Из переписки с Регуляторами. Избранное.

- Ассоциация операторов телефонной связи
Исх № 2 от 27.01. 2009г.
Заместителю руководителя
Федеральной антимонопольной
службы России
А.Н. Голомолзину
Уважаемый Анатолий Николаевич!
Ассоциация операторов телефонной связи в ходе проводимой в декабре 2008 года 9-ой конференции получила обращения операторов взаимодействующих с ОАО МГТС, ОАО Комстар и МРК. Операторы в своих обращениях указывают на необоснованное повышение цен на услуги, оказываемые существенными операторами тем операторам, чьи сети соединены с их сетями.
В соответствие со Ст. 20 федерального закона «О связи» цены на услуги присоединения и услуги по пропуску трафика, оказываемые операторами, занимающими существенное положение в сети связи общего пользования, подлежат государственному регулированию. Перечень услуг присоединения и услуг по пропуску трафика, цены на которые подлежат государственному регулированию, а также порядок их регулирования устанавливается Правительством РФ. В соответствии с пунктом 30 Правил присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2005 № 161 (далее – Правила присоединения) цены на услуги присоединения и услуги по пропуску трафика, оказываемые операторами, занимающими существенное положение в сети связи общего пользования подлежат государственному регулированию. В соответствии с пунктом 31 Правил присоединения, оператор, занимающий существенное положение в сети связи общего пользования, обязан в срок, не превышающий 90 дней с даты получения им уведомления о включении его в реестр, установить условия присоединения сетей электросвязи и пропуска трафика, в том числе условия использования задействуемого в ходе исполнения договора о присоединении имущества (включая линейно-кабельные и иные сооружения связи).
Федеральная служба по надзору в сфере связи в своем решении утв. приказом Федеральной службы по надзору в сфере связи от 20.04.2006 № 28 «полагает, что норма, содержащаяся в пункте 31 Правил присоединения, прямо и однозначно указывает на необходимость установления условий использования задействуемого при исполнении договора о присоединении имущества непосредственно в условиях присоединения сетей электросвязи, подлежащих публикации в отраслевых средствах массовой информации.» Принимая во внимание, что норма о публичности договора о присоединении сетей электросвязи (пункт 1 статьи 19 Федерального закона от 07.07.2003 № 126 «О связи»), требование о публикации установленных оператором, занимающим существенное положение в сети связи общего пользования, условий присоединения сетей электросвязи (пункт 3 статьи 19 статья Федерального закона от 07.07.2003 № 126 «О связи», пункт 32 Правил присоединения), а также требование о заключении договора о присоединении исключительно на условиях, содержащихся в опубликованных условиях присоединения сетей электросвязи (п. 35 Правил присоединения), следует, что в соответствие со ст 426 ГК РФ п 2 «Цены товаров, работ и услуг.. устанавливаются одинаковыми для всех потребителей», в состав публикуемых условий присоединения сетей электросвязи должны быть включены в обязательном порядке цены использования задействуемого в ходе исполнения договора о присоединении имущества (включая линейно-кабельные и иные сооружения связи)
В вышеупомянутом решении Россвязьнадзора сказано: «Принимая во внимание, что Правила присоединения вступили в силу с 01.01.2006, оператор, занимающий существенное положение в сети связи общего пользования, с 01.01.2006 не вправе был предлагать оператору присоединенной сети связи отдельный договор, определяющий условия использования задействуемого в ходе исполнения договора о присоединении имущества.»
Однако существенными операторами опубликованы отдельно условия присоединения и отдельно условия аренды комплекса технических ресурсов(см. Сайты операторов). Таким образом существенные операторы нарушают требование пункта 31 Правил присоединения, в соответствие с которым в состав публикуемых условий присоединения сетей электросвязи должны быть включены в обязательном порядке цены использования задействуемого в ходе исполнения договора о присоединении имущества (включая линейно-кабельные и иные сооружения связи). Как установлено Правилами присоединения ( п. 31, 32), условия присоединения должны быть опубликованы и соответствующая служба государственного надзора может выдать предписание об устранении несоответствий условий нормативно правовым актам в области связи (п. 33 Положения), в частности требованию «разумности и добросовестности» при определении цен (ст.18, ФЗ «О связи»). Выделение в отдельный вид услуг «предоставление комплекса технических ресурсов», выводит эти услуги из состава подлежащих контролю показателей условий присоединения и открывает возможности произвола для монополиста.
Существенные операторы в полной мере использует предоставившуюся возможность. Ранее, при взаимодействии операторов заключались договора аренды площадей для размещения оборудования, принадлежащего оператору. Например: Стоимость аренды площадей у ОАО МГТС для размещения стоикоместа размером 0,8х0,8 составляла $1000 в год или или в расчете за месяц 250 рублей. В настоящее время ОАО МГТС, навязывает взаимодействующим с ним операторам договора «по предоставлению комплекса ресурсов ОАО МГТС» которые предусматривают, что за размещение такой стойки оператор будет платить 53100 рублей в месяц. Рост стоимости составляет 21200% !
Фактическое содержание оказываемых оператору услуг со стороны ОАО МГТС осталось неизменным : не устанавливалось и не демонтировалось используемое оборудование, осталось без изменений содержание работ по его обслуживанию и эксплуатации, как правило, не претерпели существенного изменения количественные и качественные характеристики пропускаемого трафика. Но стоимость выполняемых услуг возросла многократно в более чем 200 раз.
ОАО МГТС пользуется тем, что может произвольно, приказом гендиректора, изменить стоимость оказываемых услуг. В 2006 — 2007 году действовали цены утвержденные приказом ОАО МГТС от 17 .11.2005 г. № 1349. Этот приказ предусматривал: «Предоставление комплекса ресурсов для обеспечения функционирования единицы технологического оборудования, в месяц: за 1 стойко-место, имеющее размеры: длина - 0,8м., глубина — 0,3м. - 6 000 рублей в месяц, за 1 место на стене, имеющее размеры: длина - 0,55м.,высота - 0,26м., глубина — 0,3м. - 3 000. На 2008 год цены утверждены приказом ОАО МГТС от 25 .01.2008 г. № 46. Этот приказ предусматриваует: «Предоставление комплекса ресурсов для обеспечения функционирования единицы технологического оборудования, в месяц: за 1 стойко-место, имеющее размеры: длина - 0,8м., глубина — 0,3м. - 15 000 рублей в месяц, за 1 место на стене, имеющее размеры: длина - 0,55м.,высота - 0,26м., глубина — 0,3м. - 7 000. Рост в 2,5 — 2,3 раза. При этом стоимость аренды кв. метра площади в офисе в центре Москвы составляет $1000 - 1500 в год, что в 10 раз меньше, чем аренда производственных площадей в ОАО МГТС.
Аналогичная картина наблюдается и в других регионах России, где действуют другие существенные операторы. По заявлению операторов из регионов, стоимость размещения оборудования на площадях существенных операторов возросла в 2008 году по сравнению с предыдущим годом в Сибирском Федеральном округе в 5-6 раз, в Приволжском в 2-4 раза, в Центральном в 5-6 раз. Идентичные процессы резкого повышения цен можно выявить в условиях предоставления «комплекса технических ресурсов» других существенных операторов.
Ассоциация считает, что существенные операторы, являясь доминирующими участниками рынка оказания услуг присоединения в своих регионах, злоупотребляя своей рыночной силой, установили на данную услугу монопольно высокие цены.
Ассоциация прости Вас, в возможно короткие сроки, провести мониторинг повышения цен на данный вид услуг в регионах России и, в случае выявления нарушения Статьи 10. Запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением федерального закона «О защите конкуренции» от 26 июля 2006 года № 135 — ФЗ, которая гласит что: «1. Запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе следующие действия (бездействие)» выразившееся в установлении, поддержании монопольно высокой цены товара, принять необходимые меры для пресечения нарушения закона.
Генеральный директор В.Г. Зайцев
Ф Е Д Е Р А Л Ь Н А Я А Н Т И М О Н О П О Л Ь Н А Я С Л У Ж Б А
ЗАМЕСТИТЕЛЬ РУКОВОДИТЕЛЯ
Генеральному директору
Ассоциации операторов
телефонной связи
В.Г. Зайцеву
Ленинский пр-кт, д.6, оф. 585
Москва, 119991
О повышении тарифов на услуги по предоставлению комплекса ресурсов
Уважаемый Владимир Георгиевич!
Федеральная антимонопольная служба рассмотрела Ваше обращение о необоснованном многократном повышении тарифов на «услуги по предоставлению комплекса ресурсов для обеспечения функционирования технологического оборудования» операторами связи, занимающими существенное положение на сети связи общего пользования, и сообщает.
В настоящее время Федеральная антимонопольная служба проводит расследование об обоснованности повышения тарифов на услуги по предоставлению комплекса ресурсов (предоставление в пользование сооружений связи, аренда площадей, зданий, сооружений) компаниям электросвязи, владеющими (распоряжающимися) значительной долей объектов инфраструктуры электросвязи.
Письмом ФАС России от 29.01.2009 № АГ/2243 в указанные компании электросвязи направлены соответствующие запросы.
По результатам расследования будут предприняты необходимые меры антимонопольного реагирования.
А.Н. Голомолзин