В центре внимания Минкомсвязи РФ, завершившего подключение российских школ к Интернету, теперь окажется интернетизация следующих социальных объектов - библиотек, музеев, больниц и т. д. Это решение отменяет запланированную "старым" министерством программу "Связь в каждый дом", предполагавшую сначала обеспечить доступом в Интернет все домохозяйства России. Эксперты соглашаются, что для дальнейшего проникновения Интернета нет нужды в специальных госпрограммах. Подключение к Интернету школ - ключевой момент, стимулирующий появление ПК с Интернетом в домах школьников. Причем, как рассказали в компании "Синтерра", в обеих столицах и городах-миллионниках в любом доме уже присутствует не менее пяти коммерческих сетей ШПД, а операторы предоставляют услуги по разумным ценам. А что делать с остальной Россией?
В LETA IT-company считают, что главная задача властей - популяризировать Интернет и создавать здоровую конкуренцию, позволяющую продавать безлимитный Интернет по доступной для большинства граждан страны цене порядка 150 рублей в месяц. Это вполне возможно, подтверждают в "Синтерре": при подключении к Интернету российских школ в удаленных населенных пунктах операторы развертывали оборудование, рассчитанное вовсе не на одного пользователя. Таким образом, клиенту, желающему подключиться к Интернету, придется оплачивать расходы только по организации небольшой "последней мили".
Если городская администрация выступает единым фронтом со всеми государственными учреждениями, она становится мощным оптовым покупателем, что выгодно для провайдера, говорят в "ЭР-Телеком", и он сможет предложить специальные тарифы на услуги. Понятно, что такой провайдер должен обеспечивать покрытие своей сетью, скажем, не менее 90 процентов территории города и в конкурсном отборе показать наилучший спектр услуг с нужным качеством по лучшим ценам. Использовать европейский опыт консолидации усилий нескольких провайдеров у нас вряд ли возможно, так как механизмы равного доступа провайдеров к инфраструктуре связи окончательно не внедрены.
Правда, подключив к Интернету социальные точки города, перечень задач "социальной" информатизации не исчерпывается, а только начинается: для сферы образования нужны электронные учебные материалы и методики удаленных занятий, для медицины - телемедицинское оборудование и ПО и т. д. Создание такой "начинки" - это серьезная работа для специализированных компаний, которые тоже должны стать участниками городского проекта на коммерчески привлекательных условиях. Успешность таких проектов, как известно, зависит от реальных усилий заказчика: постановки целей, задач, техзадания. Вот почему все успешные примеры превращения Интернета в реальные услуги для населения на муниципальном уровне неразрывно связаны с представлениями об информатизации конкретных руководителей, что делает их неприемлемыми для тиражирования в федеральном масштабе. Кроме того, Вадим Новиков из АНХ при правительстве РФ отмечает: "Исследование "Электронный муниципалитет: организация и функции", которое РАГС совместно с ФК "УРАЛСИБ" провела в начале лета, показывает, что электронизация не стала особым случаем и "заразилась" всеми болезнями, присущими российскому низкокачественному государственному управлению: отсутствует стратегический фокус, деятельность госслужащих слабо регламентирована, органы власти непрозрачны".
По его мнению, ситуация изменится только в том случае, если будут реализованы масштабные внедренческие программы, связанные с привлечением консультантов и образовательных учреждений. Да, не стоит окончательно сдавать в утиль классика с его формулой "Коммунизм- это есть советская власть плюс электрификация всей страны". Очень уж это напоминает нынешнюю ситуацию: электронные социальные службы - это грамотный заказчик муниципальных проектов плюс интернетизация всей страны.
ВРЕЗ: ОТ ЧЕГО ЗАВИСИТ УСПЕХ "СОЦИАЛЬНОЙ ИНТЕРНЕТИЗАЦИИ"?
[b]Виталий Слизень, генеральный директор компании "Синтерра
Подключить абсолютно все 100 процентов домохозяйств к Интернету по ШПД за счет государственных средств - идея утопичная. Реализуя же за счет бюджета национальные программы по подключению больниц, школ, библиотек, ЖКХ и т. п., государство развивает телекоммуникационную инфраструктуру страны и может обеспечить всем желающим возможность получения базовой услуги ШПД по гарантированной цене и в строго оговоренный срок с момента обращения.[/b]
Сергей Гусев, первый заместитель генерального директора "ЭР-Телеком Холдинг"
Работает только то, что имеет коммерческую привлекательность. Позитивный опыт есть, например, в Голландии - в виде различных партнерских предприятий: городские администрации и два-три коммерческих оператора создают общую инфраструктуру, администрация получает специальные цены, а операторы, к примеру, не тратят деньги на аренду телефонной канализации. Они же следят за тем, чтобы из "государственных" сетей трафик не "сливался".
Александр Чачава, президент LETA IT-company
Интернет - это лишь инструмент. Желание эффективно его использовать появляется только у высоко мотивированных людей, с кем как раз в социальных службах у нас проблема. Нельзя заставить неэффективную организацию эффективно использовать новые технологии. Эту аксиому пора осознать идеологам государственной информатизации. Для подтверждения можно сравнить рейтинги эффективных обычных и электронных правительств. Они практически тождественны: Сингапур, Канада, США.
http://www.itogi.ru/Paper2008.nsf/Artic ... _4502.html