Освоение космического пространства никогда не было простым и безопасным делом, но всегда – вопросом национального престижа. Еще в эпоху СССР было принято гордиться разработками советских ученых и достижениями космонавтов. Мы привыкли, что "мы впереди планеты всей, потому что первыми в космос полетели", и ни у кого не возникало сомнений на этот счет.
Крушение советского строя не изменило положения – задел был огромен, и сразу растерять его не удалось. Россия оставалась великой космической державы на протяжении двух десятилетий, и только в свете последних событий этот статус пошатнулся.
Менее чем за год Россию постигла череда неудач по части космических запусков. Сначала три навигационных спутников "Глонасс-М" упали в океан. Затем в августе произошли сразу два неудачных запуска — потеря спутника "Экспресс-АМ4" и падение грузового корабля "Прогресс М-12М". Значит ли это, что Россия окончательно выбыла из лидеров освоения космоса?
Аварийный отсчет
В космической гонке СССР в свое время взял такие высоты, что мы гордимся ими до сих пор. Однако все было не так уж радужно, как может показаться на первый взгляд. Сроки тогда были жесткими, задачи – сложнейшими, и без аварий дело не обходилось.
По настоящему трагических аварий в СССР было две. В 1967г. космонавт Владимир Комаров погиб из-за отказа парашютной системы во время возвращения на Землю. Вторая трагедия произошла в 1971г. - тогда во время приземления "Союз-11" на Землю произошла разгерметизация корабля, и экипаж в составе Георгия Добровольского, Владислава Волкова и Виктора Пацаева погиб.
После этого полеты космических кораблей "Союз" были приостановлены на 1,5 года, а целью миссии следующего экипажа стала проверка системы спасения экипажа в случае разгерметизации.
Однако космическим кораблям иногда не удавалось толком даже взлететь. Так, в апреле 1975г. "Союз-18" должен был доставить космонавтов Василия Лазарева и Олега Макарова на орбитальную станцию "Салют-4". Все в мире к этому времени уже успели привыкнуть к надежности ракета-носителя "P-7А" и не могли даже представить, что она может не вывести корабль в космос.
Тем не менее, именно это и произошло: корабль аварийно отстыковался и камнем начал падать вниз. Космонавты с трудом приземлились на один из хребтов Алтайских гор и несколько дней ожидали спасателей. Чем не сценарий для фильма-катастрофы, написанный самой жизнью?
Безусловно, все кто имел отношение к аварийным ситуациям, получали выговор. Однако повсеместные увольнения и наказания в виде тюремного заключения, не применялись. "Выговоров у всех было достаточно. Если у человека не было выговоров, то считали, что он не работает. Но, так чтобы сажали в тюрьму или всех дружно увольняли, такого на моей памяти не было", - вспоминает летчик-космонавт, советник президента ракетно-космической корпорации (РКК) "Энергия" им. Королева Александр Александров.
Потерянные 90-е
Накануне превращения СССР в Россию, советская космическая отрасль имела две крупнейших космических программы: многоразовый комплекс "Энергия-Буран", который был альтернативой для американских Шаттлов, и орбитальная станция "Мир".
Казалось, только появился реальный шанс вырваться далеко вперед, закрепить мировое лидерство в космосе, покорить далекие звезды, как вдруг СССР перестал существовать. Финансирование космической отрасли приостановилось. Однако спасти разработки и продлить им жизнь удалось благодаря сотрудничеству с новыми заклятыми друзьями - США.
"В это время американское NASA заинтересовалась работой на "Мире", и мы тоже были заинтересованы в сотрудничестве, потому что нам были нужны деньги на продолжение программ", - вспоминает летчик-космонавт А.Александров. Благодаря такому сотрудничеству США вложили в российские космические исследования около 330-340 млн долл., а взамен получили информацию по множеству разработок, в частности по кораблю "Союз".
После того, как сотрудничество с американцами подошло к концу, российские космические исследования снова вернулись к финансированию из скудного бюджета.
"Тогда же началась подготовка к работе с Международной космической станцией, и по настоянию Роскосмоса, не исчерпав весь потенциал "Мира", мы переключили внимание на МКС", - рассказывает А.Александров.
В 90-е годы было сравнительно немного запусков, так как страна только начинала самостоятельное плавание в космические просторы и делала это нерешительно. Так, с 1990 по 1999г. было осуществлено около 46 запусков космических аппаратов, 20 из них с космодрома Плесецк, остальные - с Байконура. Несмотря на всеобщую нехватку средств, практически все запуски осуществлялись штатно и проходили успешно.
"Серьезных аварий в 90-е годы не было. Конечно, были нестыковки, но так чтобы потерять корабль – никогда", - отмечает космонавт.
Тройной удар
К нынешнему десятилетию Россия, как казалось, подошла с надежными "Протонами" и "Союзами". Однако две аварии подряд, произошедшие в августе этого года, эффективно приземлили этот вид ракета-носителей до выяснения обстоятельств и заставили усомниться в надежности отечественных космических кораблей.
Первым тревожным сигналом стала потеря трех спутников "Глонасс-М". В декабре прошлого года они взлетели с космодрома Байконур лишь для того, чтобы через несколько часов упасть в Тихом океане, так и не достигнув орбиты. Причина потери аппаратов была определена как ошибка в расчетах: разгонный блок перезаправили двумя тоннами лишнего топлива.
Полетели головы: ряд руководителей структурных подразделений Роскосмоса привлекли к дисциплинарной ответственности, а позже лишился должность сам глава ведомства Анатолий Перминов, которого заменили Владимиром Поповкиным.
Однако снять с руководящей должности одного начальника и заменить его другим еще не означает решить все проблемы. Прошло несколько месяцев, и в августе был утрачен спутник "Экспресс-АМ4". Взлетев с Байконура, он так и не добрался до орбиты – подвел пятый разгонный блок "Прогресса".
И пока межведомственная комиссия ищет виновных, дорогущий телекоммуникационный спутник бессмысленно блуждает в космических околоорбитальных просторах в качестве мусора. На создание нового такого же потребуется около двух лет, а о том, какой будет его стоимость, остается только догадываться.
Но, как говорится, беда не приходит одна. Менее чем через неделю на МКС отправился было грузовой корабль "Прогресс М-12М" с топливом, оборудованием и продуктами, запущенный с ракетой-носителем "Союз-У". Штатно он летел всего 5,5 минут: затем произошло нарушение работы двигательной установки, и вся дорогостоящая конструкция рухнула на Алтай.
Из-за крушения космического грузовика сместилась дата возвращения трех членов экипажа МКС. Кроме того, череда космических неудач поставила под сомнение успешность всех российских запусков и подорвала статус страны как надежного космического партнера.
Кто виноват?
Комиссия Роскосмоса признала аварию "Прогресса" случайностью. Однако ссылаться на случайные неудачи космических потерь не приходится: если обратить внимание на статистику запусков с начала 2004г., то сразу бросается в глаза, что ежегодно происходил примерно один неудачный или частично неуспешный запуск. И это не говоря уже о том, что сроки самих запусков иногда переносятся, а новые разработки ждут появления на свет годами.
Ракеты и спутники не долетают до орбиты, а Россия несет серьезные финансовые и стратегические потери. При этом едва ли дело в недостатке финансирования - по неофициальным данным, прогнозируемый бюджет Федерального космического агентства на 2012г. составляет около 117,3 млрд рублей.
Особо активно Роскосмос пытается обратить внимание государства на развитие полезных и всегда используемых по назначению спутников "Глонасс". Только в 2011г. на реализацию этой федеральной целевой программы (ФЦП) из бюджета выделяется 19,3 млрд руб.
Дефицита денег, стало быть, нет, зато налицо нехватка квалифицированных кадров. "Сейчас 60% работников, которые трудятся на предприятиях по производству двигателей, ракет, это люди пенсионного возраста, а смена приходит недостаточно интенсивно", - рассказывает А.Александров.
Удивляет и то, что подводит отработанная, проверенная техника. "Если в начале беспилотные "Союзы" падали часто, так как тогда это был период испытаний, то сегодня это уже серийная ракета, она не должна падать", - отмечает он.
Утешает лишь то, что выбор у остального мира невелик: американские "Шаттлы" списаны в утиль из-за своей дороговизны и исчерпанного ресурса, и к МКС летать в любом случае придется на российских космических аппаратах. Но едва ли нашим партнерам нравится такая зависимость при подобной аварийности, а конкуренты вряд ли безучастно смотрят на такой шанс отломить лакомый кусочек прибыльного космического пирога. Как говорится, на своих ошибках учатся, на чужих – карьеру делают.
И пока Россия строит воздушные замки космических достижений и выставляет на авиасалоне в Жуковском "потемкинские Бураны", конкуренты уже наступают нам на пятки.
http://top.rbc.ru/economics/06/10/2011/618920.shtml