| Генеральный директор ОАО "Основа Телеком" Михаил Петров О региональной политике и перспективах развития компании порталу ComNews рассказал генеральный директор ОАО "Основа Телеком" Михаил Петров.
- Михаил, о чем вы договорились с властями Татарстана?
- Соглашение предусматривает синхронизацию планов адресного радиопокрытия, совместную работу по внедрению LTE в различные коммерческие проекты и государственные программы. Татарстан – один из самых "продвинутых" в технологическом плане регионов страны. Здесь построены сети 3G, и даже услуги на базе сети LTE предлагают сразу три оператора. Поэтому мы видим отличные перспективы в синергии усилий по строительству сети с Кабинетом министров республики, Министерством связи. "Основа Телеком" работает по принципу частно-государственного партнерства, и эта работа показывает отличную эффективность.
- В каких городах республики будет построена сеть?
- Как и в других регионах, мы начинаем работу с городов, в которых проживает 300-500 тыс. человек. В Татарстане таким городом станут Набережные Челны. В дальнейшем в территорию обслуживания сети "Основа Телеком" войдут Казань и другие города республики. В этих городах есть спрос на услуги сетей четвертого поколения, и мы видим свою задачу в том, чтобы наладить диалог со всеми абонентами, предложить востребованный продукт, доступный по цене и полностью удовлетворяющий по качеству.
- Вы уже договорились с производителями оборудования о поставке абонентских устройств под диапазон 2,3-2,4 ГГц?
- Мы ведем переговоры с поставщиками устройств, но основную работу за нас сделает рынок: технологию LTE в диапазоне 2,3-2,4 ГГц используют многие операторы в мире, крупнейший из которых – China Mobile с 800 млн абонентов. Видя перспективы развития рынка, производители предлагают все большее количество разнообразных устройств, и нам остается только выбрать лучшее.
- Но нет смартфонов.
- Можно сказать, что спрос на мобильный интернет через модемы ограниченный, т.к. есть определенное неудобство пользования. Абоненты используют смартфоны и планшеты все чаще. Но рынок абонентских устройств развивается очень быстро, поэтому проблем с ассортиментом не будет. Даже мое устройство еще недавно было абсолютно уникальным, а сейчас в этой линейке появилось сразу несколько новых моделей.
- Это какое устройство?
- Противоударный водонепроницаемый смартфон с двумя SIM-картами. Появился спрос на такие устройства – и они появились.
- В то же время мы видим пример компании "Скай Линк", главное нарекание к которой – отсутствие современного модельного ряда. Оператор это объяснял так: пока нет достаточной абонентской базы – нет и устройств. Но откуда взяться новым абонентам, если им не хочется покупать такие телефоны?
- Тем не менее, даже в такой ситуации они получают свой сегмент рынка и продолжают работать.
- Чем закончилась история с письмом главы Минобороны Сергея Шойгу о том, что "Основа Телеком" не нуждается в частотах 2,3-2,4 ГГц? В каком статусе эти частоты сейчас?
- Давайте обратимся к фактам. Компания провела экспертизу на электромагнитную совместимость, у нас есть все разрешения, законная возможность обладать этими частотами, есть лицензия. Мы строим сеть. Очень важное заявление было сделано здесь, в Казани, главой Минкомсвязи Николаем Никифоровым, который подтвердил легитимность использования нами полученных радиочастот. Хотелось бы выразить ему признательность за поддержку в этом вопросе.
- Будете ли вы оказывать услуги голосовой связи?
- У нас есть желание оказывать такую услугу и понимание ее необходимости. В обозримом будущем этот вопрос будет решен при помощи модели MVNO – у нас есть предложения от операторов, готовых сотрудничать с нами в этом вопросе.
- Какие операторы вам это предлагают?
- Пока это закрытая информация.
- Сохраняется ли у вас обязательство оказания услуг связи для Минобороны?
- Мы не снимаем с себя этой задачи.
- Вы уже выбрали вендоров, Huawei и Alcatel-Lucent?
- На сегодняшний день нашими партнерами стали Cisco и Alcatel Lucent. C ними заключен один рамочный контракт на поставку 2 тыс. базовых станций; Alcatel Lucent отвечает за радиочасть, Cisco – за ядро сети. Контракт рассчитан на 20 городов первой волны с населением от 300 до 500 тыс. жителей, которые мы изначально планировали. Теперь мы планируем застройку еще 20 городов. Так что тендеры продолжаются.
- Как у вас складывается переговорный процесс с вендорами? Операторы, которые сейчас также находятся в процессе выбора поставщиков LTE-оборудования, говорят, что на рынке появилось несколько новых компаний, которые выходят с неожиданными интересными предложениями…
- Это правда. В результате тендеров выясняется, что у поставщиков есть определенное желание установить фиксированную цену на оборудование, они считают, что объединив усилия между собой, они могут договориться об удержании цены. Но опыт подсказывает, что, в конце концов, у кого-то сдают нервы: нужно показать прорыв на своем фронте, сделать контракт, определенный объем продаж на своей территории, и тогда вендор дает сногсшибательные предложения. У всех поставщиков доли разные, и когда кому-то надо ее увеличить, он готов к активным действиям в сторону снижения цены.
- Правда ли, что иногда дешевле снести построенную сеть и полностью заменить оборудование, чем остаться с прежним поставщиком?
- Да, зачастую оборудование находится в пользовании 2-5 лет и настолько устаревает, что требует дорогостоящих софтверных апгрейдов. В некоторых случаях оператору проще сменить вендора целиком, чем тратиться на бесконечную модернизацию. Это связано с бурным развитием техники. Кроме того, это удобный случай улучшить финансовую отчетность оператора, т.к. дорогостоящее оборудование снимается с амортизации, а новое еще не начисляется (или оно дешевле) – за счет изменения амортизационных начислений финансовые показатели улучшаются очень заметно.
- Что вы думаете про аутсорсинг сетей?
- Сейчас он дает определенные возможности, т.к. операторов стало много. Когда их было 1-2, не было возможности экономить на масштабе из-за содержания базовых станций. Сейчас один аутсорсер может обслуживать уже 5-7 операторов, и получать экономический эффект как для себя, так и для оператора.
- Какое количество абонентов вы планируете подключить?
- Достаточное для того, чтобы стать лидерами рынка мобильной передачи данных.
- Расскажите, как развивается компания. Сколько в ней работает человек, кого планируете набирать?
- До конца мая, к моменту вывода сетей в режим тестовой эксплуатации, штат компании увеличится на 400-450 человек, как в Москве, так и в регионах, где открываются сети. В первую очередь мы набираем технических специалистов, юридическую службу. Маркетинговый блок практически сформирован, уже работают люди, занимающиеся организацией каналов продаж, а продавцы будут наниматься летом к выходу в коммерческую эксплуатацию, которая намечена на осень. |