Весь пафос международных стандартов и всех национальных законов по персональным данным сводится к обеспечению прав и свобод субъектов персональных данных.
В практическом смысле, реализация этих прав и свобод зависит, прежде всего, от возможности для субъектов персональных данных:
- получать доступ к персональным данным (проверять, корректировать и пр.);
- требовать от контролера персональных данных совершать определенные действия, связанные с обладанием этими данными, или запрещать обработку своих данных;
- предъявлять претензии к контролерам персональных данных.
В свою очередь, эти права субъектов персональных данных мало чего стоят и не могут быть в полной мере реализованы, если субъект персональных данных не имеет возможности получать информацию о производимой обработке своих данных.
Евродиректива предусматривает три основных пути получения необходимой информации:
- получение информации от контролера персональных данных собирающего данные у субъекта;
- получение информации от контролера персональных данных, собирающего данные не у субъекта;
- получение информации с использованием механизма, поддерживаемого уполномоченным органом реестра обработок персональных данных.
Ранее были рассмотрены требования Евродирективы, относящиеся к правам субъекта персональных данных быть уведомленным о деталях, связанных с обработкой своих персональных данных, когда:
- персональные данные собираются непосредственно у него;
- персональные данные получаются из иных источников.Во втором случае могут существовать причины, по которым контролер персональных данных не ставит субъекта этих данных в известность об их обработке. В частности, Евродиректива предоставляет национальным законодателям возможность освободить контролеров персональных данных от обязанности уведомления субъектов этих данных об обработке, если это требует от контролера непропорциональных усилий или это невозможно по объективным причинам.
Соответственно, повышается роль определенного Евродирективой механизма ведения общедоступного реестра обработок персональных данных и связанной с ним процедурой уведомления уполномоченного органа об обработке персональных данных. Пользуясь общедоступным реестром обработок, любой гражданин получает возможность обнаружить факт обработки своих персональных данных и ознакомиться с теми подробностями обработки, которые имеют для него важное значение.
Евродиректива в статье 18 определяет обязанности контролеров персональных данных по уведомлению уполномоченного органа о производимой обработке.
Одновременно, в статье 19 Евродиректива определяет состав сведений, включаемых в уведомление, а в статье 21 определяет статус поддерживаемого уполномоченным органом реестра обработок.
Статья 18. Обязанность уведомлять надзорный орган
1. Государства-участники обеспечат, что контролер или его представитель, если таковой имеется, должен уведомить надзорный орган, указанный в ст. 28 перед осуществлением полностью или частично любой операции по автоматической обработке, либо набора таких операций, предназначенных служить единой цели или нескольким связанным целям.
2. Государства-участники могут в целях упрощения или освобождения от уведомления установить только в следующих случаях нижеследующие условия:
если для категорий операций по обработке, которые - с учетом обрабатываемых данных - едва ли могут существенно нарушить права и свободы субъекта данных, - они определяют цели обработки, данные или категории данных, подлежащие обработке, категорию или категории субъектов данных, получателей или категории получателей, которым раскрываются данные, и продолжительность времени, в течение которого данные хранятся, и/или
если контролер, в соответствии с национальным законом, регулирующим его деятельность, назначает должностное лицо по защите персональных данных, ответственное, в частности:
за обеспечение применения национальных положений, принятых на основании настоящей Директивы;
за ведение реестра операций по обработке, проводимых контролером, с указанием единиц информации, указанных в ст. 21(2),
таким образом гарантируя, что права и свободы субъекта данных едва ли могут быть существенно нарушены операциями по обработке.
3. Государства-участники могут установить, что п. 1 не применяется к обработке, единственной целью которой является ведение реестра, который в соответствии с законами и нормативными актами предназначен для предоставления информации общественности и который доступен либо общественности в целом, либо любому лицу, проявляющему законный интерес.
4. Государства-участники могут установить освобождение от обязанности уведомления или упрощение уведомления в случае операций по обработке, указанных в ст. 8(2)(d).
5. Государства-участники могут оговорить, что об отдельных либо всех неавтоматизированных операциях по обработке, касающихся персональных данных, должно делаться уведомление, либо установить для таких операций упрощенное уведомление.
Статья 19. Содержание уведомления
1. Государства-участники могут определить информацию, указываемую в уведомлении. Оно, по меньшей мере, должно включать:
(a) имя (наименование) и адрес контролера и его представителя, если таковой имеется;
(b) цель или цели обработки;
(c) описание категории или категорий субъекта данных и данных, или категории относящихся к ним данных;
(d) получателей или категории получателей, которым могут раскрываться данные;
(e) предполагаемую передачу в третьи страны;
(f) общее описание, позволяющее произвести предварительную оценку правомерности мер, принятых согласно ст. 17 для обеспечения безопасности обработки.
2. Государства-участники установят процедуры, согласно которым надлежит уведомлять надзорный орган о любых изменениях, касающихся информации, указанной в п. 1.
Статья 21. Гласность операций по обработке
1. Государства-участники примут меры для обеспечения гласности операций по обработке.
2. Государства-участники обеспечат, чтобы в надзорном органе велся реестр операций по обработке, о которых делается уведомление в соответствии со ст. 18.
Реестр должен, по меньшей мере, содержать информацию, перечисленную в ст. 19 (1) (а)-(е).
С реестром может знакомиться любое лицо.
3. Государства-участники обеспечат, применительно к операциям по обработке, не подлежащим уведомлению, что контролеры или иной орган, назначенный государствами-участниками, сделают доступной любому лицу по запросу в надлежащей форме по меньшей мере информацию, указанную в ст. 19 (1) (а)-(е).
Государства-участники могут установить, что данное положение не применяется к обработке, единственной целью которой является ведение реестра, который в соответствии с законами или нормативными актами предназначен для представления информации общественности и который доступен либо общественности в целом, либо любому лицу, имеющему законный интерес.
Перечень сведений, содержащихся в уведомлении и доступных каждому гражданину, в целом повторяет тот перечень сведений, которые должны быть предоставлены контролером персональных данных в случаях, предусмотренных статьями 10 и 11 Евродирективы.
Второй причиной введения механизма уведомления является необходимость предоставить уполномоченному органу в рамках, предусмотренных законом, возможность вмешиваться в процесс обработки персональных данных. В этом случае уполномоченный орган получает возможность действовать как правоприменитель.
Однако очевидно, что тотальность уведомления об обработке не в состоянии обеспечить в должной мере защиту прав и законных интересов граждан. Тотальность уведомления и связанная с ней тотальность реестра обработок:
- неразумна с точки зрения эффективности использования реестра гражданами. Субъект персональных данных не будет метаться по огромному реестру в поисках своего потенциального «обидчика». В этом смысле тотальность реестра обработок имеет неприятный лицемерный оттенок;
- накладна, поскольку требует серьезных усилий и затрат как со стороны государства, так и со стороны контролеров персональных данных.
Наконец, тотальность реестра затрудняет уполномоченному органу возможность выделить из всего огромного массива обработок те из них, которые потенциально наиболее «чувствительны» для субъектов персональных данных и требуют, соответственно, повышенного к себе внимания.
Необходимость специальных действий со стороны уполномоченного органа в части подобных категорий обработок персональных данных определена в статье 20 Евродирективы.
Статья 20. Предварительная проверка
1. Государства-участники определят операции по обработке, которые могут с большой вероятностью представлять особый риск для прав и свобод субъектов данных и будут контролировать, чтобы такие операции по обработке проверялись до их начала.
2. Такие предварительные проверки должны осуществляться надзорным органом вслед за получением уведомления от контролера или должностного лица, отвечающего за защиту данных, который при наличии сомнений должен обратиться за консультацией в надзорный орган.
3. Государства-участники могут также проводить такие проверки в контексте подготовки либо меры национального парламента, либо меры, основанной на такой законодательной мере, определяющих характер обработки и устанавливающих надлежащие гарантии.
Отвечая на вопрос о разумных пределах уведомления и связанных с ними разумных пределах объема реестра обработок, Евродиректива предлагает национальным законодателям возможность воспользоваться несколькими вариантами организации процесса уведомления:
- подвергать обязательной регистрации обработку наиболее «чувствительных» данных (например, особых) с возможностью для уполномоченного органа по своему усмотрению вмешиваться (контролировать) в эту обработку;
- предоставить возможность большому числу контролеров не регистрироваться. При этом Евродиректива устанавливает для этой категории контролеров персональных данных вполне разумные с точки зрения жизненной практики требования –
· персонифицировать ответственность перед законом за обработку на уровне этих контролеров персональных данных, чтобы все претензии, в первую очередь, претензии со стороны субъектов персональных данных, не «повисали в воздухе»;
· сделать существо своей политики в области обработки персональных данных публичной, т.е. составить соответствующий документ и опубликовать его, скажем, в Интернете.
Очевидно, что этот инструмент часто гораздо более эффективен, т.к. позволяет субъекту персональных данных (непосредственно сталкивающемуся с контролером персональных данных) выбирать – иметь или не иметь с контролером дело. Это имеет еще и то неоспоримое преимущество перед реестром, что субъекту не нужно будет судорожно выискивать в огромном реестре обработок контролера
персональных данных. Наконец, эта возможность позволяет самим контролерам персональных данных осознанно подойти к задаче обеспечения открытости своей политики и тщательно продумать эту политику. Такой подход признан весьма полезным в пяти странах Евросоюза.
- установить перечень обработок (скажем, в целях прямого маркетинга), которые потенциально наиболее безобидны для субъекта персональных данных и могут быть в целом освобождены от регистрации. Практически во всех странах Евросоюза воспользовались такой возможностью, предоставленной Евродирективой. Евродиректива обращается также к национальным законодателям с предложением освободить от обязательной регистрации некоммерческие организации, обрабатывающие особые персональные данные для своих уставных целей, при выполнении условий, накладываемых статьей 8(2)(d) Евродирективы.
Рассмотрев опыт применения института уведомления об обработке и соответствующее влияние этого института на достижение главной цели – защиту прав и свобод субъектов персональных данных – «Рабочая группа 29-й статьи» сформулировала ряд рекомендаций национальным законодателям[1]:
1. Рабочая группа предлагает странам-членам Евросоюза использовать полезную возможность, предоставленную Евродирективой, применения механизмов, упрощающих процедуру уведомления, и исключений из обязательности уведомления. Там, где эти возможности не используются, необходимо рассмотреть возможность законодательно предоставить уполномоченному органу право самому решать вопрос о целесообразности применения указанных механизмов.
2. Процесс уведомления не должен иметь бюрократический характер. Учитывая, что одной из целей уведомления является воспитание правовой культуры контролеров персональных данных, форма уведомления и предъявляемые к содержанию требования должны быть удобны и понятны для контролеров. Эта рекомендация особенно важна для тех стран, где отсутствует или минимален опыт реализации института уведомления.
3. Рабочая группа настоятельно рекомендует, чтобы в тех случаях, где это возможно, широко применялась электронная форма подготовки и отправки уведомления. Следует также обратить внимание на опыт некоторых стран (например, Великобритании), где подготовлены и используются для заполнения уведомлений стандартные перечени возможных категорий обрабатываемых персональных данных и целей обработки.
4. Учитывая опыт ряда стран Евросоюза, необходимо рассмотреть возможность самого широкого применения механизмов
персонификации ответственности на уровне контролеров персональных данных и опубликования контролерами своей политики в области персональных данных, что является альтернативой правовому институту уведомления уполномоченного органа. Следует учитывать при этом тот факт, что данный механизм не умаляет возможности уполномоченного органа получать по мере необходимости нужную для правоприменения информацию и, как минимум, не снижает для субъектов персональных данных возможность получения нужных для них подробностей, связанных с обработкой персональных данных. Наконец, данная практика позволяет достичь сверхцели – поднятия правовой культуры контролеров персональных данных и граждан.
Необходимость таких рекомендаций определяется той исторической нагрузкой, которая объективно довлеет над национальными европейскими законодателями. В частности, условия 70-х и 80-х годов, когда роль уполномоченных органов считалась определяющей в «наведении порядка» в данной области, наложили отпечаток на те правила, которые были приняты ведущими в тот момент странами (Германией, Францией, Швецией). С другой стороны, опыт этих стран, которые возглавили процесс создания правового поля, имеет для других стран большое значение. Одним из отрицательных результатов усвоения этого опыта явилось то, что в подавляющем большинстве стран Евросоюза уведомление или предоставление информации уполномоченному органу до сих пор расценивается как определяющее в процессе регулирования отношений.
Российский законодатель, следуя примеру многих европейских стран и предписав общее правило уведомления об обработке персональных данных, установил перечень обработок, уведомления (регистрации в реестре) о произведении обработки которых не требуется (Статья 22):
Статья 22. Уведомление об обработке персональных данных
1. Оператор до начала обработки персональных данных обязан уведомить уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных о своем намерении осуществлять обработку персональных данных, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
2. Оператор вправе осуществлять без уведомления уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных обработку персональных данных:
1) относящихся к субъектам персональных данных, которых связывают с оператором трудовые отношения;
2) полученных оператором в связи с заключением договора, стороной которого является субъект персональных данных, если персональные данные не распространяются, а также не предоставляются третьим лицам без согласия субъекта персональных данных и используются оператором исключительно для исполнения указанного договора и заключения договоров с субъектом персональных данных;
3) относящихся к членам (участникам) общественного объединения или религиозной организации и обрабатываемых соответствующими общественным объединением или религиозной организацией, действующими в соответствии с законодательством Российской Федерации, для достижения законных целей, предусмотренных их учредительными документами, при условии, что персональные данные не будут распространяться без согласия в письменной форме субъектов персональных данных;
4) являющихся общедоступными персональными данными;
5) включающих в себя только фамилии, имена и отчества субъектов персональных данных;
6) необходимых в целях однократного пропуска субъекта персональных данных на территорию, на которой находится оператор, или в иных аналогичных целях;
7) включенных в информационные системы персональных данных, имеющие в соответствии с федеральными законами статус федеральных автоматизированных информационных систем, а также в государственные информационные системы персональных данных, созданные в целях защиты безопасности государства и общественного порядка;
8) обрабатываемых без использования средств автоматизации в соответствии с федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, устанавливающими требования к обеспечению безопасности персональных данных при их обработке и к соблюдению прав субъектов персональных данных.
3. Уведомление, предусмотренное частью 1 настоящей статьи, должно быть направлено в письменной форме и подписано уполномоченным лицом или направлено в электронной форме и подписано электронной цифровой подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации. Уведомление должно содержать следующие сведения:
1) наименование (фамилия, имя, отчество), адрес оператора;
2) цель обработки персональных данных;
3) категории персональных данных;
4) категории субъектов, персональные данные которых обрабатываются;
5) правовое основание обработки персональных данных;
6) перечень действий с персональными данными, общее описание используемых оператором способов обработки персональных данных;
7) описание мер, которые оператор обязуется осуществлять при обработке персональных данных, по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке;
8) дата начала обработки персональных данных;
9) срок или условие прекращения обработки персональных данных.
4. Уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных в течение тридцати дней с даты поступления уведомления об обработке персональных данных вносит сведения, указанные в
части 3 настоящей статьи, а также сведения о дате направления указанного уведомления в реестр операторов. Сведения, содержащиеся в реестре операторов, за исключением сведений о средствах обеспечения безопасности персональных данных при их обработке, являются общедоступными.
5. На оператора не могут возлагаться расходы в связи с рассмотрением уведомления об обработке персональных данных уполномоченным органом по защите прав субъектов персональных данных, а также в связи с внесением сведений в реестр операторов.
6. В случае предоставления неполных или недостоверных сведений, указанных в части 3 настоящей статьи, уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных вправе требовать от оператора уточнения предоставленных сведений до их внесения в реестр операторов.
7. В случае изменения сведений, указанных в части 3 настоящей статьи, оператор обязан уведомить об изменениях уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных в течение десяти рабочих дней с даты возникновения таких изменений.Первое, что следует отметить, это то, что законодатель предпочел освободить от обязанности уведомления определенные категории операторов, а не операции по обработке (включая, разумеется, категории обрабатываемых персональных данных). Это тем более странно, что именно контроль над производимыми операциями с персональными данными, наиболее чувствительными для их субъекта, является основной темой Закона. В данной ситуации получается, что, например, работодатель, производя обработку особых персональных данных (скажем, сведений, относящихся к здоровью работников), в любом случае освобождается от обязанности уведомления о производимой обработке[2].
Одновременно, уполномоченный орган лишается возможности выполнения одной из своих важнейших миссий – следить за наиболее чувствительными для граждан областями, в которых обрабатываются их персональные данные, и принимать адекватные меры защиты интересов граждан.
В рассматриваемой статье законодатель также обязал оператора включать в состав уведомления сведения, относящиеся к правовым основаниям обработки персональных данных. Вопрос об использовании понятия «правового основания обработки персональных данных» непосредственно связан с вопросом целесообразности использования в Законе таких категорий, как «полномочия оператора» и правовое основание цели обработки персональных данных». Эти вопросы были подробно рассмотрены ранее.
Наконец, законодатель посчитал нецелесообразным использование механизма, альтернативного обязательному уведомлению – механизма персонификации ответственности на уровне контролеров персональных данных и опубликования контролерами своей политики в области персональных данных.
С учетом сказанного выше (рекомендаций «Рабочей группы 29-й статьи» и обоснования этих рекомендаций),
следует надеется, что в будущем законодатель, получив необходимый опыт в регуляции отношений, связанных с уведомлением и участием государства в процессе контроля в области персональных данных, изменит свое отношение к принципам регуляции.--------------------------------------------------------------------------------
[1] WP 106, Article 29 Working Party report on the obligation to notify the national supervisory authorities, the best use of exceptions and simplification and the role of the data protection officers in the European Union
[2] В этом смысле характерен термин, использованный в Законе – реестр операторов (а не реестр обработок персональных данных).
http://travkin333.livejournal.com/14628.html