Некоторые соображения по внедрению "Автодории" (Татарстан)

Обсуждение последних новостей отрасли.
Новости законодательства РФ в области связи.
Интересные статьи посвященные инфокоммуникациям в России.
Alex Rail
Форумчанин
 
Сообщения:
1945
Зарегистрирован:
05 фев 2010

Благодарил (а): 1 раз.
Поблагодарили: 61 раз.

Некоторые соображения по внедрению "Автодории" (Татарстан)

Сообщение:#1  Сообщение Alex Rail » Пт 01 мар, 2013 13:02 »

Точка зрения связиста: некоторые соображения по внедрению системы Автодория (Татарстан)


ПЛАН

1. Принцип работы и преимущества

2. Метрологическое обеспечение

3. Ограничения по внедрению

4. Уменьшение капитальных затрат на создание системы Автодория на конкретной трассе

5. Риски нецелевого использования бюджетных средств и их уменьшение

6. Бизнес – направления производителей системы Автодория

7. Выводы


Сегодняшний уровень обсуждения проблемы внедрения системы Автодория (Правительственная комиссия по обеспечению безопасности дорожного движения, первый вице-премьер Игорь Шувалов) показывает актуальность задачи снижения количества ДТП на российских автотрассах.

Проведем краткий анализ системы Автодория ( САД ) и особенностей её эффективного внедрения на автотрассах России.


1. Принцип работы и преимущества


Основной элемент - регистратор САД включает:

• камеру с ИК подсветкой для получения фото гос. знака автосредств на трех полосах движения трассы,

• блок распознавания гос. номера авто по его фотоизображению в условиях оптических шумов,

• блок формирования пакета данных для передачи в Центр Обработки ( гос. номер авто + время регистрации + номер регистратора + контрольный чек).

Этот короткий пакет данных ( А 777 ВС 999 + время (секунды от 1 до 3600) +N регистратора + контрольный чек ХХХ ) передается от конкретного регистратора в Центр Обработки ( ЦО) по любым беспроводным каналам (GSM, CDMA, TETRA и т.п. ) или рядом расположенным проводным линиям.

В ЦО, пакеты с одинаковыми гос. номерами собираются вместе, определяется разность времени регистрации автосредства на смежных регистраторах и, соответственно, скорость движения на участках.
Принцип работы такой системы предельно прост и не требует пояснения.

Для передачи N символов ( может быть от 15 до 25 символов) информации о конкретном автомобиле в ЦО, в реальном времени, можно использовать любые существующие спутниковые/беспроводные/проводные каналы вдоль автотрассы, достаточна скорость не более 1 кбит\с.

В сравнении с отечественными аналогами*, например:

• Система Автоскан – М http://www.metaspb.ru/meta/videofiksaci ... skan_m.htm
• Система Вектор – 6 http://www.metaspb.ru/meta/videofiksaciya/vektor_6.htm
• Система Искра Видео http://driver29.narod.ru/iskra-1.html,

САД имеет существенно меньший функционал за счет предельного уменьшения информации о конкретном автомобиле до 18 – 20 символов. Однако, в условиях дефицита каналов связи вдоль российских автотрасс, особенно в удаленных регионах России, такое решение может иметь стоимостные преимущества, в частности при использовании спутниковых каналов.

*Примечание: в отличие от систем теленаблюдения на автотрассах, которые позволяют сократить численность личного состава ДПС на соответствующих участках, система Автодория не позволяет этого сделать, что снижает экономический эффект от её использования ДПС. Так, например, автосредство, при допустимой средней скорости движения на участке, в населенном пункте вдоль трассы, может проехать на красный свет, не пропустить пешехода на «зебре» и т.п. А это требует присутствия на трассе сотрудников ДПС ( или установки систем теленаблюдения).

2. Метрологическое обеспечение

Система Автодория является системой распознавания образов - гос. знаков ( цифр и букв алфавита) и, следовательно, должна иметь рабочий параметр – достоверность распознавания гос. знака автосредства при заданном уровне внешних оптических и других помех.

Рабочий параметр – достоверность распознавания, должен быть метрологически обеспечен поверочными средствами измерения и проходить периодическую поверку на каждом регистраторе, в соответствие с установленным в России регламентом.

Невыполнение метрологической аттестации и периодических поверок регистраторов дает возможность любому водителю, получившему штраф за превышение средней скорости на участке трассы, обратиться в суд и… выиграть процесс.

Поясним сказанное на примере.

Предположим, ГИБДД установит величину достоверности распознавания гос. знак автосредства в 0,999999 ( в среднем, одна ошибка на миллион гос. знаков). Это, при простейшем алгоритме сравнения номеров авто в ЦО, пришедших от N и (N+1) регистраторов, потребует (без учета возможных ошибок передачи пакетов по цифровому каналу) достоверности распознавания гос. знака на каждом регистраторе не менее 0,999 ( равновероятная модель распознавания всех цифр и букв гос. знака).

Для обеспечения такой достоверности в реальных условиях автотрассы, возможно, потребуется выполнить не одно, а три фото и, только при совпадении распознавания всех трех фото гос. знака, пакет может передаваться в ЦО. Или возможен другой алгоритм: все три пакета данных (от трех фото) передаются от каждого регистратора в ЦО и там проводится анализ уже по шести пакетам ( практически исключает ошибки при передаче пакетов по цифровому каналу).

3. Ограничения по внедрению

• Необходимость дополнения «Таблица штрафов за нарушения ПДД» от февраля 2013 года статьями KoАП РФ с новыми видами правонарушений:

o Превышение средней скорости движения ТС на участке автотрассы на величину не менее ХХ, но не более УУ километров в час,

o Превышение средней скорости движения ТС на участке автотрассы на величину не менее NN, но не более KK километров в час,

o Превышение средней скорости движения ТС на участке автотрассы на величину не менее LL, но не более MM километров в час,

• Отсутствие метрологического обеспечения системы Автодория,

• требования, со стороны региональных ДПС, к набору функций контроля движения автосредств на конкретных автотрассах, выходящие за возможности системы Автодория,

• ограниченная достоверность распознавания гос. номеров автосредств по их фото в реальной обстановке: например, забрызганных грязью, имеющих наклон относительно вертикали, в условиях затемнения, солнечных бликов, дождя, снега; в условиях активных помех в оптическом и ИК диапазонах…

• не доступные, по критерию «величина затрат / процент снижения количества ДТП», проекты установки системы Автодория на всей протяженности удаленных федеральных и региональных трасс, при невысокой плотности и скорости их автопотоков,

• не доступные, по стоимостным показателям, услуги электропитания и формирования спутниковых / беспроводных / проводных цифровых каналов от конкретных регистраторов до ЦО.


4. Уменьшение капитальных и эксплуатационных затрат на создание системы Автодория на конкретной трассе

Для повышения технико – экономических показателей, перед внедрением системы Автодория на конкретных автотрассах, целесообразно силами ДПС провести анализ статистики ДТП и определить наиболее эффективные места* установки регистраторов, по критерию уменьшения количества ДТС (на многих трассах, соблюдение скоростного режима движения только на опасных участках общей длиной не более 10%** от всей длины, позволяет до 95% уменьшить количество ДТП). Например, это могут быть места въезда и выезда из населенных пунктов вдоль трассы, места расположения АЗС и промышленных объектов, мосты, сложные участки трассы и т.п.

Важно отметить, что сокращение количества регистраторов на трассе на 90%, одновременно позволяет уменьшить затраты на эксплуатацию и техническое обслуживание САД ( средний уровень затрат на эксплуатацию - около 5 - 7 % от величины капзатрат).


* как показывает практика, такие места установки регистраторов обычно имеют и электропитание и каналы связи. В случае отсутствия каналов связи, возможна их организация на основе технологий создания цифровых каналов по энергосетям.

**Это позволяет до 10 раз уменьшить стоимость капитальных затрат проекта Автодория на конкретной трассе при снижении эффективности системы контроля не более 12 %.


Примечание: для усиления «психологического эффекта» на водителей автосредств, целесообразно, установку регистраторов дополнить установкой вдоль трассы щитов «Ведется круглосуточная регистрация скорости автосредств» и освещением в СМИ зафиксированных случаев нарушения скоростного режима движения.


5. Риски нецелевого использования бюджетных средств и их уменьшение

Региональные ДПС, за счет бюджетных средств, могут, с привлечением ген. подрядчика, создавать на конкретных трассах системы САД, тем самым уменьшая на них процент ДТП.

При этом, существуют риски завышения стоимости проектов, как путем необоснованного увеличения сметы затрат, так и путем малоэффективной установки регистраторов по всей длине трассы ( чем больше стоимость проекта, тем больше «интерес» производителя САД и величина «отката»).

Для уменьшения таких рисков целесообразно:

• МВД разработать методику определения минимального количества мест установки регистраторов САД на автотрассе, позволяющих снизить количество ДТП на заданную величину, например, на 90% ( может являться предметом диссертации с большим экономическим эффектом). Это позволит уменьшить капитальные затраты на создание САД на конкретных трассах до 10 раз.

• МВД определить предельное значение показателя эффективности внедрения систем, подобных САД, например «величина капзатрат/процент уменьшения количества ДТП на трассе».

• Внедрить, при выполнении проектов создания САД на конкретных автотрассах, систему контроля уровня коррупционности Ариадна ( МГУ, М. Мусин).


Примечание: планируемое компанией Автодория ( http://gov.cnews.ru/top/2013/02/25/shu valov_poruchil_uzakonit_startap_iz_tatarstana_520436 ) строительство системы Автодория по всей длине автотрасс, начиная с Татарстана, и расширения такой системы на всю европейскую часть России, имеет риски нецелевого использования бюджетных средств и неиспользования потенциальных возможностей по многократному уменьшению стоимости систем Автодория на конкретных трассах, при сохранении её качественных показателей.

6. Бизнес – направления производителей системы Автодория

• Продажа оборудование САД.

• Выполнение по методике, утвержденной МВД РФ, расчета минимального количества мест установки регистраторов САД, позволяющих уменьшить на заданный процент количества ДТП на конкретной автотрассе.

• Продажа сетевых решений САД, адаптированных под конкретную автотрассу.

• Продажа сетевых решений САД, адаптированных под конкретную автотрассу, с полным пакетом разрешительных документов:

o лицензия на установку регистраторов САД на столбах вдоль автотрассы,

o разрешение на энергопитание регистраторов на трассе,


o договор аренды услуг GSM (стационарный канал ПД), проводного цифрового канала, телефонной линии от регистратора до ЦО,

o договор покупки/аренды помещения для ЦО, с обеспечением в нем резервированного электропитания и каналов ввода данных от регистраторов,

o план-график создания эскплуатационно-технической службы САД и т.п.


• Продажа сетевых и аппаратных решений по созданию регионального ЦО.

Примечание: Штрафы за нарушение правил ГИБДД зачисляются в местные бюджеты. А начиная в 2012 года, поступают в Федеральный Бюджет. Это ограничивает сценарии создания устойчивых бизнес-направлений производителями САД, кроме продажи оборудования и сетевых решений региональным ДПС.

7. Выводы

• Ключевыми условиями эффективного внедрения системы Автодория на автотрассах России являются:

o Метрологическая аттестация системы Автодория по критерию достоверности распознавания гос. знаков автосредств,

o Дополнение «Таблица штрафов за нарушения ПДД» от февраля 2013 года статьями KoАП РФ с новыми видами правонарушений,

o Разработка и утверждение МВД РФ «Методики определение минимального количества мест установки регистраторов на конкретных трассах, снижающих ДТП на заданный процент» и предельного значения показателя «величина капзатрат/процент снижения ДТП на трассе».

• основной эффект использования системы, подобной Автодории (по критерию «величина капзатрат/процент снижения количества ДТП на конкретной трассе»), м.б. достигнут за счет определения минимального количества мест установки регистраторов на конкретной автотрассе, при заданном проценте снижения ДТП.

• основное преимущество системы Автодория – короткий информационный пакет – не является исключительным конкурентным преимуществом даже в сегодняшних российских регионах: увеличение длины пакета в 3-5 раз практически не меняет технико-экономических показателей системы.

• снижение уровня коррупционности м.б. обеспечено: разработкой вышеуказанных документов силами МВД РФ, проведением открытых тендеров, внедрением системы финансового аудита Ариадна на этапах строительства и эксплуатации.


С уважением,
Alex Rail

Вернуться в Последние новости отрасли

Поделиться

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: Bing [bot], YandexBot [bot] и гости: 5