Новый год останется "охрЮненным"
В понедельник в стенах Федеральной антимонопольной службы эксперты решали, противоречат ли закону "О рекламе" утверждение "ОхрЮненный Новый год" и прочие рекламные лозунги, коверкающие русский язык. После недолгого обсуждения пришли к выводу, что никакого нарушения закона в этом слогане нет. Так же как никого не оскорбляет реклама "Серега - лопух! Купил дороже". На такой веселой ноте завершилось в понедельник последнее в 2006 году заседание Экспертного совета по применению законодательства о рекламе при ФАС России. И для всех так и осталось загадкой, с чьей подачи началось разбирательство этого новогоднего дела. В процессе обсуждения так и не выяснилось, кому помешал слоган со словами "ОхрЮненный Новый год!", красующийся на рекламном плакате одной из торговых сетей.
Видимо, жалобщик подразумевал, что эпитет этот бранный и содержит неприкрытое оскорбление в адрес любимого всеми праздника. Вот только эксперты с ним не согласились.
- Возможно, слово "охрюненный" - это причастие от всем известного глагола, но скорее это удачная игра слов, вряд ли способная кого-то реально оскорбить, - высказалась Оксана Грунченко, руководитель "Справочной службы русского языка" Института русского языка РАН.
Действительно, в статье 5 закона "О рекламе" содержится требование к рекламному объявлению, чтобы оно не содержало бранных слов, оскорблений в адрес граждан и государственных символов, а также объектов культурного всемирного наследия. Ничего оскорбительного в слове "охрюненный", так же как признаков всемирного наследия в названии праздника, специалисты не обнаружили.
Наступающий год - год Свиньи по восточному календарю. Хрюна, проще говоря. Так где же тут оскорбление? "Хорошо бы Новый год действительно стал для всех нас охрЮненным", - порешили антимонопольщики и оставили в покое удачный слоган.
Более спорным получилось обсуждение другой известной рекламы "Серега - лопух! Купил дороже". Тут мнения экспертов разделились. С одной стороны, реклама содержит явную негативную оценку всех покупателей, кто не купил рекламируемый товар у рекламодателя. А это прямо противоречит закону. С другой, надо отдать должное авторам плаката, они обставили слоган множеством оговорок мелким шрифтом - так, что не зацепишься. После высказанной Кириллом Соболевым из Академии рекламы версии о том, что "Лопух" - это фамилия Сереги, обсуждение зашло в тупик. Так что и в этом случае дело решили не заводить.
Единственным решением вчерашнего Экспертного совета стало утверждение поправки в закон "О рекламе", запрещающей рекламу по ТВ в дни траура в тех регионах, где он объявлен. "Мы считаем, что если ТВ-канал имеет техническую возможность ограничить показ рекламы в отдельных регионах, он должен сделать это, в остальных случаях будем разбираться", - заявил глава службы Андрей Кашеваров, понадеявшись, впрочем, что в 2007 году применять этот запрет на практике ему не придется.
26.12.2006 09:49
выпуск "Финансовых Известий"