Точка зрения связиста: о регулировании телеком рынка РФ с обеспечением интересов государства за счет привлечения ИРИ и ФСБ.
Известно, что в период 2005 -2015 годы, Минкомсвязи не выполнило ни одной значимой НИОКР по повышению информационной безопасности сетей связи и передачи данных (включая определение базового уровня защищенности ССОП, поиск и идентификацию абонентов в современных информационных сервисах), практически все разработанные НПА учитывали, прежде всего, интересы конкретных компаний и операторов связи (а не интересы государства).
Такое положение дел в 2015 году на фоне:
• финансовых нарушений в отрасли связи в размере в 124 млрд бюджетных рублей,
• разработки силами американской компании E&Y «Стратегии отрасли связи РФ до 2025 года» строго в рамках «программы технологического сдерживания развития России»,
• продвижения затратного проекта ШПД с ВОЛС протяженностью в 200 000 км стоимостью более 1000 млрд. бюджетных рублей,
• активизации проекта «Защищенной сети связи (Интернет) для госсектора»,
могло инициировать в Правительстве РФ привлечение Новых Сил, готовых отстаивать в отрасли связи РФ интересы государства (см. Историческую справку).
Можно предположить, что в 2015 году Правительство РФ выбрало проводником интересов государства в отрасли связи, институт ИРИ при его тесном взаимодействии с ФСБ РФ, (см. Приложение 1).
Сам факт привлечения к разработке НПА для операторов связи непрофильного института ИРИ, взамен Минкомсвязи РФ, указывает на высокий профессионализм сотрудников института. А повышение статуса нового руководителя работ до Советника Президента РФ (ранг близкий к федеральному министру), позволяет допустить, что работы проводятся в пожарном режиме и вероятно последующее принятие организационных решений.
Однако отсутствие в декларируемых целях и направлениях деятельности ИРИ (см. Приложение 2) предметной области указывает на консалтинговое направление работ института: управленческий, кадровый, психологический консалтинг. Но если встать на точку зрения, что:
a. созданная в мире интернет-экосистема (ISP, поставщики контента и конечные пользователи, управляющие миллионами маршрутизаторов, серверов и рабочих станций и пиринговые политики для ISP 1 и 2 уровней) - не всегда подходит для России,
b. существующая сегодня в России интернет-экосистема не соответствует Доктрине национальной безопасности РФ и не обеспечивает информационной безопасности государства (как известно, сегодня США может через Интернет прослушивать всех абонентов всех проводных и беспроводных сетей РФ и «залезть» в любой ПК (Смарт – телевизор) на территории РФ, заблокировать все ПК и сетевое IP-оборудование в РФ, заблокировать системы жизнеобеспечения городов и КВО, городские системы светофоров и т.д.),
то можно предположить, что ИРИ целесообразно организовывать работы по:
• новым оригинальным интернет – технологиям: новые национальные операционные системы, новые пакетные технологии (типа АТМ, IP и IP-MPLS), новые специализированные для РФ программные продукты, российские пиринговые политики для Интернет провайдеров 1 и 2 уровня,
• информационной безопасности в российской интернет-экосистеме: разрабатывать новые программные /протокольные /сетевые /технологические способы обеспечения информационной безопасности,
• приведению «Стратегии развития отрасли связи РФ до 2025 года» в соответствие с интересами национального инновационного развития России 21 века (см. Стратегию развития отрасли связи РФ с обеспечением интересов государства и национального бизнеса» от 2009 года.
С уважением,
Alex Rail.
15.01.2016.
Историческая справка
В советское время Управление Правительственной связи КГБ СССР контролировало все перспективные разработки средств связи и строительство специальных и сетей общего пользования. Этим достигался «относительно» суверенный курс развития страны на основе обеспечения информационной безопасности государства.
Через 16 дней после подписания Б. Ельциным Беловежского соглашения о роспуске СССР, Управление Правительственной связи КГБ СССР было упразднено и создано ФАПСИ (Указ Президента РСФСР Б.Н. Ельцина № 313 от 24 декабря 1991 года).
Можно предположить, что создание ФАПСИ было инициировано Западом* и основной целью такой «трансформации» Управления Правительственной связи КГБ СССР было … создание «условий» для разрушения информационного суверенитета государства и на этой базе – негласной «трансформации» СССР, в течение одного десятилетия, из страны технологического, промышленного и научного лидера в сырьевую колонию Запада (это предположение подтверждает «информация» из передачи «Момент истины» от 22 июня 2015 года, где показаны документы о многомиллионных долларовых счетах Директора ФАПСИ Старовойтова А.В., откатах при выполнении контрактов между компанией Siemens и ФАПСИ в 90-е годы ХХ – века.).
Приложение 1
http://polytika.ru/info/51898.html
11 января 2016
ФСБ, как регулятор телеком-рынка
Банки.ру попытался разобраться, как в 2016 году может измениться жизнь пользователей Интернета и услуг мобильной связи.
Мессенджеры
Отношение к OTT-сервисам, в частности к мессенджерам, всегда было неоднозначным как у сотовых операторов, так и у силовых структур. Первые жаловались на недополученную прибыль, вторые — на невозможность перехвата разговоров. И если о предоставлении данных пользователей ФСБ удалось договориться со Skype уже давно, то с сервисами вроде защищенного Telegram сделать что-либо сложно.
Одна из инициатив, направленных на «упорядочивание» работы ОТТ-сервисов, исходила в прошлом году от Института развития Интернета (ИРИ). В своей программе «развития российского Интернета» ИРИ, в частности, говорил о необходимости разработки отраслевых стандартов для ОТТ-сервисов, что позволит приравнять их к другим участникам отрасли. Как пишет один из авторов программы Игорь Ашманов, программа была представлена президенту на «Форуме развития Интернета» и преобразована в дорожные карты.
Учитывая, что президент РФ предложил занять место советника по вопросам развития Интернета председателю правления ИРИ Герману Клименко, дорожные карты, в свою очередь, вполне могут «преобразоваться» в поправки к законам. Скажем больше, работа в этом направлении уже ведется.
К примеру, в распоряжении «Ведомостей» оказалась копия законопроекта, авторы которого предлагают допускать до работы в России только те сервисы, которые заключили договор с операторами связи. Обмениваться сообщениями в случае принятия этого законопроекта будут только идентифицированные пользователи, а операторы, в свою очередь, должны будут сообщать о работе сервисов в Роскомнадзор и блокировать их в случае нарушений законодательства.
Операторы
Антитеррористические веяния могут коснуться и операторов связи. По сообщению РИА Новости, на заседании международного комитета Совета Федерации представитель ФСБ Андрей Егоров заявил о необходимости внести изменения в законодательство и предусмотреть ответственность операторов связи за финансирование терроризма. Как воспринимать это заявление, не очень понятно: взвалить на сотовых операторов ответственность за то, что делают их абоненты, довольно сложно. Скорее всего, воздействовать на них в будущем году попытаются по-другому.
Во-первых, может ужесточиться контроль за сим-картами. Несмотря на то что запрет на их продажу без заключения договора действует с января 2014 года, чиновники признали его реализацию неэффективной. По сообщению «Коммерсанта», межведомственная комиссия по противодействию экстремизму предложила ограничить срок действия договора с сотовым оператором для иностранцев временем их пребывания в России, а также наделить Роскомнадзор полномочиями по внеплановым проверкам мест продажи сим-карт.
Во-вторых, в разработке находится проект постановления «О внесении изменений в правила присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия». Предлагаемые изменения обяжут операторов «передавать в неизменном виде информацию о номере абонента, инициировавшего вызов, поступившую из сети другого оператора связи, за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации».
В описании законопроекта указано, что в данный момент подмена «не позволяет правоохранительным органам и антитеррористическим структурам оперативно раскрывать возможные угрозы проведения террористических актов, предотвращать их подготовку и исполнение. На общегосударственном уровне такие схемы создают дополнительные препятствия для проведения оперативно-разыскных мероприятий, осуществления следственных действий, а также для обеспечения целостности и устойчивости функционирования единой сети электросвязи».
В-третьих, в целях борьбы с сим-фродом предлагается обязать сотовых операторов передавать персональные данные абонентов кредитным организациям. Для этого Национальный совет финансового рынка (НСФР) и Общероссийский народный фронт (ОНФ) предлагают изменить закон «О связи» таким образом, что передача персональных данных будет осуществляться без согласия абонентов.
Номер 112
Россия может стать немного ближе к Европе и США, где спасательные службы и правоохранительные органы получают информацию о местоположении абонента от сотового оператора. В 2015 году началась разработка проекта нормативного правового акта, целью которого «является совершенствование нормативной правовой и нормативно-методической базы Российской Федерации, регулирующей создание и функционирование телекоммуникационной подсистемы-112». По итогам разработки будут определены правила применения технических средств для передачи данных о местоположении абонента при звонке или отправке сообщения на номер 112.
VoLTE и звонки через Wi-Fi
В прошлом году операторы рапортовали, что готовы к внедрению новых технологий — пропуску голосовых вызовов через сети четвертого поколения и возможности совершать звонки без наличия сигнала сотовой сети, через Wi-Fi. Некоторые даже провели тестирование. Но полноценному внедрению мешает отсутствие изменений в законодательстве.
И вот 12 декабря 2015 года вступил в силу приказ Министерства связи, разрешающий операторам построение комбинированных узлов связи. Это одно из ключевых изменений, которое позволит операторам использовать передачу голосовых вызовов через Интернет. Если в ближайшее время будут приняты необходимые нормативные правовые акты, в этом году сотовые компании начнут предоставлять новые услуги абонентам.
Приложение 2
http://ири.рф/about/
Главные цели создания ИРИ:
• построение активно действующей дискуссионной межотраслевой площадки;
• консолидация отраслевых исследований, их интерпретация и популяризация результатов; формирование единого центра знаний;
• налаживание диалога с властью между всеми участниками экосистемы Интернета (это – операторы ISP, поставщики контента, пользователи Интернет).
Основные направления деятельности ИРИ:
• выработка списка национальных интересов;
• стратегические исследовательские программы, публичные и закрытые исследования в интересах бизнеса, общества и государства;
• экспертная и нормотворческая деятельность.