Москву захлестывает «телефонный спам»

Столичные предприниматели нашли новый способ рекламировать свои товары и услуги. Электронная рассылка уже сдает позиции – большинство почтовых сервисов предусматривают защиту от нежелательных писем. Зато более популярным становится другой вид спама - звонки на домашний телефон, все больше и больше москвичей становятся жертвами так называемых телефонных спамеров.
Голос в трубке в любое время суток предложит купить пылесос, вылечить зубы в ближайшей стоматологической клинике - в зависимости от того, как запрограммирован робот-оператор - ведь чаще всего - это автоинформаторы.
В МГТС разводят руками, там никак не могут защитить своих абонентов.
Эксперты признают, что бороться с таким потребительским хулиганством очень сложно, пиратские списки абонентов МГТС продаются на многих электронных рынках, так что жертвой такой навязчивой рекламы может стать любой пользователь, чей телефон промелькнул в подобной базе. Кроме того, такая рассылка не является адресной, поэтому придраться с точки зрения законодательства крайне сложно, сообщает «ТВ Центр». http://www.caoinform.ru/news_more.php?nid=12316
Примечательно, что, несмотря на угрожающие масштабы явления, до середины 2006 года в российском праве не было норм, напрямую запрещающих массовую рассылку сообщений без получения согласия адресата. Первым законодательным шагом в борьбе со спамом стало принятие нового Федерального закона «О рекламе».
С момента вступления закона в силу 01 июля 2006 года были узаконены следующие правила:
- распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы.
- при этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено.
- рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием (п.1 ст.18 ФЗ «О рекламе).
- установлен (пунктом 2 статьи 18 ФЗ «О рекламе») запрет на использование сетей электросвязи для распространения рекламы с применением средств выбора и (или) набора абонентского номера без участия человека (автоматического дозванивания, автоматической рассылки).
Реклама, не соответствующая вышеуказанным требованиям, является ненадлежащей. Поэтому лица, права и интересы которых нарушены в результате распространения ненадлежащей рекламы, вправе обращаться в суд, в том числе с исками о возмещении убытков.
Кто должен отвечать: рекламодатели, спамеры или провайдеры?
Поскольку убытки отдельных абонентов от рассылки спама не настолько высоки, вряд ли кто-нибудь решит воспользоваться средствами правовой защиты. Да и не понятно было до конца, кому следует предъявлять иски. Обычные пользователи настаивали на ответственности провайдеров, предоставляющих услуги доступа и телематические услуги связи, за противодействие распространению непрошенных сообщений.
Однако статья 18 ФЗ «О рекламе» ограничивает способы распространения рекламы, а потому касается деятельности исключительно рекламораспространенителей (см. ст.18, п.7 ст.38 ФЗ «О рекламе»). Здесь мы сталкиваемся с проблемой выявления лиц, профессионально занимающихся распространением спама. Последние, как известно, не афишировали себя и до вступления в силу нового закона. Значительно проще отыскать рекламодателя, который соглашается на распространение его рекламных материалов с применением незаконных способов, т.е. действует с умыслом, а потому вполне резонно мог бы встать в один ряд со спамерами. Без рекламодателя не было бы и рекламы, а соответственно, и спама.
Тем не менее, имеется уже и положительная практика привлечения спамеров к ответственности на основании приведенных норм. Так, по сообщению Компьюленты, в начале февраля управление Федеральной антимонопольной службы (УФАС) по Пермскому краю оштрафовало местного предпринимателя Кирилла Гуреева в связи с нарушением части 1 статьи 18 закона "О рекламе".
Новая альтернатива - во всем виноват пользователь
Однако Правительство пошло далее вопреки интересам защиты рядового пользователя. В новых «Правилах оказания телематических услуг связи» фактически исключена необходимость долгих поисков спамеров или возложения на провайдеров обязанности фильтрации трафика. Как часто у нас водится, решено, что «спасение утопающих - дело рук самих утопающих», поэтому в новых Правилах в обязанности абонента и пользователя включено воспрепятствование распространению спама с его абонентского терминала (пп. «е» п.28, пп. «г» п.30 Правил»). Что ни говори, сложно назвать такое решение прогрессивным. Вероятнее всего, этим обстоятельством воспользуются провайдеры для приостановления оказания услуг абонентам, «провинившимся» в распространении спама со своих зараженных абонентских устройств.
И это не последний недостаток новеллы. Возвращаясь к определению спама, данному в начале статьи, заметим ряд его существенных ограничений по сравнению с обыденным пониманием данного термина.
Во-первых, спамом будет считаться сообщение, предназначенное неопределенному кругу лиц. Соответственно, если сообщение индивидуализировано - это уже не спам.
Во-вторых, такое сообщение не должно позволять определить его отправителя, в том числе ввиду указания в нем несуществующего или фальсифицированного адреса отправителя. Следовательно, любые сообщения, позволяющие достоверно определить отправителя, спамом не являются. Безусловно, во втором случае остается ответственность за рассылку рекламных сообщений без получения предварительного согласия адресата в соответствии с вышеприведенными нормами ФЗ «О рекламе» и Кодекса об административных правонарушениях. Однако они касаются только рекламных сообщений.
viewtopic.php?f=18&t=1079&start=75
Голос в трубке в любое время суток предложит купить пылесос, вылечить зубы в ближайшей стоматологической клинике - в зависимости от того, как запрограммирован робот-оператор - ведь чаще всего - это автоинформаторы.
В МГТС разводят руками, там никак не могут защитить своих абонентов.
Эксперты признают, что бороться с таким потребительским хулиганством очень сложно, пиратские списки абонентов МГТС продаются на многих электронных рынках, так что жертвой такой навязчивой рекламы может стать любой пользователь, чей телефон промелькнул в подобной базе. Кроме того, такая рассылка не является адресной, поэтому придраться с точки зрения законодательства крайне сложно, сообщает «ТВ Центр». http://www.caoinform.ru/news_more.php?nid=12316
Примечательно, что, несмотря на угрожающие масштабы явления, до середины 2006 года в российском праве не было норм, напрямую запрещающих массовую рассылку сообщений без получения согласия адресата. Первым законодательным шагом в борьбе со спамом стало принятие нового Федерального закона «О рекламе».
С момента вступления закона в силу 01 июля 2006 года были узаконены следующие правила:
- распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы.
- при этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено.
- рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием (п.1 ст.18 ФЗ «О рекламе).
- установлен (пунктом 2 статьи 18 ФЗ «О рекламе») запрет на использование сетей электросвязи для распространения рекламы с применением средств выбора и (или) набора абонентского номера без участия человека (автоматического дозванивания, автоматической рассылки).
Реклама, не соответствующая вышеуказанным требованиям, является ненадлежащей. Поэтому лица, права и интересы которых нарушены в результате распространения ненадлежащей рекламы, вправе обращаться в суд, в том числе с исками о возмещении убытков.
Кто должен отвечать: рекламодатели, спамеры или провайдеры?
Поскольку убытки отдельных абонентов от рассылки спама не настолько высоки, вряд ли кто-нибудь решит воспользоваться средствами правовой защиты. Да и не понятно было до конца, кому следует предъявлять иски. Обычные пользователи настаивали на ответственности провайдеров, предоставляющих услуги доступа и телематические услуги связи, за противодействие распространению непрошенных сообщений.
Однако статья 18 ФЗ «О рекламе» ограничивает способы распространения рекламы, а потому касается деятельности исключительно рекламораспространенителей (см. ст.18, п.7 ст.38 ФЗ «О рекламе»). Здесь мы сталкиваемся с проблемой выявления лиц, профессионально занимающихся распространением спама. Последние, как известно, не афишировали себя и до вступления в силу нового закона. Значительно проще отыскать рекламодателя, который соглашается на распространение его рекламных материалов с применением незаконных способов, т.е. действует с умыслом, а потому вполне резонно мог бы встать в один ряд со спамерами. Без рекламодателя не было бы и рекламы, а соответственно, и спама.
Тем не менее, имеется уже и положительная практика привлечения спамеров к ответственности на основании приведенных норм. Так, по сообщению Компьюленты, в начале февраля управление Федеральной антимонопольной службы (УФАС) по Пермскому краю оштрафовало местного предпринимателя Кирилла Гуреева в связи с нарушением части 1 статьи 18 закона "О рекламе".
Новая альтернатива - во всем виноват пользователь
Однако Правительство пошло далее вопреки интересам защиты рядового пользователя. В новых «Правилах оказания телематических услуг связи» фактически исключена необходимость долгих поисков спамеров или возложения на провайдеров обязанности фильтрации трафика. Как часто у нас водится, решено, что «спасение утопающих - дело рук самих утопающих», поэтому в новых Правилах в обязанности абонента и пользователя включено воспрепятствование распространению спама с его абонентского терминала (пп. «е» п.28, пп. «г» п.30 Правил»). Что ни говори, сложно назвать такое решение прогрессивным. Вероятнее всего, этим обстоятельством воспользуются провайдеры для приостановления оказания услуг абонентам, «провинившимся» в распространении спама со своих зараженных абонентских устройств.
И это не последний недостаток новеллы. Возвращаясь к определению спама, данному в начале статьи, заметим ряд его существенных ограничений по сравнению с обыденным пониманием данного термина.
Во-первых, спамом будет считаться сообщение, предназначенное неопределенному кругу лиц. Соответственно, если сообщение индивидуализировано - это уже не спам.
Во-вторых, такое сообщение не должно позволять определить его отправителя, в том числе ввиду указания в нем несуществующего или фальсифицированного адреса отправителя. Следовательно, любые сообщения, позволяющие достоверно определить отправителя, спамом не являются. Безусловно, во втором случае остается ответственность за рассылку рекламных сообщений без получения предварительного согласия адресата в соответствии с вышеприведенными нормами ФЗ «О рекламе» и Кодекса об административных правонарушениях. Однако они касаются только рекламных сообщений.
viewtopic.php?f=18&t=1079&start=75