Статья: Стратегия развития отрасли связи

Обсуждение последних новостей отрасли.
Новости законодательства РФ в области связи.
Интересные статьи посвященные инфокоммуникациям в России.
Alex Rail
Форумчанин
 
Сообщения:
1931
Зарегистрирован:
05 фев 2010

Благодарил (а): 1 раз.
Поблагодарили: 61 раз.

Статья: Стратегия развития отрасли связи

Сообщение:#1  Сообщение Alex Rail » Пт 05 фев, 2010 23:28 »

Уважаемые коллеги!
Буду благодарен за отзывы на статью, изложенную ниже.

С уважением,
Alex Rail.


СТРАТЕГИЯ
развития отрасли связи России на 2009 – 2015 годы
с обеспечением интересов государства и национального бизнеса



Аннотация

Анализ программных документов по развитию информационного общества РФ показал, что они не определяют конкретные пути и финансовые механизмы для обеспечения развития в период до 2015 года инфраструктуры отрасли связи до уровня «двадцатки» стран – мировых лидеров.
Анализ существующего состояния сетей GSM общего пользования, как самых массовых сетей РФ, показал наличие десятков точек уязвимости и потенциальных угроз, возможность двадцати видов атак, что указывает на актуальность задачи повышения информационной безопасности сетей GSM. Аналогичные выводы, по - видимому, могут быть сделаны в отношении и других современных цифровых сетей РФ общего пользования.
Для решения обозначенных задач была разработана «Стратегии развития отрасли связи РФ на 2009 – 2015 годы с обеспечением интересов государства и национального бизнеса». Стратегию предлагается реализовывать в два этапа:
• создание в 2010 – 2012 годах оператора связи – национального лидера, обеспечение высокой доходности инвестиций за счет мер государственной поддержки,
• масштабное развитие в 2013 – 2015 годах, на средства, полученные от продажи акций и из прибыли, инфраструктуры и повышение информационной безопасности на сетях оператора – национального лидера, тиражирование решений на другие сети РФ с целью вывода показателей развития отрасли связи РФ на уровень «двадцатки» стран – мировых лидеров,
которые скоординированы с этапами энергетической стратегии России на период до 2020 года.

В течение 2009 года начинают активизироваться работы по реформированию отрасли связи РФ:
• 29 мая 2009 года правительственная комиссия по транспорту и связи одобрила концепцию развития холдинга «Связьинвест». На 20 октября намечено рассмотрение стратегии холдинга на основе сценария создания оператора – национального лидера на совете директоров.
• В августе 2009 года было поручение от премьер – министра В.В. Путина Минкомсвязи о разработке новой долгосрочной ФЦП «Информационное общество» до 2018 года.
• 10 сентября 2009 года утверждена ФЦП «Электронная Россия» на 2002 – 2010 годы с изменениями, которые предусматривают создание оператора связи – национального лидера.
• На последние месяцы 2009 года запланировано очередное заседание Совета по развитию информационного общества Российской Федерации. Первоочередная задача – создание эффективной системы координации и управления реализацией «Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации».

Изучение программных документов по обеспечению развития информационного пространства в РФ:
• «Доктрины информационной безопасности Российской Федерации», 2000 г.[1],
• Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации», 2008 г.[2],
• ФЦП «Электронная Россия» с изменениями 2009 г. [3],
• Перечней направлений и приоритетных научных исследований по обеспечению информационной безопасности РФ, утвержденных Советом Безопасности РФ в марте 2008 г.,
а также, проектов документов, подготовленных Минкомсвязи и институтом современного развития:
• ФЦП «Развитие информатизации в России до 2010 года», институт развития информационного общества, Минкомсвязи, 2001 год [4],
• «Концепции информационной безопасности ССОП ВВС РФ», 2003 год [5].
• «Долгосрочный технологический прогноз ИТ Foresight», Минкомсвязи, 2007 год,
• «Программа по реализации стратегии развития информационного общества в
России», институт современного развития, 2003 - 2008 год [6],
показывает, что в них определяются, в целом, направления развития информационного общества РФ, и предлагаются пути и финансовые механизмы, которые позволят реформировать отрасль связи РФ и одновременно обеспечить:
• высокую доходность на привлекаемые государственные и частные инвестиции,
• развитие в период до 2015 года инфраструктуры отрасли связи до уровня «двадцатки» стран – мировых лидеров,
• повышение информационной безопасности на сетях общего пользования отрасли связи для обеспечения конкурентоспособности экономики и защиты интересов национального бизнеса,
• создание устойчивого масштабного финансового механизма, позволяющего, без привлечения государственных инвестиций, проводить дальнейшее развитие отрасли связи, включая создание новых национальных сетей общего пользования и сетей для спец. потребителей.

В конце 2009 года Минкомсвяз должно подготовить проект ФЦП «Информационное общество до 2018 года».
В соответствие с решениями Правительства РФ, актуальные задачи настоящего этапа развития России, в которой проживает только 2% населения планеты, а сосредоточено более 80%, сегодня дефицитных, мировых топливно-энергетических ресурсов, - это обеспечение:
• целостности, суверенитета, государственной безопасности и интересов,
• конкурентоспособности экономики на уровне стран – мировых лидеров,
• диверсификации экономики в течение 8 – 10 лет за счет инновационного и технологического рывков,
• последовательного усиления позиций РФ на топливно – энергетическом и сырьевом мировых рынках.
Адекватная таким задачам инфраструктура отрасли связи должна обеспечивать на всей территории РФ полные пакеты услуг мобильной и фиксированной связи и передачи данных, услуги широкополосного доступа и информационного обмена заданных скоростей и качества, современные пакеты IT – услуг. При этом, должны обеспечиваться требования информационной безопасности как в сетях для спец. пользователей, так и сетях общего пользования в соответствие с установленным категорированием.
В условиях существующей нормативной базы отрасли связи (законы «Об информации, информатизации и защите информации», статья 16, и «О связи», статьи 7, 12, 46), операторы должны самостоятельно разрабатывать и реализовывать требования к своим сетям, которые обеспечивают: устойчивость функционирования, обнаружение фактов НСД (атак), защиту и контроль защищенности информационной сферы сетей.
Анализ материалов, доступных из СМИ, периодических изданий и сайтов сети Интернет за весь период с момента принятия вышеупомянутых законов, показал отсутствие систематизированной информации по разработке организационно – технических мер защиты сетей GSM общего пользования.
Анализ технических характеристик современных средств и методов нарушения информационной безопасности сетей GSM показывает, что имея доступ к трафику операторов GSM общего пользования, как на территории России, так и за её пределами, возможно установить полный контроль над любым, из 100 млн. россиян, использующим телефоны GSM.
Анализ существующего состояния сетей GSM общего пользования РФ, выполненный в [7], показал наличие 29 точек уязвимости, 35 потенциальных угроз и возможность 19 видов атак. Реализация таких атак позволяет, по образцам голоса, найти практически любого абонента GSM, манипулировать его поведением, блокировать работу стратегически важных объектов РФ.
Такие выводы позволяют утверждать, что сегодня информационная безопасность сетей GSM общего пользования жестко коррелированна с безопасностью и конкурентоспособностью России. Аналогичные выводы, по видимому, могут быть сделаны и в отношении других цифровых сетей современных информационных технологий РФ.
Для обеспечения темпов развития отрасли связи и решения задач, заданных в программных документах РФ, и одновременного повышения информационной безопасности сетей связи общего пользования, была разработана «Стратегия развития отрасли связи России на 2009 – 2015 годы с обеспечением интересов государства и национального бизнеса». Её цели:
1. Возобновление государственного контроля над отраслью связи через повышение уровня участия Росимущества в активах отрасли связи до 45 – 60%.
2. Повышение уровня информационной безопасности в сетях связи и передачи данных отрасли связи РФ для обеспечения защиты интересов государства, конкурентоспособности экономики и национального бизнеса.
3. Опережающее развитие инфраструктуры сетей мобильной и фиксированной связи, широкополосного доступа для обеспечения роста экономики РФ, повышения эффективности реализации инновационного и технологического рывков.
4. Сокращение разрыва в показателях уровня развития отрасли связи РФ и стран - мировых лидеров с учетом приоритетов России и возможных объемов государственных и частных инвестиций в период 2010 – 2015 годы.
5. Создание устойчивого масштабного финансового механизма, позволяющего, при минимальном привлечении государственных инвестиций, проводить дальнейшее развитие отрасли связи, включая создание новых национальных сетей общего пользования и сетей для спец. потребителей.
Достижение поставленных целей предлагается обеспечить посредством решения следующих задач:

1. Создание на принципах государственно – частного партнерства, под контролем государства, оператора(ов) связи – национального лидера на рынках услуг мобильной и фиксированной связи и передачи данных на всей территории РФ, включая Московский и Санкт – Петербургский регионы.
2. Привлечение государственных и частных инвестиций в объемах, требуемых для создания и эффективного развития оператора связи – национального лидера.
3. Обеспечение высокой доходности на привлекаемые инвестиции за счет оптимизации сценария создания оператора связи – национального лидера и комплекса мер государственной поддержки:
a. Введения регуляторной системы отрасли связи и дискриминационного принципа доступа к сетевым ресурсам с преференциями для оператора – национального лидера.
b. Введение налоговых льгот и уменьшение таможенных пошлин для оператора – национального лидера.
c. Формирования необходимых объемов клиентской базы и потребляемых услуг связи у оператора – национального лидера: государственные, региональные и муниципальные органы, ведомства, службы и отрасли РФ, контролируемые сегодня государством – ТЭК, Банки, Медиа.
Пояснительная записка к стратегии включает следующие разделы:
1. Актуальность реализации «Стратегии развития отрасли связи на 2009 – 2015 годы с обеспечением интересов государства и национального бизнеса».
2. Программные документы по обеспечению развития информационного общества и информационной безопасности в России и цель разработки настоящей стратегии.
3. Внешние и внутренние угрозы информационной безопасности на сетях отрасли связи РФ.
4. Необходимость возобновления государственного контроля отрасли связи РФ и повышения темпов развития её инфраструктуры.
5. Необходимость создания профессиональной основы для реализации стратегии развития отрасли связи РФ.

В разделе 1 показано, что:
• сегодняшняя низкая стоимость телекоммуникационных активов и, как минимум, шестикратный потенциал развития рынка услуг связи РФ на следующие десятилетие (в 2020 году прогнозируемый объем рынка услуг связи $ 240 млрд., для сравнения, в 2009 году ожидаемые доходы ОАО Газпром $ 128 млрд.), указывают на высокий возможный коммерческий эффект от сегодняшнего реформирования отрасли связи РФ, реальную возможность достижения целей настоящей «Стратегии развития отрасли связи РФ с обеспечением интересов государства и национального бизнеса».
• масштабы задач дальнейшего развития отрасли связи показывают методологическую обоснованность подхода, в котором на первом этапе дорабатывается и утверждается настоящая «Стратегии развития отрасли связи РФ с обеспечением интересов государства и национального бизнеса» и только затем рассматриваются стратегии создания операторов – национальных лидеров на основе конкретных компаний.

В разделе 2, на основе анализа программных документов по развитию и обеспечению информационной безопасности сетей связи в Российской Федерации, формулируется цель разработки стратегии:

Целью разработки стратегии является программа по реализации «Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации» в отрасли связи РФ с учетом «Доктрины информационной безопасности Российской Федерации».

В разделе 3 утверждается, что из:

• требований «Доктрины информационной безопасности Российской Федерации»,
• решений Совета Безопасности РФ по повышению информационной безопасности от марта 2008 года,
• результатов анализа «Внешних и внутренних угроз информационной безопасности на сетях связи общего пользования», выполненного в настоящей работе,

следует, что на настоящем этапе развития России, для обеспечения интересов государства и национального бизнеса необходима на сетях отрасли связи РФ реализация комплекса мер по повышению их информационной безопасности.

В разделе 4 утверждается, что:

• отечественный опыт рыночного, без активного участия государства, развития отрасли связи в течение последних двух десятилетий показывает, что частный капитал не в состоянии решать, как вопросы перспективного инфраструктурного развития отрасли связи, так и вопросы информационной безопасности в сетях современных цифровых технологий,
• решением по реформированию отрасли связи, апробированным мировой практикой, будет возобновление государственного контроля над отраслью связи РФ через повышение уровня участия Росимущества в активах отрасли связи. Такое решение находится в рамках «Декларации принципов» Женевского саммита по информационному обществу.

В разделе 5 показано, что для создания профессиональной основы по реализации стратегии требуется выполнить комплекс из 17 НИР по следующим направлениям:

o Разработка оптимизированного сценария создания оператора(ов) связи – национального лидера, оценка его коммерческих показателей.
o Разработка комплекса мер по повышению уровня развития инфраструктуры сетей национального оператора до уровня стран – мировых лидеров, тиражирование решений на сети других операторов РФ, оценка коммерческого эффекта.
o Разработка комплекса мер по повышению информационной безопасности на сетях национального оператора (сети GSM, ISDN, SDH, IP/ATM), тиражирование решений на сети других операторов РФ, оценка коммерческого эффекта.


30 сентября 2009 года.

Литература

1. «Доктрина национальной безопасности Российской Федерации», 2000 год.
2. «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации», 2008 год.
3. ФЦП «Электронная Россия» с изменениями от 2009 года
4. ФЦП «Развитие информатизации в России до 2010 года», 2001 год.
5. «Концепция информационной безопасности ССОП ВВС РФ», проект, 2003 год.
6. «Программа по реализации стратегии развития информационного общества в России», ИНСОР, 2008 год.
7. Отчет по НИР «Разработка комплекса организационно – технических мер для создания системы защиты информации сетей GSM общего пользования России», 2009 год (выполнена в рамках комплекса НИР по созданию профессиональной основы для реализации «Стратегии …»).
8. Материалы, размещенные на сайтах Минкомсвязи, Совета Безопасности РФ, Гостехкомиссии России, государственных институтов, частных компаний, операторов связи, инофирм, СМИ.

Сентябрь 2009 года
Последний раз редактировалось Erlang Сб 06 фев, 2010 02:39, всего редактировалось 1 раз.
Причина: Название темы с Большой буквы!

Связной (С)
Форумчанин
 
Сообщения:
18674
Изображения: 39
Зарегистрирован:
21 апр 2005
Откуда:
Мыс Шмидта

Благодарил (а): 663 раз.
Поблагодарили: 751 раз.

Сообщение:#2  Сообщение Связной (С) » Сб 06 фев, 2010 10:23 »

alex rail писал(а):На последние месяцы 2009 года запланировано
alex rail писал(а):В конце 2009 года Минкомсвяз должно подготовить
Сроки уже устаревшие.
alex rail писал(а):операторы должны самостоятельно разрабатывать и реализовывать требования к своим сетям
Вообще приняты НПА, которыми регулируется данный вопрос.
alex rail, сути, выводов, концовки не видно. К чему статья, ее цели, кому направлена?
Уклон один на GSM, безопасность, угрозы... Заголовок не раскрыт по развитию отрасли связи.

MNOGO
Форумчанин
 
Сообщения:
4617
Изображения: 8
Зарегистрирован:
05 май 2005
Откуда:
Москва

Благодарил (а): 44 раз.
Поблагодарили: 195 раз.

Сообщение:#3  Сообщение MNOGO » Сб 06 фев, 2010 12:31 »

alex rail писал(а):Анализ существующего состояния сетей GSM общего пользования, как самых массовых сетей РФ, показал наличие десятков точек уязвимости и потенциальных угроз, возможность двадцати видов атак,

Всего-то? Почти идеальные сети. :D
alex rail писал(а):указывает на актуальность задачи повышения информационной безопасности сетей GSM.

Нет. Для своего коммерческого сегмента они защищены достаточно. Усложнение-удорожание. Заплатит рядовой потребитель. Или это цель, ещё одну шкуру?
Для большей защищенности необходимо строить другие сети.
alex rail писал(а):Аналогичные выводы, по - видимому, могут быть сделаны в отношении и других современных цифровых сетей РФ общего пользования.

Бред. Из первого не вытекает второго. Какие-то сети защищены лучше, какие-то-значительно хуже.
alex rail писал(а):В соответствие с решениями Правительства РФ, актуальные задачи настоящего этапа развития России, в которой проживает только 2% населения планеты, а сосредоточено более 80%, сегодня дефицитных, мировых топливно-энергетических ресурсов, - это обеспечение:• целостности, суверенитета, государственной безопасности и интересов,• конкурентоспособности экономики на уровне стран – мировых лидеров,• диверсификации экономики в течение 8 – 10 лет за счет инновационного и технологического рывков,• последовательного усиления позиций РФ на топливно – энергетическом и сырьевом мировых рынках.

"Не читайте по утрам советских газет"(с)
Более-менее правдиво только последнее утверждение-сырьевой характер экономики выгоден существующему классу собственников и на среднесрочную перспективу единственный способ хозяйствования на территории России.
alex rail писал(а):показал отсутствие систематизированной информации по разработке организационно – технических мер защиты сетей GSM общего пользования.
Это не значит. что их нет, просто публикация в открытой печати таких сведений невозможна.
alex rail писал(а):для сравнения, в 2009 году ожидаемые доходы ОАО Газпром $ 128 млрд.

Некорректно, надо сравнивать всю цепочку продаж конечному потребителю- цифры от нефтегазодобычи будут другие
alex rail писал(а):высокий возможный коммерческий эффект от сегодняшнего реформирования отрасли связи РФ

Нет. Высокий коммерческий эффект был достигнут в период либерализации и бесконтрольности со стороны "пилильщиков" нацбюджета. Создание "национального чемпиона"- это, по сути, национализация, с последующим "поворотом" средств в карманы чиновников.
Информбезопасность вторичная задача после коммерческой эффективности- если вы о ССОП.
В целом-"вода".
Такие обоснования пишутся в работах с подзаголовком "дайте бюджетных денег!" :pray:

Andrei
Форумчанин
 
Сообщения:
6781
Зарегистрирован:
14 окт 2003

Благодарил (а): 31 раз.
Поблагодарили: 345 раз.

Сообщение:#4  Сообщение Andrei » Пн 08 фев, 2010 07:14 »

Цель достойная, но методы - как всегда...

alex rail писал(а):создание новых национальных сетей общего пользования и сетей для спец. потребителей.

Удивительным образом перекликается с Приказ Минкомсвязи N146 от 06.11.2009 Информация Операторов
У этой стратегии ноги не оттуда растут? А то окажется как раз там, откуда ноги и растут? :)

alex rail писал(а):2. Привлечение государственных и частных инвестиций в объемах, требуемых для создания и эффективного развития оператора связи – национального лидера.

"Альтернативным" операторам предлагается помериться финансовыми силами с государством?

alex rail писал(а):3. Обеспечение высокой доходности на привлекаемые инвестиции за счет оптимизации сценария создания оператора связи – национального лидера и комплекса мер государственной поддержки:
a. Введения регуляторной системы отрасли связи и дискриминационного принципа доступа к сетевым ресурсам с преференциями для оператора – национального лидера.
b. Введение налоговых льгот и уменьшение таможенных пошлин для оператора – национального лидера.
c. Формирования необходимых объемов клиентской базы и потребляемых услуг связи у оператора – национального лидера: государственные, региональные и муниципальные органы, ведомства, службы и отрасли РФ, контролируемые сегодня государством – ТЭК, Банки, Медиа.

Дальше можно и не читать. Цели "стартегии" ясны и далеки от заявленных

alex rail писал(а):отечественный опыт рыночного, без активного участия государства, развития отрасли связи в течение последних двух десятилетий показывает, что частный капитал не в состоянии решать, как вопросы перспективного инфраструктурного развития отрасли связи, так и вопросы информационной безопасности в сетях современных цифровых технологий,

Пипец... Это откуда ж такие выводы?

dogmeat1982
Форумчанин
 
Сообщения:
375
Зарегистрирован:
24 апр 2008
Откуда:
г. Екатеринбург

Благодарил (а): 27 раз.
Поблагодарили: 13 раз.

Сообщение:#5  Сообщение dogmeat1982 » Пн 08 фев, 2010 07:57 »

alex rail писал(а):отечественный опыт рыночного, без активного участия государства, развития отрасли связи в течение последних двух десятилетий показывает, что частный капитал не в состоянии решать, как вопросы перспективного инфраструктурного развития отрасли связи, так и вопросы информационной безопасности в сетях современных цифровых технологий,

Пожалуй не соглашусь.
Участие гос-ва было настолько активным и бездейственным, что бизнесс терпел и терпит жуткие неудобства. Излишняя активность участия гос-ва, на мой взгляд, проявляется в том, что законодательная база в области связи в РФ пытается контролировать операторов на всем пути его становления и развития; притом все это по жутко устаревшим НПА и НТП, что операторам, работающим по современным трендам (новые технологии и услуги на их базе), приходится постоянно выдавать зеленое за красное и при написании проектов и сдаче их в СН подменять понятия.
Бездействие 2009-2010 проявляется в том, что ничего не решается - ведутся только бдения, а результатов маловато.
Бизнесс же по своей сути направленный на извлечение прибыли работает по следующим канонам:
- Повышение качества услуг;
- Повышение надежности;
- Повышение защищенности;
- Снижение себистоимости, и как следствие и стоимости, услуг;
- Расширение номенклатуры услуг и т.д.и т.п.
Почему я так уверен, что операторы ведут правильную и честную политику? Потому, что пользователи теперь очень требовательны и сами не станут потреблять услуги с низким качеством, надежность и защищенностью даже по очень низким ценам!
Пора уже гос-ву немного ослабить вожжи и дать бизнессу нормально развиться в условиях рынка, чтобы начать конкурировать с западными партнерами не только на их территории, но и у себя дома.

Связной (С)
Форумчанин
 
Сообщения:
18674
Изображения: 39
Зарегистрирован:
21 апр 2005
Откуда:
Мыс Шмидта

Благодарил (а): 663 раз.
Поблагодарили: 751 раз.

Сообщение:#6  Сообщение Связной (С) » Пн 08 фев, 2010 08:05 »

Andrei писал(а):alex rail писал(а):
отечественный опыт рыночного, без активного участия государства, развития отрасли связи в течение последних двух десятилетий показывает, что частный капитал не в состоянии решать, как вопросы перспективного инфраструктурного развития отрасли связи, так и вопросы информационной безопасности в сетях современных цифровых технологий,
Пипец... Это откуда ж такие выводы?
Вывод видимо под определенные цели: альтернатива не способна, нужен оператор-чемпион (1, 2 ну или 3).
Связной (С) писал(а):К чему статья, ее цели, кому направлена?
Нужен ответ и разъяснения, если дождемся...

A2I
Форумчанин
 
Сообщения:
600
Зарегистрирован:
01 авг 2005

Благодарил (а): 3 раз.
Поблагодарили: 2 раз.

Сообщение:#7  Сообщение A2I » Пн 08 фев, 2010 11:04 »

Автор топика даже не указал, что статья его.
Значит не его ?

Alex Rail
Форумчанин
 
Сообщения:
1931
Зарегистрирован:
05 фев 2010

Благодарил (а): 1 раз.
Поблагодарили: 61 раз.

Сообщение:#8  Сообщение Alex Rail » Пн 08 фев, 2010 18:18 »

Уважаемые коллеги, спасибо за отзывы!
На отдельные вопросы я ответил авторам личными посланиями.
Теперь постараюсь отвечать , чтобы все видели.

Итак, цель статьи и её адресаты.
1. Цель (цитирую статью):
Для обеспечения темпов развития отрасли связи и решения задач, заданных в программных документах РФ, и одновременного повышения информационной безопасности сетей связи общего пользования, была разработана «Стратегия развития отрасли связи России на 2009 – 2015 годы с обеспечением интересов государства и национального бизнеса».
2. Адресаты:
Минкомсвязи, операторы уже имеющие сегодня масштабные беспроводные, проводные и транспортные сети и амбиции активного дальнейшего развития, например, АФК Система ( АО Система Телеком), ОАО Связьинвест.
3. Цели стратегии – см. статью.
4. Цель стратегии «…создание новых национальных сетей общего пользования и сетей для спец. потребителей…» - см. п.п.1- 5 целей стратегии.
5. Привлечение государственных и частных инвестиций в объемах, требуемых для создания и эффективного развития оператора связи – национального лидера. "Альтернативным" операторам предлагается помериться финансовыми силами с государством? Союз «и» до сих пор означал суммирование.
6. Обеспечение высокой доходности на привлекаемые инвестиции за счет оптимизации сценария создания оператора связи – национального лидера и комплекса мер государственной поддержки:
a. Введения регуляторной системы отрасли связи и дискриминационного принципа доступа к сетевым ресурсам с преференциями для оператора – национального лидера.
b. Введение налоговых льгот и уменьшение таможенных пошлин для оператора – национального лидера.
c. Формирования необходимых объемов клиентской базы и потребляемых услуг связи у оператора – национального лидера: государственные, региональные и муниципальные органы, ведомства, службы и отрасли РФ, контролируемые сегодня государством – ТЭК, Банки, Медиа.
Дальше можно и не читать. Цели "стартегии" ясны и далеки от заявленных.
Цитируемый материал – часть раздела стратегии, который называется «Задачи, которые надо решить для достижения поставленных целей». Бессмысленно сравнивать в стратегии её цели и пути их достижения. Можно быть не согласным в адекватности и достаточности комплекса мер для достижения поставленных целей.
7. «…отечественный опыт рыночного, без активного участия государства, развития отрасли связи в течение последних двух десятилетий показывает, что частный капитал не в состоянии решать, как вопросы перспективного инфраструктурного развития отрасли связи, так и вопросы информационной безопасности в сетях современных цифровых технологий…»
Пожалуй не соглашусь.
Участие гос-ва было настолько активным и бездейственным, что бизнесс терпел и терпит жуткие неудобства. Излишняя активность участия гос-ва, на мой взгляд, проявляется в том, что законодательная база в области связи в РФ пытается контролировать операторов на всем пути его становления и развития; притом все это по жутко устаревшим НПА и НТП, что операторам, работающим по современным трендам (новые технологии и услуги на их базе), приходится постоянно выдавать зеленое за красное и при написании проектов и сдаче их в СН подменять понятия.
Бездействие 2009-2010 проявляется в том, что ничего не решается - ведутся только бдения, а результатов маловато.
Бизнесс же по своей сути направленный на извлечение прибыли работает по следующим канонам:
- Повышение качества услуг;
- Повышение надежности;
- Повышение защищенности;
- Снижение себистоимости, и как следствие и стоимости, услуг;
- Расширение номенклатуры услуг и т.д.и т.п.
Почему я так уверен, что операторы ведут правильную и честную политику? Потому, что пользователи теперь очень требовательны и сами не станут потреблять услуги с низким качеством, надежность и защищенностью даже по очень низким ценам!
Пора уже гос-ву немного ослабить вожжи и дать бизнессу нормально развиться в условиях рынка, чтобы начать конкурировать с западными партнерами не только на их территории, но и у себя дома.
С уважением, Андрей Д.
Характеристики качества предоставления услуг связи, включая коэффициент готовности сети, являются заданными величинами, должны обеспечиваться операторами связи и не рассматриваются в настоящей работе.
Характеристики «повышения защищенности» сети (Защищенность информации в сети - способность сети к предотвращению, либо обнаружению и своевременной ликвидации последствий воздействия нарушителя информационной безопасности), в большинстве своем не известны клиентам ССОП. Профессионалы должны определить потенциальные угрозы, возможные виды атак на сети разных технологий, разработать адекватный комплекс мер по защите. В таком комплексе организационно-технических мер для ССОП обычно выделяют:
• меры для обеспечения базового уровня защищенности сети связи ( защита от атак, представляющих угрозу безопасности страны и её экономике, а также от атак, нарушающих конституционные права граждан ). Комплекс мер по обеспечению базового уровня защищенности сети операторы обязаны реализовывать за счет собственных средств.
• меры повышения защищенности сети сверх базового уровня. Такие меры операторы, по своему усмотрению, могут реализовывать на своих сетях и далее продавать дополнительные услуги по повышению информационной безопасности своим клиентам на основе отдельных договоров.

С уважением,
Alex Rail.

MNOGO
Форумчанин
 
Сообщения:
4617
Изображения: 8
Зарегистрирован:
05 май 2005
Откуда:
Москва

Благодарил (а): 44 раз.
Поблагодарили: 195 раз.

Сообщение:#9  Сообщение MNOGO » Пн 08 фев, 2010 18:33 »

alex rail писал(а):Защищенность информации в сети - способность сети к предотвращению, либо обнаружению и своевременной ликвидации последствий воздействия нарушителя информационной безопасности

alex rail Простите великодушно, Вы студент и пишете реферат?
Только студенты курса так до четвёртого путаю параметры "защищенность информации" и "защищенность сети связи".
alex rail писал(а):Комплекс мер по обеспечению базового уровня защищенности сети операторы обязаны реализовывать за счет собственных средств.

Когда было по другому? Приходили люди из ФАПСИ (ФСБ), ставили за госсчёт средства ИБ и защиты сетей?
alex rail писал(а):Такие меры операторы, по своему усмотрению, могут реализовывать на своих сетях и далее продавать дополнительные услуги по повышению информационной безопасности своим клиентам на основе отдельных договоров.

Так и делают, продают решения различной степени защищенности. "Большой брат" присматривает, чтобы не очень изощрялись. :spez:

Alex Rail
Форумчанин
 
Сообщения:
1931
Зарегистрирован:
05 фев 2010

Благодарил (а): 1 раз.
Поблагодарили: 61 раз.

Сообщение:#10  Сообщение Alex Rail » Пн 08 фев, 2010 21:26 »

Ответ автору MNOGO от 08.02.10.:
А. О терминологии (если есть проблемы):
1. Защита информации в информационной сфере сети - деятельность, направленная на предотвращение утечки, перехвата, несанкционированных воздействий на защищаемую информацию, а также обнаружения и своевременной ликвидации последствий воздействия нарушителя информационной безопасности.
2. Защищенность информации в сети - способность сети к предотвращению, либо обнаружению и своевременной ликвидации последствий воздействия нарушителя информационной безопасности.
3. Защищенная сеть связи общего пользования - сеть, обеспечивающая информационную безопасность, по отношению к заданному множеству угроз информационной безопасности, и заданный набор услуг информационной безопасности для пользователей.
4. Информационная безопасность сети связи - способность сети связи противостоять реализации нарушителем заданного множества угроз информационной безопасности сети GSM.
В и С.
Здесь другой контекст фразы, которая обозначает подход к созданию защищенной ССОП, бессмысленно вырывать часть предложения и пытаться её комментировать не имея конструктивного начала.
Также хочу заметить, что эти вопросы выходят за рамки обозначенного текста статьи. Если имеется интерес к подобным вопросам, постараюсь подготовить новый материал.

С уважением,
Alex Rail.

Andrei
Форумчанин
 
Сообщения:
6781
Зарегистрирован:
14 окт 2003

Благодарил (а): 31 раз.
Поблагодарили: 345 раз.

Сообщение:#11  Сообщение Andrei » Вт 09 фев, 2010 06:54 »

alex rail
Простите великодушно, Вы студент и пишете реферат?

м? :shuffle:

telematic
Форумчанин
 
Сообщения:
1700
Зарегистрирован:
13 июл 2004
Откуда:
Япония

Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 0 раз.

Сообщение:#12  Сообщение telematic » Вт 09 фев, 2010 08:18 »

alex rail

Передайте авторам статьи - КГ/АМ.

Национальный,бля, экс-чемпион...

Andrei
Форумчанин
 
Сообщения:
6781
Зарегистрирован:
14 окт 2003

Благодарил (а): 31 раз.
Поблагодарили: 345 раз.

Сообщение:#13  Сообщение Andrei » Вт 09 фев, 2010 08:27 »

alex rail писал(а):5. Привлечение государственных и частных инвестиций в объемах, требуемых для создания и эффективного развития оператора связи – национального лидера. "Альтернативным" операторам предлагается помериться финансовыми силами с государством? Союз «и» до сих пор означал суммирование.

Предполагается возможность на базе "альтернативного" оператора создать "чемпиона", в т.ч. за счет гос.инвестиций? Месье фантазер. :)

alex rail писал(а):Дальше можно и не читать. Цели "стартегии" ясны и далеки от заявленных.
Цитируемый материал – часть раздела стратегии, который называется «Задачи, которые надо решить для достижения поставленных целей». Бессмысленно сравнивать в стратегии её цели и пути их достижения. Можно быть не согласным в адекватности и достаточности комплекса мер для достижения поставленных целей.

Меня смущают и цели, и пути их достижения. Это движение назад.

В целом
telematic писал(а):Передайте авторам статьи - КГ/АМ

+1

Alex Rail
Форумчанин
 
Сообщения:
1931
Зарегистрирован:
05 фев 2010

Благодарил (а): 1 раз.
Поблагодарили: 61 раз.

Сообщение:#14  Сообщение Alex Rail » Вт 09 фев, 2010 21:27 »

ответы на конструктивные отзывы от 09.02.10.

1. Предполагается возможность на базе "альтернативного" оператора создать "чемпиона", в т.ч. за счет гос.инвестиций? Месье фантазер. :)
Известно несколько сценариев создания нац. оператора на основе ГК Связьинвест, на основе холдинга с автономно работающими компаниями на разных сегментах рынка и т.д. Оптимальный сценарий должен быть определен при выполнении работ раздела 5 (см. статью).
2. Меня смущают и цели, и пути их достижения. Это движение назад.
Меня не смущают ни цели, ни пути их достижения. Но для конструктивного обсуждения все таки лучше начать с целей.
Цель -1.
Возобновление государственного контроля над отраслью связи через повышение уровня участия Росимущества в активах отрасли связи до 45 – 60%*.
Сегодня доля государственных активов в отрасли связи составляет 10% - Группа Связьинвест ( 75 % акций имеет Росимущество), а в других, также стратегически важных отраслях РФ (ТЭК, Банки, Медиа), доля Росимущество составляет 50-70%. Как показывает мировой опыт, оптимальное сочетание частных и государственных активов в отрасли связи зависит от масштабов и сложности задач, которые ставит государство перед этой отраслью. Так, сегодня уровень государственных активов в отрасли связи Франции – 18%, Германии – 22%, Норвегии – 27%, Китая – около 70%. Можно ожидать, что для РФ этот оптимальный процент будет составлять 45 – 60%*.

MNOGO
Форумчанин
 
Сообщения:
4617
Изображения: 8
Зарегистрирован:
05 май 2005
Откуда:
Москва

Благодарил (а): 44 раз.
Поблагодарили: 195 раз.

Сообщение:#15  Сообщение MNOGO » Вт 09 фев, 2010 22:03 »

США, Япония?
alex rail писал(а):Можно ожидать, что для РФ этот оптимальный процент будет составлять 45 – 60%*
Назад, в светлое прошлое? Большая доля государства в компаниях при неквалифицированном и коррумпированном менеджменте приводит к снижению эффективности, росту издержек, росту тарифов. Пример-ТЭК, РЖД, ЖКХ. Отрасль Связь одна из немногих. где удалось провести пусть половинчатую, но демонополизацию и либерализацию. Некоторые ещё помнят :old: как снижались тарифы. К сожалению, сложившаяся олигополия в сотовой связи, не позволяет снижать тарифы дальше.
Идея "национального чемпиона"- порождение коррумпированных чиновников, которые извлекают доходы из своих кресел.

Andrei
Форумчанин
 
Сообщения:
6781
Зарегистрирован:
14 окт 2003

Благодарил (а): 31 раз.
Поблагодарили: 345 раз.

Сообщение:#16  Сообщение Andrei » Вт 09 фев, 2010 22:09 »

alex rail писал(а):Известно несколько сценариев создания нац. оператора на основе ГК Связьинвест, на основе холдинга с автономно работающими компаниями на разных сегментах рынка и т.д. Оптимальный сценарий должен быть определен при выполнении работ раздела 5

Мнэ... На сколько известно общественности, сценарий уже выбран. Или общественность не в курсе? :)

alex rail писал(а):Меня не смущают ни цели, ни пути их достижения.

Тут-то мы с вами и расходимся.

alex rail писал(а):Цель -1.
Возобновление государственного контроля над отраслью связи через повышение уровня участия Росимущества в активах отрасли связи до 45 – 60%

А зачем? Ради спец.потребителей? Так это делается другими методами.
Если "возобновление государственного контроля над отраслью связи" имеет какое-то другое предназначение - озвучьте. Аргумент в стиле "потому что так во всем мире" принят не будет. Не так во всем мире. Сами же это подтвердили цифрами.

Alex Rail
Форумчанин
 
Сообщения:
1931
Зарегистрирован:
05 фев 2010

Благодарил (а): 1 раз.
Поблагодарили: 61 раз.

Сообщение:#17  Сообщение Alex Rail » Ср 10 фев, 2010 00:30 »

Ответ Андрею от 09.02.
Общий подход:
Если признать, что отрасль связи – стратегическая отрасль, то следующий шаг – определить каким требованиям она должна отвечать на следующие 5-10 лет и какие сегодня имеются угрозы функционирования ССОП с заданным качеством обслуживания, включая ИБ, угрозы работоспособности и безопасности всех тех объектов на которых сегодня присутствуют, например, сотовые телефоны ССОП.
Далее надо определить, насколько эффективно сегодня развивается отрасль и устраняются угрозы, действующими в отрасли регуляторными документами и механизмами.
Последние 20 лет бурного рыночного развития отрасли связи имеют следующие результаты:
1. Отрасль связи РФ занимает 72 место в мировом рейтинге стран (для оценки уровня развития связи World Economic Forum использует 68 показателей). Росимущество контролирует менее 10 % активов отрасли связи, объем рынка услуг связи РФ составляет около 40 млрд. долл.
2. Россия по конкурентоспособности занимает 52 место в мировом рейтинге стран (см. конкурентная разведка).
3. Реализация современных видов атак, например, на сети GSM, позволяет найти практически любого абонента GSM, контролировать его поведением, блокировать работу стратегически важных объектов РФ.

Если такое положение устраивает, имеются более важные задачи, ничего менять не следует.
Если такое положение не всех устраивает, надо предложить программу действия, то есть стратегию развития, включающую цели, пути их достижения и план реализации.
Вот собственно и вся логика работы.

С уважением,
A.R.

Andrei
Форумчанин
 
Сообщения:
6781
Зарегистрирован:
14 окт 2003

Благодарил (а): 31 раз.
Поблагодарили: 345 раз.

Сообщение:#18  Сообщение Andrei » Ср 10 фев, 2010 07:27 »

На счет угроз - наверное соглашусь, но преодолевать их предложенными методами... Не тот путь ИМХО.

А вот на счет мест России в рейтингах, считаю, что это как раз следствие проводимой политики регулятора, и меры, которые вы предлагаете ситуацию только усугубят. MNOGO вкраце написал об этом выше. Соседние ветки форума посмотрите на эту тему - Операторам оборвало сети (Регистрация с 01.01.2010 г.) - и другие. Судя по всему, человек вы не глупый и это понимаете.

Alex Rail
Форумчанин
 
Сообщения:
1931
Зарегистрирован:
05 фев 2010

Благодарил (а): 1 раз.
Поблагодарили: 61 раз.

Сообщение:#19  Сообщение Alex Rail » Чт 11 фев, 2010 01:37 »

Ответ Андрею от 10.02.10.
Продвигаемся дальше.
Выше были определены 3 проблемы, связанные с существующим состоянием ССОП. Вместе с тем, при решении задач уменьшения рисков реализации внешних угроз информационному пространству страны, существуют проблемы строительства новых спец. сетей, не хватает бюджетных средств.
Для тех, кто мало знаком, отсылаю к литературе по доминанте развития информационных систем в США: проекты «Information Awareness Office», бюджет 200 млн. долл. в год, проект «Global Information Grid – ГИР», стоимость 100 млрд. долларов, из которых 21 млрд. долларов будет истрачен до 2010 года. Таких проектов сегодня около десяти.
Так вот, чтобы обеспечить совместное решение четырех обозначенных проблем предлагается настоящая стратегия.
Создание нац. оператора не является целью стратегии, а является инструментом решения обозначенных 4 проблем (см. статью). При этом, из мировой практики известны сценарии создания нац. оператора/ов как с участием, так и без участия Минсвязи.
Ответ на вопрос о Минкомсвязи:
Мое мнение, виноваты и те и другие. Бессмысленно сегодня разбираться: кто больше, кто меньше, учитывать селекцию кадров там и здесь, время жизни чиновника и специалиста у альтернативного оператора, их оклады, системы мотивации, «черные дыры», которые учредители не в состоянии закрыть последние 15 лет даже у операторов – СП и т.д. Если так сложилось, что сегодня у альтернативных операторов сгруппировались лучшие кадры, то почему они не хотят видеть обозначенных проблем и не предложат пути их решения. Или они довольствуются только тем, что «куют себе копеечку» ?
Ответ на вопрос о неэффективности труда в компаниях, контролируемых государством.
Эффективность труда определяется менеджментом компании и системой его мотивации. Не квалифицированный, «неправильно мотивированный» менеджмент загробит на корню любой инвестиционный проект. Сегодня известен целый арсенал средств, чтобы минимизировать подобные риски. В качестве примера, не вспоминается компания МТС образца 1999 года и эта компания сегодня. А все начиналось с «Танюши» и её видения организации процессов еще в 1999 году.

С уважением,
Alex Rail.

Andrei
Форумчанин
 
Сообщения:
6781
Зарегистрирован:
14 окт 2003

Благодарил (а): 31 раз.
Поблагодарили: 345 раз.

Сообщение:#20  Сообщение Andrei » Чт 11 фев, 2010 06:34 »

alex rail писал(а):не хватает бюджетных средств

Вот так и говорите. Т.е. теперь создаем "нац.цемпиона", удушаем мелочевку в отрасли (а заодно и конкурентную среду), все деньги идут в бюджет, их становится больше в бюджете и хватает для решения обозначенных проблем. Понятно.

alex rail писал(а):Создание нац. оператора не является целью стратегии, а является инструментом решения обозначенных 4 проблем

Подмена понятий.

alex rail писал(а):Если так сложилось, что сегодня у альтернативных операторов сгруппировались лучшие кадры, то почему они не хотят видеть обозначенных проблем и не предложат пути их решения. Или они довольствуются только тем, что «куют себе копеечку» ?

Почему вы так думаете? Не согласен. А задача регулятора - нормативкой регулировать этот процесс, а не заниматься фактически национализацией отрасли.

Вернуться в Последние новости отрасли

След.

Поделиться

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: GoGo [bot] и гости: 6