Erlang » Пн 04 апр, 2005 12:03 »
Демонополизация рынка связи обрела нормативный документ
Как сообщал ИАА "Сотовик", 28 марта 2005 года Правительство РФ приняло постановление № 161 "Об утверждении Правил присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия". 31 марта 2005 года в Мининформсвязи РФ состоялась пресс-конференция с заместителем министра информационных технологий и связи Борисом Антонюком, посвященная утверждению этого документа. В пресс-конференции приняли участие директор Департамента государственной политики в области ИКТ Виталий Слизень и директор Департамента правового обеспечения Михаил Якушев.
Принятые "Правила присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия" устанавливают горизонтальную модель демонополизации рынка и закладывают основы реформы взаимодействия операторов связи между собой и с абонентами.
В Правилах приводится определение сети общего пользования (ОП) и описаны правила присоединения и взаимодействия операторов сети ОП по пропуску трафика. Вся сеть ОП подразделяется на три вида сетей.
1. Сети, определяемые географически, - в них работают операторы фиксированной телефонной связи, которые предоставляют услугу абонентам либо по проводам, либо по системам радиодоступа, но без переносимости телефонного аппарата. Эти сети функционируют в пределах одного субъекта федерации, определяемых его географией. Соответственно, они работают в кодах АВС, которые распределяются в соответствии с планом нумерации, утверждаемым Россвязью.
2. Сети, не определяемые географически, могут функционировать на всей территории РФ. Среди таких сетей выделяются три подвида:
а) сети подвижной радиотелефонной связи (сотовая связь);
б) сети подвижной радиосвязи. Сюда относятся системы транкинговой связи "Алтай", система APCO 25, которая функционирует в рамках МВД РФ, новая сеть, разворачиваемая по цифровым технологиям пакетной коммутации в открытом стандарте TETRA;
с) подвижная спутниковая связь - это фрагменты мировых сетей, которые функционируют на территории РФ - Inmarsat, Iridium, GlobalStar (в России под маркой "ГлобалТел") и Thuraya.
Вышеназванные два вида сетей объединены в понятие "телефонные сети", поскольку они работают по общим правилам. Введение двух этих понятий потребовалось для прозрачности взаимоотношений операторов.
3. Сети связи, определяемые по технологии оказания услуг, - это
а) сети передачи данных;
б) телеграфные сети, в том числе, подсистема "Телекс";
в) сети связи для распределения программ телерадиовещания.
В принятом несколько дней назад постановлении правила для этого вида сетей пока не определены и должны быть представлены на утверждение в Правительство РФ до конца 2005 года. В настоящее время выстроена сложная система взаимодействия оператора связи, вещателя и абонента. Трудно определить, где начинается и заканчивается территория, за которую должен отвечать оператор связи. Средств, собираемых от граждан, ни оператор связи, ни вещатель не получает. Вещатели не имеют выхода на абонента, так как абонент платит ЖЭКу за коллективную антенну. Эти взаимоотношения нуждаются в упорядочивании на рынке услуг распространения программ телерадиовещания и требуют времени для разработки отдельного документа.
Новыми правилами утверждена трехуровневая иерархия сетей связи ОП.
1. Наиболее массовым на нижнем уровне в иерархии находятся сети местной телефонной связи (лицензий на предоставление такого рода услуг на сегодняшний день выдано более 3200). Под местной телефонной связью понимается телефонная связь в пределах города или муниципального образования.
2. Второй уровень - сети фиксированной зоновой телефонной связи (около 100 операторов) и сети подвижной зоновой телефонной связи (подвижной радиосвязи, подвижной радиотелефонной связи и спутниковой связи) (250 операторов). Сети фиксированной зоновой связи работают в пределах одного субъекта федерации (край, республика, область). Для сетей подвижной зоновой связи территорией является территория всей РФ. Таким образом, оператор, получающий лицензию на подвижную зоновую телефонную связь, может предоставлять услуги на всей территории России.
3. Сети междугородной и международной (Мг и Мн) связи предназначены для обеспечения доступа к услугам как на территории РФ, так и для связи со всем миром. Поэтому оператор, строящий такую сеть, обязан иметь точки присоединения (собственные или арендованные) к сети во всех субъектах РФ, а также минимум по два независимых пути к признанным международным операторам связи, аналогичным сетям связи ОП. Сеть Мг и Мн связи, которая отвечает утвержденным правительством правилам, в России пока одна. В настоящее время подана заявка на выдачу лицензии на Мг и Мн связь еще одной компании ("Голден Телеком"). Ожидается, что к концу 2005 года будет подано еще несколько заявок на предоставление таких услуг связи.
"Тем самым Постановление № 161 закрепило ту концепцию, которую предложило Министерство информационных технологий и связи РФ, а именно концепцию горизонтальной демонополизации рынка связи в нашей стране, что и было поддержано всеми участниками рынка и всеми заинтересованными министерствами и ведомствами, - заявил замминистра. – Документ, с одной стороны, отвечает духу и букве закона "О связи", а с другой, упорядочивает взаимоотношения как между операторами, работающими на рынке услуг связи (а их более 3 000), так и между операторами и абонентами".
"Модель связи, описанная в этом законе, полностью соответствует модели взаимодействия европейских стран. Все, что описано, отвечает директивам ЕС в области связи и полностью с ними гармонизировано", - продолжил Б. Антонюк.
В соответствии с документом, сети фиксированной местной телефонной связи будут взаимодействовать и присоединяться только к сетям фиксированной зоновой телефонной связи и только через них к сетям Мг и Мн связи. Абонент местной телефонной сети связи обязан иметь два договора - один с местной телефонной сетью, а другой - с оператором Мг и Мн сети связи, т. е. теми, кто оказывает услуги связи.
Сети подвижной телефонной связи могут взаимодействовать с сетями Мг и Мн связи. Также правилами допускается взаимодействие между фиксированной и подвижной зоновыми сетями. А взаимодействие между местной фиксированной и подвижной сетями связи происходит только через оператора зоновой фиксированной связи. Тогда каждый оператор получает свою долю дохода от тех денег, которые абонент платит за оказание ему услуги связи. И в этом заключается принципиальное отличие от действовавшей ранее схемы присоединения сетей.
Законом "О связи" введена система раздельного учета доходов и затрат. В сумме, которую уплачивает абонент, есть три составляющих: за инициацию вызова, за транзит и за терминацию вызова. "Такая структура взаимодействия позволяет повысить доходы всех операторов местных сетей связи, предоставление услуг которых на сегодняшний момент убыточно. Это следствие того, что их тарифы подлежат государственному регулированию. Повышение доходов произойдет за счет доли, которая им причитается за терминацию звонка на их сеть, которой раньше не было", - отметил Б. Антонюк. Идет планомерное повышение абонентской платы в фиксированных сетях связи с тем, чтобы привести в соответствие доходы и расходы оператора.
Тарифы операторов подвижной телефонной связи никогда не регулировались, а устанавливались оператором самостоятельно. Решение о повышении или понижении тарифов у операторов, чьи услуги не регулируются государством, принимает собственник или генеральный директор. "Та ценовая война, которая идет на рынке подвижной телефонной связи, - не что иное, как проявление нормальных рыночных отношений. И вся деятельность министерства направлена на то, чтобы не нарушать нормальную деятельность операторов", - сказал Б. Антонюк.
С большой долей уверенности заместитель министра высказал предположение, что тарифы на Мг и Мн связь будут падать с появлением конкуренции на рынке дальней связи.
В Правилах есть составляющая, которая позволяет решить проблему перекрестного субсидирования. С исчезновением перекрестного субсидирования можно ожидать, что установятся полные рыночные отношения, и операторы Мг и Мн связи будут конкурировать практически на равных условиях.
Виталий Слизень добавил, что принятый документ направлен на либерализацию и демонополизацию связи на всех уровнях, а не только Мг и Мн связи. В. Слизень обратил внимание журналистов на наиболее важные пункты Правил, которые законодательно меняют взаимоотношения на рынке связи.
В п. 16 Правил говорится о составе услуги присоединения. "В соответствии с данным пунктом, в договорах на присоединение сети альтернативного оператора к МГТС с этого дня ни при каких обстоятельствах не может предусматриваться плата за увеличение мощности сетей МГТС", - отметил директор департамента.
В п. 25 говорится: "Оператор телефонной связи обязан вести учет услуг по пропуску трафика повременно". Предыдущие правила присоединения допускали возможность ведения либо повременного учета трафика, либо объемного. Теперь такой возможности нет.
В информационных условиях присоединения (п. 41 а) содержится требование, чтобы во всех договорах о присоединении была предусмотрена передача номера звонящего абонента из одной сети в другую. Это кардинальная новая норма, которая позволяет всегда знать, кто вам звонит.
На пресс-конференции говорилось, что в первоначальном виде документ был более детальным. В нем прописывались и некоторые технические решения. Та часть документа, которая не вошла в окончательный вариант Правил, подготовлена в виде приказа министерства. В ближайшее время будет выпущен и второй документ, который касается больше технологических вещей, необходимых для работы операторов.
Минэкономразвития в настоящее время готовит постановление Правительства по ценам на присоединение и пропуск трафика.
Из 38 постановлений правительства, которые министерства и ведомства должны были подготовить в процессе нормативного обеспечения Закона "О связи", на Мининформсвязи лежит ответственность за подготовку 35 документов; за 2 отвечало Минэкономики и за одно отвечало ФСБ. Из 35 документов, находящихся в зоне ответственности Мининформсвязи, на сегодняшний день Правительство утвердило 16. Ожидается, что к концу следующей недели Правительством РФ будет утверждено еще 5 документов, касающихся универсальной услуги.
© В. Черняева, СОТОВИК