(1 и 2 части статьи написаны во исполнение Указания Президента РФ о подготовке предложений по реализации ДИБ РФ от 05.12.2016., для представления вниманию Совета Безопасности РФ).
Аннотация
Доказательно показано, что сегодня имеются объективные внутренние и внешние факторы, не позволяющие России перейти от существующей раздаточной к рыночной экономике ранее, чем через 10 лет; что институты развития страны не позволяют решать наукоемкие высокотехнологичные ИТ-задачи в широких масштабах.
В таких условиях, для решения рассматриваемой приоритетной государственной ИТ-задачи в ближайшие три года, предлагается создать в «узком пространстве» организаций/компаний и физ. лиц – участников проекта, локальную организационную среду, позволяющую нивелировать недостатки раздаточной и использовать инициирующие/мотивирующие механизмы рыночной экономики через ФЗ №44 от 05.04.13. «о ФКС».
Для уменьшения рисков и сроков выполнения этого ИТ-проекта, предложено запустить одновременно два проекта на организационных принципах раздаточной экономики и перспективной интегральной формации. Такая «цена», в сложившихся условиях, представляется оправданной.
Результаты успешного выполнения сего ИТ-проекта, позволяют осуществить прорыв «институциональной ловушки», в которой оказалась сегодня Россия в силу объективных исторических причин, и приступить к полномасштабной модернизации промышленности страны (Индустриализация 2.0) на основе технологий 4 и 5 технологических укладов, уже через 6 лет, вместо 20 лет, обозначенных в «Стратегии научно-технологического развития РФ до 2035 года" от 01.12.2016.
Работа выполнена на стыке трех научных направлений: информационная безопасность, маркетинг, экономическая социология.
ПЛАН
1. Организационные принципы выполнения оборонных проектов в СССР-РФ.
2. Недостатки административно-командного управления в постсоветской РФ.
3. Барьеры и ограничения выполнению данного ИТ-проекта в РФ.
4. Определение организационных принципов выполнения данного ИТ-проекта в РФ.
5. Выводы.
Приложение. Ретроспектива «попыток» внедрения рыночной экономики в СССР – РФ.
1. Организационные принципы выполнения оборонных проектов в СССР-РФ.
Исторический опыт СССР по форсированному выполнению оборонных наукоемких проектов на основе административно-командной системы (раздаточная экономика), указывает на следующие апробированные организационные модели:
• «сталинские шарашки», 1943-1954 годы, например НИИА, создавший речевой ЗАС при координации работ МГБ СССР (мотивации: еда, свобода, жизнь),
• «закрытые» отраслевые КБ и НИИ, 1948-1960 годы (мотивации: предоставление квартир, зарплаты специалистов «в разы» выше средней, высокие премии по заказам),
• предприятия ВПК 1960-1991 годы (мотивации: жилищные кооперативы, профессиональный рост, премии по заказам, детсады, пионерлагеря, больницы, турбазы, санатории).
Опыт* постсоветской России (раздаточная экономика/гос. рынок):
• предприятия ОПК 2002-2017 годы (мотивации: низкие возможности профессионального и карьерного роста, средние по региону ЗРП и пенсии, застой и высокий средний возраст специалистов, «слабый» соц. пакет, выдвижение руководителей по «отрицательному» признаку),
• коммерческие ИТ-производители АПК ИБ АСУ ТП (работа на малопрозрачном гос. рынке, низкие мотивации ключевых работников, низкий интеллектуальный потенциал/капитал компании).
*Примечание: у авторов отсутствует сведения по организации работ на предприятиях ОПК, выпускающих в 2015-2017 годах современные системы вооружений для сетецентрических войн, которые используют инфо-телекоммуникационные и навигационные технологии, но можно предположить, что это принципы административно-командной системы и раздаточной экономики.
Аналогичные выводы следуют из опыта промышленного строительства СССР-РФ:
• социалистическая индустриализация СССР: в 1929-1940 годы, строительство 9000 промышленных предприятий (затраты, в золотом эквиваленте, составили 13500 тонн, В. Катасонов, МГИМО). К 1940 году в 3 раза увеличились темпы роста тяжелой промышленности (первое место в мире), СССР занял второе место в мире по абсолютным объемам промышленного производства.
• создание новых наукоемких отраслей промышленности в рамках Атомного проекта СССР, в рамках проектов по созданию ракетно-ядерного щита и ракетных/торпедных АПЛ.
Таким образом, организационные принципы выполнения рассматриваемой ИТ-задачи, апробированные в СССР-РФ - это только принципы административно-командной системы и раздаточной экономики.
Вместе с тем, исторический опыт, как правило, «проявляющийся» в периоды кризиса промышленно развитых стран, показывает, что интегральная формация, сочетающая преимущества и нивелирующая недостатки и рыночной и раздаточной экономики, при решении государственных масштабных инфраструктурных и наукоемких задач, часто дает лучший результат, как в сравнении с рыночной, так и в сравнении с раздаточной экономикой (Ольга Бессонова, СО РАН).
2. Недостатки административно-командного управления в постсоветской России
Основные недостатки применения раздаточной экономики в постсоветской России многократно освещали СМИ в 2012-2017 годах:
• отсутствие легитимности приватизированной собственности во время приватизации и залоговых аукционов 90-х годов ХХ века,
• отсутствие запрета на трансграничное движение капитала и разделения спекулятивных и денег развития промышленности/инфраструктуры,
• отсутствие стратегического и программно-целевого планирования,
• отсутствие государственных долгосрочных контрактов с субъектами разных форм собственности,
• многочисленные коррупционные связи власти-бизнеса-контролирующих органов,
• чиновничий и собственнический оппортунизм: нарушение договоров, передача информации третьим лицам, лживые обещания,
• потеря мотивации у россиян к труду вследствие низких зарплат (5 млн. россиян имеют ЗРП ниже прожиточного минимума),
• потеря мотивации у специалистов к долговременной научной и инженерной работе (НИОКР).
Именно подобные недостатки и несоответствие институтов развития постсоветской России, задачам инновационного технологического развития, в 2016 году привели к приостановке «модернизационного рывка» Д. Медведева, и обусловили изменение экономического курса страны в направлении экстенсивного развития, сырьевой экономики, сельского хозяйства (туризма), взамен курса инновационного технологического развития производительных отраслей, провозглашенного Президентом РФ в 2012 году (по сообщениям СМИ, в последние месяцы Правительство РФ «приступило» к апробации «новых организационных форм», результатом которой могут быть многообразные формы сочетания институтов рыночной и раздаточной экономики в период до 2035 года. Можно предположить, что на этой базе, после создания полноценной национальной инновационной системы (государство-банки-наука-бизнес), планируется публично повторно объявить курс инновационного технологического развития России.).
3. Барьеры и ограничения выполнению данного ИТ-проекта
• Труднопреодолимые препятствия на пути «перенесения» западного опыта инновационного ИТ- развития в Россию, обусловленные кардинальным отличием экономических моделей, неизменно сохраняющимся последние 400 лет. Это - рыночная и раздаточная экономики и, соответственно, различные принципы развития: механизмы «купли-продажи» или механизмы «сдачи-раздачи». Такие обстоятельства, в свою очередь, обусловили отличие менталитета россиян и европейцев, которое было усилено сложными географо-климатическими условиями России и различными механизмами предоставления жилья в странах Европы и России.
• Несоответствие институтов развития раздаточной экономики, сформированных в РФ в «нулевые годы», прежде всего, для сохранения территориальной целостности и государственности (а не развития), приемам и методам, требуемым для решения наукоемких высокотехнологичных ИТ-задач (см. статью «От имитации ИТ-импортозамещения в РФ к реальному процессу» от 6 марта 2016 года, От имитации ИТ-импортозамещения в РФ к реальному процессу .
Эти институты до настоящего времени определяют российскую финансовую систему-экономику-науку-промышленность и являются труднопреодолимыми барьерами (тормозом) для национального развития в направлении инновационного, и в частности, ИТ-развития страны, формируют «очередной застой» в жизни всего российского общества.
• Отсутствие, в области создания АПК ИБ АСУ ТП, института генеральных конструкторов, обеспечивающих доказательный выбор целеполагания как в отдельных, так и в комплексных задачах (грамотная постановка и декомпозиция задачи), стратегическое-целевое-финансовое-техническое-календарное планирование во всей цепочке участников проекта, включающей Органы государственной системы обеспечения информационной безопасности РФ, десятки высокотехнологичных ИТ-компаний и профильных институтов, объекты КИИ РФ.
• Отсутствие у профильных государственных институтов и частных производителей АПК ИБ АСУ ТП, корпоративной культуры, инициирующей/мотивирующей творческие и бизнес инициативы работников и обеспечивающей сохранение коммерческой и другой тайны (см. данную статью часть 1, Ускорение создания АПК ИБ для КВО адекватных вызовам 2017 г. .
• Несмотря на обозначенные выше недостатки, необходимо, в целях убережения российской государственности, сохранить в РФ существующие институты развития раздаточной экономики (правила игры) в период 2017-2025 годы, вследствие следующих обстоятельств:
• В период 2015-2025 годы, в условиях кардинального технологического и экономического отставания (ВВП РФ в 2016 году был менее 1,5% ВВП Мира), геополитического «силового» противостояния и формирования новых «региональных» мировых экономических центров на основе технологий 5 и 6 технологических укладов (ит-, нано- и био-технологии), уже сегодня обеспечивающих рост ВВП до 40%, вместо 2% в сегодняшней РФ, вместо 7% в Китае, «вековая историческая память» России не позволяет легитимной власти «встать на путь» институциональных преобразований, направленных на кардинальное увеличение доли рыночной экономики* (ориентировочно, в РФ доля рыночной/раздаточной экономики, соответственно, 10% и 90%, в странах США-ЕС наоборот 90% и 10 %).
• В сегодняшнем российском обществе отсутствуют движущие силы модернизации государственных институтов в целях развития экономики, промышленности, высокотехнологичной и ИТ-индустрии: позиция «заморозки развития до 2035 года» вполне устраивает, практически, всю господствующую элиту (олигархи сохраняют темпы роста своих капиталов, в 2-4 раза выше, чем в США) и все современные российские сословия (Симон Кордонский, ВШЭ).
Сословия – это федеральные и региональные чиновники вертикали власти и отраслей промышленности, судьи, депутаты ГД и СФ РФ, старшие офицеры силовых ведомств, которые по законам принятым ГД РФ в последние 10 лет, получают «значимые привилегии»: зарплата 200 – 500 тыс. руб., пенсии – до 100% от ЗРП уже через 3-10 лет работы в должности, жилищные сертификаты на квартиры/земельные участки, бесплатное качественное жилье (Москва, С-Пб) в собственность, соц. пакеты, страховки, включая спец. виды страхования для депутатов ГД и СФ РФ с услугами «по экстренному вывозу депутатов и членов их семей из мест социальных волнений» - см. ток-шоу В. Соловьева «Россия – социальное государство?» от 15.02.2017., выступление депутата ГД РФ Елены Драпеко.
Для сравнения, отметим, что зарплата сотрудников воронежского механического завода, выпускающего двигатели для баллистических ракет, составляет 12 -15 тысяч рублей в месяц (Д. Рогозин 31.01.2017); официальная средняя зарплата по стране 36 746 руб. (по опросу ОТР, средняя зарплата по стране – 15158 руб.), при этом, с каждых 100 рублей, заработанным работником, около 50 рублей забирает государство, через налоги на зарплату, ХХ% забирает собственник бизнеса и остаток получает на руки наемный работник… а «платежки ЖКХ» превышают пенсии в ряде регионов РФ.
*Примечание: важно отметить, что позицию «блокирования» мало контролируемого рыночного развития экономики России в условиях глобального доминирования США, доказательно обосновывает мировой исторический процесс последних 40 лет: все страны мира, включая страны Восточной Европы (страны СЭВ), в рамках либеральной экономической политики, проводимой США по всему миру, разрушили, в период 1991-2015 годы, свою отечественную промышленность, созданную с помощью СССР, и сельское хозяйство (например, Латвия), и попали в глубокую финансовую/экономическую/технологическую зависимость от США (это сегодня одна из главных проблем ЕС: при «разводе» с США, ЕС придется взять «на содержание» многие страны со слабой экономикой и промышленностью, включая страны Восточной Европы (или отдать их опять России). На такое «содержание», например в Германии, при сохранении жизненного уровня своих граждан, просто нет средств (площадь всех автобанов и городских асфальтированных дорог США равна территории Германии – этот факт показывает мощь США).
4. Определение организационных принципов выполнения данного ИТ-проекта в РФ
Как показывает исторический опыт (см. Приложение), процесс формирования нового институционального ядра и институтов развития государства, даже при наличии движущих сил в господствующей элите и вертикале власти, занимает многие десятилетия и сегодня нет оснований утверждать, что в постсоветской России этот процесс займет меньшее время.
Таким образом, Раздел 3 и Приложение доказательно показывают, что если государство выделит финансирование на рассматриваемый государственный приоритетный проект по защите информационной сферы 6000 объектов КИИ РФ, адекватной киберугрозам 2017-2021 годов, то сам проект придется выполнять в условиях действующих институтов раздаточной экономики, сословной структуры государства и, соответственно, в условиях всех недостатков такой формации, обозначенных в Разделе 2.
В таких условиях, возможны три подхода к организации работ, при выполнении данного ИТ-проекта:
• на принципах административно-командной системы и раздаточной экономики постсоветского периода (опыт предприятий ОПК, 2000-2017 г.г.),
• на принципах государственно-частного партнерства, см статью часть 1 (опыт российских коммерческих ИТ-производителей АПК ИБ АСУ ТП, 2003 – 2017 г.г.),
• на принципах интегральной формации (сочетает преимущества рыночной и раздаточной экономики и «нивелирует» их недостатки), которые внедряются только в «узком пространстве» конкретных организаций/компаний и физ. лиц – исполнителей проекта, через механизмы ФЗ №44 от 05.04.2013. При этом само «узкое пространство» находиться в «среде» раздаточной экономики, действующей по всей территории РФ (опыт отсутствует).
Первый подход, в соответствии с типовыми сроками выполнения НИОКР на предприятиях ОПК, займет не менее 6 лет. Второй подход, принимая во внимание «нехарактерный» и существенный объем закрытых, научных, метрологическим работ и аппаратного состава разрабатываемых комплексов, займет также 5-6 лет.
Можно ожидать, что третий подход обеспечивает минимальные сроки работы, за счет создания в «узком пространстве» физических лиц «особой среды», инициирующей и мотивирующей каждого исполнителя, и создания, для организаций/предприятий - участников проекта, мощной государственной поддержки, включая: законодательную, нормативную, социальную, ресурсную, технологическую, метрологическую и спец. информационную поддержку (например, материалы WikiLeaks по аппаратным и программным закладкам в импортном ИТ-оборудовании, по каналам активации закладок через ССОП и цифровые вещательные сети).
Третий подход может быть реализован в конкретной группе офицеров/сотрудников/работников из нескольких специализированных организаций/институтов и ИТ-производителей АПК ИБ, на базе контрактной модели трудовых отношений (см. ФЗ от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе…»), в рамках которой могут быть предусмотрены механизмы сосуществования рыночных и раздаточных формаций, но только для физ. лиц-участников проекта: контракты (трудовые договора) заключаются с наемными работниками после прохождения конкурсного отбора, в них персонально прописываются обязательства сторон в рамках должностных инструкций (см статью часть 1).
Из опыта выполнения ответственных оборонных наукоемких проектов в СССР известно, что эти проекты, как правило, двух-трех кратно дублировались (исполнители не знали друг друга, поскольку НИОКР имели гриф секретности). Отсюда, здравый смысл позволяет предложить одновременный запуск, двух-трех одинаковых проектов в разных пулах компаний на разных организационных подходах, например, на:
• административно-командных принципах управления раздаточной экономикой (на базе предприятий ОПК),
• «оптимизированных» организационных формах интегральной формации, сочетающих рыночную и раздаточную экономику (на базе частных производителей АПК ИБ АСУ ТП, работающих на государственном рынке РФ),
• принципах государственно-частного рынка, см. статью часть1 (на базе частных производителей АПК ИБ АСУ ТП, работающих преимущественно на конкурентных рынках).
Сравнительный качественный анализ второго и третьего организационного подходов показывает, что при грамотном использовании механизмов, управляющих организационными процессами на уровне компаний и физ. лиц – участников данного проекта, они дают «близкие» результаты, поскольку опираются на одну:
• законодательную базу (ФЗ №44 от 05.04.2013 «о ФКС»,
• редакцию отдельных пунктов Контрактов с предприятиями исполнителями данного ИТ-проекта,
• редакцию отдельных пунктов трудовых договоров с наемными работниками (офицеры, служащие, специалисты).
Из этого следует, что уже на первом этапе работ, целесообразно создание не менее двух дублирующих комплексных бригад из 7-10 специалистов (противодействие ТР, цифровые сети и системы связи, информационная безопасность, метрология, экономическая социология, маркетинг, юриспруденция), для выработки:
• общей постановки задачи и её декомпозиции до уровня, позволяющего распределять работы между компаниями-исполнителями;
• редакции пунктов Контрактов с отдельными организациями/предприятиями - участниками данного ИТ-проекта, с учетом всех доступных мер гос. поддержки и блокирования всех негативных явлений раздаточной экономики постсоветской России (трансграничное движение капитала, разделение спекулятивных и денег развития и т.п.);
• выработки редакции пунктов трудовых договоров (контрактов) с работниками (специалисты, служащие, офицеры), позволяющей: максимально инициировать/мотивировать их работу в рамках данного ИТ-проекта; блокировать «негосударственный подход» при решении задач, в рамках сего ИТ-проекта, всеми известными средствами, включая приемы, используемые в развитых странах для борьбы с коррупцией: создание «локального» института конфискации собственности и ограничение личных свобод участников проекта.
Качественный анализ показывает, что при реализации обозначенного подготовительного этапа работ, имеется высокая вероятность «свести в один» второй и третий организационные подходы и, соответственно, сократить объемы финансирования на 30% при сохранении качества и сроков работы и уровня допустимых рисков.
Таким образом, комплекс наработанных мер позволяет выполнить данный ИТ-проект, при двукратном дублировании работ (увеличение стоимости до 1 трлн. руб.) в минимальные сроки (возможно, в три года) и одновременно:
• обеспечить заданное качество работ,
• приобрести Россией бесценный опыт в определении механизмов ускорения инновационного технологического и ИТ-развития, без которого страна не сможет занять достойного места в Мире 21 века,
• определить и апробировать механизмы преобразования существующего институционального ядра и институтов раздаточной экономики России в новые формы, адекватные инновационным, технологическим и ИТ-вызовам России 21 века.
5. Выводы
• Доказательно показано, что сегодня имеются объективные внутренние и внешние факторы, не позволяющие России перейти от существующей раздаточной к рыночной экономике ранее, чем через 10 лет; что институты развития страны не позволяют решать наукоемкие высокотехнологичные ИТ-задачи в широких масштабах.
• В таких условиях, для решения рассматриваемой приоритетной государственной ИТ-задачи в ближайшие три года, предлагается создать в «узком пространстве» организаций/компаний и физ. лиц – участников проекта, локальную организационную среду, позволяющую нивелировать недостатки раздаточной и использовать инициирующие/мотивирующие механизмы рыночной экономики.
• Для уменьшения рисков и сроков выполнения этого ИТ-проекта, предложено запустить одновременно два проекта на организационных принципах раздаточной экономики и перспективной интегральной формации. Такая «цена» в сложившихся условиях, представляется оправданной.
• Организационный опыт, наработанный в ходе успешного выполнения настоящего ИТ-проекта, позволит запустить более масштабный проект по воссозданию отечественной ИТ-индустрии (см. на сайте статью «От имитации ИТ-импортозамещения в РФ к реальному процессу от 06.03.2016.) и, в случае успешного выполнения и этого проекта на основе уже отечественных ИТ-технологий 4 и 5 технологических укладов, приступить к полномасштабному проекту «Индустриализация 2.0» по всей России (С. Глазьев, С. Губанов МГУ).
• Результаты, полученные в ходе успешного выполнения данного ИТ-проекта, позволят осуществить «прорыв» институциональной ловушки, в которой оказалась сегодня Россия в силу объективных исторических причин, и приступить к полномасштабной модернизации промышленности страны (Индустриализация 2.0) на основе технологий 4 и 5 технологических укладов, уже через 6 лет, вместо 20-30 лет, обозначенных в «Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации до 2035 года" от 1 декабря 2016 года.
Примечание: работа выполнена на стыке трех научных направлений: экономическая социология, маркетинг, информационная безопасность.
Материал является авторским, подготовлен группой профессионалов связи и маркетологами MBA (работа по ИБ в Symantec, IDC, Kaspersky Lab., Positive Technologies), ссылка обязательна.
С уважением,
Alex Rail,
17 марта 2017 года
Приложение.
Ретроспектива попыток внедрения рыночной экономики в СССР – РФ.
1. После ВОСР 1917 года, с ноября 1917 г. по июль 1918 г., большевики безуспешно пытались внедрить в жизнедеятельность государства институты нового общества, описанные в работах К. Маркса и Ф. Энгельса (европейские принципы рыночной экономики?). Отчаявшись, в августе 2018 года, они вынуждены были вернутся к принципам раздаточной экономики и административно-командной системы управления, используемым в царской России уже 400 лет. Эти принципы неизменно использовались в СССР, исключая годы НЭПа, в период 1918-1991 годы.
2. В конце 90-х годов прошлого века, после регрессивной революции 1991-1993 годов, после разрушения финансовой системы страны и «захвата» олигархами общенародной собственности, созданной в годы СССР, через нелегитимные механизмы чубайсовской приватизации и залоговых аукционов, перед страной, как и 80 лет назад, встал вопрос о выборе моделей жизнедеятельности: рыночная экономика на принципах неолиберализма (опыт США), раздаточная экономика (опыт СССР), новая экономика на базе концепции общественной безопасности (КОБ, ЛГУ 1991 год), интегральная формация на основе сочетания элементов рыночной/раздаточной экономики.
Легитимная власть и доминирующая партия ЕР, определив приоритет «сохранение российской государственности и территориальной целостности», в 2003 году выбрала для России модель раздаточной экономики, апробированную в СССР, и сословную (не классовую) структуру государства. Можно предположить, что это произошло после отклонения партией Единая Россия (Б.В. Грызлов) предложения В.В. Путина об изменении Программы партии ЕР в соответствие с положениями КОБ в 2003 году.
Подтверждением правильности такого выбора являются: сохранение суверенитета и российской государственности в условиях силового геополитического противостояния, успехи в военном строительстве, поднятие международного авторитета страны.
Вместе с тем, такой выбор привнес: «трудно разрешимые» проблемы на пути инновационного технологического развития (ИТ-развития) страны, нарастание социальной несправедливости и напряженности в результате снижения жизненного уровня, качества социальных услуг и услуг ЖКХ для основной массы населения.
Здесь важно также отметить, что сегодня раздаточная экономика России попала в «институциональную ловушку»: государственные институты раздаточной экономики «не ориентированы» на проведение долговременной целенаправленной государственной технологической и ИТ-политика (отсутствует в стране 25 лет). Это не позволяет развивать конкурентную экономику страны на инновационных технологиях пятого-шестого технологических укладов (ит-, нано-, био-технологии), поскольку движущей силой внедрения высокопроизводительных/высокотехнологических процессов является, именно, долговременная целенаправленная государственная политика (ИТ-политика) и стратегическое планирование.