Мининформсвязи условно допустил альтернативных операторов к абонентским линиям
В Мининформсвязи прошла пресс-конференция, посвященная утверждению Правительством России "Правил оказания услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи". Это уже 27-й документ из 35 подзаконных актов, которые необходимо было принять, чтобы закон "О связи", вступивший в силу полтора года назад, наконец-то заработал в полную силу. Заместитель министра информационных технологий и связи Борис Антонюк заявил на пресс-конференции, что в настоящее время в Правительстве уже находится документ по правилам оказания услуг подвижной радиотелефонной связи, а в ближайшее время туда поступят еще два - "Правила оказания услуг передачи данных" и "Правила оказания телематических услуг".
Что касается только что принятого документа, то в нем, помимо всего прочего, содержится весьма интересная норма: оператор-владелец телефонной линии, оказывающий услуги связи, не может отказать своему абоненту в праве подключения к другому оператору, предоставляющему дополнительные услуги. По словам Бориса Антонюка, это положение решает две задачи: во-первых, доступа граждан к новым видам услуг, во-вторых, "недискриминационного доступа альтернативных операторов к построенным сетям связи". В качестве одной из дополнительных услуг замминистра назвал, в частности, ADSL-доступ.
Директор департамента госполитики в области информационных технологий Виталий Слизень пояснил, что в данном случае альтернативный оператор может оказывать любые услуги, в том числе и те, которые уже оказывает основной оператор. Необходимым условием является наличие у абонента действующего договора по оказанию услуг связи с владельцем абонентской линии. В случае его расторжения также должен быть расторгнут и договор с альтернативным оператором, т.к. он не является собственником телефонной линии. Отвечая на вопрос о возможности установки основным оператором заградительных тарифов для альтернативного, Виталий Слизень заявил, что этот вопрос может регулироваться только межоператорским договором, а в случае возникновения спорных моментов посоветовал обращаться в суд. Таким образом, Мининформсвязи и все правительство РФ устранилось от регулирования тарифов на аренду абонентских телефонных линий, принадлежащих признанным операторам. Опыт всех без исключения так называемых цивилизованных стран явно свидетельствует о том, что такой подход совершенно не снимает с повестки дня проблему "недискриминационного доступа альтернативных операторов к построенным сетям связи". Даже в США, где в целях стимулирования строительства оптических абонентских линий отказались от регулирования тарифов на их аренду, цены на медные абонентские линии по-прежнему устанавливаются регулирующим органом. А, например, в ФРГ соответствующие тарифы пересматриваются каждые два года и, как правило, в сторону понижения. Так, с 1 апреля 2005 г. в Германии стоимость ежемесячной аренды абонентской линии снижена с 11,80 до 10,65 евро.
На пресс-конференции представители Мининформсвязи постоянно подчеркивали, что необходимым условием для оказания услуг связи является лицензия. Говоря о недавно построенной "Уралсвязьинформом" NGN в Челябинске, Борис Антонюк сказал, что оператор, в соответствии с имеющейся у него лицензией, может оказывать на этой сети услуги связи вне зависимости от технологии, применяемой при ее построении. Причем при наличии лицензий на иные услуги, например, телерадиовещания или передачи данных, они также могут оказываться на той же сети.
Что касается операторов IP-телефонии, то Виталий Слизень заявил, что их лицензии, являющиеся индивидуальными документами, не могут вступать в противоречие с Постановлениями Правительства, относящимися к "неограниченному кругу лиц", следовательно, должны быть признаны утратившими силу.
Наибольший резонанс по итогам пресс-конференции вызвало заявление о том, что звонки со стационарных телефонов на мобильные должны оплачиваться по внутризоновому тарифу, который, например, в Москве составляет 1,8 руб./мин, а в Подмосковье - 2,25 руб./мин днем и 1,5 руб./мин ночью. Это напрямую следует из "Правил присоединения", где сотовые операторы признаются зоновыми. Более того, в случае принятия Госдумой закона о том, что все входящие вызовы должны стать бесплатными, выстраивается достаточно определенная картина, когда финансовое бремя падает на абонента, совершающего исходящий звонок. В связи с этим директор департамента госполитики обратил внимание журналистов на такое положение "Правил оказания услуг связи", как дополнительный телефонный номер, который абонент может приобретать для выполнения переадресации. Иначе говоря, абонент сотового оператора может приобрести себе "прямой" мобильный номер, звонки на который со стационарных телефонов будут оплачиваться по местным тарифам, а услугу переадресации вызова на федеральный мобильный номер будет оплачивать уже сам вызываемый абонент.
В связи с этим нововведением холдинг "Связьинвест" уже успел выступить со специальным заявлением, в котором данное решение характеризуется как преждевременное. В качестве одной из причин указывается на отсутствие у операторов мобильной связи лицензий на предоставление услуг зоновой телефонной связи.
"В соответствии с законом "О связи", - говорится далее в сообщении "Связьинвеста", - все тарифы на услуги связи должны носить обоснованный характер. Следовательно, операторам фиксированной связи необходимо провести работы по расчету экономически обоснованных тарифов на звонки с фиксированного номера на сотовый. Озвученную стоимость одной минуты разговора считаем экономически необоснованной и завышенной".
В "Связьинвесте" также считают, что установление названного тарифа приведет к перераспределению затрат на услуги связи: уменьшатся расходы у абонентов сотовой связи и возрастут у абонентов фиксированной связи. "Это, в свою очередь, повлечет за собой снижение трафика у операторов фиксированной связи и ускорение процесса оттока абонентов фиксированной связи в сети операторов мобильной связи".
На пресс-конференции в Мининформсвязи были затронуты также вопросы замены кода Москвы с "095" на "495", введения для дальней связи вместо "восьмерки" для междугородного соединения префикса "0", а для международного - "00", а также введения с 2008 г. единого номера "112" для вызова экстренных служб.
Источник:
http://www.telecomforum.ru/vesti/2005/05/26_01.htm
Добавлено спустя 4 минуты 44 секунды:
Б.Д. Антонюк и В.А. Слизень провели пресс-конференцию, посвященную новым Правилам оказания услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной связи
24 мая 2005 года заместитель министра информационных технологий и связи Российской Федерации Б.Д. Антонюк и директор Департамента государственной политики в области ИКТ В.А. Слизень провели пресс-конференцию, посвященную новым Правилам оказания услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной связи, утвержденным Постановлением Правительства РФ №310 от 18.05.05.
Как сообщил Б.Д. Антонюк, новые правила, вступающие в силу с 1 июля 2005 года, регулируют отношения между абонентами и операторами при оказании услуг связи. В отличие от действующих, новые Правила распространяются не только на физических, но и на юридических лиц. Документ построен в соответствии со ст. 44 ФЗ «О связи». В новых Правилах дано описание таких понятий, как код выбора сети телефонной связи, дополнительный абонентский номер, предоставление доступа к сети местной телефонной связи, предоставление возможности доступа к услугам связи, тарифный план, на которых строится большинство норм, изложенных в документе.
Новый документ, в отличие от действующих Правил, исключает принцип использования типового заявления и формы типового договора о предоставлении услуг телефонной связи. Вместо этого Правилами устанавливаются обязательные положения, которые должны присутствовать в договоре об оказании услуг телефонной связи, заключаемом в письменном виде.
Впервые в договорную практику при оказании услуг связи введено понятие договора, заключение которого осуществляется путем совершения конклюдентных действий. Такой договор имеет срочный характер и заключается при оказании разовых услуг телефонной связи.
Правила также регулируют отношения операторов, предоставляющих различные услуги путем использования одной и той же абонентской линии (например, при использовании абонентом ADSL-соединения).
Нормы данного документа, как и нормы Правил присоединения сетей, направлены, в том числе, на либерализацию рынка дальней связи.
Оператор, получивший лицензию на внутризоновую, междугородную и международную связь, обязан в срок, не превышающий 1 месяц с момента получения им кода выбора сети, опубликовать информацию об этом в СМИ. При этом, если лицензия касается предоставления услуг междугородной и международной связи, информация об этом должна быть размещена в СМИ всех субъектов Российской Федерации.
Как подчеркнул Б.Д. Антонюк, новые Правила устанавливают механизм реализации нормы ФЗ «О связи» в части выбора физическими лицами системы оплаты услуг местной телефонной связи.
В случае, когда абонент-гражданин вступает во владение жилым помещением, где установлен телефон, стоимость предоставления доступа к местной телефонной сети, согласно новым Правилам, равна размеру месячной абонентской платы.
Правилами установлена норма о том, что автоматические телефонные соединения продолжительностью менее 6 секунд не оплачиваются.
Также Правилами вводится требование к карте оплаты услуг телефонной связи, касающееся размещаемой на карте информации; установлена норма, согласно которой абонент, в случае авансового платежа, имеет право обратиться к оператору за возвратом денежных средств за неиспользованные услуги связи, а оператор обязан вернуть такие средства.
Правилами регламентируется структура счета, выставляемого абоненту за оказанные услуги связи. Кроме того, в договоре абонент должен определиться с формой и адресом доставки счета.
Адрес в Интернете:
http://www.minsvyaz.ru/site.shtml?id=4&n_id=2632