Страница 1 из 1

Встреча Медведева с представителями интернет-сообщества

СообщениеДобавлено: Пт 29 апр, 2011 20:03
Erlang
Участники встречи с представителями интернет-сообщества

29 апреля 2011 года

АДАГАМОВ Рустем Ринатович – блогер (Drugoi), фоторедактор сайта LiveJornal

АСМОЛОВ Григорий Александрович – автор интернет-проекта «Карта помощи» (http://www.Russian-fires.ru – помощь пострадавшим от пожаров), исследователь Центра изучения интернета и общества Гарвардского университета, США

ЗАСУРСКИЙ Иван Иванович – президент Ассоциации интернет-издателей, главный редактор интернет-издания «Частный корреспондент»

ЗНАМЕНСКАЯ Анна Андреевна – генеральный директор Digital Access (http://www.ivi.ru – легальный видеоконтент)

ГРИШИН Дмитрий Сергеевич – генеральный директор компании «Одноклассники.ру»

ИВАННИКОВА Светлана Николаевна – руководитель LiveJournal Russia

КОЗЛОВСКИЙ Станислав Александрович – исполнительный директор некоммерческого партнёрства содействия распространению энциклопедических знаний «Викимедиа РУ»

КОЛЕСНИКОВ Андрей Вячеславович – директор Координационного центра национального домена сети Интернет

КОТОВ Михаил Юрьевич– главный редактор «Газеты.ру»

КРЮЧКОВ Денис Александрович – создатель и руководитель интернет-проекта «Хабрахабр»

КУДРЯВЦЕВ Демьян Борисович – генеральный директор Издательского дома «Коммерсант»

КУЛИСТИКОВ Дмитрий Владимирович – руководитель интернет-проекта Вести.ру

МИРОНЮК Светлана Васильевна – главный редактор РИА Новости

МОШКОВ Максим Евгеньевич – создатель интернет-библиотеки http://www.lib.ru

НОСИК Антон Борисович – журналист, учредитель благотворительного фонда «Помоги.орг»

ПЛУГОТАРЕНКО Сергей Александрович – исполнительный директор Регионального общественного центра интернет-технологий, директор Российской ассоциации электронных коммуникаций

ПУРНИК Антон Александрович – заведующий отделом управления проектами Российской государственной библиотеки для молодёжи

РЫКОВ Константин Игоревич – создатель ряда интернет-СМИ, продюсер, депутат Государственной Думы

СКОРОБОГАТОВА Екатерина Михайловна – представитель Facebook в России

ТИМЧЕНКО Галина Викторовна – главный редактор интернет-издания Lenta.ru

ЯКУШЕВ Михаил Владимирович – вице-президент, заместитель генерального директора группы компаний ДСТ/Мэйл.Ру, представитель президента корпорации ICANN по проблематике персональных данных в интернете

* * *

ЩЁГОЛЕВ Игорь Олегович – Министр связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

ТИМАКОВА Наталья Александровна – Пресс-секретарь Президента Российской Федерации

http://news.kremlin.ru/ref_notes/916/print

Встреча с представителями интернет-сообщества

29 апреля 2011 года, 17:45, Москва

Обсуждались вопросы развития российского сегмента глобальной сети. Речь шла, в частности, о правовом регулировании использования интернет-пространства, об ответственности за размещаемую информацию, защите авторских прав и интеллектуальной собственности в сети.

Встреча состоялась в стенах Российской государственной библиотеки для молодёжи – самой крупной в России специализированной библиотеки, ориентированной на молодую аудиторию. Перед началом беседы Дмитрий Медведев осмотрел залы библиотеки.

* * *

Д.МЕДВЕДЕВ: Хорошая библиотека. Не знаю, насколько удобно здесь читать, потому что я привык, что в библиотеке консервативная обстановка, но, может быть, в этом тоже что-то есть.

С.МИРОНЮК: Некоторые тут в детстве были.

Д.МЕДВЕДЕВ: Но здесь не так всё выглядело.

РЕПЛИКА: Wi-fi не было.

Д.МЕДВЕДЕВ: А сейчас везде и бесплатно. Я спросил у директора, чем больше пользуются: обычными книжками или за бесплатным wi-fi заходят. Она говорит: если по-честному – и так, и так. Сначала, наверное, заходят за бесплатным wi-fi, а потом смотрят книжки вокруг.

Уважаемые коллеги, я думаю, у нас сегодня есть неплохая возможность обсудить состояние дел в российском интернет-сегменте, да и вообще в области интернета.

Я не хотел бы долго ничего говорить. Вы сами знаете и о проблемах, и в то же время о возможностях лучше, чем кто бы то ни был. Тем более, здесь представлены выдающиеся представители интернет-сообщества. Мне было бы интересно вас послушать и, конечно, что-то прокомментировать.

Свою задачу я в чём вижу. Задача Президента – в том, чтобы принимать более или менее правильные решения в области регулирования любых общественных отношений, в том числе и в области интернета. Но интернет – настолько специфическая среда, что, как только начинают говорить о её регулировании, сразу возникает ощущение, что это государство свою лапу хочет наложить и создать такие условия, которых нет почти нигде, кроме специфических стран. Поэтому любое регулирование всегда сопровождается довольно серьёзным обсуждением.

Я хотел бы просто понять вашу позицию, поговорить, конечно, об ответственности за информацию, которая размещается в интернете, поговорить по той тематике, которая мне представляется исключительно важной и очень сложной (я начал обсуждать это с коллегами по цеху начальников): я имею в виду авторские права. Когда-то я довольно много времени посвящал этому, будучи студентом, аспирантом и преподавателем юридического факультета. Я не специализировался в области авторских и смежных прав, но как специалист в области гражданского права, естественно, читал курсы и проводил семинарские занятия. Эта тема для меня не посторонняя, и она на самом деле исключительно важна для будущего, потому что всё, что сейчас происходит, некоторыми рассматривается как смерть авторского права, некоторыми рассматривается как некий коридор, который ведёт в новую плоскость авторских прав, которые совершенно иначе будут урегулированы. В любом случае интернет даёт фантастические возможности для перемещения больших объёмов информации, для копирования, и в то же время создаёт проблемы с регулированием интеллектуальной собственности.

Есть и масса других вещей, есть преступления, которые совершаются, есть вещи, в рамках которых интернет может использоваться и как благо, и как достаточно жёсткое оружие, обсуждали эту тему неоднократно. Всем понятно, что борьба с экстремизмом, борьба с проявлениями терроризма, преступности – в любом случае актуальная задача, как бы мы это ни описывали.

Наверное, достаточно для вводных слов. Вы и сами хорошо всё это знаете. Если не возражаете, я предложу сейчас выступить тем нашим коллегам, которые хотели сделать какой-то вводный message, а потом мы просто всё это пообсуждаем в вольном ключе, так, как вам покажется правильным. Пожалуйста.

С.МИРОНЮК: Я хотела бы поделиться некоторым практическим опытом и эволюцией наших взглядов в отношении применения авторского права в отношении того контента, который мы создаём, храним, которым владеем.

Мы один из крупнейших в стране производителей контента во всех возможных его форматах и технологических платформах, в том числе того контента, который можно назвать общественно значимым, в том числе включающим информацию и новости о деятельности государства и органов государственной власти. И, естественно, мы всегда занимались защитой своих прав, прежде всего в интернете, на производимый и принадлежащий нам контент.

Нам по наследству от Совинформбюро и агентства печати «Новости» принадлежат богатейшие фотографические, текстовые, визуальные архивы. И, честно сказать, мы прошли такой интересный эволюционный путь от жёсткого и бескомпромиссного ограничения массового несанкционированного использования нашего контента, включая всевозможные правовые формы, доведение до суда недобросовестных пользователей и пиратов, запуск непопулярного в блогерской среде проекта «Антиплагиат», до понимания и осознания некоторой своей социальной миссии перед обществом, которую мы видим в том, чтобы обеспечить регулируемый открытый доступ к принадлежащим нам или хранимым у нас культурным и историческим ценностям.

Всем известен постулат, довольно затёртый уже, о цифровом неравенстве в мире, которое прежде всего лежит в технологической сфере, в возможности доступа к каналам связи. В нашей стране, как мне кажется, это технологическое неравенство трансформируется в большой степени в культурно-информационное неравенство, потому что оно означает неравенство доступа к знаниям. И, на мой взгляд, развитие авторского права должно двигаться в направлении поиска баланса между сохранением интересов автора, охраной прав автора и обеспечением равного и открытого доступа общества к информации и к знаниям.

Тенденции, которые мы наблюдаем в информационной области в последнее время и у нас, и у наших коллег за рубежом, – это всё большая и большая открытость любых возможных информационных ресурсов. Всем известен пример BBC, который открыл свои архивы полностью для массового пользователя. Это с одной стороны. С другой стороны, в блогосфере последних полутора-двух лет, в социальных сетях мы видим взрывоподобный рост контента, рост способов создания этого контента, и этот контент фактически приучил нас в соцсетях к тому, что мы воспринимаем его как общедоступный.

С другой стороны, такие профессиональные средства массовой информации, например, как New York Times, флагманы новостного рынка, или газета Times и многие другие начинают переходить на зарытые платформы – на закрытый, лимитированный, платный доступ к своему высокопрофессиональному контенту. И есть разные кейсы, разные примеры. В Times, например, 86 процентов аудитории покинуло газету и только 14 [процентов] пришло в закрытый доступ. А вот New York Times за месяц получил 100-тысячную подписку на свои платные ресурсы. То есть есть более успешные, есть менее успешные модели, нужно разбираться, почему это происходит, связано ли это с устойчивостью бренда и так далее. Мне кажется важным то, что публика демонстрирует свою готовность к использованию качественного, профессионального контента на платной основе на закрытых площадках.

Вот две взаимно-обратные, или взаимоисключающие, тенденции. Почему я о них говорю – потому что, естественно, мы думаем, выбираем модель развития для себя.

Д.МЕДВЕДЕВ: Какую выбрали?

С.МИРОНЮК: Колеблемся. Вместе с линией партии.

Д.МЕДВЕДЕВ: Вот это правильно, так и надо. (Смех.)

Значит, у меня ещё есть счастливая возможность некоторое время попользоваться вашими информационными объектами бесплатно, да?

С.МИРОНЮК: Обижаете.

Д.МЕДВЕДЕВ: Нет?

С.МИРОНЮК: Нет, нет, обижаете. Мы, с одной стороны, думаем об эффективности бизнес-модели, естественно, и об эффективности того информационного бизнеса, который мы развиваем (а мы воспринимаем его как бизнес, несмотря на то что принадлежим государству), с другой стороны, думаем о социальной миссии. Это действительно не слова, мы реально понимаем, что владеем очень большим и дорогим сокровищем.

Поиск такого баланса для себя привёл нас к принятию формулы Creative Commons. Creative Commons – это унифицированный вид разрешения автора или правообладателя для использования произведения. Это может быть некоммерческое использование, может быть коммерческое использование. Это не длинный дисклеймер, который пользователь, как правило, не читает, а не читая, не знает. Говорят, что проводили эксперимент, какая нация быстрее всего читает. И проводили этот эксперимент по скорости прочтения лицензионного соглашения. Так вот – мы читаем быстрее всех. (Смех.) Просто потому, что мы его не читаем – мы сразу кликаем «Согласен».

Д.МЕДВЕДЕВ: Так беда-то в том, что мы не только никогда этих дисклеймеров не читаем, мы вообще никогда не читаем, что написано мелкими буквами при подписании всякого рода соглашений, например с банками. Никто же особые условия никогда не читает.

С.МИРОНЮК: Creative Commons, такой набор правил, стал для нас очень удобной моделью, которая позволила нам предоставить открытый, но регулируемый доступ массовой аудитории к нашему контенту. Creative Commons, с нашей точки зрения, не означает отказ от авторских прав. Это разрешение использовать контент с учётом общественных целей, с одной стороны, но с соблюдением прав автора, с другой стороны. И, предоставляя регулируемые права на использование нашего контента, с одной стороны, мы как бы заставляем аудиторию или пользователя соблюдать те правила, которые являются условием предоставления этого открытого доступа.

Д.МЕДВЕДЕВ: Эта концепция или институт, о котором Вы говорите, где-то применяется, кроме средств массовой информации?

С.МИРОНЮК: Да, очень широко. На условиях Creative Commons сегодня существует «Википедия», Google. Правила пользования Facebook или другими соцсетями похожи на условия Creative Commons.

Д.МЕДВЕДЕВ: Я в данном случае даже не совсем это имел в виду. Понятно, что раз это явление есть, то это не мы его придумали. Скорее всего, нам предложили им пользоваться. Я имею в виду, существуют какие-то деловые обыкновения. Что это вообще такое? Кто это регулирует? Просто любопытно.

С.МИРОНЮК: Поскольку я не юрист, а практик…

И.ЗАСУРСКИЙ: Я тоже не юрист, к сожалению.

Д.МЕДВЕДЕВ: К счастью. (Смех.)

РЕПЛИКА: Есть такой человек – Лоуренс Лессиг из Стенфордского университета, который придумал концепцию копирайта: есть жёсткий режим, а можно делать режим тонкой настройки.

С.МИРОНЮК: Я хочу показать значки.

И.ЗАСУРСКИЙ: И, соответственно, есть шесть основных лицензий. Это механизм из нескольких лицензий с очень понятными значками типа тех, что на упаковках молока.

С.МИРОНЮК: И мы избегаем этого свойства аудитории – не читать правила за счёт маленьких значков.

И.ЗАСУРСКИЙ: Вы можете бесплатно распространять с любой целью. Например, у «Википедии» самая свободная лицензия. Если кто-то умудряется продавать статьи из «Википедии», при том что они всем доступны, – «Википедия» не возражает. (Смех.)

Д.МЕДВЕДЕВ: Просто талантливые люди торгуют статьями из «Википедии».

И.ЗАСУРСКИЙ: Такого человека не остановишь.

Но при этом есть другие режимы. Например, режим атрибуции не отменяется. То есть: чьё это произведение – нельзя отменить. Неимущественные права все в силе. Но, например, вы можете запретить или разрешить коммерческое использование, вы можете ограничить его. Единственное, у нас главная проблема в том, что у нас нет понятия безотзывности.

Д.МЕДВЕДЕВ: Я просто хочу понять. Должен быть какой-то практический выход от нашей встречи. Я не ради красного словца сказал, что специально на саммите «восьмёрки» поднял эту тему. Всем остальным лидерам этой маленькой группы стран под названием G8 это не очень интересно, мне по каким-то причинам интересней. Я сказал, что пора нам в этом смысле как-то стараться создавать основы будущей правовой базы международного регулирования авторских прав. Потому что Женевская, Бернская конвенции – все они в далёком прошлом. Я хочу понять, Creative Commons – это всё-таки, помимо того, что у неё есть автор и на основании соглашения можно выбирать различные виды лицензий, в каких-то документах воплощено или нет, или же это применяется просто по соглашению?

И.ЗАСУРСКИЙ: Есть целый пакет разработанных организацией Creative Commons лицензий. У них даже был офис в России, но в прошлом году от отчаяния они его свернули, потому что они никак не могли найти у нас, кому это интересно, с кем поговорить.

Д.МЕДВЕДЕВ: Они применяют это на добровольных началах или же для этого нужно присоединиться к какому-то механизму?

И.ЗАСУРСКИЙ: Это как Вы сделаете. В принципе, мы можем сделать это договором о присоединении, и тогда нам, грубо говоря, от Вас ничего не нужно, но тогда это будет какая-то полулегальная «шняга». Или это нужно каким-то образом с Гражданским кодексом сочетать – тогда «Википедия» у нас будет в законе. Пока что они, в принципе, нелегалы.

С.МИРОНЮК: А мы хотим к ним присоединиться.

Д.МЕДВЕДЕВ: К законникам всегда было больше уважения в стране исторически. (Смех.) Это на самом деле очень важный разворот разговора.

И.ЗАСУРСКИЙ: «Понятийный».

Д.МЕДВЕДЕВ: Перешли в прямом смысле на понятия, которые могут использоваться в среде. Это интересно.

(Обращаясь к С.Миронюк.) Мы Вам не дали закончить, я зацепился за юридическую сторону.

С.МИРОНЮК: Нам в этом году 70 лет, и мы решили, в том числе и в связи с юбилеем, запустить несколько общественно значимых проектов, связанных с доступом к тем фото-, визуальным и текстовым ценностям, которые у нас есть. Надо сказать, что это не только те архивы, которые остались у нас с советских времён. Мы за последние годы пополнили архивы скупкой фотографических архивов бывших союзных республик. Это советское фотонаследие, огромный его пласт, у нас оцифровано, каталогизовано.

Д.МЕДВЕДЕВ: А мы прямо у них покупали?

С.МИРОНЮК: Да, мы покупали со всеми правами у владельцев этих архивов. Поэтому мы хотели, пользуясь всем тем массивом, который у нас есть, запустить, на наш взгляд, социально значимые проекты. И если Вы нас поддержите, если коллеги поддержат, – будет очень здорово.

Один проект – в образовательной области. Мы готовы предоставить образовательным учреждениям – школам и вузам – бесплатный неограниченный доступ к весомой части своих визуальных архивов, для того чтобы они могли их использовать в изучении истории, создании творческих работ, визуализации своих материалов. Большую пользу мы видим здесь в том, что мы приучаем молодое поколение изначально пользоваться не пиратскими визуальными образами, взятыми откуда бы то ни было, а легитимным контентом. Если мы или Министерство образования в результате этой встречи получим от Вас поручение этим проектом заняться – мы реализуем его достаточно быстро. Фактически можем запустить его 1 сентября этого года.

Второй проект. Понимая роль соцсетей и блогосферы в формировании общественного мнения и то, что всё больше и больше площадка формирования общественного мнения уходит в социальные сети, и мы это видим и наблюдаем благодаря тем исследованиям, которые проводим в соцсетях, мы готовы предоставить пользователям – резидентам социальных сетей и блогосферы возможность некоммерческого использования значительной части нашего контента: от визуального до текстового – на условиях Creative Commons. Хочу сразу объяснить, зачем нам это нужно. Большую пользу мы видим в том, что это поставит нас в одно правовое поле с «Википедией», другими глобальными информационно-справочными ресурсами и тем самым позволит сохранить, защитить и правильно использовать большую часть того контента, которым мы обладаем и создаём сегодня. Естественно, мы рассчитываем на лояльность блогосферы и резидентов социальных сетей в этой своей инициативе и понимаем, что, как мне кажется, пользователям социальных сетей очень тяжело навязать какие-то правила. Эти правила могут быть либо рождены самой средой и приняты этой средой, либо они будут навязаны и будут отторгнуты. Поэтому мне видится большое будущее за развитием саморегулирования, созданием или инициированием создания регулируемых сообществ в социальной сфере, в блогосфере, которые в том числе может взять на себя в последующем некоторые функции по контролю за правовым использованием контента, находящегося в свободном доступе.

Но чтобы у нас был практический результат от этой встречи, я предлагаю те официальные фотографии, которые мы делаем, всю съёмку официальных мероприятий, где мы выступаем операторами съёмки, сразу перевести на права Creative Commons.

Н.ТИМАКОВА: Тогда это будет наш вклад, поскольку фото делают наши личные фотографы. (Смех.)

С.МИРОНЮК: Вы делаете, мы храним.

Д.МЕДВЕДЕВ: По поводу первой темы. Без всяких колебаний, конечно, считаю, что это хорошая штука и готов поддержать. Если нужны какие-то поручения – пожалуйста. Напишите мне бумагу – я распишу её [Министру образования и науки Андрею] Фурсенко, пусть занимается.

Что касается второго, то, в принципе, я тоже, естественно, не против, но уже интересный разворот разговора родился, потому что в настоящий момент наши коллеги из Правительства и других мест завершают работу над новой редакцией Гражданского кодекса, и, как обычно, разные позиции высказываются: кто-то считает, что мало что нужно трогать, кто-то считает, что нужно больше. Сейчас не буду погружаться в эти разговоры, хотя они для меня интересны, скажем так. Но, если присутствующие считают, что было бы полезно постараться что-то интегрировать туда, например, и по этой концепции, и вообще в рамках тех мейнстримов, которые существуют в области регулирования, можно попробовать это сделать, пока ещё поезд не ушёл, пока этот документ ещё обсуждается и будет вноситься. Только тогда нужно понять, что и как менять, потому что я не думал об этом.

И.ЗАСУРСКИЙ: Может быть, подготовить пакет предложений, чтобы вам показать?

Д.МЕДВЕДЕВ: Подготовьте, но вы знаете, у меня какая есть просьба. Я бы просто хотел тогда понять механизмы присоединения к этой системе, чтобы это было именно легальным присоединением, не просто на правах пользовательского соглашения. Если мы это переводим в разряд государственного регулирования, то, что для этого нужно, есть ли примеры в других странах, когда эта концепция, допустим, воспринята законодателем и уже вошла или в Гражданский кодекс, или в какие-то другие правила; если они это сделали, то как. Потому что двигаться куда-то надо. И второе, но это я уже ко всем обращаюсь с учётом того, о чём я сказал: конечно, мне было бы очень интересно посмотреть на то, как вам видится будущее регулирования авторских прав, если есть какие-то частные соображения или даже глобальные соображения, что вообще в этом направлении делать? Я бы полагал правильным всё-таки с такой инициативой от имени России выйти, с учётом того, как у нас хорошо обстоят дела с авторскими правами. Если мы будем «застрельщиками» этой темы, может быть, это и правильно было бы.

Стенографический отчёт о встрече будет опубликован.
http://news.kremlin.ru/news/11115/print

СообщениеДобавлено: Вт 10 май, 2011 14:06
Erlang
Вроде полная стенограмма http://news.kremlin.ru/news/11115/print

СообщениеДобавлено: Чт 05 апр, 2012 09:16
Erlang
Бизнес газета РБКdaily
Медведев не учел свои прежние инициативы в сфере регулирования Интернета

Президент России Дмитрий Медведев забыл о своих инициативах в области регулирования отечественного Интернета и не внес поправки в Гражданский кодекс, которые сам же поручил проработать интернет-сообществу и профильным ассоциациям. Так в проект поправок не попала идея создании свободной лицензии Creative Commens, а так же остался открытым вопрос - кто будет отвечать за размещение нелегального контента в сети.

Сегодня на официальном сайте Госдумы появился текст поправок в Гражданский Кодекс, который внес в Думу президент Дмитрий Медведев. Однако в тексте документа не учтены его же пожелания, которые он высказал на встрече с интернет-общественностью, которая проходила весной прошлого года.

На встрече речь шла о том, что в нашей стране должна появиться прямой аналог международной лицензии creative commons - это вид лицензирования, при котором владелец контента закрепляет свое авторство, но не ограничивает использование произведенного им контента. С введением подобного определения у пользователей Интернета появится право открыто вывешивать свой авторский контент, а также рассчитывать на защиту со стороны государства, если кто-либо начнет использовать их авторский труд с целью извлечения прибыли.Читать далее >

Газета РБК daily