Andrei писал: А зачем эти вложения? С этой задачей справляются мелкие провайдеры в этих городах. •
Зачем эти вложения? Этот вопрос ключевой. Но доказательного ответа у отрасли нет уже много лет!
Вот официальный ответ:
Глава Минкомсвязи: «Российская революция в сфере ИКТ состоится именно за счет системного покрытия услугами ШПД городов и поселков с населением от 500 человек в течение ближайших лет». …Это позволит повысить уровень проникновения ШПД с текущих 55% до более чем 90% к 2018 году. …10% роста проникновения ШПД создает потенциал для роста ВВП на 1,5%, а это особенно важно в условиях остывающей экономики, когда трудная борьба идет за каждый процент роста».
http://tonnametr.ru/viewtopic.php?id=3480.
Таким образом, «флагом» проекта ШПД является утверждение, что в России увеличение уровня проникновения на 10% увеличит на 1,5 % ВВП страны. А при реализации всего проекта ШПС, ожидается увеличение проникновения на 35% к 2018 году и, соответственно, рост ВВП страны на 5% (на 4 трлн. руб./год). При этом, ожидается (?), что требуемый объем бюджетного финансирования на проект ШПС не будет превышать 0,5 трлн. руб.
Обоснование этого ключевого показателя «Национального проекта ШПС» - роста ВВП РФ на 1,5 % ( 1200 млрд. руб.\год) при увеличении проникновения ШПД на 10% - я нигде до сих пор не встречал. Имеются только «пространные» рассуждения ряда авторов:
• Проведенные исследования продемонстрировали, что увеличение проникновения услуг ШПД на 10% в результате действия целой группы факторов прямого и косвенного влияния приводит к росту ВВП на 1,2-1,4 процентных пункта.
http://www.tssonline.ru/articles2/fix-o ... -ekonomiki ).
• В настоящее время принято считать, что рост проникновения ШПД на 10% приводит к увеличению ВВП (валового внутреннего продукта) страны на1%. При этом удвоение средней скорости ШПД в стране увеличивает ВВП на 0,3% (
http://mirtelecoma.ru/magazine/elektronnaya-versiya/35/).
Самостоятельный анализ, «происхождения цифры» 1,4% роста ВВП страны, при увеличении проникновения ШПД на 10 %, показал, что она получена в 2011 году, как рекомендательная, для стран – членов ОЭСР (международная экономическая организация 34 капиталистических стран-лидеров мира, куда Россия не входит). Эти 34 страны имеют более современную, в сравнении с Россией, технологическую инфраструктуру на промышленных и сельхоз предприятиях. И их бизнес-процессы имеют большую потребность в информационной поддержке. И именно, эта высокая зависимость эффективности бизнес-процессов стран-мировых лидеров от информационной поддержки и дала цифру 1.4 % при увеличении проникновения ШПД на 10%. К России эта цифра никакого отношения не имеет.
По мнению автора, в России, учитывая её сегодняшнюю низкую технологическую оснащенность предприятий промышленности и сельского хозяйства и слабую зависимость их бизнеса от информационной поддержки, можно ожидать, что рост ВВП будет не 1,4* %, а в разы меньше.
Принимая во внимание, что проект ШПД в удаленные регионы России не окупаем в части строительства магистральных ВОЛС, можно предположить, что запланированный рост ВРП удаленных регионов, от увеличения уровня проникновения ШПД, будет нейтрализован ежегодными региональными затратами на эксплуатацию магистральной ВОЛС. При этом, опыт Англии показывает, что около 50% стоимости строительства оптоволоконной сети национального проекта ШПД приходится на охват удаленных территорий. В России эта цифра может быть более 80%.
Мое предварительное мнение – проект ШПД (ВОЛС) в удаленные регионы РФ – не окупаем, и если и обеспечит рост ВРП конкретного региона, то в разы ниже заявленных 1,5 % (однако, доказательно ответить на этот вопрос можно только после разработки бизнес-планов проектов ШПД по регионам).
Отсюда, вопрос «зачем эти вложения?» весьма удобно оставить «открытым» до завершения процесса освоения бюджетных денег, то есть до конца 2018 года…
*Примечание:
1. утверждение Минкомсвязи о росте ВВП на 1,4 % оспаривает ряд авторов, например,
http://www.comnews.ru/node/67672 .
2. Самостоятельный качественный анализ (школа А.Ф. Иоффе) показал:
Из зарубежного опыта следует, что ШПД в удаленные регионы и населенные пункты РФ, может повысить экономические показатели сельхоз\помышленных предприятий по следующим направлениям:
- увеличение производительности труда за счет информационной поддержки бизнес-процессов и их автоматизации,
-освоение новых бизнес-моделей на основе информационной поддержки ШПД,
- повышение количества покупателей и оптимизации логистики,
- прямой доступ к банковским сетям и повышение прозрачности бизнеса.
Например, в Голландии в тепличных хозяйствах, автоматически регулируется температура-влажность-освещенность – количество удобрений по часовым прогнозам погоды и другим внешним факторам. Также, за счет информационной поддержки, отлажена логистика (хранение и транспортировка), что в совокупности позволяет повысить урожайность и качество сельхоз культур, сроки доставки продукции до покупателей. Всё это уменьшает себестоимость, повышает количество, качество и продажную стоимость продукта и, следовательно, повышает ВВП региона и страны производителя.
То есть, повышение уровня проникновения ШПД само по себе не дает экономического эффекта. Эффект следует из потребности в информационной поддержке конкретных промышленных и сельхоз предприятий конкретного региона и из зависимости эффективности бизнес-процессов этих предприятий от этой информационной поддержки. Из этого вывода следует следующий: при увеличении проникновения ШПД в активных промышленных и сельхоз регионах, где уже имеются современные бизнес-процессы, требующие информационной поддержки, можно ожидать большой процент роста ВРП, в удаленных регионах где отсутствуют бизнес-процессы с информационной поддержкой – в разы меньше.
3. Именно, чтобы учесть эффекты, обозначенные в п.2, при реализации проекта ШПД, много лет тому назад автором предлагалось выполнить предварительное бизнес – планирование по отдельным регионам и определить:
• типовую модель промышленного и сельхоз предприятия по российским удаленным регионам с учетом влияния информационной поддержки на эффективность их бизнес-процессов,
• реальный прирост ВРП по конкретным регионам РФ ( с учетом существующей и перспективной промышленной и сельхоз инфраструктуры региона) при проникновении ШПД до 10%,
• стоимость строительства и поддержания заданного коэффициента готовности ВОЛС по конкретным регионам,
• размеры необходимой финансовой поддержки на Федеральном уровне и Администрацией регионов при строительстве и эксплуатации ВОЛС (при необходимости) в конкретном регионе.
То есть, для получения максимального прироста ВРП по удаленным регионам от вложенных сотен млрд. бюджетных рублей, определения оптимизированной очередности строительства ВОЛС по регионам и уменьшения коррупционных рисков, целесообразно по всем регионам РФ разработать бизнес-планы проектов ШПД.
К сожалению, такой подход не был принят …
•
С этой задачей справляются мелкие провайдеры в этих городах.Как раз бизнес-планы региональных проектов ШПС и должны были, в том числе, показать нужно ли бюджетное финансирование и каким операторам (федеральным, магистральным, местным) целесообразно направить это бюджетное финансирование. Но, такая схема организации работ не была принята и сегодня выполняется «волевое» распределение работ и бюджетных средств…
С уважением,
Alex Rail.