В.И.Бессоновым
В.А.Коломейцевым
Н.В.Коломейцевым
И.И.Никитчуком
Проект
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О внесении изменения в статью 12 Федерального закона "О связи"
Статья 1
Внести в пункт 2.1 статьи 12 Федерального закона от 7 июля 2003 года № 126-ФЗ "О связи" (Собрание законодательства Российской Федерации 2003, № 28, ст. 2895; 2007, № 7; ст. 835) изменение, изложив его в следующей редакции:
"2.1 Требования к применяемым на территории РФ средствам связи, управлению ими, организационно-техническому обеспечению устойчивого функционирования сетей связи вне зависимости от форм собственности на них, в том числе в чрезвычайных ситуациях, защиты на территории РФ сетей связи всех форм собственности от несанкционированного доступа к ним и передаваемой по ним информации, порядку ввода сетей связи в эксплуатацию устанавливаются по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности.
2.1.1. В целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей, при использовании и закупке в оборудовании связи, в средствах связи, сетях связи всех форм собственности, приоритет по отношению к товарам/оборудованию связи, происходящим из иностранного государства, имеет оборудование, которое является оборудованием связи российского производства.
2.1.2. Для отнесения оборудования к оборудованию связи российского производства требуется одновременное соблюдение в отношении указанного оборудования следующих условий:
2.1.2.1. Производитель оборудования является налоговым резидентом Российской Федерации;
2.1.2.2. Производитель является исключительным собственником прав на схемотехническое решение и конструкторскую документацию в объеме, необходимом для организации серийного производства;
2.1.2.3. Производитель в оборудовании использует микропрограммы с открытым исходным кодом либо обладает исключительными правами на все микропрограммы и их тексты, используемые при программировании микроэлектронных узлов и элементов оборудования;
2.1.2.4. Производитель в оборудовании использует операционную систему с открытым исходным кодом, либо использует национальную российскую операционную систему;
2.1.2.5. Производитель является исключительным собственником программ-приложений и их текстов, запускаемых на оборудовании.
2.1.3. Иностранное оборудование может использоваться на территории РФ в оборудовании связи, в средствах связи, сетях связи всех форм собственности только в том случае, если аналогичное оборудование связи российского производства, соответствующее требованиям пункта 2.1.2. настоящей статьи, отсутствует.
2.1.4. Порядок подтверждения отсутствия оборудования связи российского производства, а также порядок учета оборудования, которое в соответствии с требованиями настоящего закона отнесено к оборудованию связи российского производства, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Статья 2
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Президент
Российской Федерации В.Путин
В.И.Бессонов
В.А.Коломейцев
Н.В.Коломейцев
И.И.Никитчук
Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений
в статью 12 Федерального закона "О связи"
В настоящее время более 90 % оборудования информационно-телекоммуникационных сетей РФ составляет импортированное оборудование. Приблизительный ежегодный объем закупок оборудования в отрасли оценивается в более чем 300 млрд. рублей. Пытаясь сократить операционные расходы, крупные операторы связи, (например Вымпелком и МТС) передают управление и техническую поддержку оборудования, установленного на территории Российской Федерации, иностранным компаниям-производителям, таким как шведская компания Эрикссон и китайская компания Хуавей.
Потеря контроля и управляемости национальных информационно-телекоммуникационных сетей может привести к серьезным, если не катастрофическим, последствиям для экономики РФ, снизить обороноспособность до критически опасного уровня и вызвать серьезное ущемление национальных интересов страны. В независимых средствах массовой информации (журнал “Шпигель”, Германия, №1/2014, от 30.12.2013) публикуются раскрытые данные о секретном каталоге агентства национальной безопасности США (АНБ), подробно описывающем способы точки подключения специальных аппаратно-программных комплексов к стандартному информационно-телекоммуникационному оборудованию компаний Циско (США), Джунипер (США) и других для осуществления функций перехвата информации и контроля за работой оборудования. Необходимо отметить, что указанное оборудование в настоящее время составляет основу информационно-телекоммуникационных магистральных сетей Российской Федерации, и возможность внедрения специальных аппаратно-программных средств в указанное оборудование была бы невозможной без тесного сотрудничества разработчиков иностранных компаний-производителей и сотрудников АНБ США.
В своем выступлении во время пленарного заседания 15.01.2014 в Государственной Думе, министр связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Николай Никифоров признал существование данной проблемы и согласился с необходимостью стимулирования замещения импортного оборудования информационно-телекоммуникационных сетей российским оборудованием.
В совместном приказе Минпромпорга (№1032) и Минэкономразвития (№397) от 17.08.2011 года, Правительство РФ утвердило параметры, в соответствии со значениями которых телекоммуникационному оборудованию, произведенному на территории Российской Федерации, может быть присвоен статус телекоммуникационного оборудования российского происхождения и поручило департаменту радиоэлектронной промышленности Минпромторга России обеспечить размещение информации о телекоммуникационном оборудовании, получившем статус телекоммуникационного оборудования российского происхождения, и его производителе на официальном сайте Минпромторга России в сети Интернет (http://www.minprom.gov.ru) .
В приложении №1 к приказу Минпромпорга (№1032) и Минэкономразвития (№397) от 17.08.2011 года перечислены параметры, в соответствии со значениями которых телекоммуникационному оборудованию, произведенному на территории Российской Федерации, может быть присвоен статус телекоммуникационного оборудования российского происхождения. При этом основной упор в документе сделан на присутствие исключительно технологических и вспомогательных производственных процессов на территории Российской Федерации. Так, например, оборудование, сконструированное за рубежом и использующее иностранное программное обеспечение, но собранное на территории Российской Федерации, может с большой долей вероятности получить статус телекоммуникационного оборудования российского происхождения.
Также необходимо отметить, что со времени опубликования приказов Минпромпорга (№1032) и Минэкономразвития (№397) от 17.08.2011 по настоящее время статус телекоммуникационного оборудования российского происхождения получили приблизительно 65 наименований изделий, преимущественно одного класса, что может свидетельствовать о том, что данный приказ не выполняет свою функцию.
В современных экономических условиях разработка и создание оборудования для информационно-телекоммуникационных систем в основном ведется на уровне программирования стандартных микроэлектронных модулей и функциональных узлов. Процесс создания и запуска в серийное производство оборудования информационно-телекоммуникационных систем состоит из следующих основных этапов:
• постановка задачи и определение функциональных характеристик будущего оборудования с подробным описанием этапов их реализации
• выбор элементной базы, создание схемотехнического решения, производство опытных образцов и создание конструкторской документации
• программирование “низкого” уровня, создание микропрограмм и условий для работы операционной системы на полученном схемотехническом решении
• программирование “высокого” уровня создание приложений, которые отвечают функциональным характеристикам, указанным в техническом задании проекта
• многократное и повторяющееся тестирование оборудования
• передача оборудования в серийное производство
Необходимо отметить, что современные конкурентоспособные разработчики оборудования для информационно-телекоммуникационных систем сегодня очень часто не имеют собственного оборудования для серийного производства, а производят оборудование на мощностях так называемых “контрактных производителей” - специализированных предприятий, обладающих необходимыми производственными мощностями и квалифицированным персоналом. При этом права на произведенную продукцию остаются у компании-разработчика.
В.И.Бессонов
В.А.Коломейцев
Н.В.Коломейцев
И.И.Никитчук
http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/(SpravkaNew)?OpenAgent&RN=449120-6&02