Цели задачи мегапроекты стратегии цифровизации ТЭК РФ часть2

Обсуждение разных вопросов.
Поиск однокурсников, однокашников, предложение встреч (акций) связистов.
Разговор о жизни (флейм).
Alex Rail
Форумчанин
 
Сообщения:
1966
Зарегистрирован:
05 фев 2010

Благодарил (а): 1 раз.
Поблагодарили: 61 раз.

Цели задачи мегапроекты стратегии цифровизации ТЭК РФ часть2

СообщениеAlex Rail » Пт 03 дек, 2021 10:41 »

Цели, задачи, ИТ-мегапроекты стратегии цифровизации ТЭК РФ, часть 2

Точка зрения связиста: маркетинговое планирование работ по выполнению стратегии цифровой трансформация ТЭК.
(первую часть работы см. Цели, задачи, ИТ-мегапроекты стратегии цифровизации ТЭК РФ. )

Маркетинговое планирование работ по выполнению стратегии цифровой трансформации ТЭК РФ.


1. Общие принципы организации работ

Комплекс последовательных взаимосвязанных проектов, разработанный в части 1 работы, включающий семь ИТ-мегапроектов и цифровую трансформацию десятков компаний ТЭК РФ на единых управленческих и технических решениях не имеет аналогов в мире. Чтобы уменьшить риски ошибочных решений:

а) выполнена декомпозиция общей национальной цели стратегии цифровой трансформации ТЭК РФ до целей отрасли, целей четырех подотраслей, целей компании и целей её подразделений, целей отдельных производственных, управленческих и бизнес-процессов в подразделениях компании;

б) определены виды работ для достижения этих целей, проведено их структурирование и сформирован единый для отрасли управленческий и технологический процесс цифровой трансформации от «уровня» отдельного процесса определенного подразделения конкретной компании до уровня ТЭК РФ и национальных целей страны;

в) выполнено, для уменьшения рисков работ по цифровой трансформации ТЭК РФ, декомпозиция общего процесса на составляющие – ИТ-проекты (матрешка), которые ранее уже выполнялись в РФ силами российских ИТ-разработчиков и операторов связи. Такой подход позволяет организовать выполнение всех, кроме одного, ИТ-мегапроектов с использованием опыта и навыков операторов Большой Четверки (основной пакет акций у Росимущества) и ИТ-разработчиков, имеющих опыт совместных работ с компаниями ТЭК РФ.


2. Принципы наработки единых управленческих и технологических решений по критерию уменьшения рисков работ.

Чтобы наработать единые управленческие и технические решения по цифровой трансформации ТЭК РФ в масштабах России, которые будут выполняться в «согласованные» сроки во всех компаниях ТЭК РФ, имеющих:

а) отличные цели и сроки своей цифровой трансформации (следуют из бизнес-стратегий компаний),
б) разные исходные уровни своей цифровой зрелости, достигнутые на различных российских и импортных ИТ-системах и ПП,
в) разные уровни квалификации и количество ИТ-специалистов,

БЫЛИ:

А) Выработана иерархия взаимосвязанных целей цифровой трансформации ТЭК РФ, от конкретных производственных и бизнес-процессов отдельных компаний до стратегических национальных задач:

• определены цели ЦТ отрасли, как составляющие национальных целей страны, заданных гос. стратегическими документами, указами президента, распоряжениями правительства РФ и вытекающие из семи гипотез части 1 настоящей статьи;
• определены цели ЦТ подотраслей ТЭК РФ, как составляющие целей отрасли;
• определены цели ЦТ конкретных компаний ТЭК, как вытекающие из целей конкретных подотраслей ТЭК и целей бизнес-стратегий этих компаний;
• определены цели реинжиниринга производственных и бизнес-процессов в конкретных компаниях, как вытекающие из целей ЦТ этих компаний ТЭК, на базе объективной оценки уровня их цифровой зрелости (методика E&Y).

Б) Разработана универсальная модель управления работами по цифровой трансформации компаний ТЭК РФ, на основе ранее определенных целей её цифровой трансформации, которая включает:

• выявление «всех» производственных, бизнес- и маркетинговых процессов (процессы, обеспечивающие выпуск продукции, процессы планирования и управления, ресурсные процессы, процессы преобразования и транспортировки продукции), участвующих в достижении целей бизнес-стратегий компаний;

• разработку маркетинговых проектов по реинжинирингу этих процессов (в рамках существующей или новой корпоративной культуры компании) и оценка экономических эффектов и рисков;

• оценку цифровой зрелости (например, по методике E&Y) существующих производственных и бизнес-процессов и разработка планов её поэтапного повышения, включая внедрение цифровых двойников, Big Data, специализированных цифровых платформ уровня подразделения-компании-отрасли, создание локальных и удаленных систем «цифрового управления» в компаниях с интеллектуальными ассистентами, новым регламентом работы диспетчеров и инженеров, новыми процедурами поиска и устранения неисправностей с использованием методов предиктивной аналитики, с оценкой ожидаемого экономического эффекта;

• разработку норм и методик инструментального и программного контроля «сквозной информационной и кибербезопасности» управленческих, производственных, бизнес- и информационных процессов в компаниях ТЭК РФ; прогнозирование и уменьшение рисков реализации угроз с использованием методов предиктивной аналитики на всех этапах жизненного цикла этих процессов и их работы в угрожаемый период*;


*Примечание: в условиях «недостатка» НМД и отсутствия системы страхования рисков кибербезопасности в РФ, «затруднительно» включать в стоимость продуктов и услуг компаний ТЭК РФ «составляющую информационной безопасности», что не позволяет создать рыночный фундамент работам по повышению информационной безопасности в РФ. Чтобы сформировать рыночную основу таким работам, предложено их организовать по методике разработанной в Ускорение создания АПК ИБ для КВО адекватных вызовам 2017 г. которая предлагалась ОАО Ростелеком в мае 2017 года.


• сформулированы, с учетом международных стандартов, принципы разработки взаимосвязанных ТЗ на НИОКР и бизнес-планы проектов цифровизации ТЭК РФ, позволяющие выполнять масштабные сквозные ИТ-проекты и разрабатывать унифицированные блочные программные продукты, Маркетинг в разработке ПО для цифровой экономики РФ Система управления в центрах компетенции ЦЭ РФ

В) Определен типовой комплекс НИОКР по разработке технических средств, программных продуктов и цифровых платформ для выполнения цифровой трансформации ТЭК РФ:

• НИОКР по повышению уровня цифровой зрелости отдельных компаний ТЭК (количественные требования могут быть сформулированы после объективной оценки цифровой зрелости);
• НИОКР по разработке цифровых платформ для электроэнергетической промышленности, включая систему поддержки стратегических решений;
• НИОКР по разработке цифровых платформ для газовой промышленности, включая систему поддержки стратегических решений;
• НИОКР по разработке цифровых платформ для нефтяной промышленности, включая систему поддержки стратегических решений;
• НИОКР по разработке цифровых платформ для угольной промышленности, включая систему поддержки стратегических решений;
• НИОКР по разработке цифровых платформ, предоставляющих доступ к большим объемам данных и обеспечивающих прямое взаимодействие и осуществление трансакций между несколькими группами пользователей;
• НИОКР по разработке платформенных решений для правовой охраны и управления правами на цифровые модели и объекты в масштабах ТЭК РФ;
• НИОКР по разработке платформенных решений для эксплуатационного мониторинга, послепродажного/технического обслуживания продукции, предиктивной аналитики и ремонта;
• НИОКР по разработке цифровых платформ для проектирования и инжиниринга, разработки и сопровождения цифровых двойников;
• НИОКР по разработке платформенных решений для промышленного интернета;
• НИОКР по разработке платформенных решений для интернета вещей для сегментов промышленности, компаний ЖКХ, предприятий СМБ;
• НИОКР по разработке платформенных решений для повышения эффективности производственных процессов (требуется систематизация и формулирование типовых задач);
• НИОКР по разработке платформенных решений для повышения эффективности бизнес-процессов (требуется систематизации и формулирование типовых задач);
• НИОКР по разработке платформенных решений для повышения эффективности ресурсных процессов (логистика);
• НИОКР по разработке платформенных решений для повышения информационной безопасности производственных процессов на объектах КИИ ТЭК РФ;
• НИОКР по разработке российской системы страхования рисков утери информационной безопасности (объекты КИИ РФ, воинские части, предприятия ОПК, органы государственного управления, спец. службы, объекты жизнеобеспечения городов и т.д.)


Г) Определена очередность выполнения семи ИТ-мегапроектов:

• строительство полного комплекса российских предприятий микроэлектроники в СЭЗ Кронштадт (фабрики микроэлектроники, производители телеком- компьютерного и оборудования повышения информационной безопасности, проектные, метрологические и сертификационные центры российской ИТ-индустрии) выполняется по бизнес-плану, разработанному в соответствие с международными банковскими требованиями, при консультациях (с участием) компании Huawei и/или с привлечением ИТ-специалистов, например, из Южной Кореи.

Выпуск первой продукции (ЭКБ) запланировано ориентировать на:

1. строительство сети «G-5» в 85 регионах РФ включая «охват» всех объектов ТЭК РФ (типовой состав работ выполняется на основе бизнес-плана, календарного и финансового планов работы, на банковский кредит, с привлечением ОАО Ростелеком и ОАО Мегафон).

2. Строительство сети промышленного интернета и интернета вещей, при опоре на национальную сеть «G-5», обеспечивающую информационную безопасность; типовой состав работ выполняется на основе бизнес-плана и банковских кредитов и привлечением ОАО Ростелеком и ОАО Мегафон.

3. Строительство государственной наложенной сети (типа сети социального рейтингования в КНР), при опоре на национальную сеть «G-5» с обеспечением информационной безопасности (на сегодняшних сетях GSM в РФ, использующих импортное ИТ-оборудование и ПП, такую сеть «затруднительно» построить, хотя ожидается, что она является мощным инструментом преобразования существующего «атомизированного» общества потребления в единый национальный социум - общество духовного и творческого развития в гармонии с Природой, общество социальной справедливости по критерию достижения общественно значимых результатов (решение о строительстве этой сети принимает государство).

4. Строительство семи глобальных инфо-телекоммуникационных сетей для предоставления ИТ-услуг, которые уменьшают издержки, повышают темпы роста промышленности и экономики, генерируют пассионарную энергию национального развития в масштабах страны, для ускоренного социального и экономического развития, именно, в развивающихся странах, От имитации ИТ-импортозамещения в РФ к реальному процессу ;

5. Создание 85 региональных и федерального оператора сети «G-5», ведение операторской деятельности.

6. Создание региональных и федерального оператора промышленного интернет, ведение операторской деятельности (охват предприятий ОПК и создание технологической и маркетинговой базы для вывода их высокотехнологичной продукции на массовые мировые рынки).

7. Создание региональных и федерального оператора интернета вещей, ведение операторской деятельности по предоставлению услуг компаниям ЖКХ и предприятиям сегмента СМБ.

Примечание: все, кроме первого, обозначенные ИТ-мегапроекты неоднократно выполнялись в России и странах мира на рыночных принципах. Для их более детального изучения можно обратиться к публикациям в профессиональных журналах и к российским операторам связи, имеющим опыт выполнения подобных масштабных проектов.


Заключение

Результаты маркетингового планирования работ по выполнению стратегии цифровой трансформации ТЭК РФ (см. часть 1 статьи) позволяют:

• избежать дублирования и скоординировать работы в Минцифра РФ по цифровой трансформации 85 регионов РФ (http://government.ru/news/41617/ ) и в Минэнерго РФ по цифровой трансформации ТЭК РФ;

• сформулировать «Положение о подразделении» для новых функциональных единиц – группах стратегического планирования работ по цифровизации ТЭК РФ с обеспечением информационной безопасности в компаниях технологических лидерах отрасли.
Такие группы, со временем, помогут сформировать дееспособный отраслевой центр по координации и управлению цифровой трансформацией ТЭК РФ, создать отраслевую систему стратегического планирования, которая будет замыкаться на государственную систему стратегического планирования (Указ Президента РФ №633 от 08.11.2021 и рабочие материалы ГД РФ).


Представленный материал является авторским, подготовлен при консультациях с профессионалами связи, маркетологом MBA (MS, LK, IDC, P.T., ITG Forsight), ссылка обязательна.

3 декабря 2021 года

Вернуться в Для тех кому за...

Поделиться

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0