(материал подготовлен для представления в Комитет по энергетической стратегии и развитию топливно-энергетического комплекса, Совет по цифровой трансформации отраслей ТЭК, компанию HUAWEI, Минэнерго РФ)
Аннотация
В соответствие с Указом Президента РФ от 08.11.2021 №633 подготовлен проект стратегии цифровой трансформации ТЭК РФ с учетом «Энергетической стратегии РФ» от 2018 года и «Стратегии национальной безопасности РФ» от 2021 года. При выполнении работы были использованы методы стратегического маркетинга и методология КОБ.
Для преодоления барьеров работе, связанных с отсутствием государственных стратегических документов, разработаны гипотезы, позволившие определить: а) подходы, цели и задачи стратегии, как системообразующей составляющей государственной системы стратегического планирования РФ; б) барьеры и факторы «давления внешней среды»; г) семь взаимосвязанных сквозных ИТ-мегапроектов, обеспечивающих решение задач стратегии на рыночных принципах.
В отличие от известных, настоящая стратегия отличается одновременным решением задач цифровой трансформации ТЭК РФ с обеспечением информационной безопасности, и ключевых стратегических задач России для её разворота и ускоренного социального, экономического и промышленного развития в направлении, обозначенном «Высшим Разумом», при этом требует «в разы» меньших бюджетных средств.
ПЛАН
1. Актуальность стратегии.
2. Гипотезы, используемые для выработки подходов к разработке стратегии цифровой трансформации ТЭК РФ, как системообразующей составляющей государственной системы стратегического планирования РФ.
3. Цели, подцели, задачи и ИТ-мегапроекты стратегии цифровой трансформации ТЭК РФ, как системообразующей составляющей государственной системы стратегического планирования РФ.
4. Давление внешней среды на выполнение стратегии цифровой трансформации ТЭК РФ.
5. Заключение
1. Актуальность работы.
Глобальные «цивилизационные ставки» стран-лидеров в грядущей геополитической Игре 21 века; большое количество кибер-уязвимостей в российских цифровых телекоммуникационных сетях (сети GSM, ISDN, SDH) и импортных АСУ и ИТ- оборудовании, задействованном в производственных процессах большинства стратегических отраслей страны, включая объекты ОПК и ТЭК РФ; небывало высокие «кратные цены» на углеводороды и «геоэнергетическое напряжение» в Европе, вызванное «маршем зеленой энергетики», заменой европейского рынка продаж американского СПГ на рынок стран АТР и «финансовыми результатами» применения российского «энергетического оружия» осенью 2021 года, - указывают, при следующем этапе эскалации гибридной войны в Европе, когда появятся альтернативные поставщики СПГ и южной нефти, на высокие риски масштабного применения Западом кибератак с целями: латентного нарушения работы «российских участков» глобальных сырьевых цепочек создания стоимости (ГСЦСС) в различных регионах мира для компрометации РФ как надежного участника мировой торговой системы; вывода из рабочего состояния российского «энергетического оружия» и/или демонстрации силы через блокирование рабочих циклов на мега заводах по производству СПГ в северных широтах. Для «уменьшения» рисков реализации подобных атак сегодня у России имеется «всего лишь» её Военная Доктрина и ракетно-ядерный потенциал.
Одновременный рост осенью 2021 года геополитической напряженности «на грани оружейного столкновения», инициируемого США «вокруг» острова Тайвань и компании TSMC с выручкой $1340 млрд - крупнейшего мирового производителя п/п, захватившего 21,8% мирового рынка и продающего продукцию, в том числе, в КНР и РФ, – может свидетельствовать о «пошаговом выполнении» Америкой «Стратегии национальной кибербезопасности США» от сентября 2018 года по завоеванию и удержанию цифрового доминирования в мире, в том числе, посредством «технологического контроля» мировых производителей микроэлектроники.
Можно полагать, что повышение контроля Тайваня со стороны США будет инициировать: а) усиление блокирования развития ИТ-индустрии в РФ и КНР через дальнейшее «сковывание» внутреннего потенциала стран и затруднение построения международных коопераций для поставок ЭКБ, локализации фабрик микроэлектроники и проектных ИТ-центров; б) повышение рисков «заводской предустановки» аппаратных и программных закладок в микросхемы, продаваемые Китаю и России напрямую и через «третьих лиц»; в) повышение рисков реализации кибератак на стратегическую инфраструктуру РФ (КНР), включая объекты КИИ ТЭК РФ, в том числе по «каналам атак» через американские глобальные сети «G-5» и «StarLink» и использующие сценарии активации аппаратных и программных закладок в российских цифровых телекоммуникационных сетях и импортных АСУ и ИТ-оборудовании на промышленных объектах (Стратегия национальной безопасности РФ от августа 2021 года).
В обозначенной «атмосфере», которая «обволакивает» Россию и демонстрирует непрерывно возрастающие риски реализации кибератак Запада, разработка стратегии цифровизации ТЭК РФ на основе импортного ИТ-оборудования и ПП и, соответственно, потенциальная генерация новых национальных кибер уязвимостей - «требует аргументации», несмотря на ожидаемое ежегодное пополнение бюджета РФ на 700 миллиардов рублей и сокращение расходов на разведку/добычу углеводородов до 15% (Зам. Министра П. Сорокин, октябрь 2020 года).
Отмеченная необычная «противоречивая» ситуация» может свидетельствовать о «давлении» внешней среды на процесс цифровизации ТЭК РФ, например, вследствие: реализации «Стратегии национальной кибербезопасности США»; «запаздывания» Документов ФСТЭК учитывающих современные кибератаки силами и средствами технических разведок Запада, минимум в последние 10 лет; выстраивания и удержания рентно-сырьевой модели «развития» и управления РФ, вписанной в мировую торговую систему и глобальные цепочки создания стоимости в последние 20 лет; отсутствия системы государственного стратегического планирования и управления социально-экономическим развитием; отсутствием государственной промышленной политики и российской ИТ-индустрии; отсутствием органа формирующего «государственную культуру» информационной безопасности, аналога «Гостехкомиссии СССР».
Косвенным подтверждением указанного «давления» внешней среды на процесс цифровизации ТЭК РФ может являться, как минимум, «годовая задержка» разработки стратегии цифровизации отрасли.
Нельзя исключать, что обозначенная «задержка» связана, прежде всего, с использованием существующей отраслевой системы управления ТЭК РФ, построенной на рентных механизмах, а не методах стратегического маркетинга, которые успешно апробированы странами-лидерами при выработке стратегических отраслевых решений.
Так в США, стратегическое планирование, включающее стратегические целеполагание-прогнозирование-управление, - лежит в основе государственной политики в течение многих десятилетий (пример, организация разработки «Национальной стратегии кибербезопасности США» от 2018 года /2/. Подобные стратегические системы государственного планирования имеются в Китае, Японии, Франции.
В РФ в настоящее время отсутствует система государственного стратегического планирования социально-экономическим и промышленным развитием (материалы ГД РФ, http://duma.gov.ru/media/files/zAj1sCiO ... Xy5r6d.pdf ). Первые ростки зарождения в 2021 году такой системы государственного и отраслевого планирования можно увидеть, соответственно, в МО РФ (Аппарат Министра Обороны РФ, https://www.pnp.ru/politics/vremya-bols ... heniy.html ) и ПАО НК Роснефть, имеющей крупнейший в Европе научный центр (29 НИИ и проектных институтов и 17 тысяч квалифицированных специалистов).
Изучение «Стратегии ПАО НК Роснефть до 2022 года», (https://neftegazru.com/tech-library/man ... y/?lang=ru) и её результатов на четвертый год исполнения (https://rg.ru/2020/11/23/andrej-shishki ... dacha.html ), показало, что примененный подход, использующий преимущественно импортное ИТ-оборудование и ПП, «может затруднить» дальнейшую цифровизацию инфраструктуры НК (и отрасли в целом) и одновременное повышение её информационную безопасности с учетом требований «Энергетической стратегии РФ» в глобальных технологических и геополитических условиях 2021 года, создаваемых исполнением «Национальной киберстратегии США» от 2018 года.
Мировой опыт подсказывает, что здесь требуются общеотраслевые стратегические, управленческие и технические решения, которые должны подкрепляться действиями государственной системы стратегического планирования.
По сути, проблема повышения коммерческой эффективности ТЭК РФ, посредством его цифровизации, ставит перед отраслью две задачи: 1) разработка и реализация стратегии цифровой трансформации ТЭК РФ обеспечивающей повышение коммерческой эффективности всей отрасли и «развитие» её информационной безопасности, с учетом требований «Энергетической стратегии РФ до 2035 года», «Стратегии национальной безопасности РФ от 2021 года и давления «внешней среды»; 2) трансформация существующей системы управления ИТ-развитием компаний отрасли в новую, построенную на единых принципах стратегического управления, для реализации единых технических решений во всех компаниях отрасли, которые позволят «раскрыть» многие синергетические эффекты процесса цифровизации отрасли и потенциально увеличат возможные коммерческие эффекты.
Актуальность решения этой задачи следует из 1, 3-7 стратегических национальных приоритетов России до 2027 года («Стратегия национальной безопасности РФ», 2021 г.): 1) сбережение народа России и развитие человеческого потенциала; 2) оборона страны; 3) государственная и общественная безопасность; 4) информационная безопасность; 5) экономическая безопасность; 6) научно-технологическое развитие; 7) экологическая безопасность и рациональное природопользование.
2. Гипотезы, используемые для разработки стратегии цифровизации ТЭК РФ, как системообразующей составляющей государственной системы стратегического планирования РФ.
Для наработки единых управленческих, маркетинговых и технических решений по цифровой трансформации ТЭК РФ, в границах всей территории страны, требуется с учетом «Энергетической стратегией РФ» от 2018 года задать: куда, с кем, каким путем, какими шагами планирует идти Россия следующие 20-50 лет, в условиях «неотчетливого» исторического фундамента и «не всегда» дружественного давления «внешней среды».
Ввиду основополагающей позиции ТЭК РФ во внутренней экономике и геоэкономическом положении страны в мировой торговой системе, для разработки стратегии ТЭК РФ, в условиях отсутствия геополитической стратегии и государственной системы стратегического планирования, были разработаны следующие шесть гипотезы:
Гипотеза №1 «О мировом историческом процессе и связи его технической и социальной составляющих»
В последние 3000 лет, мировой исторический процесс, включающий тысячи войн и неисчислимые жертвы, представляет собой латентную глобальную цивилизационную войну между египетской, а в последние 400 лет англо-саксонской мировой империей (Ватикан, Христианство), и самой крупной много тысячелетней славяно-арийской империей (Тартария, Ведизм), которая «перестала существовать» в начале 19 века.
Эти империи опираются на принципиально отличные картины мира, на различное место и цели появления и развития человека на Земле, на отличные модели социального устройства – толпо-элитарную и модель социума социальной справедливости по критерию общественно значимой деятельности. При этом, ведическая картина мира подтверждается современными много десятилетними международными научными исследованиями и экспериментами, в отличие от христианской картины мира, которая не имеет научных доказательств последние 300 лет.
Известными историческими рубежами такой войны были:
а) Разрушение в конце 18 века последних осколков ведической империи на территории Поволжья, Урала и Сибири (восстание Пугачева).
б) «Мгновенное» уничтожение КЕМ-ТО «сотен» городов ведической империи и выжигание лесов на всей территории Сибири, возможно «при содействии» развитой космической цивилизации, в начале 19 века;
в) «Дарение» в начале 19 века «Высшим Разумом» землянам технологий «Свободной Энергии», которые «без промедления» на десятилетия нашли массовое применение в промышленности, транспорте и ЖКХ всех ведущих стран мира (для поддержания «баланса сил» в цивилизационной войне двух империй на Земле после глобальных «разрушительных действий» см. пункт б.). Эти технологии позволяли получать в любой точке мира «бесплатно» электроэнергию, освещение, тепло, питьевую воду и горючий газ, - что кардинально уменьшало себестоимость товаров и продуктов по жизнеобеспечению населения, поднимало качество и уровень жизни граждан, увеличивало их «свободное время» и давало возможность, прежде всего, Homo Sapiens с «человеческим строем психики», заниматься любимой работой и создавать творческие союзы и коммерческие компании. Подобные изменения в социально-экономическом устройстве стран мира «имели риски» массовой самоорганизации граждан в гражданское общество и «воссоздания» на Земле государств по ведическим принципам (религия, культура, картина мира и место и цели человека в ней, социальное устройство, воспитание/образование/отбор кадров, технологии получения знаний и навыков и т.д.), которые были апробированы многими тысячелетиями на Земле во времена единой по миру славяно-арийской империи и затем египетской империи (сохранились надписи на пирамидах фараонов на древне славянских языках).
г) «Молниеносное» блокирование в 1916 году КЕМ-ТО использования любых технологий «Свободной Энергии» во всех странах мира и наложение «табу», в глобальном масштабе, на любые упоминания в СМИ об этих технологиях и славяно-арийской империи (Тартарии), которая многие века «властвовала» во всех странах Средиземноморья, в Англии и многих других странах Европы, Азии и Америки (имеются тысячи артефактов в виде дворцов, вилл, произведений искусства, карт). Такие действия «Мировых Сил» могут быть объяснены только «экстраординарными причинами», например, приближением периода главных сражений в трех тысячелетней цивилизационной войне, которые позволят «навечно закрепить» их господство на Земле.
д) Одномоментное (1918 год) кардинальное изменение направления научно-технического развития, в масштабах всех стран мира, в направлении технологий и устройств контроля личности, латентного создания «служебного человека» (когнитивные, генные, био-, нано-, ИТ- и технологии ИИ) и строительства региональных и глобальных инфо-телекоммуникационных сетей, использующих технологии проводного, беспроводного и спутникового абонентского доступа.
е) Совокупность приведенных технологий, наработанных в последние 100 лет, обеспечила ввод в 2021 году в коммерческую эксплуатацию двух американских глобальных спутниковых сетей «StarLink» и «G-5» двойного назначения, которые имеют «прямой доступ» по спутниковому каналу к миллионам абонентов в странах мира, который не может быть заблокирован силами и средствами национальных правительств. Такой «технический потенциал» позволяет, вне зависимости от выбора граждан стран мира, их воли и сознания, создать как дистанционно управляемого служебного человека, так и тысячные коллективы биороботов, и командовать ими из мирового центра под управлением ИИ, задачи которому будет ставить Мировая Элита и/или развитая инфернальная цивилизация. Описанное «техническое» управление «скопищем биороботов» нарушает законы энерго-информационного взаимодействия социума Homo Sapiens и Ноосферы Земли, способно привезти к остановке процесса цивилизационного развития на Земле и, судя по летописям, вероятно, спровоцирует удар «Свыше», который «обнулит» результаты развития «пятой цивилизации» на Земле и запустит новый цикл.
Примечание: чтобы избежать приведенного апокалиптического сценария требуется:
а) изменить направление цивилизационного развития человеческой цивилизации на Земле в направлении гармонизации жизнедеятельности социума Homo Sapiens, с энерго-информационными полями планеты Земля и Космоса;
б) преобразовать толпо-элитарный в социум социальной справедливости по критерию общественно значимой деятельности, создать институциональную среду, обеспечивающую доминирование граждан с «человеческим строем психики»;
в) перейти от технократической к эко технической модели цивилизационного развития /ХХ/.
Гипотеза №2 «О системе государственного стратегического планирования СССР-РФ»
Главной причиной проигрыша СССР в холодной войне было отсутствие государственной Системы стратегического планирования, которая нейтрализовала бы давление внешней среды (англо-саксонской и других высокоразвитых цивилизаций, имеющих планы мирового господства) и гармонизировала бы духовное развитие Homo Sapiens и советского общества в соответствие с энерго-информационными полями Земли (Ноосферой).
И.В. Сталин не успел выстроить такую Систему и после его смерти в 1953 году «внешне» был запущен процесс создания латентного толпо-элитарного общества через отмену «надзора» за гос. чиновниками со стороны КГБ СССР. Результатом «таких действий» явилась будущая идеологическая неустойчивость ядра КПСС в 70-80 годах, Перестройка, легализация толпо-элитарной модели «советского социума» Конституцией 1993 года, переход на примере Российской Империи к рентно-сырьевой модели управления/развития на капиталистических принципах и встраивание в глобальные энергетические цепочки создания стоимости, снижение уровня и качества жизни и пассионарного заряда национального созидания у более 90% россиян (в ТЭК РФ работает менее 1 млн. специалистов), культурный и образовательный кризисы, кардинальное убавление среднего класса, сокращение рождаемости и увеличение смертности (количество россиян каждый год уменьшается на 1 млн. человек).
В эти же годы, Китай выстроил свой 33 летний путь национального развития с учетом обозначенной главной ошибки СССР и, нарастив экономические и технологические мускулы и сформировав самодостаточную экономику и промышленность за десятилетия «капиталистического зигзага», сегодня «вновь» отходит от толпо-элитарной модели социума и возвращается к полномасштабному социуму социальной справедливости по критерию общественно значимой деятельности - коммунистическому обществу на ведических принципах социальной организации (И.В. Сталин) и гармонизации человека с Природой, https://www.ridus.ru/news/366133 .
Если существующим в последние 30 лет движущим силам России «удастся сохранить» толпо-элитарный социум и рентно-сырьевую модель экономики, то стране не потребуется государственная система стратегического планирования (https://tass.ru/politika/12865437?utm_s ... um=desktop), поскольку она априори продолжит оставаться «в границах» сырьевого придатка англо-саксонского цивилизационного проекта - нет цивилизационных и идеологических разногласий (как заявил посол России в Англии в 2020 году), единая картина мира и единое место человека в ней, единые социальное устройство и цели российской и мировой элиты.
При этом, целью гос. стратегии России в цивилизационной империи Запада (США, Англия, Канада, страны ЕС) может быть только «расширение и углубление» национального углеводородного, сырьевого и географического потенциала: а) увеличение количества скважин и нефте-газопроводов и увеличение добавленной стоимости в глобальных энергетических цепочках за счет строительства новых десятков мега-заводов по производству СПГ и продуктов глубокой переработки нефти и газа; б) строительство десятков новых мега-рудников полезных ископаемых (металлы, уголь и т.п.) и ж/д дорог для их вывоза за границу; в) строительство новых транспортных коридоров между Европой и быстро растущим АТР (Китай) по российской территории – авто и ж/д дороги, морские порты и инфраструктура СМП, проходящая преимущественно по территориальным водам России «для контроля» мирового судоходства в регионе.
А российская «квази-система» государственного стратегического планирования будет продолжать опираться на толпо-элитарный социум, капиталистическую систему хозяйствования, рентно-сырьевую экономику, идеологию трансгуманизма, либеральную концепцию глобализации США и движущие силы – сырьевых олигархов.
Гипотеза №3 «О трехэтапной программе преодоления последствий проигрыша СССР в холодной войне с Западом»
В нулевых годах в России латентно «была принята» трехэтапная программа воссоздания страны-лидера мира на капиталистических принципах:
1 этап. Военное строительство, перевооружение армии, наращивание геополитического потенциала с использованием геоэнергетических инструментов и угрозы применения оружия «Судного Дня», масштабное использование уникального национального сырьевого и географического (Хартленд) потенциала страны для создания долговременных и устойчивых национальных механизмов «зарабатывания» денег для бюджета во всемирной торговой системе через встраивание страны в:
а) глобальные энергетические и сырьевые цепочки создания стоимости и максимальное повышение добавленной стоимости в российском сегменте таких цепочек;
б) глобальные транспортные коридоры ( авто, ж/д, морские, включая СМП) между перспективными регионами мира, например, АТР и Европа;
в) «геополитические проходы» к Индийскому (Иран, канал; Пакистан, нефтепровод; Индия, нефтепровод) и Атлантическому Океанам («прорыв» на балканском направлении).
2 этап. Использование потенциала и инфраструктуры компаний ТЭК РФ, созданных на первом этапе, для построения:
а) на первой фазе: национального локомотива цифрового и промышленного развития на базе создания российских ИТ-индустрии, технологий «G-5» и цифровой экономики (IIoT, IoT) и обеспечения информационной безопасности, при использовании рыночных принципов выполнения работ;
б) на второй фазе: дополнение сырьевого вектора национального развития ИТ- и промышленным направлениями и масштабная «миллионная» генерация новых адекватных движущих сил через: 1) принятие на референдуме национальной идеи и государственной идеологии; 2) приведение в соответствие государственных законов и документов; 3) разработку адекватной системы государственного стратегического планирования; 4) создание институциональной среды для доминирования новых движущих сил в социуме;
в) на третьей фазе: создание для группы стран единого цивилизационного выбора (РФ и бывшие страны СНГ, БВ, БРИКС и т.д.) единой энергетической и цифровой среды (индустрия 4.0 и интернет вещей, услуги семи глобальных ИТ-сетей) для форсированного социального, экономического и промышленного развития каждой из суверенных стран.
3 этап. Принятие Россией и группой стран единого выбора совместной стратегии цивилизационного развития, базирующейся на единой картине мира и месте человека в ней, едином социальном устройстве и единых правилах гармонизации жизнедеятельности государства с Природой.
Гипотеза №4 «О преодолении антагонистических противоречий между рентно-сырьевой экономикой и промышленным и инновационным развитием РФ»
Сегодня для обслуживания всей инфраструктуры ТЭК РФ достаточно миллиона специалистов, из 70 миллионов работающих в стране. В то время, как для промышленного и научно-техническое развития страны требуется многомиллионный креативный средний класс специалистов разных технических и промышленных специальностей. Однако такой многочисленный, организованный коллективной творческой работой, средний класс, понимающий происходящие события, имеющий программу и волю к борьбе за свои убеждения – несет, в условиях толпо-элитарного капиталистического общества, риски «уменьшения прибыльности» рентно-сырьевой экономики и, соответственно, сырьевых олигархов.
Поэтому сегодняшние главные движущие силы рентно-сырьевой экономики «не заинтересованы» в промышленном и научно-техническом развитии РФ и в разработке государственной системы стратегического планирования - что совпадает с требованиями их «внешней лояльности», обеспечивающими сохранность капиталов на Западе и в офшорах.
Это, по сути, антагонистическое противоречие между жизненно важными требованиями промышленного и научно-технического развития страны и корыстью владельцев компаний ТЭК, «диктующими» наращивание доходов рентно-сырьевой экономики, которое сохраняется даже если инновационное развитие выполняется на рыночных принципах без привлечения бюджетного финансирования, а существующий путь развития, в условиях американской ИТ-глобализации, неизбежно ведет к утери государственности.
Преодолеть обозначенное противоречие предлагается через разработку адекватной государственной системы стратегического планирования и запуск нескольких ИТ-мегапроектов на основе инфраструктуры и потенциала компаний ТЭК РФ, которые позволят решить задачу «дополнения рентно-сырьевого развития инновационным вектором» и создадут долговременный устойчивый высоко технологичный инструмент «зарабатывания» денег для бюджета РФ за счет встраивания в глобальные ИТ-цепочки создания стоимости (ИТ-продукты и инфо-телекоммуникационные услуги) именно развивающихся стран, с ожидаемым коммерческим эффектом до 100 млрд долл в год.
Гипотеза №5 «О неизбежности дополнения сырьевого направления инновационным вектором развития РФ»
Неизбежность такого дополнения, по критерию сохранения российской государственности, следует из:
а) непрерывно повышающейся активности глобальной гибридной войны Запада, включая информационные и кибер атаки и ввод в коммерческую эксплуатацию американских спутниковых сетей «StarLink» и «G-5», которые «вне зависимости» от выбора, воли и сознания граждан (человек служебный), способны «на прямую» мотивировать-контролировать-управлять национальным социумом, минуя правительства стран мира; способны «на прямую» активизировать аппаратные и программные закладки в импортных АСУ на объектах КИИ РФ и блокировать выполнение критически важных технологических и управленческих задач страны;
б) отсутствия «пассионарного заряда» и ресурсов для противодействия реализации «Стратегии национальной кибербезопасности США» от 2018 года по обеспечению доминирования в мировом цифровом пространстве, включая РФ, вследствие «не принятия» национальной идеи, гос. идеологии, гос. системы стратегического планирования, стратегии промышленного развития и стратегии обеспечения национальной информационной безопасности.
в) «загробных» темпов роста экономики и научно-технического развития, существующих во все последние годы, кризиса культуры и образования;
г) отсутствия пассионарной энергии национального созидания и реальных мотивированных движущих сил национального духовного и научно-технического развития вследствие пропорций 30% и 70% в распределении доходов от продажи национальных природных богатств;
д) катастрофических демографических процессов, уменьшающих население страны на 1 млн человек в год (письмо М. Мишустину от РАН в августе 2021 года);
е) экономико-географическое положения России и темпов социальных реформ Китая;
ж) законов взаимодействия Ноосферы с человеком, как с энерго-информационной сущностью, и человеческим социумом («однотипные» сильные эгрегоры «поглощают» слабые).
Гипотеза №6 «О главных барьерах выполнению стратегии цифровой трансформации ТЭК РФ».
Барьер 1. Отсутствие национальной идеи и идеологии и, как следствие, отсутствие мотивированных движущих сил инновационного развития.
Для полномасштабного решения задачи цифровой трансформации ТЭК РФ в соответствие с Энергетической Стратегией России от 2018 года и гипотезой №3, потребуются многие сотни тысяч ИТ-инженеров. То есть, ИТ-подотрасль ТЭК РФ может стать генератором новых креативных движущих сил, как национального ИТ- развития, так и в целом промышленного и научно-технического развития России. Однако отсутствие до настоящего времени национальной идеи «близкой сердцам россиян» и адекватной государственной идеологии - затрудняет массовое «порождение» новых движущих сил, необходимых для коллективного созидательного труда, даже на период выполнения НИОКР (3-5 лет).
Барьер 2. Отсутствие государственной системы стратегического планирования и, как следствие, невозможность выполнения инновационных проектов на рыночных принципах.
Планируемое выполнение сквозных ИТ-мегапроектов стратегии цифровой трансформации ТЭК РФ на рыночных принципах требует гос. гарантий на объемы закупаемых ИТ-продуктов и услуг на срок до 5 лет, что как правило должно подтверждаться государственными документами (документами гос. системы стратегического планирования). Отсутствие подобных российских документов не позволяет разработать бизнес-планы конкретных ИТ-проектов, в соответствие с международными требованиями коммерческих банков и, соответственно, получить банковские кредиты.
Барьер 3. Отсутствие цивилизационного выбора и геополитической стратегии РФ и, как следствие, отсутствие международных рынков для российских ИТ-продуктов и ИТ-услуг, которое не позволяет выполнять ИТ-мегапроекты РФ на принципах окупаемости.
В условиях активизации гибридной войны против России, её шансы встроиться в существующие глобальные ИТ-цепочки создания стоимости, практически, равны нулю. В тоже время имеется ИТ- рынок развивающихся стран с населением более 2 миллиардов человек, социальное, экономическое и промышленное развитие которых искусственно сдерживается развитым Западом, путем «ограничения доступа» к высоким ИТ-технологиям, для контроля и управления темпами их национального развития. Чтобы выйти на этот ИТ-рынок, России требуется публично обозначить свой цивилизационный выбор и представить свой цивилизационный проект и долговременную геополитическую стратегию.
В условиях отсутствия подобных документов, России целесообразно, на первом этапе, ограничить масштабы ИТ-рынка своей территорией и территориями бывших стран СНГ, на которых построить сеть «G-5» с предоставлением услуг промышленного интернета и интернета вещей, а также пакета инфо-телекоммуникационных услуг, позволяющих повысить темпы роста экономики /ХХ/.
На втором этапе, после разработки цивилизационного проекта, геополитической стратегии и государственной системы стратегического планирования РФ, появятся аргументы для расширения географии ИТ-рынка на страны Ближнего Востока, Африки, Южной Америки на принципах «голубого океана» и таким образом будет выстроен, в дополнение к сырьевому, новый долговременный устойчивый механизм «зарабатывания» денег для бюджета в объеме до 100 млрд долл в год, через встраивание ИТ-продукции (ИТ-услуг) российской ИТ-индустрии в глобальные цепочки создания стоимости, именно, развивающихся стран с населением более 2 млрд человек. Такие объемы ИТ-рынка позволят окупить работы по цифровой трансформации ТЭК РФ и обеспечению его информационной безопасности, работы по созданию российской ИТ-индустрии, строительству национальной сети «G-5» и цифровой экономики (Индустрия 4.0) с обеспечением национальной информационной безопасности.
Для масштабной генерации креативного гражданского общества, имеющего пассионарный созидательный потенциал и волю к борьбе за свои интересы и убеждения, целесообразно, в границах ТЭК РФ, опробовать прообраз национальной идеи: «воссоздание на бывшей территории СССР (Тартария) единой могучей цивилизации на ведических корневых (плоть и кровь) принципах организации управления, социального устройства и социальной справедливости (по критерию общественно полезной деятельности каждого в направлении выбранном, в соответствие с его «типом психики») и гармонизации жизнедеятельности с Природой.
Примечание: Приведенные барьера могут быть значительно уменьшены после введения государственной системы стратегического планирования в РФ. Барьеры, связанные с «понуждением» сырьевых олигархов к выполнению государственных стратегических документов, решаются на политическом уровне и через изменение российской институциональной среды с привлечением ГД РФ.
Примечание: приведенные шесть гипотез требуют уточнения с привлечением специализированных институтов, имеющих допуск к спецхранам РФ и других стран.
3. Цели, подцели, задачи и ИТ-мегапроекты «Стратегии цифровой трансформации ТЭК РФ», как системообразующей составляющей государственной системы стратегического планирования РФ.
Приведенные в разделе 2 гипотезы позволяют сформулировать цели, подцели и задачи, которые должна решать стратегия цифровой трансформации ТЭК РФ, как системообразующая составляющая государственной системы стратегического планирования (в настоящее время такая система отсутствует в РФ). При выполнении такой работы, имеет смысл, не пренебрегать возможностями идеологического управления гражданами, сохранившимися после распада СССР, в России и других странах социалистического лагеря двадцатого века.
1. Цель Стратегии:
Используя потенциал, инфраструктуру и системообразующее положение ТЭК РФ во внутренней экономике и геоэкономике страны, создать долговременные устойчивые механизмы и инструменты для разворота и форсированного развития России в направлении, заданном «Высшим Разумом» (ст. 67.1.2. Конституции РФ).
2. Подцели первого уровня:
2.1. Создание военного и интеллектуального потенциала (сил и средств) для блокирования негативного внешнего давления всех внешних Сил на выполнение Стратегии цифровизации ТЭК РФ.
2.2. Создание государственной системы стратегического планирования и адекватной системы государственного управления («стратегическая логика» управления взамен существующей рентной модели управления) и долгосрочных Программ развития (20-50 лет).
2.3. Создание «информационных условий» для генерации у населения пассионарной энергии национального развития, в направлении цели Стратегии, по всей территории России.
2.4. Создание институциональной среды и социальных, экономических и технических условий для генерации движущих сил выполнения Стратегии.
2.5. Создание идеологической платформы (Цивилизационный проект 21 века от России), энергетических, экономических, ИТ- и цифровых условий форсированного развития России и группы стран единого цивилизационного выбора.
2.6. Обеспечение технологического, ИТ-, цифрового суверенитета.
2.7. Обеспечение национальной информационной безопасности.
2.8. Создание локомотива развития отраслей российской промышленности на основе потенциала и инфраструктуры ТЭК РФ.
3. Подцели второго уровня:
3.1. Выполнение цифровой трансформации ТЭК РФ на единых управленческих принципах и технических решениях, обеспечивающих коммерческий эффект по отрасли не менее 700 млрд рублей в год: спутниковая сеть (Экспресс, Ямал), сеть «G-5», промышленный интернет (IIoT, специализированные цифровые платформы для полного технологического цикла и международных торговых операций), интернет вещей (IoT, технологические цифровые платформы).
Примечание: экспертная модель цифровой трансформации нефтегазовой отрасли включает: физическую автоматизацию, цифровизацию процессов и автоматизацию программного обеспечения, углубленную аналитику; системы связи и датчики IIoT и IoT, https://www.tadviser.ru/index.php/Стать ... лекса_(ТЭК)
3.2. Выполнение цифровой трансформации ТЭК РФ на принципах, обеспечивающих повышение информационной безопасности, включая парирование угроз кибератак 4 и 5 поколений и угроз реализации операций «Национальной киберстратегии США» от 2018 года.
3.3. Создание суверенной защищенной цифровой среды форсированного промышленного и экономического развития всех отраслей, в масштабах всей России (цифровой экономики).
3.4. Создание защищенной энергетической и цифровой среды промышленного, экономического и социального развития стран СНГ, БРИКС и стран единого цивилизационного выбора.
4. Задачи стратегии:
4.1. Создание российской ИТ-индустрии на рыночных принципах для обеспечения технологического суверенитета и национальной информационной безопасности России, формирование рынка её продукции в России (национальные ИТ-сети), далее – в странах СНГ, БРИКС и единого цивилизационного выбора.
4.2. Создание национальной сети «G-5» с обеспечением информационной безопасности (парирование угроз «Стратегии национальной кибербезопасности США» от 2018 года).
4.3. Создание национальной цифровой среды IIoT (промышленный интернет) и IoT (интернет вещей) в масштабах всей России, далее – в странах СНГ, БРИКС и единого цивилизационного выбора.
4.4. Создание национальной цифровой инфо-телекоммуникационной среды генерации пассионарной энергии национального развития, снижения издержек государственного хозяйствования, ускорения социального развития в масштабах всей России, далее – в странах СНГ, БРИКС и единого цивилизационного выбора (семь глобальных телеком сетей).
4.5. Создание региональных, национальных, международных операторов связи. Например, для коммерческого предоставления услуг «G-5» с обеспечением ИБ для гос. компаний, услуг «G-5» для частных лиц, услуг промышленного интернет и специализированных цифровых платформ для государственных и частных компаний (типа Yandex-такси, умное предприятие), услуг интернета вещей для компаний ЖКХ, компаний СМБ, частных лиц, инфо-телекоммуникационных услуг семи глобальных телеком сетей и т.п.
5. Семь взаимоувязанных ИТ-мегапроектов для решения задач Стратегии цифровой трансформации ТЭК РФ, выполняемые на рыночных принципах.
5.1. Полный комплекс предприятий российской ИТ-индустрии в СЭЗ Кронштадт (ЭКБ и ИТ-оборудование: проектирование, массовое производство, продвижение продукции на российский и международные рынки, для строительства национальных ИТ-сетей в РФ, странах СНГ, БРИКС.
5.2. Национальная сеть «G-5» с обеспечением информационной безопасности, на основе инфраструктуры компаний ТЭК РФ, в масштабах всей России;
5.3. Национальная сеть «Цифровая экономика («G-5», IIoT, специализированные цифровые отраслевые платформы) с обеспечением информационной безопасности для развития промышленных отраслей РФ и крупных компаний, в масштабах всей России;
5.4. Национальная сеть «Интернет вещей» («G-5», IoT, специализированные цифровые платформы для СМБ, ЖКХ, систем жизнеобеспечения городов, умное предприятие, умный дом), например, для повышения качества услуг ЖКХ и предоставления коммерческих услуг предприятиям сегмента СМБ, в масштабах всей России;
5.5. Международная сеть «Цифровая экономика» (спутниковая сеть (Экспресс, Ямал), «G-5», IIoT, специализированные отраслевые и международные цифровые платформы) с обеспечением информационной безопасности, для стран СНГ, БРИКС и других стран единого цивилизационного выбора.
5.6. Международная сеть «Интернет вещей» (спутниковая сеть (Экспресс, Ямал), «G-5», IoT, специализированные цифровые платформы для ЖКХ, компаний СМБ, международных торговых сетей) для стран СНГ, БРИКС и других стран единого цивилизационного выбора.
5.7. Семь глобальных инфо-телекоммуникационных сетей (спутниковая сеть (Экспресс, Ямал), «G-5», специализированные цифровые платформы и программные продукты), предоставляющие ИТ-услуги, востребованные именно в развивающихся странах и позволяющие ускоренно решать назревшие социальные проблемы, уменьшать издержки государственного хозяйствования, генерировать пассионарную энергию развития и, соответственно, повышать темпы роста ВВП стран.
Коммерческий эффект от реализации этих семи ИТ-мегапроектов – около 100 млрд долл в год, срок выполнения 5 лет.
Ожидаемые результаты выполнения стратегии покажут, на примере капиталистической России, успешный пример последовательной управляемой трансформации капиталистического в коммунистический (ведический) социум. То есть, не только развивающиеся страны, но и развитые страны Запада будут наблюдать реальный успешный пример разрешения сегодняшних цивилизационных тупиков, вызванных трехсотлетним доминированием англо-саксонской цивилизации в мире. Такое состояние мирового сообщества позволит Китаю уменьшить затраты на холодную войну с США (в 2021 году «потери» КНР из-за разных санкций – сотни млрд долл), и сделает экономически обоснованным вложение части этих средств в реализацию проектов «Стратегии цифровизации ТЭК РФ».
4. Давление внешней среды на выполнение стратегии цифровой трансформации ТЭК РФ.
Задачи, приведенные в разделе 3, потребуется решать в условиях «не всегда» дружественного «давления внешней среды» на Россию.
Ниже приведен, как эскизный, гипотетический состав внешних сил, которые способны влиять на жизнедеятельность граждан и государства и которые целесообразно учитывать при разработке системы гос. стратегического планирования и стратегии ТЭК РФ, для использования благоприятных факторов и нейтрализации «негативного давления»:
1. Курс развития человеческой цивилизации, обозначенный «Высшим Разумом»
«Высший Разум», создавший материальные объекты живой и неживой природы и энерго-информационные поля Вселенной, галактики Млечный путь, Солнечной системы и планеты Земля, «обозначил» путь развития гуманоидной био-полевой цивилизации Homo Sapiens на Земле механизмами работы энерго-информационного поля Земли (Ноосферы) с сознанием человека и с коллективным сознанием социума людей. Поэтому «Высший Разум» всегда будет поддерживать технические и социальные проекты человеческой цивилизации, создающие условия для ускоренного повышения энергии узко-профилированных эгрегоров Ноосферы (КОБ: соборный разум и адекватная модель управления) и набора ими «критической энергии» для образования связи с иерархически более высокими полями Космоса и, соответственно, открытия доступа к космической Базе Знаний и перевода человеческой цивилизации на следующий уровень развития. Нельзя исключать, что такая модель цивилизационного развития способна вывести человеческую цивилизацию на «полевой уровень» развития.
Тысячи артефактов указывают, что «Высший разум» уже поддержал обозначенное направление развития человеческой цивилизации через:
1. Дар «Ведической культуры и знаний» (Тартария, Индия, Веды «Чатурведа», 4 тома, 1700 год до н.э.).
2. Дар «Свободной Энергии» в начале 19 века для создания благоприятных технических, экономических и далее социальных условий развития («бесплатные» электроэнергия, свет, отопление, питьевая вода, горючий газ), при сохранении экологии планеты Земля.
В частности, из Ведической культуры следует, что гармоничный бесконфликтный социум Homo Sapiens должен включать четыре класса:
• учителя, духовные наставники - обладающая духовными знаниями, интеллектуальная элита,
• правители, управленцы, воины – обладающий силой духа и способностью к убеждению, костяк государственной пирамиды управления,
• финансисты, торговцы, ремесленники, земледельцы – обладающие «гибкостью» мышления, компромиссностью, трудолюбием, психической и физической выносливостью,
• работники - не обладающие «выраженными» профессиональными качествами; люди, цель жизни которых в служении трем другим классам.
Эти классы людей, необходимы для поддержания жизнедеятельности любой модели государства, но, чтобы в социуме не было противоречий, важно расставить людей в соответствие с их природной предрасположенностью, которая следует из даты и времени их рождения.
Ежедневный напряженный труд одинаково важен в каждом классе общества, в составе единого живого государственного организма. Но чтобы он вдохновенно и ответственно исполнялся, важно построить систему воспитания, образования, отбора и выдвижения кадров - в соответствие с типом психики каждого человека и создать условия для доминирования Homo Sapiens с человеческим строем психики (вместо сегодняшних демонического и зомби строя психики).
Для определения строя психики и, при необходимости, его изменения за счет гармонизации работы левого и правого полушарий головного мозга Homo Sapiens, в настоящее время имеются многочисленные методики с аппаратным объективным контролем результатов.
В тоже время, современные российские технологии позволяют контролировать уровень энергии узко-профильных эгрегоров Ноосферы и, соответственно, настраивать процессы формирования «соборного разума» и масштабные социальные процессы (методики с использованием «зеркал Козырева»).
Таким образом, сегодня имеется научно-техническая база и метрология для выстраивания социальной, экономической и технической модели человеческого социума на Земле в соответствие с механизмами работы энерго-информационных полей Земли и человека, в соответствие с курсом развития человеческой цивилизации на Земле, обозначенным «Высшим Разумом».
2. Негативное «внешнее давление»:
a. Угрозы применения Военной Силы (вооруженный конфликт, локальная- региональная-крупномасштабная война) странами лидерами мира, имеющими геополитические и геоэкономические стратегии доминирования в мире.
b. Угрозы ментального и опосредованного (через другие человеческие цивилизации) негативного «внешнего давления» инфернальной полевой цивилизации, располагающейся тысячелетиями в околоземном пространстве, которая «питается энергией», генерируемой Homo Sapiens в процессе его жизнедеятельности, и которая заинтересована в сохранении цивилизационного пути, задаваемого англо-саксонской цивилизацией последние 300 лет, для замены социума Homo Sapiens на «скопище биороботов» на Земле, управляемых «напрямую» этой полевой цивилизацией, например, через глобальные спутниковые сети типа «StarLink» и «G-5» и их мировой центр управления под командованием ИИ (полевой интеллект способен взаимодействовать с различными видами интеллекта).
c. Угрозы негативного внешнего давления рептилоидной цивилизации, «располагающейся» тысячи лет во внутренней полости Земли и «имеющей интерес» остановить (модель: бесконечный бег внутри кольца) процесс развития человеческой цивилизации «обозначенный «Высшим Разумом», чтобы сохранить размеры своего жизненного пространства и свою ресурсную базу на планете Земля.
d. Угрозы негативного внешнего воздействия англо-саксонской цивилизации (объединенный Запад), имеющей толпо-элитарный социум, идеологию трансгуманизма, главную движущую силу – мировую финансовую элиту и цивилизационную систему стратегического планирования, нацеленную на латентный силовой захват мировой власти. Это самая мощная современная человеческая цивилизация, имеющая трехсотлетние планы завоевания мирового господства, и технические средства и ресурсы для реализации такого замысла в начале 21 века, в условиях глобальной гибридной войны, без массового применения ядерного оружия.
e. Угрозы ментального воздействия через крупные эгрегоры Ноосферы порождаемые китайской цивилизацией (механизм неподконтрольный человеческим цивилизациям), имеющей сегодня самый мощный в мире пассионарный потенциал национального развития, дополнительно усиливаемый социалистическим общественным строем и «системой рейтинга граждан», идеологией коммунизма, главной движущей силой - Коммунистической Партией Китая, которая имеет гос. систему стратегического планирования, нацеленную на технологическое и экономическое доминирование в мире к 2035 году, путем победы в соревновательном процессе, без применения военной силы.
f. Угрозы применения различного рода акций Мировым Правительством (Швейцария) и Ватиканом, которые имеют «вековой замысел» установления единого мирового порядка с подчинением ему всех стран мира и стиранием гос. границ.
g. Угрозы выполнения задач геополитических и геоэкономических стратегий США, Китая, Англии, Японии.
h. Угрозы применения санкций к РФ вследствие «задержки» выполнения требований Документов и Рекомендаций Всемирных Организаций и Учреждений, например, ООН, ВОЗ, ВТО, ВБ, CCITT, которые часто «продвигают» интересы Запада и конкретных ТНК и ТНБ.
i. Угрозы массового ментального, информационного и когнитивного воздействия на национальную аудиторию в масштабах всей страны для перехвата управления социумом у национального правительства за счет технологического потенциала глобальных сетей «StarLink» и «G-5», спутниковые каналы которых часто идут напрямую до абонентов и, практически, не могут быть заблокированы национальными силами и средствами.
j. Угрозы массового инициирования техногенных катастроф, сбоев работы систем жизнеобеспечения городов, остановки критически важных технологических и управленческих процессов, за счет активации аппаратных и программных закладок в импортном телекоммуникационном оборудовании и АСУ, включая прямые спутниковые каналы сетей «StarLink» и «G-5», которые не могут быть заблокированы силами и средствами национального правительства.
k. Угрозы «недружественного» метального воздействия на национальную и региональную аудитории путем размещения «спец. контента» в иностранных, национальных и региональных СМИ, которые нередко «внешне» управляются за счет «внешнего» финансового контроля.
l. Внутренние и внешние угрозы «различной природы», затрудняющие процесс национального промышленного, технологического и научно-технического развития со стороны, прежде всего, объединенного Запада, который действует, в том числе, через государственные институты власти и властвующую элиту РФ, ТНК и ТНБ, блокирующие доступ к современному технологическому оборудованию.
Примечание: перечень и виды угроз требуют уточнения с привлечением специализированных институтов, имеющих доступ к спецхранам РФ и других стран.
5.Заключение
Подготовлен проект стратегии цифровой трансформации ТЭК РФ с учетом «Энергетической стратегии РФ» от 2018 года и «Стратегии национальной безопасности РФ» от 2021 года. При выполнении работы были использованы методы стратегического маркетинга и методология КОБ.
Для преодоления барьеров работе, связанных с отсутствием государственных стратегических документов, разработаны гипотезы, позволившие определить: а) подходы, цели и задачи стратегии, как системообразующей составляющей государственной системы стратегического планирования РФ; б) барьеры и факторы «давления внешней среды»; г) семь взаимосвязанных сквозных ИТ-мегапроектов, обеспечивающих решение задач стратегии на рыночных принципах.
В отличие от известных, настоящая стратегия отличается одновременным решением задач цифровой трансформации ТЭК РФ с обеспечением информационной безопасности, и ключевых стратегических задач России для её разворота и ускоренного социального, экономического и промышленного развития в направлении, обозначенном «Высшим Разумом», при этом требует «в разы» меньших бюджетных средств.
Представленный материал является авторским, подготовлен при консультациях с профессионалами связи, маркетологом MBA (MS, LK, IDC, P.T., ITG Forsight), ссылка обязательна.
22 ноября 2021 года
Литература
1. viewtopic.php?f=2&t=19796&p=222303#p222303
2. viewtopic.php?f=2&t=21167&p=224846#p224846
3. viewtopic.php?f=2&t=19697&p=221966#p221966
4. viewtopic.php?f=2&t=18255&p=216803#p216803
5. viewtopic.php?f=2&t=21290&p=225097#p225097
6. viewtopic.php?f=2&t=21383&p=225224#p225224
7. viewtopic.php?f=2&t=16731
8. viewtopic.php?f=2&t=18293&p=216973#p216973
9. viewtopic.php?f=2&t=18068
10. viewtopic.php?f=2&t=19737&start=40