Буду благодарен за отзывы на статью, изложенную ниже.
С уважением,
Alex Rail.
СТРАТЕГИЯ
развития отрасли связи России на 2009 – 2015 годы
с обеспечением интересов государства и национального бизнеса
Аннотация
Анализ программных документов по развитию информационного общества РФ показал, что они не определяют конкретные пути и финансовые механизмы для обеспечения развития в период до 2015 года инфраструктуры отрасли связи до уровня «двадцатки» стран – мировых лидеров.
Анализ существующего состояния сетей GSM общего пользования, как самых массовых сетей РФ, показал наличие десятков точек уязвимости и потенциальных угроз, возможность двадцати видов атак, что указывает на актуальность задачи повышения информационной безопасности сетей GSM. Аналогичные выводы, по - видимому, могут быть сделаны в отношении и других современных цифровых сетей РФ общего пользования.
Для решения обозначенных задач была разработана «Стратегии развития отрасли связи РФ на 2009 – 2015 годы с обеспечением интересов государства и национального бизнеса». Стратегию предлагается реализовывать в два этапа:
• создание в 2010 – 2012 годах оператора связи – национального лидера, обеспечение высокой доходности инвестиций за счет мер государственной поддержки,
• масштабное развитие в 2013 – 2015 годах, на средства, полученные от продажи акций и из прибыли, инфраструктуры и повышение информационной безопасности на сетях оператора – национального лидера, тиражирование решений на другие сети РФ с целью вывода показателей развития отрасли связи РФ на уровень «двадцатки» стран – мировых лидеров,
которые скоординированы с этапами энергетической стратегии России на период до 2020 года.
В течение 2009 года начинают активизироваться работы по реформированию отрасли связи РФ:
• 29 мая 2009 года правительственная комиссия по транспорту и связи одобрила концепцию развития холдинга «Связьинвест». На 20 октября намечено рассмотрение стратегии холдинга на основе сценария создания оператора – национального лидера на совете директоров.
• В августе 2009 года было поручение от премьер – министра В.В. Путина Минкомсвязи о разработке новой долгосрочной ФЦП «Информационное общество» до 2018 года.
• 10 сентября 2009 года утверждена ФЦП «Электронная Россия» на 2002 – 2010 годы с изменениями, которые предусматривают создание оператора связи – национального лидера.
• На последние месяцы 2009 года запланировано очередное заседание Совета по развитию информационного общества Российской Федерации. Первоочередная задача – создание эффективной системы координации и управления реализацией «Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации».
Изучение программных документов по обеспечению развития информационного пространства в РФ:
• «Доктрины информационной безопасности Российской Федерации», 2000 г.[1],
• Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации», 2008 г.[2],
• ФЦП «Электронная Россия» с изменениями 2009 г. [3],
• Перечней направлений и приоритетных научных исследований по обеспечению информационной безопасности РФ, утвержденных Советом Безопасности РФ в марте 2008 г.,
а также, проектов документов, подготовленных Минкомсвязи и институтом современного развития:
• ФЦП «Развитие информатизации в России до 2010 года», институт развития информационного общества, Минкомсвязи, 2001 год [4],
• «Концепции информационной безопасности ССОП ВВС РФ», 2003 год [5].
• «Долгосрочный технологический прогноз ИТ Foresight», Минкомсвязи, 2007 год,
• «Программа по реализации стратегии развития информационного общества в
России», институт современного развития, 2003 - 2008 год [6],
показывает, что в них определяются, в целом, направления развития информационного общества РФ, и предлагаются пути и финансовые механизмы, которые позволят реформировать отрасль связи РФ и одновременно обеспечить:
• высокую доходность на привлекаемые государственные и частные инвестиции,
• развитие в период до 2015 года инфраструктуры отрасли связи до уровня «двадцатки» стран – мировых лидеров,
• повышение информационной безопасности на сетях общего пользования отрасли связи для обеспечения конкурентоспособности экономики и защиты интересов национального бизнеса,
• создание устойчивого масштабного финансового механизма, позволяющего, без привлечения государственных инвестиций, проводить дальнейшее развитие отрасли связи, включая создание новых национальных сетей общего пользования и сетей для спец. потребителей.
В конце 2009 года Минкомсвяз должно подготовить проект ФЦП «Информационное общество до 2018 года».
В соответствие с решениями Правительства РФ, актуальные задачи настоящего этапа развития России, в которой проживает только 2% населения планеты, а сосредоточено более 80%, сегодня дефицитных, мировых топливно-энергетических ресурсов, - это обеспечение:
• целостности, суверенитета, государственной безопасности и интересов,
• конкурентоспособности экономики на уровне стран – мировых лидеров,
• диверсификации экономики в течение 8 – 10 лет за счет инновационного и технологического рывков,
• последовательного усиления позиций РФ на топливно – энергетическом и сырьевом мировых рынках.
Адекватная таким задачам инфраструктура отрасли связи должна обеспечивать на всей территории РФ полные пакеты услуг мобильной и фиксированной связи и передачи данных, услуги широкополосного доступа и информационного обмена заданных скоростей и качества, современные пакеты IT – услуг. При этом, должны обеспечиваться требования информационной безопасности как в сетях для спец. пользователей, так и сетях общего пользования в соответствие с установленным категорированием.
В условиях существующей нормативной базы отрасли связи (законы «Об информации, информатизации и защите информации», статья 16, и «О связи», статьи 7, 12, 46), операторы должны самостоятельно разрабатывать и реализовывать требования к своим сетям, которые обеспечивают: устойчивость функционирования, обнаружение фактов НСД (атак), защиту и контроль защищенности информационной сферы сетей.
Анализ материалов, доступных из СМИ, периодических изданий и сайтов сети Интернет за весь период с момента принятия вышеупомянутых законов, показал отсутствие систематизированной информации по разработке организационно – технических мер защиты сетей GSM общего пользования.
Анализ технических характеристик современных средств и методов нарушения информационной безопасности сетей GSM показывает, что имея доступ к трафику операторов GSM общего пользования, как на территории России, так и за её пределами, возможно установить полный контроль над любым, из 100 млн. россиян, использующим телефоны GSM.
Анализ существующего состояния сетей GSM общего пользования РФ, выполненный в [7], показал наличие 29 точек уязвимости, 35 потенциальных угроз и возможность 19 видов атак. Реализация таких атак позволяет, по образцам голоса, найти практически любого абонента GSM, манипулировать его поведением, блокировать работу стратегически важных объектов РФ.
Такие выводы позволяют утверждать, что сегодня информационная безопасность сетей GSM общего пользования жестко коррелированна с безопасностью и конкурентоспособностью России. Аналогичные выводы, по видимому, могут быть сделаны и в отношении других цифровых сетей современных информационных технологий РФ.
Для обеспечения темпов развития отрасли связи и решения задач, заданных в программных документах РФ, и одновременного повышения информационной безопасности сетей связи общего пользования, была разработана «Стратегия развития отрасли связи России на 2009 – 2015 годы с обеспечением интересов государства и национального бизнеса». Её цели:
1. Возобновление государственного контроля над отраслью связи через повышение уровня участия Росимущества в активах отрасли связи до 45 – 60%.
2. Повышение уровня информационной безопасности в сетях связи и передачи данных отрасли связи РФ для обеспечения защиты интересов государства, конкурентоспособности экономики и национального бизнеса.
3. Опережающее развитие инфраструктуры сетей мобильной и фиксированной связи, широкополосного доступа для обеспечения роста экономики РФ, повышения эффективности реализации инновационного и технологического рывков.
4. Сокращение разрыва в показателях уровня развития отрасли связи РФ и стран - мировых лидеров с учетом приоритетов России и возможных объемов государственных и частных инвестиций в период 2010 – 2015 годы.
5. Создание устойчивого масштабного финансового механизма, позволяющего, при минимальном привлечении государственных инвестиций, проводить дальнейшее развитие отрасли связи, включая создание новых национальных сетей общего пользования и сетей для спец. потребителей.
Достижение поставленных целей предлагается обеспечить посредством решения следующих задач:
1. Создание на принципах государственно – частного партнерства, под контролем государства, оператора(ов) связи – национального лидера на рынках услуг мобильной и фиксированной связи и передачи данных на всей территории РФ, включая Московский и Санкт – Петербургский регионы.
2. Привлечение государственных и частных инвестиций в объемах, требуемых для создания и эффективного развития оператора связи – национального лидера.
3. Обеспечение высокой доходности на привлекаемые инвестиции за счет оптимизации сценария создания оператора связи – национального лидера и комплекса мер государственной поддержки:
a. Введения регуляторной системы отрасли связи и дискриминационного принципа доступа к сетевым ресурсам с преференциями для оператора – национального лидера.
b. Введение налоговых льгот и уменьшение таможенных пошлин для оператора – национального лидера.
c. Формирования необходимых объемов клиентской базы и потребляемых услуг связи у оператора – национального лидера: государственные, региональные и муниципальные органы, ведомства, службы и отрасли РФ, контролируемые сегодня государством – ТЭК, Банки, Медиа.
Пояснительная записка к стратегии включает следующие разделы:
1. Актуальность реализации «Стратегии развития отрасли связи на 2009 – 2015 годы с обеспечением интересов государства и национального бизнеса».
2. Программные документы по обеспечению развития информационного общества и информационной безопасности в России и цель разработки настоящей стратегии.
3. Внешние и внутренние угрозы информационной безопасности на сетях отрасли связи РФ.
4. Необходимость возобновления государственного контроля отрасли связи РФ и повышения темпов развития её инфраструктуры.
5. Необходимость создания профессиональной основы для реализации стратегии развития отрасли связи РФ.
В разделе 1 показано, что:
• сегодняшняя низкая стоимость телекоммуникационных активов и, как минимум, шестикратный потенциал развития рынка услуг связи РФ на следующие десятилетие (в 2020 году прогнозируемый объем рынка услуг связи $ 240 млрд., для сравнения, в 2009 году ожидаемые доходы ОАО Газпром $ 128 млрд.), указывают на высокий возможный коммерческий эффект от сегодняшнего реформирования отрасли связи РФ, реальную возможность достижения целей настоящей «Стратегии развития отрасли связи РФ с обеспечением интересов государства и национального бизнеса».
• масштабы задач дальнейшего развития отрасли связи показывают методологическую обоснованность подхода, в котором на первом этапе дорабатывается и утверждается настоящая «Стратегии развития отрасли связи РФ с обеспечением интересов государства и национального бизнеса» и только затем рассматриваются стратегии создания операторов – национальных лидеров на основе конкретных компаний.
В разделе 2, на основе анализа программных документов по развитию и обеспечению информационной безопасности сетей связи в Российской Федерации, формулируется цель разработки стратегии:
Целью разработки стратегии является программа по реализации «Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации» в отрасли связи РФ с учетом «Доктрины информационной безопасности Российской Федерации».
В разделе 3 утверждается, что из:
• требований «Доктрины информационной безопасности Российской Федерации»,
• решений Совета Безопасности РФ по повышению информационной безопасности от марта 2008 года,
• результатов анализа «Внешних и внутренних угроз информационной безопасности на сетях связи общего пользования», выполненного в настоящей работе,
следует, что на настоящем этапе развития России, для обеспечения интересов государства и национального бизнеса необходима на сетях отрасли связи РФ реализация комплекса мер по повышению их информационной безопасности.
В разделе 4 утверждается, что:
• отечественный опыт рыночного, без активного участия государства, развития отрасли связи в течение последних двух десятилетий показывает, что частный капитал не в состоянии решать, как вопросы перспективного инфраструктурного развития отрасли связи, так и вопросы информационной безопасности в сетях современных цифровых технологий,
• решением по реформированию отрасли связи, апробированным мировой практикой, будет возобновление государственного контроля над отраслью связи РФ через повышение уровня участия Росимущества в активах отрасли связи. Такое решение находится в рамках «Декларации принципов» Женевского саммита по информационному обществу.
В разделе 5 показано, что для создания профессиональной основы по реализации стратегии требуется выполнить комплекс из 17 НИР по следующим направлениям:
o Разработка оптимизированного сценария создания оператора(ов) связи – национального лидера, оценка его коммерческих показателей.
o Разработка комплекса мер по повышению уровня развития инфраструктуры сетей национального оператора до уровня стран – мировых лидеров, тиражирование решений на сети других операторов РФ, оценка коммерческого эффекта.
o Разработка комплекса мер по повышению информационной безопасности на сетях национального оператора (сети GSM, ISDN, SDH, IP/ATM), тиражирование решений на сети других операторов РФ, оценка коммерческого эффекта.
30 сентября 2009 года.
Литература
1. «Доктрина национальной безопасности Российской Федерации», 2000 год.
2. «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации», 2008 год.
3. ФЦП «Электронная Россия» с изменениями от 2009 года
4. ФЦП «Развитие информатизации в России до 2010 года», 2001 год.
5. «Концепция информационной безопасности ССОП ВВС РФ», проект, 2003 год.
6. «Программа по реализации стратегии развития информационного общества в России», ИНСОР, 2008 год.
7. Отчет по НИР «Разработка комплекса организационно – технических мер для создания системы защиты информации сетей GSM общего пользования России», 2009 год (выполнена в рамках комплекса НИР по созданию профессиональной основы для реализации «Стратегии …»).
8. Материалы, размещенные на сайтах Минкомсвязи, Совета Безопасности РФ, Гостехкомиссии России, государственных институтов, частных компаний, операторов связи, инофирм, СМИ.
Сентябрь 2009 года