"О национальной платежной системе" 161-ФЗ

Обсуждение последних новостей отрасли.
Новости законодательства РФ в области связи.
Интересные статьи посвященные инфокоммуникациям в России.
Связной (С)
Форумчанин
 
Сообщения:
18408
Изображения: 39
Зарегистрирован:
21 апр 2005
Откуда:
Мыс Шмидта

Благодарил (а): 635 раз.
Поблагодарили: 668 раз.

"О национальной платежной системе" 161-ФЗ

СообщениеСвязной (С) » Чт 30 июн, 2011 05:02 »

Erlang писал(а):Проект ФЗ "О национальной платежной системе"
Можно сменить тему :frend:

Федеральный закон от 27.06.2011 N 161-ФЗ "О национальной платежной системе"
Федеральный закон от 27.06.2011 N 162-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О национальной платежной системе"

Статья 13. Требования к деятельности оператора электронных денежных средств при увеличении остатков электронных денежных средств физических лиц - абонентов оператора связи

1. Оператор электронных денежных средств вправе заключить с оператором связи, имеющим право самостоятельно оказывать услуги радиотелефонной подвижной связи (далее - оператор связи), договор, по условиям которого оператор электронных денежных средств вправе увеличивать остаток электронных денежных средств физического лица - абонента такого оператора связи за счет его денежных средств, являющихся авансом за услуги связи, в порядке, установленном настоящей статьей. Увеличение остатка электронных денежных средств оператором электронных денежных средств осуществляется при наличии договора, заключенного с таким физическим лицом, предусмотренного частью 1 статьи 7 настоящего Федерального закона.
2. Оператор связи не вправе предоставлять физическому лицу - абоненту денежные средства в целях увеличения оператором электронных денежных средств остатка электронных денежных средств.
3. Оператор электронных денежных средств и оператор связи осуществляют информационное и технологическое взаимодействие в целях увеличения остатков электронных денежных средств в порядке, предусмотренном договором.
4. Увеличение остатка электронных денежных средств физического лица - абонента оператора связи осуществляется на основании его распоряжения, передаваемого оператором связи оператору электронных денежных средств, в соответствии с соглашением между физическим лицом - абонентом и оператором связи.
5. Оператор связи обязан уменьшить сумму денежных средств физического лица - абонента, внесенных им в качестве аванса за услуги связи, незамедлительно после получения подтверждения оператора электронных денежных средств об увеличении остатка электронных денежных средств указанного физического лица - абонента. С момента увеличения остатка электронных денежных средств оператор электронных денежных средств становится обязанным перед физическим лицом в размере суммы, на которую был увеличен остаток электронных денежных средств.
6. Оператор связи до предоставления возможности передачи распоряжений физического лица - абонента, указанных в части 4 настоящей статьи, обязан обеспечить физическому лицу - абоненту возможность ознакомления с информацией о деятельности оператора электронных денежных средств, указанной в части 25 статьи 7 настоящего Федерального закона.
7. Оператор связи должен предоставлять физическому лицу - абоненту до передачи его распоряжения оператору электронных денежных средств следующую информацию:
1) об электронном средстве платежа физического лица;
2) о сумме увеличения остатка электронных денежных средств;
3) о размере вознаграждения, уплачиваемого физическим лицом - абонентом, в случае его взимания;
4) о дате и времени предоставления информации.
8. Физическое лицо - абонент вправе отказаться от передачи распоряжения оператору электронных денежных средств после получения информации, указанной в части 7 настоящей статьи, а оператор связи обязан обеспечить ему такую возможность.
9. Положения частей 7 и 8 настоящей статьи не применяются в случае, если с физического лица - абонента не взимается вознаграждение оператором связи, а также оператором электронных денежных средств за увеличение остатка электронных денежных средств.
10. Оператор электронных денежных средств не вправе осуществлять увеличение остатка электронных денежных средств физического лица - абонента при превышении сумм, установленных статьей 10 настоящего Федерального закона.
11. Оператор связи обязан направить физическому лицу - абоненту с использованием сетей радиотелефонной подвижной связи подтверждение увеличения остатка электронных денежных средств незамедлительно после получения соответствующей информации от оператора электронных денежных средств. Такое подтверждение должно включать в себя информацию, предусмотренную частью 7 настоящей статьи.
12. Оператор связи обязан осуществлять расчеты с оператором электронных денежных средств в сумме увеличенных остатков электронных денежных средств не позднее рабочего дня, следующего за днем увеличения остатков электронных денежных средств. При неисполнении оператором связи указанной обязанности оператор электронных денежных средств приостанавливает увеличение остатков электронных денежных средств до исполнения такой обязанности оператором связи.

А фиксированную связь и Юрлиц чего так обошли?

Статья 13. Требования к деятельности оператора электронных денежных средств при увеличении остатков электронных денежных средств физических лиц - абонентов оператора связи

1. Оператор электронных денежных средств вправе заключить с оператором связи, имеющим право самостоятельно оказывать услуги радиотелефонной подвижной связи (далее - оператор связи), договор, по условиям которого оператор электронных денежных средств вправе увеличивать остаток электронных денежных средств физического лица - абонента такого оператора связи за счет его денежных средств, являющихся авансом за услуги связи, в порядке, установленном настоящей статьей. Увеличение остатка электронных денежных средств оператором электронных денежных средств осуществляется при наличии договора, заключенного с таким физическим лицом, предусмотренного частью 1 статьи 7 настоящего Федерального закона.
2. Оператор связи не вправе предоставлять физическому лицу - абоненту денежные средства в целях увеличения оператором электронных денежных средств остатка электронных денежных средств.
3. Оператор электронных денежных средств и оператор связи осуществляют информационное и технологическое взаимодействие в целях увеличения остатков электронных денежных средств в порядке, предусмотренном договором.
4. Увеличение остатка электронных денежных средств физического лица - абонента оператора связи осуществляется на основании его распоряжения, передаваемого оператором связи оператору электронных денежных средств, в соответствии с соглашением между физическим лицом - абонентом и оператором связи.
5. Оператор связи обязан уменьшить сумму денежных средств физического лица - абонента, внесенных им в качестве аванса за услуги связи, незамедлительно после получения подтверждения оператора электронных денежных средств об увеличении остатка электронных денежных средств указанного физического лица - абонента. С момента увеличения остатка электронных денежных средств оператор электронных денежных средств становится обязанным перед физическим лицом в размере суммы, на которую был увеличен остаток электронных денежных средств.
6. Оператор связи до предоставления возможности передачи распоряжений физического лица - абонента, указанных в части 4 настоящей статьи, обязан обеспечить физическому лицу - абоненту возможность ознакомления с информацией о деятельности оператора электронных денежных средств, указанной в части 25 статьи 7 настоящего Федерального закона.
7. Оператор связи должен предоставлять физическому лицу - абоненту до передачи его распоряжения оператору электронных денежных средств следующую информацию:
1) об электронном средстве платежа физического лица;
2) о сумме увеличения остатка электронных денежных средств;
3) о размере вознаграждения, уплачиваемого физическим лицом - абонентом, в случае его взимания;
4) о дате и времени предоставления информации.
8. Физическое лицо - абонент вправе отказаться от передачи распоряжения оператору электронных денежных средств после получения информации, указанной в части 7 настоящей статьи, а оператор связи обязан обеспечить ему такую возможность.
9. Положения частей 7 и 8 настоящей статьи не применяются в случае, если с физического лица - абонента не взимается вознаграждение оператором связи, а также оператором электронных денежных средств за увеличение остатка электронных денежных средств.
10. Оператор электронных денежных средств не вправе осуществлять увеличение остатка электронных денежных средств физического лица - абонента при превышении сумм, установленных статьей 10 настоящего Федерального закона.
11. Оператор связи обязан направить физическому лицу - абоненту с использованием сетей радиотелефонной подвижной связи подтверждение увеличения остатка электронных денежных средств незамедлительно после получения соответствующей информации от оператора электронных денежных средств. Такое подтверждение должно включать в себя информацию, предусмотренную частью 7 настоящей статьи.
12. Оператор связи обязан осуществлять расчеты с оператором электронных денежных средств в сумме увеличенных остатков электронных денежных средств не позднее рабочего дня, следующего за днем увеличения остатков электронных денежных средств. При неисполнении оператором связи указанной обязанности оператор электронных денежных средств приостанавливает увеличение остатков электронных денежных средств до исполнения такой обязанности оператором связи.

А фиксированную связь и Юрлиц чего так обошли?
Я всегда на боевом посту (С)

Musubi
Форумчанин
 
Сообщения:
28
Зарегистрирован:
22 апр 2010

Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 0 раз.

СообщениеMusubi » Пт 15 июл, 2011 11:28 »

Коллеги, в свете принятия нового закона "ОНПС", оператор сотовой связи каким из субъектов может выступать (ст. 3 Закона) ??? :-k:

Связной (С)
Форумчанин
 
Сообщения:
18408
Изображения: 39
Зарегистрирован:
21 апр 2005
Откуда:
Мыс Шмидта

Благодарил (а): 635 раз.
Поблагодарили: 668 раз.

СообщениеСвязной (С) » Вт 19 июл, 2011 13:12 »

Такс... :spez:

Компании и ИП должны сообщать о своих электронных кошельках
ФНС РФ подготовила информацию об использовании корпоративных электронных средств платежа. Организации и ИП обязаны сообщать в налоговую об открытии или закрытии корпоративного электронного кошелька. Эти сведения предоставляются так же, как и информация об открытии или закрытии счетов в банке. Служба обратила внимание на санкции, установленные за нарушение этой обязанности.
ФНС РФ подготовила информацию об использовании корпоративных электронных средств платежа. В частности, речь идет об использовании таких платежных систем как Яндекс.Деньги и WebMoney.
В соответствии Федеральным законом "О национальной платежной системе" и новым подпунктом 1.1 пункта 2 статьи 23 НК РФ у организаций и ИП появилась новая обязанность. Они должны сообщать налоговому органу об открытии или закрытии корпоративного электронного кошелька. Эти сведения предоставляются помимо информации об открытии или о закрытии счетов в банке. Предоставить такую информацию налоговому органу необходимо в течение 7 дней со дня возникновения (прекращения) данного права.
Служба обратила внимание на санкции за нарушение этой обязанности:
Отдельной статьи, устанавливающей ответственность за нарушение данной обязанности, в Налоговый кодекс РФ не введено. Отметим, что за несоблюдение срока, предусмотренного для сообщения об открытии или о закрытии счетов, взимается штраф в размере 5000 руб. (подп. 1 п. 2 ст. 23, ст. 78 НК РФ).
Таким образом, за нарушение срока передачи в инспекцию сведений, указанных в подп. 1.1 п. 2 ст. 23 НК РФ, налогоплательщика могут привлечь к ответственности по ст. 126 или 129.1 НК РФ.
Отметим, что исполнять эту обязанность юридические лица и индивидуальные предприниматели будут после 29 сентября 2011 года – с момента вступления в силу Закона о платежной системе и изменений в Налоговый кодекс.
http://www.kadis.ru/news/97754

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ИНФОРМАЦИЯ от 13 июля 2011 года
О ВОЗНИКНОВЕНИИ (ПРЕКРАЩЕНИИ) ПРАВА ИСПОЛЬЗОВАТЬ КОРПОРАТИВНЫЕ ЭЛЕКТРОННЫЕ СРЕДСТВА ПЛАТЕЖА
Организации и предприниматели помимо сообщения в инспекцию об открытии или о закрытии счетов в банке (подп. 1 п. 2 ст. 23 НК РФ) должны информировать налоговый орган о возникновении или прекращении права использовать корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств (подп. 1.1 п. 2 ст. 23 НК РФ). Сообщить такую информацию налоговому органу необходимо в течение семи дней со дня возникновения (прекращения) данного права.
Отдельной статьи, устанавливающей ответственность за нарушение данной обязанности, в Налоговый кодекс РФ не введено. Отметим, что за несоблюдение срока, предусмотренного для сообщения об открытии или о закрытии счетов, взимается штраф в размере 5000 руб. (подп. 1 п. 2 ст. 23, ст. 78 НК РФ).
Таким образом, за нарушение срока передачи в инспекцию сведений, указанных в подп. 1.1 п. 2 ст. 23 НК РФ, налогоплательщика могут привлечь к ответственности по ст. 126 или 129.1 НК РФ.
Я всегда на боевом посту (С)

Erlang
Автор
 
Сообщения:
45817
Изображения: 67
Зарегистрирован:
11 июл 2003
Откуда:
Москва

Благодарил (а): 1404 раз.
Поблагодарили: 619 раз.

СообщениеErlang » Сб 23 июл, 2011 02:22 »

Связной (С) писал(а):Компании и ИП должны сообщать о своих электронных кошельках

А процедура банковская платежей по ним разъяснена?
Или:
- У Вас есть кошелек. Что делать дальше с ним мы подумаем...
Если хочешь стать оптимистом и понять жизнь, то перестань верить тому, что говорят и пишут, а наблюдай сам и вникай.
(с) А. П. Чехов

Связной (С)
Форумчанин
 
Сообщения:
18408
Изображения: 39
Зарегистрирован:
21 апр 2005
Откуда:
Мыс Шмидта

Благодарил (а): 635 раз.
Поблагодарили: 668 раз.

СообщениеСвязной (С) » Пт 05 авг, 2011 19:50 »

Операция "рубль"
Зампред Центробанка Татьяна Чугунова об электронных кошельках, деньгах и тарифах

В России уже выпущено почти 158 миллионов платежных карточек, но доля безналичных расчетов по ним составляет всего 11 процентов, сообщили "РГ" в Центробанке. В ближайшие пять лет "пластиковые" платежи могут увеличиться в два раза.
В конце сентября вступит в силу первая часть норм Федерального закона "О национальной платежной системе". Она посвящена электронным деньгам. О том, какие новые возможности откроет для нас этот закон, "РГ" рассказала заместитель председателя Банка России Татьяна Чугунова.

Российская газета: Татьяна Николаевна, не секрет, что безналичные электронные расчеты связаны для потребителей не только с выгодами. За последние годы наблюдается рост мошенничества по операциям с пластиковыми картами. Сейчас к этому добавляются проблемы и у пользователей интернет-банкинга. Закон о платежной системе как-то защищает потребителей?
Татьяна Чугунова: Кредитная организация будет обязана извещать клиента обо всех рисках, связанных с использованием электронного средства платежа, а также о каждой совершенной операции. По несанкционированным операциям у клиента будет право потребовать от банка возмещения ущерба.
Если же в кредитной организации считают, что несанкционированная операция произошла по вине клиента, то банк будет должен это доказать. Под такую же схему подпадают и персонифицированные электронные кошельки.
Эти нормы соответствуют международной практике. Мы считаем, они станут хорошим стимулом для пользователей более активно использовать электронные средства платежа. От банков же потребуется усиление внимания к обеспечению безопасности, что также будет способствовать снижению рисков электронных платежей.

РГ: Есть ли надежда, что закон повлияет на снижение тарифов платежных систем?
Чугунова: Он не регулирует тарифную политику, которая является предметом правил платежной системы. Однако в законе предусмотрены определенные ограничения, которые позволяют сделать тарифную политику более понятной и предсказуемой для потребителя.
Например, сейчас у многих граждан вызывает недовольство ситуация, когда при незначительном платеже сумма комиссии может оказаться выше суммы самого платежа. Согласно закону, такие ситуации исключены - в правилах платежной системы не может устанавливаться минимальный размер комиссии. Кроме того, правила платежной системы, включая тарифы, должны быть публичными и доступными для клиентов.
Наконец, если операторы платежных систем нарушают законодательство о защите конкуренции, то с такими случаями будет разбираться Федеральная антимонопольная служба с привлечением Банка России. Соответствующие полномочия ей для этого предоставлены. Кстати, когда принимался закон, депутаты Госдумы обратили внимание на тарифы платежных систем и отправили запрос в Федеральную антимонопольную службу. Можно сказать, что закон начал влиять на рынок еще до своего принятия.
40 тысяч? Маловато будет

РГ: При принятии закона высказывались опасения, что электронные деньги можно будет использовать в противоправных целях. Например, для покупки наркотиков…
Чугунова: Я внимательно ознакомилась с аргументами сторонников этой точки зрения и не могу согласиться с такой интерпретацией. С развитием дистанционных средств платежа, не встречаясь с продавцом, можно купить любой товар. Если он продает, например, наркотики, то это уже вопрос для правоохранительных органов. Сам закон о национальной платежной системе ни в коей мере не дает послаблений для платежей в рамках незаконной деятельности. Напротив, он содержит целый ряд ограничений, которые должны снизить риски такого использования электронных денег.

РГ: К вопросу об ограничениях. Некоторые граждане недовольны суммой в 40 тысяч рублей в месяц для одного электронного кошелька. Может быть, эту планку надо поднять?
Чугунова: В законе определены два вида электронных кошельков физических лиц - без идентификации (неперсоницифированные) и с идентификацией (персонифицированные). В последнем случае вы можете внести на электронный кошелек сумму до 100 тысяч рублей. Но электронные деньги рассчитаны, в первую очередь, для мелких покупок. Держать на электронном кошельке большую сумму не имеет смысла - электронные деньги не страхуются как банковские вклады, на них не начисляются проценты.

РГ: Много вопросов к работе платежных агентов. Высказываются опасения, что они могут использоваться для обналички. Эти претензии оправданы?
Чугунова: Проблема в том, что деятельность платежных агентов регулируется Федеральным законом "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами". И в отношении платежных агентов у Банка России контрольные полномочия отсутствуют.
Вместе с тем, в законе о национальной платежной системе риски обналичивания снижены. Вводится режим специальных банковских счетов, на которые платежные агенты должны будут зачислять принятые наличные денежные средства. Переводиться с этих счетов средства могут только на такие же специальные банковские счета, вплоть до поставщиков. Контроль над операциями по специальным банковским счетам возлагается на налоговые органы, а Банк России сможет осуществлять мониторинг за деятельностью операторов по приему платежей.
Кроме того, новый закон расширяет возможности банковских платежных агентов, которые на основании договоров с кредитными организациями осуществляют операции с денежными средствами в рамках оказываемых кредитными организациями услуг по переводу денежных средств. По закону, банковские платежные агенты смогут осуществлять прием и выдачу наличных денежных средств, а также проводить идентификацию клиентов-физических лиц. Это должно стимулировать развитие именно банковской модели платежных агентов.

Нал против безнала
РГ: США недавно объявили, что к 2030 году у них вообще будут только безналичные расчеты. А вы в своей стратегии собираетесь заложить какие-то ориентиры?
Чугунова: От подобных целей мы пока, конечно, слишком далеки. Для нас хорошим результатом будет увеличение безналичных расчетов в течение пяти лет хотя бы на 10 процентов. Это позволит повысить прозрачность финансовых потоков и, соответственно, собираемость налогов (об этом свидетельствует и международный опыт). Сократятся расходы на обслуживание большого объема наличности - затраты на эмиссию, хранение, перевозку. Сейчас этой работой занято огромное количество людей. По мере развития безналичных расчетов, расширения конкуренции снизятся и тарифы на услуги банков.

РГ: Глава Сбербанка Герман Греф недавно предложил объявить войну наличности. И переводить зарплаты и пенсии только на карточки. Как вам такая идея?
Чугунова: Люди должны принимать такие решения добровольно. Я думаю, принудительное внедрение карточек ничего не даст. Оно создаст лишь видимость сокращения наличных расчетов, но на самом деле граждане будут, как и сейчас, снимать с карточек деньги и рассчитываться ими. У нас выпущено огромное количество карточек, почти 158 миллионов, а доля безналичных операций из всего объема операций с использованием платежных карт составляет только 11 процентов.
Но стимулировать использование безналичных расчетов нужно. В мире для этого используются, в том числе, законодательные меры. Например, при достижении определенных показателей по обороту товаров (услуг) обязательно принятие к оплате банковских карт. Вводятся налоговые льготы по покупкам, которые оплачиваются картами. Кстати, со стороны депутатов уже были предложения ввести схожие нормы и у нас. Но пока, к сожалению, они не получили широкой поддержки. Я думаю, мы учтем эти идеи при разработке Стратегии развития платежной системы, которая будет доступна для широкого обсуждения.

Всю жизнь - на "пластик"
РГ: Шла речь о том, что новый закон поможет создать "национальный пластик", который будет конкурировать с международными карточками. Эту задачу удалось решить?
Чугунова: Действительно, в начале работы законопроект имел отдельную главу, посвященную национальной системе платежных карт. Сегодня у нас существует целый ряд внутренних карточных платежных систем, которые с международными конкурировать не могут в силу своей раздробленности.
Мы предполагали через закон дать импульс к их консолидации через установление общих технологических требований и, возможно, тарифной политики. Для платежных систем и банков это уменьшило бы расходы на создание инфраструктуры для обслуживания карт. А для потребителей это позволило бы использовать банковские карты во всех банкоматах и терминалах без ограничений и с прозрачными ценовыми условиями.
Однако в ходе дискуссий главу законопроекта о национальной системе платежных карт решили из текста исключить, вышел закон, регулирующий предоставление государственных и муниципальных услуг, в том числе с использованием универсальных электронных карт. Многие думают, что это и будет прототипом национальной системы платежных карт. Но задачи универсальной электронной карты гораздо шире, чем платежи. С ней, к примеру, москвич должен иметь возможность получить весь набор государственных услуг в любом месте страны. Это непростая вещь, нужно совместить базы данных всех организаций, решить финансовые вопросы.
Мы активно взаимодействуем с минэкономразвития по установлению требований к банкам-участникам универсальной электронной карты и правилам, по которым они будут выпускать и обслуживать универсальные электронные карты. Пока эти требования ориентированы не на все банки. А модель национальной системы платежных карт представлялась как открытая и интегрированная. Но объединительные процессы уже идут на рынке и без вмешательства "сверху". Многие платежные системы стали заключать между собой договоры о взаимодействии, пытаются перейти на единые технологии, объединять инфраструктуры обслуживания карт. Понимание того, что рынку нужны общие "правила игры", носит объективный характер. В какой-то степени эту задачу сможет решить стандартизация. Стандарты позволяют сделать рынок богаче, расширяя возможности банков и клиентов.

РГ: Банк России будет выпускать для участников рынка свои стандарты?
Чугунова: Нет, это будут национальные стандарты, разработанные на основе международных. В прошлом году наши представители стали участвовать в работе Международной организации по стандартизации (ISO), где существует специальный Технический комитет "Финансовые услуги". Мы работаем в нем по трем направлениям: по безопасности банковских операций, по основным банковским услугам, по картам и розничным операциям. Одновременно в структуре Росстандарта был создан Технический комитет по стандартизации финансовых операций, в рамках которого при непосредственном участии Банка России и будут разрабатываться национальные стандарты.

РГ: По закону, все операторы платежных систем должны пройти регистрацию в Банке России и быть внесены в специальный реестр. Граждане тоже смогут пользоваться этой информацией?
Чугунова: Да, реестр будет публиковаться в открытом доступе. И любой гражданин сможет узнать, включена ли платежная система в этот реестр, законно ли она функционирует. Легально осуществлять свою деятельность смогут только те платежные системы, операторы которых отвечают требованиям, установленным законом о национальной платежной системе, и прошли регистрацию в Банке России.

РГ: Это касается и операторов международных платежных систем? Высказывались опасения, что у российских властей фактически не будет рычагов влияния на международные платежные системы. А, учитывая их "вес" на рынке, любой сбой может иметь огромные последствия...
Чугунова: В России у каждой международной платежной системы должно быть юридическое лицо, которое пройдет регистрацию в Банке России как оператор платежной системы и, соответственно, будет обязано соблюдать все те же нормы закона о национальной платежной системе, что и другие операторы. Это юридическое лицо должно разработать правила, соответствующие требованиям закона. А при возникновении какого-либо спора суд будет его рассматривать уже на основе российского права.
При разработке законопроекта было предложение, которое содержало запрет на передачу за рубеж информации по проводимым в России операциям. Но выполнение такого требования привело бы к существенным затратам со стороны международных платежных систем. В итоге в законе отражен компромиссный вариант: передача информации в рамках платежной системы может осуществляться через иностранный операционный центр, но всю ответственность несет зарегистрированный Банком России оператор платежной системы. Что же касается клиринга и расчета, то эти функции должны выполнять российские юридические лица.

Под особым контролем
РГ: Какие новые полномочия получил с принятием закона Банк России?
Чугунова: В действующей редакции Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" полномочия Банка России ограничивались только регулированием расчетов. По закону о национальной платежной системе Банк России будет осуществлять надзор и наблюдение в национальной платежной системе.

Надзор в национальной платежной системе нацелен на обеспечение исполнения закона в деятельности всех организаций-операторов. При этом проводится различие между кредитными организациями и некредитными организациями. За первыми надзор будет осуществляться в рамках банковского надзора с его инструментами и мерами воздействия. За вторыми Банком России будет осуществляться надзор непосредственно на основании норм закона о национальной платежной системе. Под особым контролем будут находиться операторы значимых платежных систем. Платежная система будет признаваться Банком России значимой на основании определенных критериев, которые сейчас разрабатываются. К значимым платежным системам выдвигаются более серьезные требования по управлению рисками, поскольку бесперебойность их функционирования является стратегическим фактором для всей экономики.
Наблюдение носит более мягкий характер и ориентировано на то, чтобы в платежных системах реализовывались наиболее эффективные и перспективные практики, технологии, стандарты. Если при осуществлении надзора Банк России контролирует соблюдение требований закона и наказывает за их несоблюдение, то при осуществлении наблюдения - рекомендует и убеждает.
При осуществлении надзора и наблюдения в национальной платежной системе Банк России будет взаимодействовать с федеральными ведомствами (минфином, ФАС, минэкономразвития, минкомсвязи), а также с зарубежными коллегами из центральных банков и иных органов надзора и наблюдения в национальных платежных системах.

РГ: Потребует ли выполнение Банком России новых функций структурных изменений? Появится ли, например, специальный департамент?
Чугунова: С принятием закона платежная сфера становится для Банка России такой же приоритетной, как и денежно-кредитная политика, банковское регулирование и надзор. В настоящее время тематикой расчетов в Банке России занимаются два департамента. В рамках нового законодательного регулирования работа этих подразделений претерпит изменения.
Самые большие вопросы, возникающие при реализации нового закона, связаны с надзором и наблюдением в национальной платежной системе. Для этих новых задач необходимо организационное и кадровое обеспечение как в центральном аппарате, так и в наших территориальных учреждениях. Будет ли это сопровождаться изменением штатной численностью, станет понятно после детальной проработки всех вопросов, связанных с реализацией функций Банка России в рамках закона о национальной платежной системе.
Сейчас мы готовим план мероприятий на ближайшее время - какие нормативные акты, в какие сроки должны быть разработаны, в каком порядке будет осуществляться деятельность в Банке России. С учетом того, что первая часть норм закона вступит в силу уже в конце сентября и для реализации этих норм предусмотрено принятие нормативных актов Банка России, нам предстоит не менее напряженное время, чем при разработке закона о национальной платежной системе.

Вопрос ребром
Российская газета: Электронными деньгами люди пользуются в России уже давно. Что же все-таки изменится с появлением закона?
Татьяна Чугунова: Сейчас организации, осуществляющие расчеты в Интернете, работают так, как сложилась практика и диктовали потребности рынка. Но они сами и их деятельность до принятия закона о национальной платежной системе находились вне сферы регулирования и надзора.
Теперь ситуация меняется. Осуществлять операции с электронными деньгами (в законе - "переводы электронных денежных средств") могут только кредитные организации, включая новый вид небанковских кредитных организаций (НКО). Для последних предусмотрен упрощенный режим создания, к ним выдвигаются меньшие требования по капиталу и отчетности, чем к банкам и другим НКО.
Таким образом, у граждан появляется удобный и легитимный способ перевода денежных средств, повышается доступность банковских услуг. В то же время человек не переживает, что он пользуется услугами незаконной организации, которая может в любой момент исчезнуть вместе с его деньгами.

РГ: А если у граждан возникают жалобы и претензии к работе таких организаций, то можно обращаться в ЦБ?
Чугунова: В первую очередь следует обратиться к самой кредитной организации-оператору электронных денег. Если же таким образом ситуация не разрешается, то к Банку России как надзорному органу.
Мы, впрочем, рассчитываем, что частого вмешательства Банка России не понадобится. Это крайняя мера. При подготовке закона мы очень тесно взаимодействовали с ассоциацией "Электронные деньги", которая объединяет всех крупных участников рынка. В результате законодательное регулирование было выстроено таким образом, чтобы обеспечить баланс между интересами бизнеса, потребителей и государства.

РГ: Но возникла коллизия: якобы теперь кредитные организации не смогут принимать платежи, потому что это функция платежных агентов. И получается, что возможности банков сужаются. Это так?
Чугунова: Здесь возникло недопонимание норм закона. Кредитная организация по новому закону, действительно, не может быть платежным агентом, и ее деятельность заключается в оказании услуг по переводу денежных средств. И если кредитной организацией был заключен договор на прием платежей в качестве платежного агента, то такой договор должен быть расторгнут до 1 октября этого года.
Однако по факту многие кредитные организации под "приемом платежей" понимают осуществление безналичных расчетов с организациями-поставщиками и заключенные договоры только по названию являются договорами о приеме платежей. В этом случае банки просто должны привести договоры в соответствие с новым законом. То есть кредитные организации не лишаются никаких прав, касающихся банковской деятельности, которыми они обладали раньше. Банк России уже принял по этому поводу соответствующее разъяснение.

Опубликовано в РГ (Федеральный выпуск) N5547 от 5 августа 2011 г.
http://www.rg.ru/2011/08/04/chugunova-site.html
Я всегда на боевом посту (С)

Связной (С)
Форумчанин
 
Сообщения:
18408
Изображения: 39
Зарегистрирован:
21 апр 2005
Откуда:
Мыс Шмидта

Благодарил (а): 635 раз.
Поблагодарили: 668 раз.

СообщениеСвязной (С) » Пн 10 окт, 2011 09:41 »

С 29 сентября 2011 года вступают в силу Требования Банка России к обеспечению бесперебойности осуществления перевода электронных денежных средств

Указание Банка России от 14.09.2011 N 2695-У "О требованиях к обеспечению бесперебойности осуществления перевода электронных денежных средств"
Установлен ряд мер, которые должны принимать операторы электронных денежных средств для обеспечения бесперебойности осуществления перевода электронных денежных средств. В частности, они должны проводить мониторинг, т.е. сбор, систематизацию, накопление информации о переводах денежных средств, а также обеспечивать сохранение функциональных возможностей операционных и технологических средств, устройств, информационных систем при сбоях в их работе.
Операторам электронных денежных средств также предписано в течение месяца со дня вступления данного Указания в силу утвердить ряд внутренних документов, касающихся, в частности, способов, объектов и показателей мониторинга, а также порядок резервного копирования и хранения информации об осуществленных переводах и остатках электронных денежных средств.
Я всегда на боевом посту (С)

Связной (С)
Форумчанин
 
Сообщения:
18408
Изображения: 39
Зарегистрирован:
21 апр 2005
Откуда:
Мыс Шмидта

Благодарил (а): 635 раз.
Поблагодарили: 668 раз.

СообщениеСвязной (С) » Ср 07 мар, 2012 13:48 »

Расплодятся sms-шлюзы.

С 2013 года в силу вступит закон "О национальной платежной системе", который обяжет банки уведомлять клиентов о платежах и переводах. Банкиры начали готовиться к переменам заранее.

С начала 2013 года банки обязаны будут бесплатно извещать клиентов о проведении платежа. Если клиент не подтверждает транзакцию, банк не должен переводить средства со счета. Иначе придется возвращать деньги из своего кармана, если клиент опротестует платеж. Несмотря на то что до вступления закона в силу еще почти год, банки начали заранее готовиться к нововведениям в законодательстве.
...Основным каналом оповещения клиентов станет sms-информирование, как самый доступный и оперативный вид связи. Большинство держателей карт банков уже сейчас получают на мобильный телефон информацию о поступлении и списании средств со своего счета. Те же банки, у кого такой услуги нет, намерены ее ввести.
http://www.kadis.ru/daily/?id=104664
Я всегда на боевом посту (С)

Связной (С)
Форумчанин
 
Сообщения:
18408
Изображения: 39
Зарегистрирован:
21 апр 2005
Откуда:
Мыс Шмидта

Благодарил (а): 635 раз.
Поблагодарили: 668 раз.

Центробанк готов нанести удар по интернет-банкингу

СообщениеСвязной (С) » Вт 16 окт, 2012 12:42 »

Центробанк готов нанести удар по интернет-банкингу
Если указание утвердят (а сомневаться в этом сложно), то каждое физическое лицо и каждая организация должны будут заранее — при заполнении анкеты на открытие счета в банке — указать, с какого IP-адреса они собираются заходить в интернет-банк. Кроме того, требуется сообщить и MAC-адрес каждого устройства, с которого будет происходить работа со счетом.

http://www.banki.ru/news/columnists/?id=4165469

Центробанк готов нанести удар по интернет-банкингу
Я всегда на боевом посту (С)

Andrei
Форумчанин
 
Сообщения:
6712
Зарегистрирован:
14 окт 2003

Благодарил (а): 31 раз.
Поблагодарили: 313 раз.

СообщениеAndrei » Вт 16 окт, 2012 13:05 »

Как правильно кто-то заметил: ВСЕ посты с комментариями последних инициатив наших законодателей хочется начинать словами "да они что там, совсем ёб&?%сь что ли?!"


Erlang
Автор
 
Сообщения:
45817
Изображения: 67
Зарегистрирован:
11 июл 2003
Откуда:
Москва

Благодарил (а): 1404 раз.
Поблагодарили: 619 раз.

СообщениеErlang » Чт 13 дек, 2012 21:50 »

Госдума поддержала перенос на год срока вступления в силу отдельных норм закона "О национальной платежной системе"

МОСКВА, 12 декабря. /ИТАР-ТАСС/. Госдума сегодня при рассмотрении во втором чтении законопроекта об удвоении квоты иностранного участия в уставных капиталах российских страховых организаций поддержала поправку о переносе на год срока вступления в силу ряда норм закона "О национальной платежной системе", связанных с использованием электронного средства платежа.

В соответствии с действующей редакцией закона "О национальной платежной системе" /НПС/ по истечении 18 месяцев после дня его официального опубликования закона, т.е. с 1 января 2013 года, оператор по переводу денежных средств вправе отказать клиенту в заключении договора об использовании электронного средства платежа. С этой же даты устанавливается обязанность оператора по уведомлению клиента о каждой совершенной им операции с использованием электронного средства платежа и предоставлению клиенту документов и информации, связанных с использованием его электронного средства платежа.

Помимо этого, должна быть обеспечена возможность направления клиентом оператору уведомления об утрате электронного средства платежа и /или/ о его использовании без согласия клиента. Оператор обязан фиксировать направленные и полученные уведомления и хранить соответствующую информацию не менее трех лет. С 2013 года также должны вступить в силу нормы, обязывающие оператора возмещать клиенту сумму операции, совершенной без его согласия после получения соответствующего уведомления и о которой клиент не был проинформирован.

Поправкой, поддержанной во вторник депутатами, предлагается ввести данные нормы и связанные с ними положения по истечении 30 месяцев после дня официального опубликования закона об НПС, т.е. с 1 января 2014 года.

http://www.tasstelecom.ru/news/one/15295

Теги темы

Федеральный закон, О национальной платежной системе, 161-ФЗ

Вернуться в Последние новости отрасли


Поделиться

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: CommonCrawl и гости: 2