Рост ИТ-индустрии через общий бизнес-процесс двух отраслей

Обсуждение последних новостей отрасли.
Новости законодательства РФ в области связи.
Интересные статьи посвященные инфокоммуникациям в России.
Alex Rail
Форумчанин
 
Сообщения:
1932
Зарегистрирован:
05 фев 2010

Благодарил (а): 1 раз.
Поблагодарили: 61 раз.

Рост ИТ-индустрии через общий бизнес-процесс двух отраслей

Сообщение:#1  Сообщение Alex Rail » Ср 29 апр, 2015 22:50 »

Воссоздание ИТ-индустрии РФ через общий бизнес-процесс отраслей связи и радиоэлектронной промышленности

Точка зрения связиста: о сценарии воссоздания ИТ- индустрии России через запуск в радиоэлектронной промышленности и отрасли Связи РФ единых бизнес-процессов в десятки миллиардов долларов для создания глобальных телеком сетей на территории стран БРИКС, с суммарным экономическим эффектом до $ 300 млрд./год.

Аннотация

Сегодня отрасль радиоэлектронной промышленности (РЭП) и отрасль Связи в России имеют никак не связанные отраслевые Стратегии и Программы развития, что не имеет аналогов в мире. Это толкает отрасль РЭП в «дотационный режим» на десятилетия, поскольку потребности всего отечественного рынка ЭКБ, сегодня могут быть удовлетворены объемами выпуска одной микроэлектронной фабрики, а потребности ОПК загрузят эту фабрику примерно на 10% (стоимость фабрики превышает в 2 раза объемы финансирования всей Программы развития РЭП до 2025 года).

Для вывода отрасли РЭП в коммерческий режим, в работе предлагается общий бизнес-процесс для двух отраслей РЭП и Связи, который увеличивает потребности отечественного рынка ЭКБ до 10 раз уже в 2018 году, дает возможность привлекать коммерческие кредиты (до $ 10 млрд) для покупки новых микроэлектронных фабрик и производств телеком – оборудования для строительства глобальных телеком-сетей и организации продаж услуг связи в странах БРИКС.

Основой для достижения таких результатов является «Стратегии развития отрасли связи РФ с обеспечением интересов государства и национального бизнеса» от 2009 года, которая включает реализацию семи глобальных телеком-проектов для продажи в странах БРИКС высоко востребованных услуг связи с суммарным экономическим эффектом до $ 300 млрд./год.

ПЛАН

1. Организация работ по развитию радиоэлектронной промышленности РФ.
2. Международный опыт создания ИТ-индустрии в развивающихся странах (Китай).
3. Основные противоречия, риски и последствия срыва выполнения ГП РФ «Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности на 2013–2025 годы».
4. Сценарий вывода отрасли РЭП в бизнес-режим функционирования на основе создания единого бизнес-процесса отраслей Связи и РЭП РФ.


1. Организация работ по развитию радиоэлектронной промышленности РФ

Во времена СССР, советскую ИТ- индустрию представляли три Министерства (МЭП, МРП, МПСС). В конце 1991 года все они были упразднены. С начала ХХI века, вопросы развития ИТ- индустрии России, курирует в стране единственный Департамент радиоэлектронной промышленности - РЭП (7 отделов, около 60 специалистов) Минпромторга РФ.

Департамент РЭП формирует гос. политику в области электронной промышленности, промышленности средств связи, радиопромышленности. В задачи Департамента входит разработка проектов стратегий и федеральных целевых программ по развитию данных отраслей промышленности, а также распределение средств, выделяемых на НИОКР.

В своей работе Департамент РЭП руководствуется концептуальными Документами РФ:

• Доктрина информационной безопасности Российской Федерации, утв. 09.09.2000 года,
• Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации, утв. 25.07.2007 года,
• Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утверждена 17.11.2008 года (http://www.ifap.ru/ofdocs/rus/rus006.pdf )
• Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года (утв. Указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. N 537),
• Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утв. 08.12. 2011 г.

и государственными и отраслевыми Документами, которые разработаны строго для решения задач, обозначенных в вышеприведенных документах:

• Стратегией развития электронной промышленности России на период до 2025 года, утв. приказом Министерства 7 августа 2007 г.,
• Государственной Программой Российской Федерации «Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности на 2013–2025 годы», утверждена 25.11.2012 года (в Программу интегрированы ФЦП «Развитие электронной компонентной базы и радиоэлектроники» на 2008–2015 годы, подпрограмма «Создание электронной компонентной базы для систем, комплексов и образцов вооружения, военной и специальной техники на 2011–2020 годы», ФЦП «Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на 2011–2020 годы»,
http://government.ru/media/files/41d47c ... ad31f0.pdf .

Участниками ГП РФ «Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности на 2013–2025 годы» являются Федеральное космическое агентство, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Министерство образования и науки РФ, Федеральная служба по техническому и экспортному контролю.

Для выполнения этой Программы привлечено более 200 организаций РЭП (121 промышленная организация, 18 научно-производственных организаций, 61 научная организация). В их числе, 36 федеральных государственных унитарных предприятий и 164 открытых акционерных обществ, в том числе 98 ОАО с государственным участием и 66 обществ, акционированных без госучастия. Общее количество рабочих мест 275 000, среднее количество НИОКР, проводимых за год, около 300.

В ходе выполнения Программы должны быть обеспечены:

• технологический уровень электроники: 2015 год – 45 нм, 2016 год – 32 нм, 2020 год – 20 нм, 2025 год – 10 нм.

• темпы выпуска отечественной высокотехнологичной радиоэлектронной продукции (по отношению к 2011 году): 2015 – 160%, 2017 – 205%, 2020 – 370%, 2025 – 640%.

Ожидается, что объем экспорта отечественной радиоэлектронной продукции в 2015 году составит 1140 млн. долл., в 2025 году – 4137* млн. долл. (около 1% мирового рынка, сегодня 0, 23%).


*Примечание:

1. Объем мирового рынка радиоэлектроники составил в 2013 году 2,3 трлн. долларов США, в том числе: объем рынка конечной продукции составил 1,7 трлн. долларов США, объем рынка радиоэлектронной компонентной базы - 483 млрд. долларов США, объем рынка материалов для радиоэлектроники - 77 млрд. долларов США, объем рынка оборудования для микроэлектроники - 63 млрд. долларов США.

2. Прогноз тенденций развития мирового рынка электронной компонентной базы (ЭКБ): военно-промышленный комплекс - 5,3% (- 0,4%), автомобильная электроника - 10,4% (+1,3%), бытовая электроника - 13,1% (+0,7%), промышленная электроника - 16,8% (-0,8%), телекоммуникации - 28,4% (+0,8%), электронная обработка данных - 29,8% (-1,8%). Ожидается, что в мире совокупные темпы годового роста электронной компонентной базы до 2020 года составят 6%.

Объем финансирования Программы до 2025 года составляет 49,44 млрд. руб. ($ 0,9 млрд. по сегодняшнему курсу). Стабильность финансирования Программы предполагала, что в 2015 – 2020 годах, мировые цены на нефть будут не ниже 108 долларов за баррель, среднегодовая инфляция 3,5 %, прямые иностранные инвестиции в экономику России не менее 3,5 % валового внутреннего продукта (70 млрд долл. в год), темпы роста мирового ВВП в 4% в год. http://www.ifap.ru/ofdocs/rus/rus006.pdf .


Изучение Стратегий и Программ развития отраслей РЭП и Связи РФ показало, что ни один из приведенных выше государственных Документов, которыми руководствуется РЭП, не был учтен Минкомсвязи при разработке «Стратегии развития отрасли информационных технологий РФ до 2025 года» от 2013 года и в работе «Сценарии инновационного развития и глобализации российской отрасли информационных технологий», январь 2015 года, от компании EY.

То есть, сегодня Отрасли РЭП и Связи РФ ставят, при своем стратегическом развитии, различные несвязанные цели (технологическая независимость и информационная безопасность страны через воссоздание ИТ-индустрии, или частная коммерческая задача - увеличение объемов продаж тиражного ПО в 2 раза). Такой подход не имеет аналогов в мире, отрывает отрасль РЭП от её основного (около 60%) сегмента рынка - ЭКБ для телекома*, обрекает отрасль РЭП на дотационный режим работы на десятилетия.


2. Международный опыт создания ИТ-индустрии в развивающихся странах (Китай).

Сегодня в мире действует «Международная карта развития полупроводниковых приборов», которая определяет главные показатели развития микроэлектроники до 2018 г. Это программный документ развития, по которому страны с передовой электроникой сверяют достигнутые технологические уровни и осуществляют формирование программ развития.

Практически все ведущие экономики мира стимулируют развитие микроэлектроники путем комбинированных инвестиций за счет средств государственных бюджетов и частного капитала, признавая ведущую роль этой отрасли в развитии общества. Ежегодно, на программы развития электроники в мире, развитыми странами выделяется более 20 млрд. долларов. При этом, следует учесть, что сами фирмы-производители не менее 10% средств от объемов реализованной продукции направляют на выполнение перспективных программ исследований по разработке конкурентоспособных изделий.

Для освоения все более дорогостоящих технологий даже крупные фирмы-производители не в состоянии использовать только собственные средства, поэтому они вынуждены создавать технологические альянсы и консолидировать свои средства с государством. В США с этой целью был создан Консорциум правительства и частных компаний SEMATECH, который успешно обеспечил ликвидацию отставания США от Японии в технологии микроэлектроники.

Опыт Китая

В марте 2008 года, Государственный совет КНР объявил о создании нового Министерства промышленности и информатизации, которое заменило Министерство информационных технологий. В состав этого Министерства также были включены Комиссия по науке, технологиям и промышленности для национальной обороны. Министерство промышленности и информатизации сегодня ответственно за регулирование и развитие в стране почтовой связи, Интернета, беспроводной связи, теле- и радиовещания, производства электронных и информационных товаров, индустрии программного обеспечения и развитие информационного общества, http://www.miit.gov.cn/.

В 11 пятилетке (к 2011 году) КНР выполнила государственную программу развития микроэлектроники «Программа 909» стоимостью более 10 млрд. долларов. Вновь построенные китайские микроэлектронные производства характеризуются уровнем технологии 0,18-0,13 мкм, что позволяет решать задачи массового выпуска электронной компонентной базы для развивающегося приборостроения самого современного мирового уровня.

В 12 пятилетки КНР (окончание 2015 год), по данным Министерства промышленности и информатизации, предполагается осуществить инвестиции в микроэлектронику на сумму 45 млрд. долларов для создания технологий уровня 65 нм. Среднегодовые темпы роста выпуска продукции составят 28% и КНР станет крупнейшим в мире производителем полупроводниковых приборов – объем продаж 150 млрд. долл./год.

Согласно государственной стратегии развития микроэлектроники в Китае до 2015 года, планируется развить рынок микропроцессоров до 51 миллиарда долларов (увеличение рынка составит 231 % по сравнению с 2010 годом). При этом около 28% этой суммы придется на собственные разработки китайских производителей (против 20% в 2010 году).

Одновременно, на острове Хайнань, строится аналог Кремниевой долины, который будет включать в себя университеты, предприятия и бизнес-инкубаторы, образуя целую систему получения и передачи информационных технологий. Конечная цель проекта — производить современные программные продукты с высокой добавленной стоимостью, востребованные на глобальных рынках. К 2015 году здесь будут созданы условия для работы 50 тысяч специалистов в области информационных технологий.

Для обеспечения п\п и другим материалами современных технологических производств, реализуется «Программа развития производства новых материалов на 12-ю пятилетку". В рамках этой Программы, перед Министерством промышленности и информатизации КНР поставлены цели: довести к 2015 году общий объем производства новых материалов до 317 млрд. долл. при обеспечении среднегодового прироста более чем на 25 процентов. К 2020 году эта система производства должна добиться того, чтобы выпущенные основные виды продукции смогли удовлетворить потребности развития национальной экономики и оборонного строительства страны. Как сообщил представитель названного министерства, 12-я пятилетка станет ключевым периодом развития индустрии производства материалов Китая.

3. Основные противоречия, риски и последствия срыва выполнения ГП РФ «Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности на 2013–2025 годы».

Основными факторами, сдерживающими выполнение Программы, являются:

• на внутреннем рынке - малый объем отечественного рынка продукции ЭКБ и незначительная доля в нем закупок государства для ОПК (10-20%),

• на внешнем рынке – низкая конкурентоспособность отечественной продукции ЭКБ.

Следствием этого является отсутствие коммерческой мотивации в развитии отрасли РЭП, которая, из мировой практики, должна обеспечивать необходимый приток капитала для расширения производства ЭКБ. А у Государства, в условиях сегодняшних санкций и мировых цен на нефть, практически отсутствуют «рычаги управления» - увеличение в разы объемов бюджетного финансирования Программы и увеличение объемов госзакупок ЭКБ.

Программа имеет высокие финансовые и организационные риски:

• Финансовые ресурсы, выделенные на ГП РФ «Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности на 2013–2025 годы» меньше необходимых в 5 -10 раз, что приводит к возрастающему отставанию в выполнении Программы.

• Объем внутреннего российского рынка ЭКБ в десятки раз меньше, объемов рынка, позволяющих брать коммерческие кредиты на покупку 3-5 зарубежных микроэлектронных фабрик.

• Стратегии и Программы развития отрасли РЭП ( Минпромторг РФ) и Минкомсвязи сегодня никак не связаны и разработаны на основе различных государственных Документов, несмотря на:

o опыт СССР при взаимодействии МПСС и Минкомсвязи СССР,

o опыт США - крупнейшая в ХХ веке в мире компания AT&T – одновременно производитель и оператор связи,

o опыт Китая* (создание в 2008 году нового Министерства промышленности и информатизации, взамен Министерства информационных технологий, для организации единого бизнес-цикла « от материалов – до услуг»),

который убедительно показывает важность координации работ отраслей РЭП и Связи РФ и согласования их отраслевых Стратегий и Программ для создания единого бизнес-процесса для двух отраслей и формирования объемов рынков ЭКБ, телеком-оборудования и услуг связи, в объемах, позволяющих привлекать коммерческие кредиты (см. Стратегия развития отрасли связи РФ с обеспечением интересов государства от 2009 года «пшик-прогноз» от Ernst & Young по развитию отрасли связи РФ ).

Одновременно, по мнению экспертов, отрасль РЭП РФ сегодня имеет научный, инженерный и технологический потенциал, позволяющий в 2015-2018 годах, массово производить узкую номенклатуру ЭКБ (не более сотни), даже в случае закупки новых микроэлектронных фабрик, а конкуренция на мировом рынке ЭКБ, позволит России претендовать на объемы экспорта ЭКБ менее 1% мирового рынка в обозримой перспективе.

В целом, эксперты считают, что проблема глобального отставания отечественной электроники явилась следствием отсутствия целенаправленной государственной научно-технической политики в электронной промышленности России, неподготовленностью Правительства РФ к реформированию отрасли в условиях действия рыночных механизмов хозяйствования. При этом, либеральная экономическая модель и существующий инерционный сценарий развития не могут обеспечить решение проблемы ни при каких условиях.

Цена срыва выполнения ГП РФ «Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности на 2013–2025 годы», по мнению экспертов, очень высока:

• последующий срыв ГПВ 2020, что приведет к отставанию тактико-технических параметров отечественных радиоэлектронных военных комплексов обнаружения, управления, связи, разведки, включая высокоточные виды вооружения и системы бесконтактного боя, и значит неминуемо негативно отразится на состоянии обороноспособности страны,

• ускоренное снижение информационной и экономической безопасности государства в связи с повсеместным использованием импортной элементной базы в стратегических системах управления, обработки, хранения и защиты информации, электронного противодействия, специальных системах связи,

• приостановка развития практически все российских отраслей промышленности, которая кардинально снизит конкурентоспособность их продукции, а значит критически возрастут риски российской государственности.



4. Сценарий вывода отрасли РЭП в бизнес-режим функционирования на основе создания единого бизнес-процесса отраслей Связи и РЭП РФ.

Сценарий снимает основные противоречия, финансовые и организационные риски, возникшие при выполнении ГП РФ «Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности на 2013–2025 годы», и направлен на создание внутреннего российского рынка (и рынка стран БРИКС) для ЭКБ и телеком оборудования, в масштабах, обеспечивающих привлечение коммерческих кредитов для закупки микроэлектронных фабрик и производств телеком-оборудования, кредитов для строительства глобальных телеком сетей на территории стран БРИКС, в рамках единого бизнес-процесса от создания дизайн-центров и серийного выпуска ЭКБ в России … до запуска в коммерческую эксплуатацию глобальных телеком-сетей, продажи услуг связи на территории стран БРКИС и получения прибыли.

На подготовительной стадии, сценарий может включать следующий план работ:

1. Создание в Минкомсвязи рабочей группы для проведения маркетинговых исследований по объемам востребованных услуг семи глобальных сетей в странах БРИКС, разработка предварительных бизнес-планов по телеком проектам, с участием специалистов БРИКС.

2. Создание рабочей группы из специалистов отрасли РЭП (Минпромторг РФ) и Минкомсвязи для разработки подпрограммы совместного развития в целях организации единого бизнес-процесса для двух отраслей, позволяющего привлекать коммерческие кредиты в масштабах до $ 10 млрд.

3. Разработка бизнес-планов семи глобальных телеком проектов с общим экономическим эффектом до $ 300 млрд./год, проведение международной экспертизы. (Бизнес-план №1)*.

4. Определение объемов потребностей и номенклатуры ЭКБ, сетевого и абонентского телеком оборудования для строительства этих телеком сетей.

5. Определение типов, состава и количества микроэлектронных фабрик (полный цикл* от дизайн-сети до серийного выпуска и метрологического контроля ЭКБ) для обеспечения объемов выпуска ЭКБ для телеком-оборудования и создания на его основе глобальных сетей с заданными темпами строительства. Определение объемов и сроков поступления финансовых средств. Разработка бизнес-плана №2 по организации производства ЭКБ.

6. Определение типов и количества сетевого и абонентского оборудования для глобальных телеком сетей и необходимого состава и мощностей промышленных производств для их серийного выпуска. Определение объемов и сроков поступления финансовых средств для координированного запуска промышленных производств по выпуску телеком-оборудования в заданных объемах. Разработка бизнес- плана №3 по организации производства сетевого и абонентского и телеком оборудования.

7. Разработка общего бизнес-плана (объединяет бизнес-планы №1, №2, №3), охватывающего весь цикл работ отрасли РЭП по выпуску ЭКБ и телеком-оборудования и работы Минкомсвязи (например, на основе национального оператора ОАО Ростелеком) по проектированию и строительству глобальных телеком сетей, запуску их в коммерческую эксплуатацию. Проведение международной экспертизы обобщенного бизнес-плана.

8. Представление обобщенного бизнес-плана в Банк развития БРИК, представление государственных гарантий и получение коммерческого кредита под проект. Организация финансовой линии.

9. Разработка финансовых и календарных планов работ, планов контроля качества и метрологического обеспечения.


*Примечание: приведенный сценарий предполагает создание большого количества малых и средних инновационных предприятий, обслуживающие основной бизнес-процесс двух отраслей. Малый и средний бизнес имеет возможность поддерживать «уникальные участки» общего бизнес-процесса и мелкосерийное производство, что часто неэффективно на крупных предприятиях. Например, опыт США показывает, что в профессиональном сегменте радиоэлектронной промышленности, малые и средние компании производят более 23 процентов выручки и обеспечивают 27 процентов рабочих мест.



Представленный материал разработан группой профессионалов связи, является авторским, ссылка обязательна.

С уважением,
Alex Rail

30.04.2015.

Alex Rail
Форумчанин
 
Сообщения:
1932
Зарегистрирован:
05 фев 2010

Благодарил (а): 1 раз.
Поблагодарили: 61 раз.

Сообщение:#2  Сообщение Alex Rail » Пт 09 сен, 2016 08:23 »

https://ria.ru/economy/20160909/1476469 ... n_partners

МОСКВА, 9 сен — РИА Новости.

Сети российских операторов связи и центры обработки данных должны к 2020 году на 85% состоять из оборудования отечественного происхождения. Объем его экспорта к этому времени планируется увеличить почти в два раза: с шести миллиардов долларов до 11 миллиардов долларов, пишет в пятницу газета "Коммерсант" со ссылкой на проект "дорожной карты" по импортозамещению телекоммуникационного оборудования в России на 2016-2020 годы.
Сообщается, что документ разработан подгруппой "ИТ+Суверенитет" при администрации президента, которая создана в рамках рабочей группы помощника президента Игоря Щеголева.


По словам авторов проекта, текущее состояние телекоммуникационной отрасли в РФ характеризуется ее зависимостью от зарубежных производителей и доминированием иностранного оборудования практически во всех сферах. Это в свою очередь создает угрозы обеспечению госбезопасности. Кроме этого, как отмечается в документе, российских производителей с рынка "выдавливают" с помощью демпинга азиатские конкуренты.

"В целях "дорожной карты" указано появление к 2020 году 12 тысяч единиц техники со статусом "телекоммуникационное оборудование российского происхождения" (ТОРП), который сейчас присваивает экспертный совет Минпромторга.

Сети российских операторов связи и центры обработки данных в стране к этому времени должны будут на 85% состоять из ТОРП, а объем его экспорта планируется увеличить с текущих шести миллиардов долларов до одиннадцати миллиардов долларов", — следует из материала газеты.

По данным издания, для достижения этих целей планируется на 50% снизить НДС, налог на прибыль и социальные платежи для российских производителей телекоммуникационного оборудования, а также пошлины на импортные комплектующие, которые необходимы для его производства. А вот ввозные пошлины на готовое зарубежное оборудование предлагается напротив увеличить на 50%.

Кроме этого, авторы проекта хотят законодательно запретить даже частным операторам использовать зарубежную технику для выполнения ряда функций. Отмечается, что для стимулирования использования российского телекоммуникационного оборудования предприятиями и развития его экспорта предлагается предоставлять заказчикам льготные кредитные линии.

Связной (С)
Форумчанин
 
Сообщения:
18674
Изображения: 39
Зарегистрирован:
21 апр 2005
Откуда:
Мыс Шмидта

Благодарил (а): 663 раз.
Поблагодарили: 751 раз.

Сообщение:#3  Сообщение Связной (С) » Пт 09 сен, 2016 08:40 »

alex rail писал(а):экспорта к этому времени планируется увеличить почти в два раза: с шести миллиардов долларов

Что за оборудование, куда и кому сейчас продается на 6 млрд ?! :-k:
Покажите весь список, пжлста :engl:

Alex Rail
Форумчанин
 
Сообщения:
1932
Зарегистрирован:
05 фев 2010

Благодарил (а): 1 раз.
Поблагодарили: 61 раз.

Сообщение:#4  Сообщение Alex Rail » Пт 09 сен, 2016 11:51 »

Ответ Связной:

Ваше замечание справедливо. И Ваш вопрос не единственный, например:

• даже если допустить (помощник Президента РФ не может ошибаться), что в 2016 году экспорт составляет 11 млрд. долл., то сколько из них составляет GSM-SDH-TETRA– сетевое и абонентское телеком оборудование, сколько составляет оборудование ЦОДов, сколько - различные программные продукты?

• сколько процентов импортной ЭКБ, блоков аппаратуры и ПП используется в 2016 году в выше обозначенном телеком оборудовании и сколько будет в 2020 году? Как будут решаться вопросы разработки ЭКБ, оборудования, метрологического обеспечения, ИБ, серийного выпуска конкурентоспособной продукции на коммерческих принципах?

• каким видам и моделям кибератак в 2016 году подвержены федеральные телеком сети России (соответствующие угрозы госбезопасности РФ) и какие из этих атак будут блокированы в 2020 году?

Без ответов на подобные вопросы «в цифрах», не имеет смысла обсуждать задачу.

Как надо делать, представлено в 2014 году в Департамент РЭП Минпромторга РФ (см. выше). А сейчас, события напоминают политические игры вокруг актуальной проблемы…

Связной (С)
Форумчанин
 
Сообщения:
18674
Изображения: 39
Зарегистрирован:
21 апр 2005
Откуда:
Мыс Шмидта

Благодарил (а): 663 раз.
Поблагодарили: 751 раз.

Сообщение:#5  Сообщение Связной (С) » Пт 09 сен, 2016 12:21 »

alex rail, вопросов больше чем ответов. Это точно.

Вернуться в Последние новости отрасли


Поделиться

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: Google [bot] и гости: 14