Коммерчески значимые задачи для сотен ИТ-производителей РФ

Обсуждение последних новостей отрасли.
Новости законодательства РФ в области связи.
Интересные статьи посвященные инфокоммуникациям в России.
Alex Rail
Форумчанин
 
Сообщения:
773
Зарегистрирован:
05 фев 2010

Благодарил (а): 1 раз.
Поблагодарили: 57 раз.

Коммерчески значимые задачи для сотен ИТ-производителей РФ

СообщениеAlex Rail » Пн 30 окт, 2017 20:25 »

Коммерчески значимые задачи для сотен российских ИТ-производителей в период 2017-2019 годы, при реализации Программы цифровой экономики РФ.
(настоящая публикация завершает серию из пяти статей по проблеме построения цифровой экономики в России, см. Программа Цифровой Экономики – ИТ-пшик Минкомсвязи? )


Аннотация

Сформулированы коммерчески значимые задачи для сотен российских ИТ-производителей в период 2017 – 2019 годы, в соответствие с задачами Программы цифровой экономии РФ и Указом В.В. Путина о перепрофилировании предприятий ОПК на массовый выпуск высокотехнологичной продукции.
Предложены методы, позволяющие, без снижения коммерческих показателей ИТ-производителей РФ, управлять процессами создания новых подразделений маркетинга и продуктового менеджмента и процессами повышения уровня зрелости производственных процессов в компании до 3 уровня модели CMMI.


ПЛАН

1. Бизнес-процесс разработки-продвижения-продажи ИТ-продуктов, как основа повышения коммерческих показателей ИТ-производителей.
2. Факторы, сдерживающие формализацию бизнес-процессов в ИТ-производителях РФ.
3. Формулирование актуальных, коммерчески значимых, задач для сотен ИТ-производителей РФ в период 2017 – 2019 годы.
4. Методы решения задач по формализации бизнес-процессов, организации подразделений маркетинга/продуктового менеджмента, повышению зрелости производственных процессов в российских ИТ-производителях до 3 уровня модели CMMI.
5. Выводы



1. Бизнес-процесс разработки-продвижения-продажи ИТ-продуктов, как основа повышения коммерческих показателей российских ИТ-производителей.

Маркетологам известно, что производительность труда в большинстве российских коммерческих ИТ-производителей, работающих на конкурентных рынках, в 4 – 6 раз меньше, чем в ЕС и США. Эта ИТ-производительность труда, кардинально определяется уровнем зрелости производственных, маркетинговых и коммерческих процессов по разработке, производству, продвижению и продажам ИТ-продуктов (компетенция ТОРов) и лишь незначительно зависит от добросовестности и квалификации отдельных ИТ-специалистов.

В свою очередь, основой работ по повышению уровня зрелости обозначенных процессов является формализованный внутрикорпоративный бизнес-процесс в ИТ-производителе.

Именно на этом бизнес-процессе проектируются, строятся, апробируются, «измеряются» современные приемы и методы повышения эффективности работы и коммерческих* показателей (объем продаж, прибыль) компании: внедрение системы менеджмента качества (СМК) и менеджмента информационной безопасности (МИБ), маркетинговой организации компании (МОК), риск менеджмента, системной инженерии.

Именно этот бизнес-процесс позволяет ответить на вопросы:

• какими методами следует повышать эффективность работы сотрудников компании,
• какие функции будет выполнять каждое (новое) подразделение компании (например, департаменты маркетинга и продуктового менеджмента),
• как новое подразделение будет взаимодействовать с другими департаментами компании,
• какие будут показатели эффективности работы каждого (нового) подразделения (KPI),
• какие функции должен выполнять каждый сотрудник нового подразделения и по каким параметрам будет оцениваться успешность его работы, каким образом будет организовано его взаимодействие с работниками как внутри подразделения, так и с другими подразделениями,
• какими должны быть должностные инструкции сотрудников подразделения и какими качествами сотрудники должны обладать для успешной работы (для передачи в отдел HR заявок и отбора кандидатов).


*Примечание: главной целью коммерческой деятельности ИТ-компании является формирование системы оперативно-организационных мероприятий, направленных на организацию и управление процессами разработки-продвижения-продажи ИТ-товаров с целью удовлетворения потребительского спроса и получения прибыли.


2. Факторы, сдерживающие формализацию бизнес-процессов в ИТ-производителях РФ.

На примере сегмента средний и малый бизнес (СМБ), можно заметить, что большинство российских ИТ-производителей успешно работает на российском рынке уже 10 лет, прежде всего, за счет «прорывных технических идей» отцов-основателей, энергии и энтузиазма ТОРов, «собственных уникальных приемов работы» на российском, часто квази-государственном ИТ-рынке, а не за счет совершенствования процессов разработки-продвижения-продажи своих ИТ-продуктов на конкурентные рынки. При этом, ключевые функциональные (и исторически значимые) подразделения компаний – это департаменты разработки и продаж.

Как правило, если численность такого ИТ-производителя превышает 400 человек, формируется департамент маркетинга. При этом, весьма часто, такой департамент организуется без формализации его функций в общем бизнес-процессе «разработка-продвижение-продажи» ИТ-продукта. После этого, отдавая «дань моде», в компании может быть организован департамент продуктового менеджмента, но также без определения его функций в общем бизнес-процессе компании.

То есть, после создания новых подразделений на вышеуказанных принципах, имеются риски, что энтропия организационного взаимодействия ключевых подразделений в ИТ-компании, не только не уменьшится, а наоборот повысится, поскольку ранее, многие функции менеджера продукта и маркетолога выполняли разработчики и, в новых условиях, ТОРы компании «не всегда» знают, как теперь нужно распределить ролевые функции между разработчиками-маркетологами-менеджерами продукта-продавцами в разных функциональных подразделениях и, при этом, обеспечить повышение эффективности общего бизнес-процесса компании.

Выше была, на качественном уровне, описана ситуация, типичная для многих российских ИТ-производителей (за последние 4 года эта ситуация «углубилась»). Такое состояние российских ИТ-производителей в течение последних 10 лет, обусловлено, прежде всего, высоким банковским процентом, часто доминирующей долей гос. сегмента ИТ-рынка, не редкими изменениями «правил игры», не всегда, высокими аттестационными сертификатами ТОРов и человеческим фактором.

При этом, важно отметить, что сегодня в российских ИТ-производителях, практически, отсутствуют ТОРы, имеющие опыт работ по повышению зрелости производственных процессов разработки-продвижения-продажи ИТ-продуктов на конкурентных рынках (например, компания Лаборатория Касперского привлекала для таких работ компанию Luxoft, а качество их работ оценивали высокооплачиваемые ИТ-менеджеры из Англии и США). С другой стороны, набор в ИТ-компанию, без формализованного производственного бизнес-процесса, сертифицированных специалистов (управленцев, разработчиков, маркетологов, продавцов), как правило, не дает результата, поскольку в такой компании отсутствует «почва» для профессиональной реализации сертифицированных специалистов (они там «не приживаются»). Привлечение же внешних консалтинговых компаний, часто дает лишь «локальный» результат, который со временем исчезает.

Отдельно следует отметить недостаточность государственных мер по инициации-мотивации-поддержке работ ИТ-производителей РФ, как в части повышения зрелости своих производственных процессов, так и снижения рисков таких работ до уровня развитых стран. Например, такими мерами могут быть:

• законодательная, нормативная, методическая, информационная поддержки - снижающие уровень риска работ по повышению зрелости производственных процессов в российских ИТ-производителях до уровня стран ЕС.
• льготное гос. кредитование, таможенные льготы и льготы по местным и федеральным налогам,
• долгосрочные государственные заказы на ИТ-продукты (например, для цифровой экономики РФ) в объемах, обеспечивающих «привлекательную» коммерческую окупаемость работ по повышению зрелости производственных процессов в ИТ-производителях РФ,
• создание информационного банка по успешным проектам повышения зрелости производственных процессов в ИТ-производителях в России, странах БРИКС, ШОС, СНГ.
• создание «взаимовыгодного механизма» по передаче коммерчески значимой информации по повышению зрелости производственных процессов в ИТ-производителях РФ: от ИТ-лидеров к другим ИТ-компаниям (использование мощи государства при сохранении рыночных принципов)

Государственная значимость обозначенных задач показывает целесообразность их выполнения с привлечением ресурсов Системы Управления цифровой экономикой РФ (ПП РФ от 31.08.2017).

Именно обозначенные барьеры, а также отсутствие свободных финансовых средств и неопределенность политической ситуации в России, сдерживают сегодня инициативы акционеров по долгосрочному инвестированию в свой ИТ-бизнес: формализацию бизнес-процесса разработки-продвижения-продажи ИТ-продуктов и, на этой основе, внедрение системы менеджмента качества и международных стандартов повышения технологической зрелости процессов разработки-продвижения–продажи ИТ-продуктов.

Дополнительные трудности возникают при попытке «свести воедино» сотни требований различных профстандартов РФ, которые, на практике, невозможно консолидировать без формализованного бизнес-процесса разработки-продвижения-продаж ИТ-продукта:

• система продуктового менеджмента в ИТ-производителях РФ, например, в соответствие с профстандартом РФ №06.012 «Менеджер продуктов в области информационных технологий» от 12.12.16., http://www.apkit.ru/committees/educatio ... ndarts.php ).

• система продаж (стратегии, методы, приемы) в ИТ-производителях РФ, например, в соответствие с профстандартом РФ №06.029 «Менеджер по продажам информационно-коммуникационных систем от 05.10.2015., http://classdoc.ru/profstandart/06_it/p ... darts_568/

• и еще требования 15 профстандартов РФ для разных категорий разработчиков ИТ-продуктов http://www.apkit.ru/committees/educatio ... darts.php/


3. Формулирование актуальных, коммерчески значимых, задач для сотен ИТ-производителей РФ в период 2017 – 2019 годы.


В силу барьеров, обозначенных в предыдущем разделе, из личных наблюдений авторов следует, что большинство российских ИТ-производителей до сих пор не формализовало свои бизнес-процессы и/или не использует их как инструмент повышения коммерческих показателей компании:

• более 80 % российских ИТ-производителей сегмента СМБ, успешно работающих на российском рынке более 10 лет, не имеют формализованных бизнес-процессов в компании,

• ИТ-производители сегмента СМБ, уже формализовавшие свои внутрикорпоративные бизнес-процессы и имеющие сертификаты ISO 9001, «не часто» используют этот «инструмент» для дальнейшего совершенствования своих процессов разработки – продвижения – продаж и перехода на следующий уровней технологической зрелости ИТ-компании,

• центры компетенции цифровой экономики, назначенные Правительством РФ в августе 2017 года, на октябрь 2017 года не имеют производственных процессов разработки - продвижения - продаж ИТ-продуктов, отвечающих международным уровням технологической зрелости ИТ-компании (имеют стандарты ISO, относящиеся к другим предметным областям). Например, ПАО Ростелеком, имеет стратегические задачи: по созданию ИТ-платформ цифровой экономики, по расширению спектра услуг, включая услуги электронной коммерции и информационной безопасности, путем самостоятельной разработки соответствующих АПК. Это может инициировать потребность в формировании новых внутрикорпоративных процессов для разработки-продвижения на рынок АПК ИБ, соответствующих уровням зрелости CMMI.

• крупные ИТ-производители и лидеры российского рынка (например, компании Лаборатория Касперского и Luxoft), уже много лет назад формализовали свои бизнес-процессы и получили сертификаты ISO 9001, но для успешной долговременной работы на международных конкурентных рынках, они еще сделали долговременные инвестиции - направили валютные средства на дальнейшее совершенствование своих производственных и бизнес-процессов. Для этих работ были приглашены высокооплачиваемые ИТ-менеджеры из Англии и США (другие успешные российские ИТ-производители, работающие на международных рынках, но не уловившие обозначенную «закономерность», часто сталкивались с серьезными испытаниями; например, нельзя исключать, что значимой причиной банкротства бывшего лидера российского рынка BI компании Прогноз были подобные обстоятельства).

Из выше приведенного следует, что на октябрь 2017 года у российских ИТ-производителей, отсутствует:

• собственный опыт внедрения методологий, апробированных международной практикой, для повышения эффективности производственных процессов разработки-продвижения-продажи ИТ-продуктов на конкурентных рынках: стандарты ISO 90003: 2004 (модель ISO 15504 SPICE) и/или CMMI (модель SEI-CMMI),

• формализованный бизнес-процесс по разработке-продвижению-продажам ИТ-продуктов на конкурентных рынках, в 80% российских ИТ-производителей сегмента СМБ (иными словами, у 80% ИТ-производителей сегмента СМБ отсутствует фундамент для успешного запуска подразделений маркетинга и продуктового менеджмента и совершенствования производственного ИТ-процесса в соответствие с международными стандартами).

Описанное состояние российских ИТ-производителей в сегментах малый-средний-крупный бизнес, задачи Программы цифровой экономики РФ от 28.07.17. и задачи перепрофилирования части ИТ технологических мощностей предприятий ОПК на массовый выпуск ИТ-продуктов для мировых конкурентных рынков (Указ В.В. Путина от 2016 года) - ставят на государственный уровень три актуальные, коммерчески значимые, задачи для сотен ИТ-производителей в РФ:

• управление, в действующих ИТ-производителях РФ, процессом внедрения подразделений маркетинга и продуктового менеджмента, при отсутствии внешней потребности получения сертификата ISO 9001 (например, в сотнях ИТ-производителей сегмента СМБ),

• управление, в действующих ИТ-производителях РФ, имеющих сертификат ISO 9001, процессом внедрения подразделений маркетинга и продуктового менеджмента, (например, в центрах компетенции цифровой экономики и предприятиях ОПК),

• управление, в действующих ИТ-производителях РФ, имеющих сертификаты ISO 9001, процессом повышения уровня зрелости производственных процессов до 3 уровня модели CMMI (например, ИТ-производители - лидеры российского рынка).


4. Методы решения задач по формализации бизнес-процессов, организации подразделений маркетинга/продуктового менеджмента, повышению зрелости производственных процессов в российских ИТ-производителях до 3 уровня модели CMMI.

Декомпозиция трех актуальных задач, обозначенных в предыдущем разделе, позволяет свести их решение к типовым задачам, методы решения которых уже разработаны авторами:

1. Метод формализации бизнес-процесса «разработки-продвижения-продажи» ИТ-продуктов для конкурентных рынков в ИТ-производителях РФ, см. Оптимизация бизнес-процесса разработки ПО для ЦЭ РФ .

2. Метод решения задачи организации новых подразделений маркетинга и продуктового менеджмента в действующем ИТ-производителе, у которого имеется сертификат ISO 9001 и/или формализован бизнес-процесс, базируется на распределении ролевых функций между сотрудниками департаментов разработки – маркетинга – продуктового менеджмента – продаж, см.
Маркетинг в разработке ПО для цифровой экономики РФ .

3. Метод решения задачи последовательного повышения уровня зрелости производственных процессов «разработки-продвижения-продаж» ИТ-продуктов для конкурентных рынков в ИТ-производителе, до 3 уровня модели CMMI, изложен в Система управления в центрах компетенции ЦЭ РФ .

Представленные выше методы по совершенствованию бизнес-процессов и повышению зрелости производственных процессов в ИТ-производителях, как правило, используются, когда коммерческие показатели компании обеспечивают «запас устойчивости» и требуется «ещё» улучшить коммерческие показатели компании (пример, Лаборатория Касперского и другие успешные ИТ-компании РФ). Если коммерческие показатели компании показывают низкий «запас устойчивости» или даже убыточную деятельность (например, в течение 3-6 месяцев), то это указывает, с высокой вероятностью, что требуется использовать кардинальные инструменты – реинжиниринг бизнес процессов в компании.


5. Выводы

1. Выявлены и сформулированы коммерчески значимые задачи для сотен российских ИТ-производителей в период 2017 – 2019 годы, в соответствие с задачами Программы цифровой экономии РФ и Указом В.В. Путина о перепрофилировании предприятий ОПК на массовый выпуск высокотехнологичной продукции.

2. Разработаны методы, позволяющие, без снижения коммерческих показателей ИТ-производителей РФ, успешно организовывать новые подразделения маркетинга и продуктового менеджмента и повышать уровень зрелости производственных процессов до 3 уровней модели CMMI.


Представленный материал подготовлен маркетологом MBA (Microsoft, Лаборатория Касперского, IDC), при консультациях с профессионалами связи, является авторским, ссылка обязательна.

С уважением,
Alex Rail,
30 октября 2017 года

Вернуться в Последние новости отрасли

Поделиться

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: CommonCrawl, Google Adsense и гости: 6