Точка зрения связиста: пути повышения результативности существующей система сбора налогов РФ для обеспечения ускорения роста ВВП и развития промышленности и цифровой экономики РФ по Указу Президента РФ от мая 2018 года.
АННОТАЦИЯ
Результативность системы сбора налогов РФ, предложенной Правительством РФ в июне 2018 года, может быть значимо повышена на основе методов, используемых в развитых странах. При этом, дополнительные поступления в бюджет РФ могут быть увеличены до 10 раз.
Для «кратного» повышения эффективности использования средств Бюджета, в РФ целесообразно создать экосистему национального высокотехнологического развития и организовывать выполнение проектов развития на коммерческих принципах, взамен существующих затратных.
Для создания экосистемы развития цифровой экономики РФ, с одновременным строительством российских отраслей микроэлектроники и производства ИТ-оборудования, предложены базисные принципы и семь проектов глобальных инфо-телеком сетей в странах БРИКС и Ближнего Востока с экономическим эффектом до 100 млрд. долл. в год.
ПЛАН
1. Введение (постановка задачи)
2. Выбор источников наполнения бюджета РФ.
3. Влияние затратных и коммерческих принципов* выполнения проектов развития на модель системы сбора налогов.
4. Зарубежный опыт построения систем сбора налогов, ориентированных на решение государственных задач и инициирование соответствующих движущих сил.
5. Сравнительный экспресс-анализ эффективности российской налоговой системы, построенной на принципе увеличении налоговой нагрузки на россиян, и по моделям, используемым в развитых странах.
6. Подготовительные работы при разработке российской налоговой системы, ориентированной на национальное развитие.
7. Выводы.
1. Введение (постановка задачи)
Правительство РФ на прошлой неделе заявило, что у него нет денег на программы развития экономики и промышленности (включая, цифровую экономику, на которую в 2018 году было выделено всего 0,4% от суммы, запланированной на 6 лет) и на наполнение пенсионного фонда страны в соответствие с Указом Президента РФ от мая 2018 года
(см. https://www.youtube.com/watch?v=XvcV8L9uwBs , https://www.finanz.ru/novosti/aktsii/me ... ource=smi2 ).
В тоже время, из мирового опыта известно, что модели налоговых систем, как базисных механизмов обеспечения решения государственных задач, во всех развитых странах коррелированы с актуальными национальными задачами: социальными программами, программами национального развития, обороноспособностью государства, активизацией национальных движущих сил на решение поставленных задач (см. Приложение 1).
В таких условиях представляет практический интерес выполнение оценки: насколько существующая налоговая система РФ «соответствует» социальным программам и проектам развития, поставленным Президентом РФ в мае 2018 года (в мае 2012 года) и, при необходимости, наработать предложения по её улучшению.
Такое исследование целесообразно провести «не выходя за рамки» Основного Закона России – её Конституции, руководствуясь «чувством» социальной справедливости и социального равенства всех россиян и правилом: «прежде чем заботиться о будущих поколениях, необходимо создать достойные условия ныне живущим».
Актуальность настоящей работы следует из возрастающей социальной напряженности, вызванной дальнейшим обнищанием миллионов россиян вследствие «действий» Правительства РФ в июне-июле 2018 года. По данным Росстата, весной 2018 года разница в доходах самых бедных и самых богатых россиян отличается в 16 раз, в странах Скандинавии – в 4 раза (известно, если разница составляет 10 раз, то страна на грани социального взрыва). Можно ожидать, что уже к концу текущего года эта разница в РФ будет с ускорением возрастать («на этом фоне», вспоминаются повседневные украшения на сумму 10 млн. руб. у вице-премьера по социальным вопросам Татьяны Голиковой, обещавшей россиянам повышение пенсий, http://dayonline.ru/politics/news/golik ... ource=smi2
2. Выбор источников наполнения бюджета РФ
В вышеописанной ситуации «отсутствия денег» у Правительства РФ (опуская анализ первопричин описанного состояния экономики страны…) целесообразно определить основные возможные финансовые источники наполнения бюджета в России до 2024 года.
Тут возможны два, принципиально отличные, типа источников финансирования:
• первый - это получение дополнительных финансовых средств за счет увеличения налоговой нагрузки на 140 млн. россиян,
• второй – это получение дополнительных финансовых средств за счет повышения эффективности российской налоговой системы на базе способов и методов, апробированных в развитых странах мира (налоговая система, подобная существующей в России уже 25 лет, не используется ни в одной развитой стране мира).
В условиях сегодняшней российской раздаточной экономики и «внешних вызовов и санкций», нельзя исключать «оптимизированное» сочетание» первой и второй группы источников финансирования и их поэтапную «трансформацию» на основе мировых практик, для удержания, в допустимом диапазоне, рисков социальных взрывов.
Итак, возможны следующие два типа источников финансирования для наполнения пенсионного фонда:
1) повышение налоговой нагрузки на население страны (НДС, подоходный налог; повышение возраста выхода на пенсию, повышение тарифов ЖКХ, повышение тарифов на транспортные услуги (авиа, ж\д) и розничных цен на бензин и дизтопливо, повышение внутренних цен на электроэнергию и т.п.,
2) повышение эффективности российской налоговой системы на базе методов и способов, апробированных в развитых странах мира в последние 50 лет (см. Приложение 1): введение прогрессивной шкалы подоходного налога с россиян; введение прогрессивной шкалы налога на недвижимость россиян; перераспределение доходов от продажи национальных сырьевых ресурсов в пользу 140 млн. россиян (сегодня олигархи получают около 70% доходов и 140 млн. россиян - 30%); деофшоризация российских частных и государственных компаний и, соответственно, перенос уплаты налогов в российскую юрисдикцию; инициирование повышения ЗРП россиян и, тем самым - оживление экономики страны через повышение потребительского спроса и повышения отчислений в пенсионный фонд страны и т.д.
Если «принять», что мы живем в демократическом, социально справедливом государстве, в котором все граждане равны перед законом и социально равны, и Президентом поставлены задачи национального развития и процветания, то основным источником наполнения бюджета РФ, для решения этих национальных задач, должно быть повышение эффективности российской налоговой системы на основе методов и способов, апробированных в развитых странах мира многие десятки лет.
Если «принять», что цель жизнедеятельности сегодняшней России «в обслуживании» глобального бизнеса» и, соответственно, в увеличении ежегодных прибылей ТНБ, ТНК и российских олигархов (в 2017 году, когда уже четыре года подряд, доходы 140 млн. россиян падали, все эти олигархи из списка Forbes увеличили свои капиталы на 500 млн. долл., а капиталы четырех, самых крупных из них, превышают военный бюджет России), то любые действия, уменьшающие их прибыль, неприемлемы. Тогда, даже в условиях повышения мировых цен на нефть до 80-100 долларов за баррель, единственный возможный источник наполнения бюджета РФ – это повышение налогов и различных тарифов именно для 140 млн. россиян.
3. Влияние затратных и коммерческих принципов* выполнения проектов развития на модель системы сбора налогов.
Выбор модели системы сбора налогов, как правило, проводится «под решение» задач создания инфраструктуры жизнедеятельности страны, «под выполнение» национальных проектов и, соответственно, «под инициирование» соответствующих движущих сил. При этом, объемы бюджетных средств, которые потребуются на выполнение этих проектов, кардинально зависят от затратных или коммерческих принципов, на которых они выполняются. Также, для реализации проектов на коммерческих принципах, требуются сертифицированные специалисты, имеющие опыт инвестиционного проектирования, как в компаниях-подрядчиках, так и в гос. институтах.
Иными словами, в условиях российской раздаточной экономики, на выбор модели системы сбора налогов, значимо влияют принципы выполнения национальных проектов: затратные или коммерческие. И если вспомнить, как выполнялись технологические (АО «Оптиковолоконные Системы», Саранск) и ИТ-проекты (проекты ШПД, Система-112, TETRA), за последние 15 лет, то можно заметить, что все они были организованы на затратных принципах. Эти принципы уже более двух десятков лет «уверенно вписываются» в «концепцию сдерживания технологического развития России» и «в обслуживание Глобального Бизнеса», в государственную и отраслевую системы управления существующей раздаточной экономики России.
Поэтому, если в 2018 году принять решение «выполнять технологические проекты и проекты цифровой экономики РФ на коммерческих принципах», то можно ожидать «противодействие» со стороны отраслевых чиновников, которые будут «лишены» привычной административной ренты. Одновременно, такое решение повышает риски утери управляемости «в верхних уровнях» пирамиды гос. управления со стороны правящей элиты и олигархов и, соответственно, повышает риски уменьшения прибылей олигархов, которые сегодня имеют не менее 20% ( данные BCG).
Обобщая можно сказать, что выбор принципов выполнения проектов развития (затратные или коммерческие), определяет движущие силы этих проектов и уровень противодействующих российских барьеров; определяет их технологические и экономические результаты и, соответственно, требуемые объемы бюджетного финансирования и необходимость привлечения средств из первого и второго типов источников для наполнения бюджета страны. То есть, в условиях раздаточной экономики, выбор принципов выполнения проектов развития прямо влияет на выбор модели системы сбора налогов в стране. Поэтому нельзя рассматривать каждый из выше обозначенных факторов отдельно. Их надо рассматривать во взаимосвязи, как часть общности, как экосистему российских проектов национального развития, которая развивается сообща.
Применительно к национальным ИТ-задачам, можно заметить, что значимыми составляющими локальной экосистемы (см семь статей по ЦЭ РФ от 2017 года на сайте) развития цифровой экономики РФ могут быть:
• формулирование целей и задач жизнедеятельности страны, ресурсной базы и принципов выполнения инфраструктурных и проектов развития,
• система инициирования движущих сил и принципы отбора и выполнения проектов развития,
• система инициирования бизнес и творческих инициатив ИТ-специалистов,
• система защиты интеллектуальной собственности ИТ-специалистов,
• система уменьшения коррупционных рисков,
• система создания благоприятного инвестиционного климата для проектов,
• модель системы сбора налогов в стране.
*Примечание: 1) Под затратными принципами будем понимать выполнение проектов на бюджетные деньги, выделяемые в соответствие с принципами российской раздаточной экономики, при этом размеры доходов от продажи услуг/товаров/продуктов после завершения проектов, в большинстве случаев, не позволяют окупить как стартовые затраты, так и эксплуатационные расходы. 2) Под коммерческими принципами выполнения проектов будем понимать замкнутый цикл, включающий: получение банковского кредита под бизнес-план проекта и реализацию проекта в соответствие с принципами инвестиционного планирования (например, по стандартам PMI), выполнение коммерческой деятельности и получение прибыли, возвращение банковского кредита, реинвестирование прибыли в новые проекты.
4. Зарубежный опыт построения национальных систем сбора налогов, ориентированных на решение государственных задач и инициирование соответствующих движущих сил.
Анализ литературы показывает, что нигде в мире нет налоговой системы, где богатые и бедные платят одинаковый процент с дохода - 13% (по факту, богатые россияне платят еще и меньший процент, в сравнении с бедными). Поэтому в РФ целесообразно ввести, на примере большинства развитых стран, прогрессивную шкалу налогов.
Так в США уже много лет действует следующая прогрессивная налоговая шкала на доходы граждан:
• в бедных семьях (по американской шкале бедности) – 0%,
• в семьях с годовым доходом до 20 тыс. долл. – 10%,
• в семьях с годовым доходом до 75 тыс. долл. – 17%,
• в семьях с годовым доходом до 150 тыс. долл. – 25%, и далее 30%
За уклонение от уплаты таких налогов в США сажают в тюрьму любого американца сроком до 80 лет (а кому в России из богатых россиян, за последние 25 лет, «намекнули на последствия» за уклонение от уплаты налогов?)
В Германии, кроме прогрессивной шкалы налога на доходы граждан, имеется прогрессивный налог на роскошь, например:
• если вы имеете одну квартиру (жилплощадь), то налог на недвижимость ниже, чем в РФ,
• если вы имеете две, три и более квартиры, то применяется прогрессивная шкала налога на недвижимость с учетом количества, качества и площади самих квартир.
Такая немецкая налоговая система «не имеет проблем» с наполняемостью пенсионного фонда и фонда национального благосостояния, хотя население страны старше, чем в России.
Следующее возможное «недополучение» бюджета России – это известные схемы «уклонения» от налогов российскими частными и государственными компаниями путем их регистрации вне юрисдикции России (в офшорах и других странах). То есть, такие компании платят налоги со своих доходов не в бюджет России, а в бюджеты других стран (частично это связано с несовершенством российской законодательной базы и судебной системы).
Также можно заметить, что в последние 4 года, снижение наполняемости пенсионного фонда РФ напрямую связано с весьма низкой средней зарплатой россиян (сегодня в Китае – 63 тыс. рублей, в России – 35 тыс. руб.), что ведет еще и к снижению покупательного спроса и, как следствие, к снижению рентабельности большинства промышленных производств в России.
5. Сравнительный экспресс-анализ эффективности российской налоговой системы, построенной на увеличении налоговой нагрузки на россиян и по моделям, используемым в развитых странах.
А. Планируемые дополнительные доходы бюджета РФ при реализации предложений Правительства РФ от июня 2018 года:
• за счет повышения пенсионного возраста, только у каждого мужчины, намечено «изъять» в виде невыплаченных пенсий 864 тыс. руб. в ценах 2018 года (но добавят к пенсии 1 тыс. руб. в месяц),
• за счет повышения ставки НДС с 18 до 20%, бюджет РФ будет получать дополнительные 620 млрд руб. в год (по данным Минфина, на 1 июня 2018 года неиспользуемые остатки на его счетах достигли 7,8 трлн. руб.),
• выполнение «налогового маневра», повышающего цену на нефть и нефтепродукты внутри России при максимальном облегчении их экспорта, предполагает получить в бюджет РФ за шесть лет 1,3−1,6 трлн. руб.,
• плюс доп. доходы бюджета РФ от повышения платы за изготовление загранпаспортов и водительских прав граждан РФ,
• плюс, это ужесточение налогового контроля за гражданами России, которое продолжит существенный рост налогового бремени, при формальном сохранении его прежним, и еще сильнее ограничит способность россиян зарабатывать себе на жизнь. http://svpressa.ru/society/article/2050 ... ource=smi2 .
Суммарно эти ежегодные дополнительные доходы в бюджет РФ в 2019-2021 годах могут составить около 1,2 трлн. рублей.
В. Планируемые дополнительные доходы бюджета РФ при «трансформации» распределения доходов от продажи российских национальных сырьевых ресурсов (нефть и газ) между 140 млн. россиян и олигархами, в соответствие с мировой практикой:
• Вариант 0 (исходный вариант 2017 года: 7 трлн. руб. дохода для 140 млн. россиян и 10 трлн. рублей дохода для 200 российских олигархов) – доход в бюджет РФ – 7 трлн. руб.
• Вариант 1 (50% доходов для 140 млн. россиян и 50% доходов для 200 российских олигархов) – дополнительный доход в бюджет РФ – 1.5 трлн. руб. в год.
• Вариант 2 («норвежский вариант» - 100% доходов для 140 млн. россиян) – дополнительный доход в бюджет РФ – 10 трлн. руб. в год.
Можно заметить, что при «трансформации» распределения доходов от продажи национальных сырьевых ресурсов между 140 млн. россиян и 200 российскими олигархами, по схеме (50% + 50%), бюджет РФ дополнительно может получить 1.5 трлн рублей (то есть, доход бюджета РФ будет больше, чем от всех предложений Правительства РФ от июня 2018 года по увеличению налоговой нагрузки на 140 млн. россиян). Если в России будет внедрена норвежская налоговая система, то бюджет РФ дополнительно может получить до 10 трлн. руб. в год.
Если дополнительно ввести в РФ налог на роскошь россиян по немецкой модели, ввести прогрессивную шкалу налогов на доходы россиян по американской/французской модели, провести деофшоризацию российских компаний, то можно ожидать, что бюджет РФ дополнительно получит до 13 трлн. рублей в год. То есть, в сравнении с сегодняшней ситуацией, когда все предложения Правительства РФ от июня 2018 года по увеличению налоговой нагрузки для 140 млн. россиян, суммарно дадут в 2019 году около 1.2 трлн. руб., - это в 10 раз больше.
Важно отметить, что если одновременно «будут приняты» коммерческие принципы выполнения проектов развития, будут реализованы базисные принципы экосистемы национального развития РФ, то эффективность использования этой, десятикратно увеличенной суммы, «кратно» возрастет.
Более того, бюджет РФ будет получать дополнительное наполнение за счет доходности этих проектов развития. Например, в рамках развития цифровой экономики РФ, семь проектов глобальных инфо-телеком сетей для стран БРИКС имеют экономический эффект до 100 млрд. долл. в год (см сайт).
6. Подготовительные работы при разработке модели российской налоговой системы, ориентированной на национальное развитие.
Из публикаций в тематических журналах известно, что российские экономисты (РАН) имеют математические модели и программные продукты, позволяющие корректно рассчитать объемы финансовой базы, получаемой из первого и второго источников наполнения бюджета РФ, с учетом социальных процессов в государстве. Такие математические модели, без видимых проблем, могут быть дополнены составляющими экосистемы национального развития России, обозначенными в разделе 3 данной статьи.
Это позволяет, перед запуском пенсионной реформы и программ развития экономики и промышленности, сформулированных Президентом РФ в мае 2018 года, выполнить предварительные количественные исследования объемов первого и второго типа источников (по устной информации от депутатов ГД РФ, обоснование к пенсионной реформе, предложенной Д. Медведевым в середине июня с.г. «уместилось» на трех листах…) и наработать оптимизированные сценарии совместного использования этих двух типов источников и поэтапной их трансформации в направлении моделей развитых стран, «при нахождения» негативных рисков в допустимом диапазоне.
Полученные результаты с количественными моделями наполнения бюджета по различным сценариям, целесообразно представить экспертному сообществу и после - на рассмотрение в Аналитический Центр Правительства РФ.
Выводы
1. Эффективность системы сбора налогов РФ, предложенной Правительством РФ в июне 2018 года, может быть значимо повышена на основе методов, используемых в развитых странах. При этом, дополнительные поступления в бюджет могут быть увеличены до 10 раз.
2. Для «кратного» повышения эффективности использования средств Бюджета, в РФ целесообразно создать экосистему национального высокотехнологического развития и организовывать выполнение проектов развития на коммерческих принципах, взамен существующих затратных.
3. Для создания экосистемы развития цифровой экономики РФ с одновременным строительством российских отраслей микроэлектроники и производства ИТ-оборудования, предложены базисные принципы и семь проектов глобальных инфо-телеком сетей в странах БРИКС и Ближнего Востока с экономическим эффектом до 100 млрд. долл. в год.
4. Для разработки экосистемы национального высокотехнологического развития, включая систему сбора налогов РФ, предложено доработать математические модели профильных институтов РАН с учетом наработанных в статье принципов экосистемы национального развития РФ.
Представленный материал подготовлен профессионалами связи и маркетологом MBA, является авторским, ссылка обязательна.
С уважением,
Alex Rail,
18 июля 2018
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Модели налоговых систем развитых стран Европы и развивающихся арабских стран, продающих на мировом рынке углеводороды.
Модель системы сбора налогов в Норвегии
В Норвегии в последние годы нефтегазовая промышленность дает 20% ВВП страны. В Северном и Норвежском морях эксплуатируется 60 месторождений нефти и газа и на очереди еще 136. Доля доходов от экспорта нефти и газа, в общих от экспорта доходов, составляет 45 %. Нефть в Норвегии, как и все природные ресурсы страны, объявлена достоянием народа. Поэтому ВСЕ ДЕНЬГИ от «нефтяных и газовых доходов» сразу направляются в бюджет страны и далее на социальные программы и Фонд Всеобщего Благоденствия.
Такой порядок распределения доходов от продажи норвежских национальных природных ресурсов постепенно превратил страну в одну из богатейших стран мира, где ВВП на душу населения достигает 40 тыс. долларов. При этом, на личный счет каждого норвежца поступают отчисления от полученной прибыли нефтяных доходов. На сегодняшний день эти отчисления составляют более 100 000 долларов у каждого норвежца. На каждого ребенка, при рождении открывается счет в банке, куда поступает не менее 3 тыс. долларов доходов от налога на прибыль.
Медучреждения в Норвегии преимущественно государственные или муниципальные, а размеры государственных субсидий на них, обеспечивают высокий уровень медобслуживания (операции, обследование и лечение в больницах бесплатное). И никаких «особых закрытых больниц», например, если вчера король Харальд V лежал в палате больницы, то сегодня там лежит обычный работяга, http://maxpark.com/community/politic/content/2343198
Системы сбора налогов и социальные программы в арабских странах
• в ОАЭ государство, на каждого гражданина, при рождении, открывается счет, и к совершеннолетию он имеет на нем около ста тысяч долларов. Кроме того, каждый гражданин этой страны имеет право выбрать для обучения любой университет мира, и государство оплатит все расходы.
• в Кувейте счет открывают всего на три тысячи долларов, зато здесь можно получить беспроцентный кредит на сумму 220 тыс. долл. для строительства жилья, а домохозяйкам и несовершеннолетним государство платит неплохие “зарплаты”.
• в Саудовской Аравии действуют по той же схеме, плюс здесь существуют совершенно бесплатные медицина и образование, которые, благодаря щедрому финансированию, поднялись на довольно высокий уровень, https://www.roi.ru/1305/ .