Роуминг сделают виртуальным и обесценят26 Августа 2005 г.
Новые виртуальные операторы сотовой связи видят один из своих главных козырей в предоставлении услуги роуминга по "местному" тарифу.
Mobile Virtual Network Operator (MVNO), оператор виртуальной сети мобильной связи – это компании, предоставляющие услуги сотовой связи, не имеющие при этом собственного радиочастотного ресурса. Такие операторы арендуют излишки радиочастотного ресурса у традиционных, проще говоря, используют чужие базовые станции.
В Европе они составляют серьезную конкуренцию другим операторам, поскольку не тратят деньги на развитие и поддержание инфраструктуры; их услуги имеют меньшую себестоимость. Сверхдешевой связи для всех они обычно не предлагают, а концентрируются на слабо освоенных другими операторами нишах, выходя в эти сегменты с выгодными предложениями. В России этот рынок находится в стадии становления. Однако можно ожидать, что скоро он получит резкий толчок к развитию, составив весомую конкуренцию традиционным оператором. Одним из преимуществ «виртуалов» может стать предоставление роуминга по значительно более низким ценам, чем традиционные операторы.
Что такое роуминг
Современные стандарты сотовой связи допускают возможность использования телефона за пределами сети оператора, к которому данный телефон был подключен. Например, если вы собираетесь совершить поездку в другой регион России или за рубеж, то и там при желании вы сможете пользоваться своим GSM-телефоном, совершая звонки и отправляя SMS-сообщения как обычно, только стоит это в несколько раз дороже, чем при нахождении "дома". При этом за вашим аппаратом сохраняется его обычный номер, и на него можно продолжать звонить так, как будто бы вы никуда и не уезжали. Такая ситуация, а именно использование телефона за пределами его родной сети, называется роумингом. Летом выручка от этой услуги позволяет операторам увеличивать выручку несмотря на то, что городской трафик в "мертвый сезон" падает.
Откуда берутся деньги
Тарификация звонков в роуминге достаточно сложна, однако существуют два основных принципа. Плата за исходящие звонки в роуминге (например от места вашего отдыха в Петербург) главным образом определяется тем оператором, у которого вы "гостите", петербургский оператор при этом на тарифы влияет куда менее значительно и обычно лишь добавляет 10-15%. Цена за входящие звонки в основном определяется петербургским оператором и складывается из тарифа на международный (междугородний) звонок в место вашего текущего пребывания, сложенного с рядом надбавок, в частности, стоимостью входящего звонка в гостевой сети. Она существенно ниже и у некоторых операторов, особенно западноевропейских, может быть равна нулю. Таким образом, тарифы на исходящие и входящие звонки в роуминге могут очень сильно различаться, поскольку формируются они фактически разными операторами. Например, абонентам "МегаФона", пребывающим в Западной Европе, входящий звонок может обойтись по цене порядка $3/мин., тогда как исходящий всего за $0.5/мин. Что касается национального роуминга в пределах России, то там обычно стоимости входящих и исходящих звонков сопоставимы между собой, и нет столь ярко выраженного перекоса. "При этом себестоимость звонков мизерна и часто не превышает 5-10 центов за минуту", - рассказал ДП сотрудник одной из компаний, готовящихся выйти на рынок в качестве виртуального оператора – "Поэтому мы в качестве одного из своих конкурентных преимуществ видим предоставление услуги роуминга по цене на местную связь на ряде тарифных планов".
Регистрируйтесь у нас
Таким образом, зарабатывать деньги на своих "отъезжающих" абонентах существующим операторам вскоре уже не удастся – те, кто пользуются роумингом, обзаведутся сим-картами новых виртуальных операторов. Однако они имеют преимущество, которого нет у "виртуалов" – возможность обслуживания в своей сети приезжающих к нам иностранцев: за них операторы борются изо всех сил; например, МегаФон размещает рекламу в журналах для туристов (Where_SPb и In-flight Review), а также на карточках авиакомпании "Пулково", а в "Билайне" существует целая федеральная программа по привлечению роумеров в свою сеть, которая включает рекламные ТВ-кампании, точечное размещение рекламы в транспортной прессе, печатные материалы для дилерских салонов, а также обеспечение уверенного приема в местах прибытия новых абонентов (на вокзалах и в аэропортах), возможность автоматического выбора телефона в пользу "Билайн", приветственное смс-сообщение при регистрации в сети с указаниями необходимых справочных телефонов, благодаря чему летом число роумеров в петербургской сети увеличивается в 3 и более раза. У "МегаФона", по данным отдела маркетинга компании, летом более чем в 2 раза возрастает количество абонентов, которые пользуются роумингом, пропорционально увеличивается и роуминговый трафик. У филиала МТС в Санкт-Петербурге доходы летом с активизацией роумеров в среднем увеличиваются на 10%. "Что касается привлечения роумеров из других сетей, то одним из средств можно считать размещение рекламных материалов в международном аэропорту Пулково. Роумеры, зарегистрировавшиеся в сети МТС получают приветственное SMS. Кроме того, в МТС разработан и готовится к запуску ряд сервисов, направленных на комфортное пребывание роумера в сети (дополнительные услуги справочно-информационного характера, исправление ошибок при неверном наборе, возможность воспользоваться дополнительными услугами домашней сети). Часть из этих сервисов уже работает в тестовом режиме и будет введена в коммерческую эксплуатацию в самое ближайшее время", - прокомментировали в пресс-службе филиала.
http://www.dp.ru/materials/75684