Количество предприятий, предпочитающих виртуальные АТС реальным, растет с каждым месяцем. Прежде всего это выгодно экономически. Однако отдавать связь на аутсорсинг многие компании пока не решаются, что существенно тормозит развитие рынка этих услуг. Но уже сейчас можно смело утверждать — рынок услуг виртуальных АТС (альтернативное название — IP-Centrex) находится на пороге большого скачка. Каковы преимущества виртуальных АТС и сколько стоит подключение виртуального номера, выяснял корреспондент «КС» ИГОРЬ МЕЛЬНИК.
Виртуальные АТС в основном востребованы небольшими и средними по размеру компаниями, которые предпочитают не приобретать и настраивать офисную АТС, а пользоваться уже существующими возможностями современного оборудования, принадлежащего операторам связи. Фото Михаила ПЕРИКОВАПреимущества виртуальных АТС перед «реальными» достаточно очевидны. Во-первых, виртуальный телефонный номер не имеет географической «привязки», это позволяет компании не терять входящих звонков при смене расположения ее офиса, что достаточно важно для любой компании. Еще одно важное преимущество в том, что виртуальный номер позволяет переводить, в том числе и автоматически, звонки на мобильные номера специалистов, не разглашая их третьим лицам.
Из возможностей и опций, которые предоставляют виртуальные АТС, по словам коммерческого директора компании «Новотелеком» (Новосибирск) Юрия Назарова, сейчас наиболее популярны: переадресация по условию (занято, отсутствует абонент) на любой телефон, конференции (разговор двух и более абонентов с возможностью подключения новых участников), а также такие услуги, как голосовая почта, голосовое меню и автоинформаторы, которые предоставляют звонящему абоненту информацию по запросу.
В числе наиболее очевидных преимуществ виртуальной АТС — возможность объединить в единый «виртуальный офис» те подразделения компании, которые фактически находятся в разных районах города. Сотрудники смогут совершать звонки внутри компании, не используя ГТС.
Чтобы подключить виртуальную АТС, у компании в первую очередь должен быть канал связи с сетью Интернет. «В качестве телефона используются софтфон (программное обеспечение, установленное на ПК), IP-терминал или «традиционный« телефонный аппарат. Выбор типа телефона зависит от поставленных задач, требуемого набора дополнительных сервисов и имеющегося бюджета, — рассказывает начальник отдела продаж ЗАО »РТКомм-Сибирь« (Новосибирск) Антон Огурцов. — Сотрудникам выдаются логин и пароль для доступа через веб-страницу к персональным настройкам своего терминала, таким как переадресация вызовов, автосекретарь, управление входящими-исходящими вызовами».
По словам Юрия Назарова, существует две схемы организации виртуальной АТС. В первом случае у клиента устанавливается компьютер, выполняющий все функции маршрутизации голосового трафика. Второй вариант подразумевает, что все функции виртуальной АТС поддерживаются на стороне оператора связи, на его мощностях и оборудовании. В этом случае у заказчика располагается только маршрутизатор. «В остальном работа включает в себя, как и в общем случае оснащения офиса связью, — обустройство СКС и установку на рабочие места телефонов», — комментирует Юрий Назаров.
По словам PR-менеджера компании Golden Telecom (Москва) Ирины Соколовой, виртуальные АТС востребованы небольшими и средними по размеру компаниями, которые предпочитают не приобретать АТС, а пользоваться уже существующими возможностями современных АТС, принадлежащих операторам связи.
«Эта услуга для различных предприятий, обычно с разнесенными географически офисами и множеством филиалов, которым необходима телефонная связь, а также передача данных, интегрированная с приложениями, — комментирует коммерческий директор компании «Авантел« (Новосибирск) Антон Павленец. — Плюс этого решения в том, что предприятию не нужно приобретать телефонную станцию и нести затраты по ее поддержанию».
Несмотря на то что IP-Centrex позиционируется как услуга для небольших предприятий, крупные компании тоже пользуются ей достаточно успешно. По мнению Антона Огурцова, поскольку услуга достаточно гибкая, масштабируемая и легко внедряемая, ее используют компании как малого и среднего, так и крупного бизнеса. «Ряд компаний от небольших, имеющих один офис и небольшой штат сотрудников, до крупных межрегиональных компаний с разветвленной структурой и большим количеством офисов, успешно используют данную услугу», — подчеркивает Антон Огурцов.
Виртуальные АТС, по данным Антона Павловца, выбирают те предприятия, которым необходимо от 3 до 30 линий. Техническая однородность решения при этом необязательна. Также имеет смысл подключать эту услугу компаниям, которым необходимо расширить уже существующую АТС. «Стоимость традиционного расширения может достигать десятков тысяч долларов, а внедрение виртуальной АТС обходится значительно дешевле», — дает оценку Антон Павловец.
Стоимость услуги тоже невелика. «Ежемесячный платеж за одно рабочее место (одна лицензия виртуальной телефонной станции) может составлять от $5–50 — в зависимости от количества необходимых функций, — объясняет Антон Огурцов. — Внешний номер может быть один на всех или свой у каждого из сотрудников. Терминалы могут быть софтфонами (до $60), IP-аппаратами (от $100 до $800 с видеофункциями), смартфонами или КПК».
За рубежом IP-Centrex используется очень активно, однако в России, несмотря на очевидные преимущества виртуальных АТС, как в столице, так и в регионах пока не спешат с переходом на новые технологии. По мнению экспертов, такая ситуация вызвана не объективными факторами, а тем, что потребители пока не знакомы с возможностями этой услуги.
«Несмотря на то что использовать IP-Centrex-решения экономически выгодно, такие услуги в настоящее время востребованы мало. Причина в том, что существует некий психологический барьер, который не позволяет руководителям передавать связь на аутсорсинг», — говорит аналитик iKS-Consulting (Москва) Константин Анкилов.
По словам менеджера по оборудованию фиксированных сетей новосибирского офиса компании Huawei Technologies Анастасии Немшановой, на данный момент спрос на оборудование IP-Centrex для обеспечения услуг виртуальных АТС практически нулевой. «Увеличение спроса может возникнуть, когда будут массово внедряться интеллектуальные сети NGN», — комментирует Анастасия Немшанова. У Антона Павловца другое мнение: «Менее чем за год виртуальные АТС обрели популярность. Мы зафиксировали рост продаж в нашей компании более чем в два раза».
Несмотря на разнородность оценок текущего состояния рынка, эксперты соглашаются, что в будущем IP-Centrex составит нешуточную конкуренцию обычным АТС. «С ростом и развитием сетей передачи данных, мультисервисных сетей и большей доступности широкополосного доступа, вместе со снижением цены, развитие IP-АТС будет набирать обороты, вытесняя традиционные решения», — делает прогноз Юрий Назаров.
«Распространение услуги в России — это вопрос времени, — считает Антон Огурцов. — В дальнейшем услуга виртуальной АТС будет занимать все большую долю рынка, поскольку требует меньших первоначальных затрат, позволяет быть более мобильным. Помимо этого, данная услуга позволяет каждому пользователю индивидуально настраивать необходимые сервисы, которых насчитывается более 200».
«В дальнейшем эта услуга будет еще более востребованной, так как появится более тесная интеграция с приложениями — корпоративными порталами, электронным документооборотом на предприятии, системами управления и прочими инструментами», — резюмирует Антон Павловец.
http://com.sibpress.ru/27.10.2006/hitech/81378/