Проблема «21-й кнопки» пока не решена
Сенатор от Омской области Елена Мизулина обратила внимание на проблему так называемой «21-й кнопки». Это — обязательный общедоступный канал регионального телевидения, который, однако, не попал в двадцатку бесплатных телеканалов.
«Люди привыкли к региональным и муниципальным каналам, и федералы прекрасно понимают, что без господдержки, только на одной рекламе, они существовать не смогут… Если мы сейчас не отстоим право регионов на бесплатное вещание, то через несколько лет будем вынуждены тратить гораздо большие деньги, воссоздавая сеть местного телевидения», — констатировала законодатель.
По её мнению, западная модель, когда местные телекомпании работают «в кабеле», в российских условиях действовать не будет: «У нас в Омской области в трёх-четырёх районах из 31-го есть кабельные сети. Получается что без нашего регионального телевидения область будет отрезана от своих новостей».
Первый зампред Комиссии Общественной палаты по развитию информационного общества, СМИ и массовых коммуникаций Александр Малькевич в подтверждение опасений Елены Мизулиной привёл пример республиканской телекомпании в Карелии, которую пришлось создавать «с нуля» за большие деньги после того, как предыдущий губернатор несколько лет назад отказался от такого ресурса.
Необходимо дать возможность региональным телекомпаниям, у которых есть статус обязательных общедоступных, заменить аналоговый сигнал на цифровой, считает гендиректор пензенской ТРК «Экспресс» Степан Парфёнов.
«То есть разрешить использование радиочастот для цифрового телевизионного вещания стандарта DVB-T2, — пояснил он. — Ключевым критерием надо указать отсутствие возможности мультиплексирования, то есть добавления других телеканалов. Иначе говоря, одна частота — один обязательный общедоступный телеканал субъекта РФ».
Есть несколько способов, которые просматриваются «в лоб», уверена сенатор от Севастополя Ольга Тимофеева.
«Первое — включить в первый мультиплекс региональный канал, пожертвовав одним из имеющихся. Можно пересмотреть и состав каналов второго мультиплекса, почти все каналы которого развлекательно-коммерческие. Всё-таки телевидение — это тот инструмент общения с внешним миром, которым пользуется старшее поколение. Следующий вопрос связан с организацией третьего мультиплекса. Пока непонятно, за чей счёт он будет реализован, тут мы упираемся в финансы. Третий вариант — попытаться решить проблему через операторов связи, но тогда мы уходим от требования законодательства, что должен быть единый поставщик услуг телерадиокоммуникации», — перечислила возможные варианты Тимофеева.
Окончательное решение отложили на осень, чтобы просчитать каждый из вариантов