Глобальная система контроля скорости авто в странах БРИКС
Добавлено: Сб 27 апр, 2013 16:57
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Глобальная система контроля скорости транспортных средств в странах БРИКС»
( страна реализации Россия, Китай)
Актуальность проекта
1. Технические и экономические предпосылки проекта ГСКС
Связистам известно, скорость приемника спутниковых навигационных сигналов может быть измерена им по доплеровскому сдвигу частот несущих. Это позволяет, на основе систем позиционирования, например GPS, ГЛОНАСС, BEIDOU, создать глобальную систему контроля скорости (ГСКС) транспортных средств (ТС) на автодорогах многих государств на разных континентах, которая, со временем, сможет заменить, практически, все существующие устройства контроля скорости ТС и дополнительно реализовывать многие функции, включая поиск угнанных ТС. При этом, дополнение КоАП и ПДД не требуется.
Разработчики спутниковых навигационных систем развитых стран «не афишируют» такие возможности, поскольку сегодня, в развитых странах, уже установлено достаточно много традиционных систем контроля скорости ТС на трассах, которые еще не выработали свой ресурс, и внедрение новой навигационной системы контроля скорости, лишь незначительно уменьшит количество ДТП.
Другими причинами могут быть: отсутствие коммерческих интересов «ломать» сложившийся рынок устройств измерения скорости ТС и наличие политических оснований для сохранения сложившегося экономического паритета развитых и развивающихся стран.
Иная ситуация в развивающихся странах ( БРИКС), где еще мало систем контроля скорости и предупреждения ДТП на трассах, и внедрение вышеописанной системы контроля позволит кардинально уменьшить бюджетные потери стран от ДТП. Так например, при уменьшения показателя транспортных рисков на 60% за счет внедрения ГСКС, ежегодные бюджетные потери от ДТП в странах БРИКС уменьшатся на $54 млрд ( без учета Китая).
Само внедрение проекта ГСКС в этих странах, имеет потенциал доходности до $ 35 млрд (без учета Китая), что в десятки раз больше, чем у проекта ЭРА-ГЛОНАСС.
То есть, общий ежегодный экономический эффект внедрения ГСКС в странах БРИКС ( без учета Китая) может составить около* $ 89 млрд.
2. Проблемы уменьшения количества ДТП на трассах стран БРИКС
Сегодня в России и других странах БРИКС ( и Юго-Восточного региона), остро стоит вопрос уменьшения количества ДТП на трассах:
a. Россия, Китай, Индия, Бразилия, ЮАР входят в список «Risky States -10» десятки стран, на которые приходится более половины от общего числа смертей на дорогах мира.
b. Показатель транспортных рисков (количество погибших на 10 тысяч автомобилей) для Россия, Китай, Индия, Бразилия, ЮАР в 10 раз и более превышает показатели развитых стран: Англия – 0,55, страны Западной Европы – 0,7, США – 1,2. ( более 10 стран сегодня достигли значения 1,0). Многие страны Восточной Европы, Азии и Южной Америки сумели снизить транспортные риски до 3,0. Показатель социальных рисков (количество погибших от ДТП на 100 000 населения): ЮАР - 33,2, Россия - 25, Бразилия - 18, Индия - 17, Китай - 16,5, США - 14, страны Европы и Япония - 5.
c. Потери национальной экономики в странах БРИКС от ДТП, лечения и выплаты пособий пострадавшим в ДТП, составляют до 5% валового национального продукта:
i. в ЮАР в 2012 году, потери оцениваются в $ 7 млрд (Министерство транспорта поставило задачу двукратного снижения аварийности к 2015 году ).
ii. В России за последние 5 лет, потери составили 5,5 триллиона рублей ( $37 млрд в год), что сопоставимо со всеми расходами на здравоохранение за тот же период.
3. Готовность инфраструктуры стран БРИКС для внедрения ГСКС
Анализ состояния и загруженности автомагистралей, объемов национальных автопарков, зон покрытия сетей GSM/CDMA стран БРИКС показал готовность «инфраструктуры» этих стран к эффективному внедрению ГСКС (см. Приложение 1).
4. Проблемы вывода проекта ГЛОНАСС в режим «частичной» окупаемости
a. Правительством РФ, несколько лет назад, была поставлена задача «…добиться хотя бы частичной окупаемости проекта ГЛОНАСС». Для этого, Роскосмосу было выделено до 2020 года 330 млрд. рублей на дальнейшую реализацию десяти проектов ГЛОНАСС, (http://www.nis-glonass.ru/projects/).
Для расширения рынка услуг ГЛОНАСС, Правительство РФ готово сегодня «…предоставить возможность использования услуг навигационной системы другим странам.» (http://ria.ru/technology/20130424/934269942.html ). Так, в частности, в странах БРИКС уже сегодня активно внедряется ГЛОНАСС (см. Приложение 2)
b. Реализуемые сегодня в России проекты, не позволяют вывести Программу ГЛОНАСС в режим «частичной окупаемости», даже при повсеместной государственной и законодательной поддержке. Наиболее доходным является проект ЭРА-ГЛОНАСС, его потенциал до 10 млрд рублей в год от продажа абонентского оборудования ГЛОНАСС и платы за трафик GSM вдоль автотрасс, (http://izvestia.ru/news/547643). Доходность других проектов, реализуемых ОАО НИС, в несколько раз ниже.
c. Для повышения доходности проекта ГЛОНАСС, в январе 2013 года, НП ГЛОНАСС подготовило и направило Владиславу Суркову «Программу по внедрению навигационных технологий через «Газпром», «Транснефть», «Ростелеком, Сбербанк и ВТБ» (http://izvestia.ru/news/543485 ).
По мнению авторов, реализация мероприятий Программы позволит к 2020 году довести объем налоговых и иных платежей от навигационной индустрии в доход федерального бюджета до 23,4 млрд рублей и нарастить объем рынка навигационно-информационных систем, устройств и услуг с использованием ГЛОНАСС на автотранспорте до уровня 300 млрд рублей.
В Роскосмосе инициативу НП ГЛОНАСС оценивают сдержанно. Реакция Владислава Суркова на предложения НП ГЛОНАСС до настоящего времени неизвестна.
5. Социальные предпосылки проекта ГСКС в России
Вышеуказанный принцип создания ГСКС и технические возможности современных навигационных, телекоммуникационных и информационных технологий, позволяют построить в России систему тотального контроля скоростного режима движения ТС, как в городах, так и на автотрассах между ними.
Одновременно, использование в ГСКС внутренних «обезличенных» идентификаторов конкретных ТС - нарушителей и технологий информационной безопасности ( криптозащита, ЭЦП, регламенты спец. поверок), позволят, до долей процента, снизить коррупционные риски («затирание» номеров, особые списки, человеческий фактор и т.п.).
Важно также отметить, что планируемая процедура наложения штрафа в штатной ситуации, будет включать: предварительное информирование водителя о нарушении им скоростного режима и о рекомендуемой скорости на участке трассы, предупреждение о возможном наложении штрафа и информировании водителя - после наложения штрафа ( с привязкой к месту и времени). Также предусматривается возможность доступа водителей, через единый портал, к централизованной, по региону и России, базе данных по штрафам за текущую неделю.
Можно ожидать, что приведенные меры будут стимулировать соблюдение установленного скоростного режима на дорогах, уменьшат количество ДТП и, одновременно, будут формировать у водителей чувства справедливости при наложения штрафов.
Иными словами, технические возможности ГСКС позволят обеспечить, с одной стороны, справедливость и неотвратимость наказания за нарушение скоростного режима движения на дорогах по всей территории России, с другой – обеспечат равенство всех граждан страны перед Законом.
Можно ожидать, что одним из результатов внедрения ГСКС в России, будет оздоровление социального климата в стране, формирование потенциала развития Нации, увеличение активности граждан в решении задач, поставленных Президентом РФ в своей предвыборной Программе в 2012 году.
Основные цели проекта
1. Кардинальное сокращение бюджетных потерь стран БРИКС путем уменьшения ДТП на трассах.
2. Повышение доходности и вывод проекта ГЛОНАСС в режим окупаемости путем увеличения клиентской базы до 95 миллионов на территории стран БРИКС.
3. Повышение доходности сетей GSM вдоль автотрасс путем увеличения трафика от спутниковых навигационных маяков, как на территории России, так и других стран БРИКС.
4. Создание на территории России, на принципах окупаемости, новой технологической площадки ( модернизация ГК «М2М Телематика») для разработки и серийного выпуска микроэлектронных компонентов, навигационного и телекоммуникационного оборудования.
Целевые показатели
1. Сокращение, в течение 3 лет, ежегодный бюджетных потерь в странах БРИКС, за счет уменьшения количества ДТП на трассах на 60 процентов: Россия - $ 21 млрд, ЮАР - $ 4 млрд, Индия - $ 12 млрд , Бразилия - $ 18 млрд, Китай - $ 60 млрд, в год).
2. Увеличение потенциала клиентской базы проекта ГСКС (без учета Китая) до 95 млн. ТС: Россия – 35 млн, Бразилия – 33 млн, Индия – 20 млн, ЮАР – 7 млн, Китай -100 млн.
3. Увеличение потенциала доходности проекта (без учета Китая) до $ 35* млрд (в десятки раз, в сравнении с проектом ЭРА-ГЛОНАСС) за счет:
a. продажи спутниковых маяков ГЛОНАСС - Спидометр, устанавливаемых на ТС, - $ 20 млрд: Россия - $ 8 млрд , Бразилия – $ 6 млрд, Индия - $ 4 млрд, ЮАР - $ 2 млрд,
b. взимания штрафов за нарушение скоростного режима ( $ 50 в год на одно ТС) – $ 5 млрд: Россия - $ 2 млрд , Бразилия – $ 1, 6 млрд, Индия - $ 1 млрд, ЮАР - $ 0,4 млрд,
c. оплаты трафика GSM вдоль автотрассы ($ 100 в год на одно ТС) - $ 10 млрд: Россия - $ 3,7 млрд , Бразилия – $ 3,3 млрд, Индия - $ 1,4 млрд, ЮАР - $ 0,7 млрд.
Примечание: ежегодные доходы, только от взимания штрафов за нарушение скоростного режима и оплаты трафика GSM вдоль автотрасс России ( без учета городов ), составят около $ 6 млрд, что позволит вывести проект ГЛОНАСС в режим окупаемости.
*Цифры ориентировочные, на основе данных СМИ, http://izvestia.ru/news/547643 .
Кэширование рисков
1. Форсированный вывод ГСКС на рынок стран БРИКС в 2015 году (Китай запустит в масштабную коммерческую эксплуатацию альтернативную систему BEIDOU в 2015 году).
2. Уменьшение негативных последствий «блокирования поставок микросхем ( чипов) и технологий для навигационных систем» зарубежными производителями, путем кооперация с Китаем и Индией в части разработки и серийного выпуска чипов, абонентского оборудования ГСКС, цифровых карт автомагистралей стран БРИКС.
3. Финансирование: кредит «Банка развития БРИКС» под бизнес-план проекта ГСКС.
4. Открытый тендер, использование коммерческих принципов выполнения проекта, финансовый аудит проекта ( комплекс Ариадна, международный аудит).
Прогноз «издержек» при игнорировании проекта ГСКС
1. Сегодня свободный, сегмент международного рынка услуг контроля скорости на автодорогах стран БРИКС, будет занят через 3 года, например Китаем, и как следствие:
a. Современная элементная база (чипы) ГЛОНАСС будет разрабатываться еще многие годы и как следствие, сохранится зависимость от зарубежных производителей микросхем.
b. Проект ГЛОНАСС сохранит затратный характер ( суммарная доходность существующих 10 проектов, включая ЭРА-ГЛОНАСС, в десятки раз ниже проекта ГСКС) и будет требовать дальнейшей бюджетной поддержки.
c. Операторы сетей GSM, построенных на принципах государственно-частного партнерства вдоль большинства автотрасс России, будут терпеть убытки и требовать дальнейшей бюджетной поддержки.
d. Технологические площадки разработки и серийного выпуска микроэлектронных компонентов и телекоммуникационного оборудования, существующие в России, будут требовать новых бюджетных средств, пока объемы выпуска продукции для новых масштабных проектов России не обеспечат окупаемости работ.
e. До 2020 года, практически, не уменьшатся ежегодные бюджетные потери России от ДТП в размере $ 37 млрд.
Сценарий разворачивания проекта ГСКС
В качестве стартовой площадки для разворачивания проекта ГСКС целесообразно выбрать проект ЭРА – ГЛОНАСС* и дополнить, существующие функции его абонентского оборудования (http://www.glonass-portal.ru/articles/2 ... ject.avcms), функцией измерения скорости ТС на основе измерения доплеровского сдвига несущей, принимаемой от навигационного спутника.
Для разработки блока измерения скорости целесообразно использовать зарубежный опыт (заявленные на рынке в 2009 году, характеристики чипа: погрешность измерения координат 2,5 м, скорости 0,36 км/час, стоимость $100). При этом, погрешность определения местоположения ТС не влияет на точность измерения его скорости.
Для решения этой ключевой задачи проекта ГСКС, можно предложить, в первой половине с.г., организовать рабочую группу (РГ) из специалистов отрасли связи и ведущих российских операторов, разработчиков и дистрибьюторов спутниковых навигационных систем (Роскосмос, ОАО НИС, компания МСС, ГК «М2М Телематика, ООО Мониторинговые системы).
Поручить РГ разработать план работ по проекту ГСКС (план международной кооперации, бизнес – план, план ОКР с организацией технологической площадки для серийного выпуска элементной базы и оборудования, план метрологического обеспечения, нормативно-правовая база поддержки проекта, разработка цифровых карт автотрасс стран БРИКС), со сроком ввода в коммерческую эксплуатацию системы ГСКС на территории России в первой половине 2015 года).
*Примечание: Китай планирует завершить создание собственной системы спутниковой навигации BEIDOU в 2015 году (http://www.dailytechinfo.org/space/32-k ... budet.html). В декабре 2012 года система была введена в эксплуатацию и начала обслуживание всего Азиатско-Тихоокеанского региона. По мнению руководства BEIDOU, выход китайской навигационной системы на внешний рынок принесет стране прибыль в размере 400 миллиардов юаней (63 миллиарда долларов) за услуги в транспортной навигации, метрологии и области телекоммуникаций.
Представленный материал является авторским, представляет результат работы группы профессионалов связи и может рассматриваться как первая редакция «Предложения от Минкомсвязи в Правительство РФ», альтернативного НП ГЛОНАСС от января 2013 года.
С уважением, Alex Rail 27 апреля 2013 года