Страница 1 из 1

Очередной НИР Минобразования РФ

СообщениеДобавлено: Вс 22 авг, 2010 12:14
Erlang
Какой слог :victory:

http://cnews.ru/

Минобразования РФ потратит свыше 340 млн руб. на НИР по разработке ИТ-решений

Министерство образования и науки Российской Федерации объявило о проведении открытого конкурса, в рамках которого разыгрывается право заключения госконтрактов на выполнение НИР для государственных нужд в рамках ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 годы».

В целом в рамках конкурса разыгрывается два лота: первый связан с разработкой информационно-аналитической системы статистического анализа библиометрических показателей науки на основе данных Российского индекса научного цитирования; второй — с разработкой системных проектных решений для информационно-коммуникационной инфраструктуры комплексной автоматизированной системы исполнения бюджета Минобрнауки России, обеспечивающих доступ ведущих научных и научно-образовательных центров к данным о бюджетном процессе.

Согласно документации, целью выполнения НИР по первому лоту является создание методического, информационного и программного обеспечения информационно-аналитической системы, позволяющей осуществлять оценку результативности и эффективности деятельности научно-исследовательских организаций и отдельных ученых РФ на основе статистического анализа библиометрических показателей науки.

Соответственно, цель работ по второму лоту — повышение эффективности государственного управления научно-технической сферой на основе развития информационно-коммуникационной инфраструктуры комплексной автоматизированной системы исполнения бюджетной росписи Минобрнауки России (КАС ИБМ) в соответствии с программой Правительства РФ по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 г. полный текст

Источник: CNews


СообщениеДобавлено: Пн 23 авг, 2010 03:40
Связной (С)
Конец года, деньги идут на...
Erlang писал(а):осуществлять оценку результативности и эффективности деятельности научно-исследовательских организаций и отдельных ученых РФ на основе статистического анализа библиометрических показателей науки.
Странный способ оценки. Полагаю многие из них ведь могут получить низкие баллы :unsere:

СообщениеДобавлено: Пн 23 авг, 2010 04:52
Erlang
Связной (С) писал(а):многие из них ведь могут получить низкие баллы

Так тут от "Методики оценки" зависит.
Это был их прошлый НИР наверное.
Себя любимого... :rolleyes:

СообщениеДобавлено: Пн 23 авг, 2010 05:10
Связной (С)
Зависит, и можно будет "подрегулировать"
основе статистического анализа библиометрических показателей науки.

СообщениеДобавлено: Пн 23 авг, 2010 05:16
Erlang
Связной (С) писал(а):библиометрических показателей науки

Хо чэ за хрень?

Только тут немного Библиометрия

    Библиоме́трия — применение математических и статистических методов к изучению книг, периодических изданий и проч.

    Впервые термин был введён английским учёным А. Причардом в 1967 году. Начиная с этого момента стали использоваться не только статистические показатели, но и библиометрические.

СообщениеДобавлено: Пн 23 авг, 2010 15:51
Связной (С)
Хорошая статья - http://magazines.russ.ru/oz/2002/7/2002_07_39.html
Во многих странах мира, и прежде всего в странах Европейского сообщества, для оценки состояния и развития науки, как правило, используются три группы показателей, описывающих основные аспекты инновационной деятельности: 1) статистические показатели развития науки (затраты на исследования и разработки, численность научного персонала и пр.), 2) патентная статистика и 3) библиометрические показатели: число научных публикаций, их цитируемость и др.[1] Если показатели, относящиеся к первой и второй группам, отражают первую стадию инновационного процесса, то показатели третьей группы — библиометрические — отражают степень активности и продуктивности фундаментальных и прикладных исследований в стране, их вклад в развитие научного знания. Таким образом, одним из подходов к исследованию науки может быть библиометрический. В последние годы библиометрический анализ широко используется для выявления вклада стран в развитие науки; как правило, такие исследования (начиная с первой половины 90-х годов) проводятся по заказам правительств различных стран. В данной работе будут представлены основные результаты библиометрической оценки вклада стран в общемировой прогресс, а также показано место России среди ведущих стран мира как в естественных науках, так и в социально-гуманитарных.
...
Преимущества библиометрического анализа по сравнению с другими методами, применяемыми в исследованиях науки, могут быть сформулированы следующим образом.

1. При библиометрическом подходе охватывается система науки в целом; любое другое наукометрическое исследование по сравнению с ним фрагментарно. Конечно, оно может предоставлять социально-психологические данные, но не дает полной картины исследуемой области в целом.
2. При библиометрическом анализе исследование проводится на широком материале — в оборот пускаются мировые базы данных; это дает возможность использовать разнообразные методики анализа (по сути, «прогонять» разные количественные варианты). Таким образом, количественное расширение информационной основы приводит к новым качественным результатам. Следствием этого является получение новой семантической информации, необходимой при управлении наукой.
3. В отличие от прямых методов анализа (анкетирование, интервьюирование и др.) при библиометрических исследованиях мы имеем дело с овеществленными явлениями (люди уже процитировали, опубликовали работу), т.е. мы имеем дело с объективированным характером материала.

База данных National Science Indicators
Библиометрический подход к оценке вклада стран в развитие науки стал широко использоваться с начала 90-х годов в связи с появлением на мировом информационном рынке кумулятивной статистической базы данных филадельфийского Института научной информации ISI National Science Indicators, в которой собраны библиометрические показатели ряда стран начиная с 1981 года.
...
Россия среди посткоммунистических стран Европы и республик бывшего СССР
Как было показано выше, по данным пятилетнего периода (1996–2000 годы) Россия занимает 8-е место по числу опубликованных научных работ — 125 530 (показатель исследовательской активности страны), 11-е место по числу цитированных работ — 47 391 публикация и находится на 142-м месте по показателю «процент цитированных работ» — 37,75, который, еще раз подчеркнем, значительно ниже среднего показателя цитирования работ в мировом научном корпусе (напомним, что он равен 57,11 процента). Показатель «среднее число ссылок на публикацию» для России равен 1,58.
...
Библиометрический анализ вклада стран в развитие науки обнажил следующие тенденции.
I. В Европе: а) мощный рывок в науке делает Италия, особенно в таких областях, как космос, фармакология, нейронауки, компьютерные науки, физика, химия, молекулярная биология, генетика и др.; б) Испания по показателю исследовательской активности практически догоняет ведущие европейские страны.
II. Страны Дальнего Востока (китайской цивилизации), к которым относятся прежде всего Китай и группа стран, так называемых «азиатских тигров», развитых в экономическом отношении: Южная Корея, Тайвань, Сингапур и Гонконг(до1997 года). Эти страны достигают значительных научных успехов, что, безусловно, можно рассматривать как первые плоды культурной революции этих стран. К началу III тысячелетия заметный рывок в науке сделали Китай, Южная Корея и Тайвань, особенно в технических науках.
III. Богатые, малочисленные страны Аравии, и прежде всего Саудовская Аравия (более 7 тысяч публикаций в мировом научном корпусе), также начинают активно развивать науку. Первые шаги в науке делают слаборазвитые страны, например Гвинея, Лесото (см. Приложение, таблицу А).
Общий итог можно сформулировать следующим образом. Наибольший вклад в научно-технический прогресс по-прежнему вносит «старая» наука Европы и Америки (включая англосаксонские страны, Австралию, в частности); все более заметным становится вклад «молодой» науки Италии и Испании, Греции и Турции, Бразилии и Мексики, а также достижений Индии, Китая и группы стран «азиатских тигров». Что можно ожидать в этих условиях от научной деятельности развивающихся стран, от приобщения их к «клубу научных гигантов»?


Библиомет­рический анализ в науке и исследованиях
Библиометрические исследования можно разделить на три целевые группы.
Библиометрия, предназначенная для специалистов, занимающихся библиометрией. Это основные библиометрические исследования, направленные на совершенствование методик. (Традиционно работы в этой области поддерживаются грантами.)
Библиометрия для научных целей. Она отличается довольно узкой направленностью – ученого как правило интересует конкретная область науки, а не библиометрия в целом. Это направление можно рассматривать как продолжение научной информации метрологическими методами.
Библиометрия для целей управления наукой и выработки научной политики. Сейчас это наиболее важное направление. Здесь наибольший интерес вызывают оценки настоящего положения вещей, а не прошлых достижений, хотя технологическая задержка (отставание во времени между открытием и его проявлениями в области библиометрии) может достигать 3–4 лет.


Что делать с индексом цитирования?
Как известно, в ноябре 2009 г. Президент РФ дал поручение министру образования и науки Андрею Фурсенко и министру экономического развития и торговли Эльвире Набиуллиной до 1 февраля 2010 г. представить предложения по использованию индекса цитирования для оценки эффективности работы ученых.
...
Действительно, в настоящее время никакие научные регалии (вплоть до докторских степеней и членства в Академии наук) не гарантируют высокого научного уровня потенциального эксперта: докторами наук порой становятся люди без публикаций в нормальных рецензируемых журналах, а в члены РАН иногда избираются (даже в области естественных наук!) ученые, чей индекс цитирования не превышает 20. Если в ряде научных направлений еще сохраняются дееспособные сообщества, то во многих других направлениях специалистов мирового уровня очень мало, а то и вовсе нет. При этом внешние признаки научной активности — статьи, диссертации, монографии — вполне могут наличествовать.

В таких условиях библиометрические показатели (в частности, индекс цитирования — citation index), извлекаемые из общепризнанных международных баз данных, являются мощным инструментом при экспертной оценке работы отдельных ученых и научных коллективов, в первую очередь для естественных наук. Они позволяют также независимо контролировать результаты экспертизы. Однако следует понимать, что эффективное применение этого инструмента требует как тщательно разработанных процедур и регламента, так и учета мнения квалифицированных специалистов.

СообщениеДобавлено: Пн 23 авг, 2010 21:56
Erlang
Связной (С) писал(а):число научных публикаций

В РФ большой % таких публикаций имеет сомнительный % новизны - пишут как необходимость для получения кандидатских, докторский и т. п. степеней.

СообщениеДобавлено: Сб 30 окт, 2010 18:36
Связной (С)
Объявлены имена 40 победителей конкурса на получение грантов ведущих учёных
29 октября Совет по грантам Правительства Российской Федерации для государственной поддержки научных исследований определил имена 40 учёных - победителей открытого публичного конкурса на получение грантов Правительства России для государственной поддержки научных исследований, проводимых под руководством ведущих учёных в российских вузах.
К основным задачам научных исследований, проводимых под руководством ведущих учёных в российских вузах, отнесены создание в вузе исследовательской лаборатории международного класса; получение научных результатов мирового уровня; подготовка высококлассных специалистов; трансфер в экономику перспективных разработок.
Среди победителей 20 учёных имеют российское гражданство (из них 6 имеют двойное гражданство). Постоянно проживают в России - 5 учёных. Среди зарубежных учёных 10 имеют гражданство США (из них 4 имеют двойное гражданство), 7 - граждане ФРГ.
Гранты выделяются в размере до 150 млн. рублей каждый на проведение научных исследований в 2010-2012 годах с возможным продлением проведения научных исследований на срок от 1 до 2 лет. Общий объём средств федерального бюджета, который получат победители первого конкурса, составит 5,33 млрд. рублей (1,10 млрд. руб. в 2010 году, 2,33 млрд. руб. в 2011 году 1,90 млрд. рублей в 2012 году)
9 апреля 2010 года Правительство России приняло постановление N 220 "О мерах по привлечению ведущих учёных в российские образовательные учреждения высшего профессионального образования". Открытый публичный конкурс на получение грантов Правительства России для государственной поддержки научных исследований, проводимых под руководством ведущих учёных в российских вузах, был объявлен в июне 2010 года. На конкурс поступило 507 заявок от ведущих ученых совместно со 179 образовательными учреждениями высшего профессионального образования (вузы могут участвовать в нескольких проектах с разными учеными). Из 507 ведущих учёных гражданином Российской Федерации является 291 человек (73 из которых в настоящее время работают за рубежом), гражданами стран Содружества Независимых Государств - 10 человек, другими иностранными гражданами - 169 человек, 37 человек имеют двойное гражданство. Экспертиза каждой заявки проводилась при равном участии российских и международных экспертов. В случае значительных расхождений результатов экспертизы заявка могла направляться конкурсной комиссией на дополнительную экспертизу.
http://mon.gov.ru/press/news/7876/

Список победителей первого открытого публичного конкурса на получение грантов

СообщениеДобавлено: Сб 30 окт, 2010 19:13
Erlang
Связной (С) писал(а):Среди победителей 20 учёных имеют российское гражданство (из них 6 имеют двойное гражданство). Постоянно проживают в России - 5 учёных. Среди зарубежных учёных 10 имеют гражданство США (из них 4 имеют двойное гражданство), 7 - граждане ФРГ.

Хорошо что отметили :frend:
Это как у Нобелевских лауреатов спросили:
- В Россию?
- Скорее тут не цензурно.
Обидно, но :rus:

СообщениеДобавлено: Чт 11 авг, 2011 11:53
Связной (С)
Минобрнауки представило инновационный индекс России. Принципиально важно, что исследование выполнено по методике Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), чьи аналитические разработки во всем мире признаны наиболее точным инструментом оценки.

Вот лишь некоторые наиболее интересные результаты обзора, касающиеся состояния нашей науки и подготовки кадров для нее. За период 2000-2009 годов финансирование науки выросло в 1,8 раза и достигло 485,8 миллиарда рублей (26,6 миллиарда долларов). Сейчас по этому показателю Россия занимает восьмое место в мире, уступая, в частности, США (398 млрд долл.), Японии (149), Китаю (121), Германии (79), Корее (45). Куда хуже мы выглядим с точки зрения приоритетов в структуре экономике. Здесь лидер Израиль, у которого вложения в науку составляют 4,86 процента ВВП, за ним следуют Финляндия - 4, Швеция - 3,75, Япония - 3,42, на седьмом месте США - 2,77, на 23-м Китай - 1,54 и только на 29-м Россия - 1,24, отставая от Эстонии и опережая Новую Зеландию.
Россия - мировой лидер по вложениям в науку государства - более 66 процентов, и только 27 приходится на частный сектор. В ведущих странах ситуация обратная: в США соотношение 27 и 64, в Корее 25 и 73, Германии - 27 и 68, а самое минимальное участие государства в Японии: 15 и 78.
Главный критерий состояния науки - публикации в научных изданиях. Из 240 тысяч статей наших ученых лишь 10 процентов попадают в международные индексы цитирования. Вообще, число наших публикаций в ведущих научных изданиях за последнее время уменьшается, и сейчас мы находимся между Тайванем и Голландией, опустившись с 9-го на 14-е место. Но еще хуже у нас ситуация с таким важнейшим показателем, как цитирование статей: Россия переместилась с 17-го места на 22-е. А лидирует по всем показателям США, чьи ученые публикуют статей и имеют цитирований больше, чем все их коллеги из первой пятерки, вместе взятые. Самое заметное явление в научном рейтинге - стремительное продвижение Китая, который по числу публикаций уже обогнал Японию, Германию, Францию и вышел на второе место в мире. И по числу цитирований китайцы уже переместились с 13-го места на шестое.

Интересно, что в мире по числу цитирований с большим отрывом лидирует клиническая медицина (21 процент от общего числа), далее следуют химия (12), физика (9), технические науки (8). В России ситуация иная: явный фаворит - физика, на долю которой приходится почти половина публикаций, получивших мировое признание. Привлекают внимание коллег статьи наших ученых в области математики, наук о Земле, химии, космосе, клинической медицины. А наименьшие шансы попасть в международный "цитатник" имеют российские публикации в сфере компьютерных и общественных наук, генетики, экологии, экономики, бизнеса, психологии, фармакологии. По сути, многие ученые варятся в собственном соку.
Важнейший для любой страны показатель - уровень образования. В 1980 году высшее образование у нас имели 113 человек из 1000, а в середине 2000-х уже 160 человек. Число студентов выросло с 2000 года в 1,6 раза и достигло 523 человек на 10 тысяч населения, что намного выше, чем во многих ведущих странах мира. Львиная доля отдает предпочтение гуманитарным профессиям (68 процентов выпускников) и только 22,4 процента получили высшее образование по естественно-научным, техническим, медицинским дисциплинам. По масштабам подготовки в области гуманитарных знаний (бизнес, социальные науки, право, сфера услуг) Россия с ее 60 процентами выпускников намного опережает Швецию (25), Германию (30), Великобританию (35) и приближается к Франции и США (45 процентов). Зато в сфере медицины, математики, компьютерных наук, социального обеспечения Россия с ее 8 процентами отстает от Германии, Великобритании, Италии (17-19 процентов выпускников), Швеции - 29.
Всего лишь несколько российских вузов представлены в признанных международных рейтингах и только два вошли в число 200 лучших: у МГУ 155-е место, Санкт-Петербургского университета - 168. Несмотря на рост в России числа студентов, количество тех, кто идет в науку, сокращается. За период с 1989 по 2009 год численность работающих в науке уменьшилась втрое и составила около 850 тысяч человек. Для сравнения в Китае их почти два миллиона, в США - полтора миллиона, в Японии - 900 тысяч.
Острейшая проблема нашей науки - старение кадров. Средний возраст исследователей около 50 лет, кандидатов наук - 53 года, докторов - 62.
И, наконец, интегральный показатель состояния науки, образования, инновационной системы страны - экспорт наукоемкой высокотехнологичной продукции. Доля России на этом рынке в 2009 году составила 0,25 процента, а объем около 0,6 миллиарда долларов. Для сравнения Китай имеет 16,3 процента, США - 13,5, Германия-7,6.
Общий вывод исследования довольно пессимистичен: ситуация в комплексе, который должен обеспечить модернизацию страны, не улучшается. А кое-где даже деградирует. Требуются экстраординарные меры, что переломить негативные тенденции. Этому, в частности, должна способствовать разрабатываемая минэкономразвития "Стратегия инновационного развития России до 2020 года", где выделен специальный раздел "Эффективная наука". Сейчас проект документа обсуждается научной общественностью
http://www.rg.ru/2011/08/02/uchenie.html

СообщениеДобавлено: Чт 11 авг, 2011 12:39
Syzygy
"Эффективной" наука может быть только в одном случае - если кто-то эффективно :Pila_1: бюджет.