Комитет по собственности рекомендовал Госдуме принять в 1-м чтении законопроект о замене лицензирования 6 видов деятельности страхованием гражданской ответственности
МОСКВА, 4 сентября. /ПРАЙМ-ТАСС/. Комитет по собственности на заседании в четверг рекомендовал Госдуме принять в первом чтении проект закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросу замены лицензирования страхованием гражданской ответственности".
Законопроект, внесенный правительством РФ, подготовлен по результатам анализа положений федерального законодательства и нормативных правовых актов правительства, регламентирующих вопросы лицензирования отдельных видов деятельности. При определении видов деятельности, лицензирование которых предлагается заменить страхованием гражданской ответственности или наличием финансовой гарантии, учитывались лицензионные требования и условия, предъявляемые к данному виду деятельности, положения федеральных законов, регулирующих некоторые виды деятельности.
Кроме того, для оценки рисков при осуществлении предпринимательской деятельности были привлечены представители страхового и банковского сообществ, были проведены консультации с представителями лицензирующих органов и предпринимательскими объединениями, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
Законопроект предусматривает замену института лицензирования трех групп деятельности /перевозки, эксплуатация взрывопожароопасных объектов, почтовая связь/, страхованием гражданской ответственности. Проект закона предусматривает заменить страхованием 6 видов деятельности: перевозки внутренним водным транспортом грузов; погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте; перевозки морским транспортом грузов; погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам в морских портах; деятельность по осуществлению буксировок морским транспортом /за исключением случая, если данная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя/; оказание услуг почтовой связи.
Предложение о замене лицензирования страхованием гражданской ответственности предполагает замену административного барьера выхода на рынок установлением требований, предусматривающих наличие финансового обеспечения деятельности, сохраняя иные действующие в настоящее время формы государственного контроля, установленные законодательством, регулирующим конкретные виды деятельности.
В целях проведения подготовительных мероприятий, необходимых для замены лицензирования, предполагается установить отлагательную норму, предусматривающую завершение переходного периода к 1 июля 2009 г.
Законопроектом предлагается ввести нормы, регламентирующие порядок страхования гражданской ответственности, в Кодекс внутреннего водного транспорта РФ, Кодекс торгового мореплавания РФ и закон "О почтовой связи". Одновременно с этими нормами в закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" вводятся нормы, предусматривающие отмену лицензирования соответствующих видов деятельности.
Законопроектом упрощается порядок продления лицензии, для чего в закон вводится норма о применении упрощенного порядка продления действия лицензии в случае, если за время действия лицензии не были выявлены грубые нарушения лицензионных требований и условий и/или на момент подачи заявления не произошли изменения, при которых предусмотрено переоформление лицензии.
Принятие данного проекта закона направлено на обеспечение гарантии возмещения ущерба третьим лицам при нарушении требований законодательства РФ в соответствующих сферах деятельности.
Комитет по собственности, поддержав законопроект, тем не менее отметил наличие в нем существенных недостатков, которые следует устранить при его подготовке ко второму чтению. В отношении деятельности по оказанию услуг почтовой связи законопроектом однозначно определен предмет страхования – риск отсутствия у оператора почтовой связи денежных средств, делающего невозможным возмещение пользователю услуг почтовой связи убытков, причиненных в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения оператором почтовой связи своих обязательств, и страховой случай – отсутствие либо недостаток у страхователя денежных средств в размере, необходимом и достаточном для возмещения данного вреда.
В то же время в отношении видов деятельности, связанных с перевозками, предмет страхования и страховой случай не указаны. В законопроекте установлено лишь требование к страховой выплате, которая должна обеспечить возмещение вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу третьих лиц. Комитет по собственности полагает недостаточным указание столь общих требований к страхованию и предлагает конкретизировать предмет страхования и страховой случай, которые являются существенными условиями договора страхования.
Комитет по собственности считает, что в законопроекте не решена проблема нормативного регулирования в соответствующей сфере деятельности, возникающая в связи с отменой лицензирования. Комитет считает целесообразным законодательно предоставить соответствующим федеральным органам исполнительной власти полномочия по изданию необходимых нормативных правовых актов, регулирующих правила осуществления тех видов деятельности, для которых отменяется лицензированием.
Существенным недостатком законопроекта комитет по собственности считает отсутствие положений о введении одновременно с отменой лицензирования механизмов саморегулирования, предусматривающих обязательное членство в саморегулируемых организациях юрлиц и индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги в области перевозочной деятельности, установление субсидиарной материальной ответственности СРО за ущерб, нанесенный их членами потребителям услуг. В этом случае на СРО можно возложить установление стандартов предпринимательской деятельности, контроль за их соблюдением и качеством оказываемых услуг и др. Комитет по собственности считает, что отмена лицензирования и введение саморегулирования в увязке с такими механизмами обеспечения материальной ответственности субъектов предпринимательской деятельности как обязательное страхование гражданской ответственности и формирование компенсационного фонда позволит существенно повысить эффективность регулирования в соответствующих сферах деятельности, а также безопасность ее осуществления.
04.09.2008 14:26
© 2003-2008 ПРАЙМ-ТАСС