| В какой-то момент было ощущение, что мы компанию просто не спасем
В решении задач обеспечения войск надежной и бесперебойной связью, внедрении в Вооруженные силы современных информационных технологий особая роль отводится многопрофильному телекоммуникационному холдингу ОАО "Воентелеком". О том, над какими проблемами работает компания, рассказал "Интерфаксу-АВН" генеральный директор ОАО "Воентелеком", доктор технических наук Александр Давыдов.
- С учетом этого обстоятельства есть ли у "Военлекома" необходимые ресурсы для того, чтобы успешно решать столь масштабные задачи? Я имею ввиду, не только финансовые, но и кадровые.
- Вы совершенно справедливо отметили, что кадровая проблема остается одной из самых актуальных, и я уже упоминал об этом. Практически каждая отрасль сегодня испытывает кадровый голод, и мы в этом плане не исключение. Что касается непосредственно тех людей, которые работают у нас - это специалисты самого разного профиля, начиная от монтажников и механиков, ремонтирующих и обслуживающих образцы вооружений, до инженеров высочайшей квалификации, которые обеспечивают пуско-наладку, тестирование и испытания сложного сетевого оборудования и объектов связи. От работы каждого из них зависит и общий уровень боеготовности войск.
Мы, конечно же, испытываем дефицит этих специалистов, тем более что оборудование, которое нам необходимо устанавливать на объекты имеет свои особенности и специфику. Соответственно тех, кто однажды его освоил, нам необходимо удерживать. В то же время наши двери всегда открыты для профессиональных и небезразличных людей, готовых учиться и развиваться и желающих помимо достойной зарплаты выполнять важную государственную задачу.
- Специфика работы "Воентелекома" такова, что с улицы таких специалистов не наберешь, они должны иметь соответствующую подготовку, получить необходимые допуски для работы на режимных объектах.
- Это действительно так. Работа с государственной тайной – неотъемлемый атрибут нашей профессии. Но это не должно смущать тех молодых людей, которые часто считают наличие формы ограничением своей свободы на выезд за рубеж для отдыха и путешествий. Ограничения на выезд, безусловно, существуют, но у нас они, как правило, касаются небольшого круга людей. ...... - "Воентелеком", как известно, входит в состав "Оборонсервиса". Скандал вокруг "Оборонсервиса" как-то повлиял на имидж вашей компании. Не секрет, что и в "Воентелекоме" выявлены серьезные нарушения, с которыми сейчас разбираются правоохранительные органы.
- Давайте говорить откровенно, имидж "Воентелекома" и до скандалов в "Оборонсервисе" не был безупречным. Нам предстоит еще многое сделать для его улучшения, тем более что сама организация, люди которые в ней работают, дело которое они делают, этого заслуживают.
Нами и сейчас занимаются правоохранительные органы, да и кроме них за последнее время нас проверило достаточно много различных инстанций, был проведен аудит финансово-хозяйственной деятельности компании, который определил банкротное состояние и невозможность выполнения своих обязательств уже на первое января нынешнего года. Именно этими результатами мы установленным порядком отчитались перед материнской компанией и советом директоров. Нарушений, нанесших серьезный ущерб организации, действительно зафиксировано очень много, и в какой-то момент возникало ощущение того, что организацию мы просто не спасем. Но комментировать их мне бы не хотелось. Моя задача состоит в том, чтобы обеспечить нормальный рабочий процесс и развитие "Воентелекома" даже в этих непростых условиях и с теми проблемами и перспективами, с которыми он столкнулся.
Очень важно, что руку помощи нам протянуло руководство Минобороны. И на сегодняшний день для нас принят ряд ключевых решений, в соответствии с которыми мы проводим процедуру санации предприятия, причем меры предпринимаем самые разнообразные для того, чтобы уже к концу нынешнего года "Воентелеком" мог встать на ноги, восстановить свою работоспособность, а начиная с 2014 года начал эффективно функционировать при исполнении государственного оборонного заказа.
- Руководством военного ведомства было объявлено, что входящие в состав "Оборонсервиса" структуры, "Авиаремонт", "Ремвооружение", "Спецремонт", а также "Воентелеком" будут переданы промышленности. Как решается этот вопрос?
- Действительно, руководством Минобороны озвучивались планы по передаче ремонтных заводов промышленности. В отношении того же "Авиаремонта" этот процесс уже начался. Что касается "Воентелекома", то он стоит особняком, на что обратил внимание в одном из интервью заместитель министра обороны Юрий Иванович Борисов.
"Воентелеком" исполняет очень много специфических задач в интересах Главного управления связи, обеспечивает эксплуатацию многих объектов. Поэтому, насколько нам известно, передавать "Воентелеком" министерство обороны РФ пока никому не намерено. ......... - Как взаимодействует "Воентелеком" с гражданскими телекоммуникационными компаниями? Являетесь ли вы конкурентами так называемой "большой тройки"?
- "Воентелеком" – это специализированный оператор, и назвать нас конкурентом "большой тройки" или "Ростелекома", было бы преувеличением. Мы в большей степени являемся партнером и заказчиком услуг, так как практически не имеем своей собственной инфраструктуры.
Операторы "большой тройки" со своей стороны также обращаются к нам за услугами по расчету электромагнитной совместимости. Одним словом, мы сотрудничаем на взаимовыгодных условиях. В каких-то случаях они выступают у нас заказчиками, в каких-то мы у них.
Если говорить об операторской деятельности "Воентелекома", то она затрагивает социальные обязательства Минобороны перед семьями военнослужащих. Мы обслуживаем на сегодняшний день 15 тыс. семей военнослужащих, предоставляя им услуги связи. Это Интернет, телевидение и телефония в отдаленных военных городках.
- Для "Воентелекома" это чисто коммерческий проект или данные работы выполняются в рамках гособоронзаказа?
- Гособоронзаказом эти работы не предусмотрены, в нем отсутствуют соответствующие статьи затрат, а учитывая модель предоставления услуг, его и коммерческим-то назвать нельзя. Особенность военных городков состоит в том, что они зачастую находятся в таких географически удаленных районах, что коммерческому оператору связи заходить туда совершенно бесперспективно, поскольку инвестиции свои он там не "отобьет". Поэтому для "Воентелекома", как и для ряда других операторов – это проект больше социально направленный, чем коммерческий.
-Из-за этого военные городки могут столкнуться с серьезными трудностями, в связи с тем, что при старте проекта прежним руководством Минобороны не до конца была проработана вся система оказания услуг. Дело в том, что условиями контрактов были предусмотрены только строительство инфраструктуры военных городков и тестовая эксплуатация. На тендерной основе несколько операторов выиграли конкурсы, и, выполнив свои обязательства по тестовой эксплуатации, сдали эту инфраструктуру Минобороны. При этом вопрос дальнейшего оказания услуг остается открытым из-за отсутствия на сегодняшний день четкого и понятного механизма, позволяющего оператору вести коммерческую деятельность, извлекая прибыль.
Себестоимость предоставления услуг крайне высока из-за необходимости содержать "последнюю милю" и арендовать инфраструктуру, принадлежащую Минобороны, а количество семей военнослужащих относительно не велико. В результате мы имеем минусовой ARPU и потерю интереса со стороны операторов выходить на этот рынок. Сейчас совместно с Минобороны мы пытаемся решить эту проблему.
- Какие ваши планы в отношении компании "Основа Телеком", в которой "Воентелекому" принадлежит блокпакет акций? Рассматривается ли возможность его продажи? Если да, то ведутся ли реальные переговоры по этому вопросу?
-Мы действительно являемся 25 процентным акционером "Основы Телеком". Несколько раз мы проводили совещания совместно с руководством "Основы-Телеком" и "Айкоминвеста" с тем, чтобы вникнуть в работу компании, понять сильные и слабые стороны проекта. Когда мы рассматривали деятельность "Основы Телеком", то прорабатывали абсолютно все возможные сценарии, которые могли бы быть интересны нашему основному акционеру. Продажа блок пакета акций тоже рассматривалась. Свои предложения мы уже сформировали, передали их Минобороны РФ и ждем от них реакции. Пока окончательных решений не принято, поэтому до реальных переговоров относительного будущего нашего участия в "Основе Телеком" мы не ведем.
Сообщалось, что в 2011 году "Основа Телеком" получала частоты LTE с условием, что построит для Минобороны сеть спецсвязи. Сохраняются ли эти планы? Нужна ли такая сеть Минобороны?
- Если говорить про Минобороны, то такая сеть, безусловно, нужна. И мы с Вами чуть раньше об этом уже говорили. Но развивать ее можно только теми способами, о которых я упоминал. В этом смысле сеть "Основы Телеком" ничем не отличается от сетей других операторов связи. Если же говорить о построении некой подсистемы, обеспечивающей защиту информации, то таких работ "Основой Телеком" сейчас не ведется. |