региональный парламент принял в 2006 году областной закон «Об обращениях граждан». Прокурор Ростовской области в настоящее время оспаривает правовой акт с точки зрения его соответствия федеральному закону «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ». Однако ростовские депутаты считают, что корректировать необходимо федеральный закон. Этот документ не распространяет на юридических лиц право на обращения в органы публичной власти, не предусматривает гарантий прав граждан при их обращении к федеральным госпредприятиям и учреждениям, не определяет пределы полномочий субъектов РФ по самостоятельному правовому урегулированию этих вопросов.

Объясняя свою позицию, парламентарии подчеркнули:

На практике существуют различные подходы в обеспечении права юридических лиц как объединений граждан на обращение в органы публичной власти. При этом некоторые специальные (ведомственные) подзаконные акты определяют единый (универсальный) порядок таких обращений и для граждан, и для организаций (юридических лиц).

Государственные и муниципальные учреждения и предприятия полностью выпадают из схемы рассмотрения обращения граждан, установленной Федеральным законом, что приводит к неэффективности конституционного права граждан на обращения.

Областные депутаты считают, что Конституции противоречат часть 1 статьи 1, часть 1 статьи 2 и статьи 3 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Эти статьи не соответствуют статьям 1 (часть 1), 2, 17 (часть 1), 18, 19 (часть 1), 30 (часть 1), 33, 76 (часть 5) Основного закона.

Конституционный Суд отметил, что право на обращение граждан в государственные органы и органы местного самоуправления обеспечивается законодательно. Оно может быть ограничено лишь на основе федерального закона в целях защиты основ конституционного строя. При этом субъекты РФ не могут занижать уровень установленных федеральным законом гарантий. Юридические лица не являются субъектами права на обращение в органы публичной власти. Однако КС РФ неоднократно указывал, что конституционное право человека и гражданина может распространяться и на юрлиц. Право объединений граждан, в том числе имеющих статус юридических лиц, обращаться в госорганы производно от права граждан направлять индивидуальные и коллективные обращения в аналогичные органы.

В связи с этим Конституционный Суд РФ признал, что оспариваемые положения не соответствуют Конституции РФ в той мере, в какой они:

препятствуют рассмотрению органами государственной власти и органами местного самоуправления обращений объединений граждан (в том числе имеющих статус юридического лица),
препятствуют распространению порядка рассмотрения обращений граждан государственными органами и органами местного самоуправления на отношения субъектов обращения с государственными и муниципальными учреждениями и другими организациями, осуществляющими публично значимые функции,
препятствуют введению законами субъекта Российской Федерации дополнительных гарантий.

Суд велел внести в действующее законодательство соответствующие изменения.

Напомним, что порядок обращения граждан в государственные органы и органы местного самоуправления устанавливает Федеральный закон от 02.05.2006 N 59-ФЗ.

Добавим, решение Конституционного Суда окончательно, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения. Об этом говорится в статьях 79 и 80 Закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде". Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу. Правительство не позднее трех месяцев после опубликования решения Конституционного Суда вносит в Госдуму изменения или дополнения в закон, признанный неконституционным. Подобные законопроекты рассматриваются во внеочередном порядке.

http://www.kadis.ru/news/108849

Говорить с властью на равных условиях
Конституционный суд укажет, где требуется законотворческий дизайн


Анна Закатнова

Вчера судьи КС рассматривали дело по запросу законодательного собрания Ростовской области, которое решило раз и навсегда определиться с процедурой контактов граждан и власти.

Ростовчане пришли к выводу, что действующие нормы федерального законодательства, во-первых, препятствуют юридическим лицам обращаться в органы госвласти на тех же условиях, что и гражданам, а, во-вторых, государственные и муниципальные учреждения и предприятия полностью выпадают из схемы закона "О порядке рассмотрения обращений граждан РФ".

Как пояснил "РГ" председатель комитета по законодательству, госстроительству, местному самоуправлению и правопорядку в ростовском заксобрании Александр Ищенко, "в Ростовской области такие правила, которые мы отстаивали, действуют с 2006 года и у нас по закону юрлица обладали теми же правами, что и обычные граждане РФ. В течение пяти лет не было никаких проблем с правоприменением, но спустя пять лет на федеральном уровне изменился закон". Ищенко имеет в виду появление в Кодексе об административных правонарушениях нормы об ответственности за нарушение порядка рассмотрений граждан.

Тут областная прокуратура стала проверять исполнение норм федерального законодательства, рассказывает Ищенко, "и, уже проверяя исполнение этих норм, и то, как штрафуют нерадивых чиновников, в порядке абстрактного нормоконтроля пришла к выводу, что организациям - юрлицам нельзя гарантировать такие же правила обращения, какие установлены для граждан, хотя мы пытались длительное время доказать, что это же абсурд, потому что и возглавляют, и учреждают, и организовывают юрлица те же граждане". Ищенко сообщил, что ростовчане выясняли правоприменительную практику во многих других регионах и обнаружили, что там сталкиваются с той же проблемой (например, в Пензенской и Амурской областях).

Вообще, порядок рассмотрения обращений юрлиц в каждом субъекте федерации имеет свои нюансы, обеспеченные именно местными законами, или подзаконными актами. Такие нюансы есть в Архангельской и Тульской областях, в Приморском крае.

Еще одна нестыковка между ростовским законодательством и федеральным возникла, когда стало понятно, что часть государственных и муниципальные учреждений вообще выпала из схемы работы с обращениями.

- Когда речь идет о том, что главврачу жалуется пациент на, предположим, грубость медсестры или врача, неужели мы не можем установить гарантии того, что в этой больнице главврач обязан рассмотреть обращение в тот же срок, в который рассматривается по федеральному закону обращение в госорганах? - задается вопросом Ищенко.

Его земляк, начальник отдела правовой и антикоррупционной экспертизы правового управления аппарата заксобрания Иван Сухаревский приводил статистику, что только по органам госвласти на областном уровне речь может идти о более чем 100 тысяч обращений от людей: "В основном они касаются социальных проблем, имущественных, вопросов ЖКХ и дорожного строительства - процентов на шестьдесят". Что же касается муниципального уровня, то тут, предполагает Ищенко, речь может идти о сотнях тысяч обращений: "Большая часть проблем, которые волнуют людей, решается не только органами местного самоуправления, но и муниципальными учреждениями - а это библиотеки, школы, больницы, поликлиники".

Представители государственных органов в суде четко разделились на две группы. Представитель Госдумы в КС Дмитрий Вяткин и представитель Генпрокуратуры в КС Татьяна Васильева были уверены, что в законодательстве есть достаточно норм, и не только в оспариваемом законе, регламентирующих порядок контактов граждан с властью. Так, например, Вяткин напомнил, что в федеральном законодательстве предусмотрен порядок рассмотрения жалоб на педагогов. А при разработке 131 закона (о местном самоуправлении), подчеркнул Вяткин, "исходили из шаговой, а не транспортной доступности, так что и до поселковой и до городской администрации добраться можно".

А вот представитель Совета Федерации в КС Александр Саломаткин и представитель Минюста в КС Елена Борисенко хотя и считали оспариваемые нормы соответствующими Конституции, но допускали возможную корректировку отдельных норм. "Совет Федерации, как палата регионов всегда очень внимательно относится к вопросам, которые ставят региональные парламенты, - заверял Саломаткин, - поэтому, получив соответствующий сигнал от Конституционного суда, в рамках законодательного процесса не исключаем внесения изменений в закон".

- Не думаю, что потребуется капитальный ремонт, но что касается законотворческого дизайна - думаю, он будет уместен, - добавил Саломаткин.

Решение по делу о проверке положений части 1 статьи 1, части 1 статьи 2 и статьи 3 федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" судьи КС вынесут в течение месяца.

Опубликовано в РГ (Федеральный выпуск) N5814 от 22 июня 2012 г.
http://www.rg.ru/printable/2012/06/21/sud-site.html

Обращение граждан,

JK
Форумчанин
 
Сообщения:
11086
Зарегистрирован:
17 май 2005
Откуда:
Рио-де-Жанейро

Благодарил (а): 15 раз.
Поблагодарили: 220 раз.

СообщениеJK » Пт 20 июл, 2012 14:46 »

Логично. Теперь ещё это распространить на "истребование документов, выдаваемых другими ФОИВ".

Eisenfaust
Форумчанин
 
Сообщения:
639
Зарегистрирован:
01 ноя 2008
Откуда:
Санкт-Петербург

Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 31 раз.

СообщениеEisenfaust » Пт 20 июл, 2012 15:14 »

Ну блин... Не надо путать гражданина с организацией. Первый, по-моему, всегда находится в заведомо более слабом положении.
Если дать организациям право направлять обращения в порядке 59-ФЗ, то что начнется...
Помню, в 2008 г. поступило к нам обращение от одного "телематического" оператора. Он интересовался, каким еще операторам были выданы РЭ на такие-то и такие-то адреса. Проще говоря, он собирался, получив эту информацию, пролезть в эти адреса (улицы, дома) раньше или сделать жизнь конкурентов там невыносимой.
Послали лесом.
А теперь что?

Erlang
Автор
 
Сообщения:
46047
Изображения: 67
Зарегистрирован:
11 июл 2003
Откуда:
Москва

Благодарил (а): 1459 раз.
Поблагодарили: 641 раз.

СообщениеErlang » Пт 20 июл, 2012 16:30 »

Eisenfaust писал(а):А теперь что?

Так-же лесом.
Мол для чего тебе ООО "Чудище поганое" данная информация нужна?
Лесом, лесом.. :yes:
Если хочешь стать оптимистом и понять жизнь, то перестань верить тому, что говорят и пишут, а наблюдай сам и вникай.
(с) А. П. Чехов
Чем дальше общество отдаляется от правды, тем больше оно ненавидит тех, кто её говорит.
(с) Джордж Оруэлл

Связной (С)
Форумчанин
 
Сообщения:
18674
Изображения: 39
Зарегистрирован:
21 апр 2005
Откуда:
Мыс Шмидта

Благодарил (а): 663 раз.
Поблагодарили: 751 раз.

СообщениеСвязной (С) » Пн 23 июл, 2012 10:06 »

с поступившим запросом Законодательного Собрания Ростовской области
...Заявитель отмечает, что государственные и муниципальные учреждения и предприятия полностью выпадают из схемы рассмотрения
Видимо Они про себя - пишут на Верх, а их отфутболивают по ФЗ :ku:
Eisenfaust писал(а):Если дать организациям право направлять обращения в порядке 59-ФЗ, то что начнется...
А сейчас этого вообще нет - "мы не уполномочены по ФЗ..." :down:
Я всегда на боевом посту (С)

Eisenfaust
Форумчанин
 
Сообщения:
639
Зарегистрирован:
01 ноя 2008
Откуда:
Санкт-Петербург

Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 31 раз.

СообщениеEisenfaust » Пн 23 июл, 2012 14:27 »

Связной (С) писал(а):А сейчас этого вообще нет - "мы не уполномочены по ФЗ..."

Это кто вам так отвечает? Мы все обращения ЮЛ рассматривали, да и сейчас рассматриваем. Попробовали бы мы дать такую отписку... Кстати, разве на форуме не было специальной темы про обращения? А то у меня, кажись, дежавю.

ТРИОД
Форумчанин
 
Сообщения:
2655
Изображения: 54
Зарегистрирован:
01 ноя 2007
Откуда:
Северный Полюс

Благодарил (а): 82 раз.
Поблагодарили: 316 раз.

СообщениеТРИОД » Пн 23 июл, 2012 14:37 »

Обращаться-то можно, но вот ответа хрен дождешься!

В лучшем случае, пришлют отписку в стиле всяких дёмочек: для решения этого вопроса вашей организации следует руководствоваться п.19 ЗоС, п.25 ППРФ-161, а также приказами №№ 97 и 98.
Как будто мы и без него не знали чем нам руководствоваться... :down:
"Ну к чему все это, лучше бы водки выпили..." (Из писем Белинского Гоголю)

Связной (С)
Форумчанин
 
Сообщения:
18674
Изображения: 39
Зарегистрирован:
21 апр 2005
Откуда:
Мыс Шмидта

Благодарил (а): 663 раз.
Поблагодарили: 751 раз.

СообщениеСвязной (С) » Вт 24 июл, 2012 05:17 »

Eisenfaust писал(а):Это кто вам так отвечает?
Да же время терять не стал, писал как от ФЛ (речь не про Связь). Да и практика (вроде видел в свое время) такая есть по оф.отпискам.
Я всегда на боевом посту (С)

Erlang
Автор
 
Сообщения:
46047
Изображения: 67
Зарегистрирован:
11 июл 2003
Откуда:
Москва

Благодарил (а): 1459 раз.
Поблагодарили: 641 раз.

СообщениеErlang » Чт 26 июл, 2012 04:28 »

Eisenfaust писал(а):Кстати, разве на форуме не было специальной темы про обращения?

:frend:
Конечно было
ФЗ-294 О защите прав юридических лиц (с 07.2009 г.)
Но другие темы были - защита от проверки юрлица.
Прецендент только сейчас создан.
Eisenfaust не гони ямщик :frend:

Связной (С) писал(а):Да же время терять не стал, писал как от ФЛ

У ФЛ и ЮЛ могут быть задачи разные (не совсем правильно сформулировал)
Наверное:
ФЛ быстрее пошлют лесом (вон и Роскомнадзор "черные списки" жалобщиков создает).
А кто-то с ними встретился?
Они вроде не Анонимы?
А Частота обращения - от Бездействия Власти :ku:
Если хочешь стать оптимистом и понять жизнь, то перестань верить тому, что говорят и пишут, а наблюдай сам и вникай.
(с) А. П. Чехов
Чем дальше общество отдаляется от правды, тем больше оно ненавидит тех, кто её говорит.
(с) Джордж Оруэлл

Eisenfaust
Форумчанин
 
Сообщения:
639
Зарегистрирован:
01 ноя 2008
Откуда:
Санкт-Петербург

Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 31 раз.

СообщениеEisenfaust » Пт 24 май, 2013 10:10 »

Дожили... :no:
Федеральный закон от 07.05.2013 № 80-ФЗ:
Статья 1
Статью 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 1; 2011, N 29, ст. 4290; N 49, ст. 7061) изложить в следующей редакции:
"Статья 5.59. Нарушение порядка рассмотрения обращений граждан
Нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка рассмотрения обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и иных организаций, на которые возложено осуществление публично значимых функций, за исключением случаев, предусмотренных статьями 5.39, 5.63 настоящего Кодекса, -
влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.".

Статья 2
Внести в Федеральный закон от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 19, ст. 2060) следующие изменения:
1) статью 1 дополнить частью 4 следующего содержания:
"4. Установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами распространяется на правоотношения, связанные с рассмотрением указанными органами, должностными лицами обращений объединений граждан, в том числе юридических лиц, а также на правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, осуществляющими публично значимые функции государственными и муниципальными учреждениями, иными организациями и их должностными лицами.";
2) часть 1 статьи 2 изложить в следующей редакции:
"1. Граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам."


Осталось внести определение "публично значимых функций", и граждане вконец оборзеют.


Связной (С)
Форумчанин
 
Сообщения:
18674
Изображения: 39
Зарегистрирован:
21 апр 2005
Откуда:
Мыс Шмидта

Благодарил (а): 663 раз.
Поблагодарили: 751 раз.

СообщениеСвязной (С) » Пт 24 май, 2013 12:46 »

Граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц

Так гдаждане могут из ЮЛ или сами ЮЛ? :-k:
Я всегда на боевом посту (С)

Eisenfaust
Форумчанин
 
Сообщения:
639
Зарегистрирован:
01 ноя 2008
Откуда:
Санкт-Петербург

Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 31 раз.

СообщениеEisenfaust » Пт 24 май, 2013 12:54 »

И те, блин, и другие.

Вернуться в Юридические вопросы связи и информатизации


Поделиться

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: CommonCrawl и гости: 2