В России все чаще звучат вопросы о том, реально ли контролировать использование таких IP-сервисов, как Skype. К этому призывают то спецслужбы, то крупные операторы, опасающиеся перехода части абонентов на гораздо более дешевые и к тому же зарубежные средства коммуникаций. Впрочем, операторы IP-телефонии есть и в России, один из них — «Межрегиональный транзиттелеком» (МТТ), начинавший в 1990-х гг. как «оператор для операторов», а в последние годы все активнее работающий с обычным массовым пользователем. Пока вклад таких услуг в его выручку невелик — всего около 5%, но сам факт их появления уже помог МТТ выйти из убытков. А через три-четыре года оператор будет зарабатывать на этих сервисах 1/3 всех доходов, надеется гендиректор МТТ Евгений Васильев.
— Как развивается ваш VoIP-сервис YouMagic? Сколько у него пользователей и кто они?
— В целом мы вполне довольны тем, как он развивается. Активная абонентская база YouMagic превышает 100 000 пользователей, ежемесячно в нем регистрируется еще примерно по 20 000. Это только массовый рынок, плюс, наверное, еще около 1000 корпоративных клиентов, которые используют профессиональную версию YouMagic Pro с такими дополнительными функциями, как виртуальная АТС и др. Наш анализ показал, что использование этого продукта весьма и весьма разнообразно. Люди используют его и в качестве замены фиксированной линии связи для дома, и взамен фиксированного телефона в офисе, и как номер для рекламы, и в качестве альтернативы роумингу при поездках в другие страны. Другой момент, который нас удивил: несмотря на то что изначально YouMagic был заточен исключительно на российский рынок, имеет тарификацию только в рублях, все больше пользователей за пределами России скачивают этот продукт и достаточно активно используют. Сегодня зарубежных пользователей стало уже больше 50% от всех новых подключений. Причем география весьма широка и лидируют в ней страны Ближнего Востока: Саудовская Аравия, Кувейт, Ирак, ОАЭ, Египет. На втором месте США, далее — СНГ и все остальные.
— Пользователи из США — это, очевидно, российские иммигранты…
— Очевидно, иммигранты, люди, имеющие экономические или родственные связи с Россией. Что же касается пользователей из ближневосточных стран — там никакой особой привязки к России не наблюдается, просто этот сервис оказался для них удобен.
— Чем же?
— Я думаю, даже при том, что у нас рублевая тарификация, в которой, может быть, сложно разобраться за рубежом, у нас неплохие ценовые предложения по сравнению с основными конкурентами, и это играет свою роль. Кроме того, не секрет, что ряд OTT-сервисов в этих странах просто запрещен — тот же Skype, и не только, — и людям приходится искать альтернативу. А YouMagic во многом альтернатива Skype, особенно при использовании с мобильных приложений.
— То есть YouMagic теоретически тоже может попасть под запрет?
— Конечно, риск есть, но в целом, я думаю, на отношение [арабских стран] к Skype очень существенно повлияли последние скандалы с участием Эдварда Сноудена. Есть страны, которые весьма чувствительно относятся к риску утечки какой-то информации. В этом смысле мы для них более безопасны. В любом случае мы сделали вывод, что в существующем виде продукт получился, может быть, более универсальным, чем необходимо. Чтобы наращивать количество пользователей и точечно попадать в интересные для нас сегменты, нам нужно и продукты сегментировать. В итоге родилось понимание, что на базе YouMagic необходимо создавать целый ряд продуктов. Первый из них появится уже в следующем месяце, он будет направлен исключительно на массовых, частных клиентов, но изначально не будет привязан только к России: мы видим в качестве пользователей [этого продукта] людей в любой точке мира. Мы тщательно изучили YouMagic и попытались упростить использование сервиса в каждой итерации, которую проходит пользователь, от момента регистрации и до начала его использования. Ставилась задача, чтобы любое важное для клиента действие можно было совершить одним кликом, одним нажатием пальца. В итоге наш новый продукт очень простой в использовании, интернациональный — поддерживается много валют, языков, и мы надеемся, что он выйдет на миллионные рубежи с точки зрения аудитории. Уделяем очень большое внимание работе с вендорами. Мы хотим, чтобы этот продукт встраивался по умолчанию в планшеты и смартфоны многих производителей, и в этом смысле уже достигли достаточно серьезного прогресса. Сам YouMagic тоже будет развиваться, насыщаться профессиональными функциями, интегрироваться со всеми услугами МТТ, которые мы предлагаем корпоративным клиентам. В следующем году мы хотим перевести на рельсы OTT-сервисов, подобных YouMagic, фактически все услуги МТТ, чтобы это превратилось в плановое, стандартное предложение для рынка. Это позволит существенным образом сократить сроки подключения, изменить политику продаж, стать гораздо более гибкими с точки зрения работы с клиентами. И сделать некое уникальное предложение для российского рынка. Наша цель — сделать так, чтобы к любой услуге можно было подключиться одним кликом, будь то 800-й номер, междугородный звонок или что-то еще. Причем тут должна действовать модель Try & Buy — сначала у человека должна быть возможность попробовать, а уже потом сказать: да, мне это нравится, я хочу подключиться.
— Недавно стало известно об инициативе МТС и ряда других операторов ввести лицензирование Skype и подобных ему OTT-сервисов в России. Что вы об этом думаете?
— Я считаю, действительно не очень хорошо для таких сервисов — не важно, Skype это или YouMagic, — то, что они находятся в сером правовом поле.
— Разве YouMagic работает без лицензии?
— У нас лицензия есть. Но Skype — это реально серая зона. И то, что существующая нормативно-правовая база никоим образом даже не описывает такие сервисы, мне не кажется правильным.
— Но разве это не проблема несовершенства закона? Почему это должно становиться проблемой Skype и его пользователей?
— Это проблема и закона, и участников рынка. Поставщики этих услуг и классические операторы все время встают перед дилеммой — как правильно взаимодействовать между собой в отсутствие регулирования. Другое дело, что я считаю совершенно неправильным применять к OTT-сервисам те же самые правила, которые применяются в случае с классическими услугами связи. Потому что система предоставления этих услуг и требования к ним принципиально иные. И мы сейчас сталкиваемся именно с этим. В отсутствие правового определения OTT-сервисов в российском законодательстве нам приходится приводить их в соответствие с теми нормами, что есть, и накладывать все ограничения, которые действуют для местной связи, к OTT-сервисам. Зачастую эти ограничения оказываются избыточными. Типичный пример — организация «последней мили»: понятно, что OTT-сервис не предполагает организацию «последней мили», и в то же время у нас черным по белому написано, что это обязательное условие предоставления услуг местной связи. Я считаю, нормативную базу обязательно нужно совершенствовать и отдельно прописывать в ней деятельность таких сервисов, которых до недавнего времени просто не было.
— А YouMagic работает по какой лицензии?
— На услуги передачи данных для целей голосовых сообщений и на услуги местной связи. Мы используем весь комплекс лицензий, которые есть в России.
— МТТ унаследовал фирменный стиль еще от АФК «Система». Правда, добавилась птичка. Не думаете о замене бренда или логотипа?
— Не могу с вами согласиться. Птичка всегда была. (Смеется.) От «Системы» МТТ досталось кроме яйца в квадрате изображение двух птиц в качестве фирменных элементов — воробья и сороки. Со временем мы поняли, что с точки зрения развития коммуникаций правильнее сосредоточиться на одной птице. Когда мы вышли из «Системы», то поменяли в своем логотипе яйцо на птицу, вывели ее на первый уровень визуального восприятия. Птица — очень хороший символ коммуникаций, она добрая, активная, много общается — неудивительно, что и Twitter, хотя и позже нас, выбрал ее своим символом и название взял такое, птичье. По нашим опросам, птица помогает формировать лояльность к нашему бренду и у наших клиентов, и у сотрудников, и у рынка в целом. Мы не планируем птичку отменять, планируем ее оставить. Читать целиком
|
|