Сообщение:#44 Erlang » Вт 11 апр, 2006 10:13 »
Таксофоны в условиях естественного отбора: выживут сельские и мультисервисные
Массовое распространение сотовых телефонов в России привело ко многим изменениям в самых разных сферах жизни. В том числе – к "сжатию" сегмента таксофонной связи. Телефон-автомат – этот привычный раньше атрибут городского пейзажа – становится все менее нужным. Шансы остались только у сельских таксофонов и мультимедийных аппаратов, которые умеют гораздо больше, чем просто позвонить.
Первые таксофоны появились в России в 1903 году. Чуть меньше ста лет они оставались единственной возможностью совершить звонок, что называется, "с улицы". Но после появления мобильных телефонов это преимущество постепенно было утрачено. В Москве, например, где проникновение сотовой связи, как известно, составляет более 100 проц, таксофонами пользуются не часто, и в основном – приезжие, хотя и они тоже подчас предпочитают мобильную связь. "Это можно определить даже визуально, - говорит аналитик iKS-Consulting Константин Анкилов. – Вспомните, раньше к таксофонам стояли очереди, а сейчас – наоборот, можно наблюдать длинные очереди синих аппаратов, которыми редко кто пользуется. Когда появилась сотовая связь, она не убила, конечно, таксофонную связь, но поставила под сомнение необходимость ее существования в тех районах, где хорошо развиты телекоммуникации".
Снижение популярности таксофонной связи доказывает и статистика Министерства информационных технологий и связи России. Данные по доходам от таксофонных соединений Мининформсвязи начало публиковать в 2003 г. Доходы в этой сфере упали в 2004 г по сравнению с 2003 г на 21 проц, а за 9 месяцев 2005 г по сравнению с 9 месяцами 2004 г – уже на 30 проц.
"Таксофоны и сотовая связь – это реальный пример конкуренции услуг, - считает К.Анкилов. – Средний ежемесячный доход на одного сотового абонента в России сейчас составляет примерно 9 долл, или 250 руб, а таксофонная карта стоит около 60 руб, то есть около 25 проц от того, что тратит абонент сотовой связи в месяц. Какой смысл покупать такую карту ради одного звонка, например?". Хотя, по мнению аналитика, в той или иной степени таксофонные услуги будут востребованы, в частности, в тех районах, где нет ни сотовой, ни развитой проводной связи. "В таких местах таксофон просто необходим, это единственное средство связи", – подчеркнул он.
Представители ОАО "Московская городская телефонная сеть" (MGTS) /МГТС/ в том, что таксофоны будут нужны еще долгое время, абсолютно уверены. "Таксофон нужен при любом уровне развития мобильной связи, беспроводного доступа в Интернет и прочих технологичных сервисов, - сказал представитель пресс-службы компании. - Во-первых, он играет социальную роль: МГТС сохраняет необходимое количество таксофонов в "спальных" районах Москвы, с этих аппаратов можно оперативно вызвать "скорую", пожарных, милицию. Таксофоны на вокзалах и в метро полезны гражданам без мобильных телефонов и приезжим. Во-вторых, необходимость в надежной фиксированной связи может возникнуть в любой момент". В пресс-службе привели пример: когда в экстренных ситуациях сети мобильной связи перегружены, на помощь приходит проводная связь, в том числе таксофонная.
Развитие таксофонной связи в России поддерживается на государственном уровне. Во-первых, таким образом решается проблема телефонизации страны, которая, как известно, завершится к 2008 г. Таксофоны устанавливаются в рамках оказания универсальных услуг связи. Согласно закону "О связи", к универсальным услугам относятся услуги телефонной связи с использованием таксофонов. В каждом поселении должен быть установлен таксофон с обеспечением бесплатного доступа к экстренным службам, а время, в течение которого пользователь достигает таксофона без использования транспорта, не должно превышать один час. Понятно, что таксофоны в рамках этой программы будут установлены в основном в селах и отдаленных районах и будут, скорее всего, выполнять единственную /свою прямую/ функцию – предоставлять возможность совершения телефонных звонков.
Во-вторых, в России с 2004 г действует правительственная "Программа развития и применения Единой таксофонной карты России". В рамках этой программы на всей территории России внедряется единая таксофонная карта /ЕТК/, а также модернизируются устаревшие и устанавливаются новые таксофоны. В программе участвуют межрегиональные компании связи /МРК/, входящие в ОАО "Связьинвест", а координатором проекта является ОАО "Национальная таксофонная сеть" /НТС/, специально созданное для реализации программы.
В своем недавнем сообщении НТС подчеркивало, что первый этап осуществления программы проходил в условиях разобщенности операторов таксофонных сетей, многообразия тарифов, низкой доступности услуг дальней связи с таксофонов. Кроме того, выпускалось множество видов таксофонных карт. Действительно, в последнее время филиалы МРК один за другим сообщают о выводе из обращения старых таксофонных карт и начале выпуска единой телефонной карты /ЕТК/. До конца первого квартала 2006 г ЕТК должны принимать все таксофоны, установленные на сетях "Связьинвеста". К концу 2006 г планируется вывести из обращения все местные карты, и с начала 2007 года на таксофонных сетях операторов ОАО "Связьинвест" будут приниматься только ЕТК. К тому времени на сетях "Связьинвеста" будет установлено около 70 тыс таксофонов.
Как пояснили ПРАЙМ-ТАСС в "Национальной таксофонной сети", по данным НТС, к концу 2006 г таксофоны, принимающие ЕТК, будут составлять более 90 проц от всего числа таксофонов на территории России. В эти 90 проц, как выяснилось, не входят таксофоны МГТС.
Сейчас на сети МГТС 8 тыс таксофонов. В Москву, как известно, приезжает большое число туристов, командированных сотрудников и граждан в поисках заработка. Невозможность использования ЕТК на сети МГТС, таким образом, может повлиять на популярность единой таксофонной карты. Впрочем, в НТС уверены, что интеграция с МГТС – это вопрос времени. "Действительно, в настоящее время единая таксофонная карта России не принимается на сети МГТС, – сказала начальник отдела рекламы и PR ОАО "Национальная Таксофонная Сеть" Алена Кондратьева. - Это связано главным образом с техническими сложностями "стыковки" таксофонного оборудования МГТС и таксофонного оборудования сети ЕТК. К настоящему времени между НТС и МГТС достигнуто принципиальное соглашение о возможности приема ЕТК в таксофонах МГТС, а испанская компания Siemens Elasa разработала решение для обеспечения приема карт ЕТК в таксофонах МГТС. Таким образом, в перспективе ожидается решение данного вопроса".
В МГТС этот вопрос прокомментировали следующим образом: "Таксофоны МГТС готовы к приему ЕТК. Если будет экономическая целесообразность, мы будем ее принимать. До настоящего времени отсутствовала система взаиморасчетов по этой карте".
По мнению аналитиков, несмотря даже на господдержку, популярность таксофонов будет падать и дальше, но этот процесс можно серьезно затормозить, а то и приостановить, благодаря внедрению на таксофонной сети новых услуг.
"Таксофонная связь – услуга нишевая, и она будет востребована, если таксофоны будут мультисервисными", - считает аналитик iKS-Consulting Татьяна Толмачева. Мультисервисность, по ее мнению – будущее таксофонов, тем более что на этом можно заработать дополнительные деньги, что и использует активно МГТС.
Сейчас с таксофонов этого оператора абонентам предлагаются такие дополнительные услуги, как доступ к платформам дозвона на федеральные номера операторов сотовой связи, доступ к справочно-информационным службам, отправка SMS и E-mail сообщений. Кроме того, на устройствах МГТС реализована услуга, позволяющая после прослушивания рекламы сделать бесплатный короткий звонок на любой городской номер. Еще МГТС предоставляет для крупных компаний новую возможность - дополнительную информационную рекламу на таксофонах, и осуществление бесплатных звонков на телефоны своих справочных служб с таксофонов МГТС. Специалисты МГТС также реализовали такую услугу, как звонок на таксофон, но, как говорят представители пресс-службы, она не была востребована, поэтому в настоящее время не оказывается.
Что касается ЕТК, то на сети единой таксофонной карты реализованы оказание информационных услуг, отправка SMS, предоставление доступа в Интернет по технологии Wi-Fi с использованием таксофонов. Правда, эти услуги пока внедрены только в Санкт-Петербурге – с таксофонов ЗАО "Санкт-Петербургские таксофоны".
Привлекательность таксофонов для пользователей повышается еще и тем, что на большинстве сетей внедряется ЕТК: карточку можно будет использовать практически везде. А если по ней можно будет совершать междугородные звонки по более низким тарифам, чем в сетях сотовых операторов, то именно эта услуга действительно приведет к повышению популярности таксофонов. Сейчас на сети ЕТК все аппараты имеют возможность оказывать услуги междугородной и международной связи, а в сети МГТС – 7 тыс аппаратов из 8 тыс.
"На рост популярности таксофонов будет влиять, прежде всего, маркетинг, - говорит Т.Толмачева. – Ведь об этих новых услугах практически никто ничего не знает! Компаниям надо формировать спрос на эти услуги".
"Клиентов надо научить ими пользоваться, - согласен с ней К.Анкилов. – Кто, например, знал о такой услуге, как звонок на таксофон? В результате она оказалась невостребованной".
Аналитики считают, что если рекламная кампания будет достаточно широкой, все эти новые услуги могут стать интересными широкой публике.
Есть еще один резерв повышения популярности таксофонов. Таксофоны – вещь нужная и полезная, когда они принимают монетки. Ведь даже в большом городе бывает всякое: сядет батарейка в сотовом телефоне или что-то случится с мобильной связью, и тогда очень кстати будет возможность позвонить по таксофону, опустив в него монетку. Карточку за 100 рублей, конечно, покупать жалко – для одного-то звонка, а мелочь всегда найдется.
Только вот мало осталось таких таксофонов – в сети МГТС всего 500. А жаль.
07.04.2006 13:57
© 1996-2006 ПРАЙМ-ТАСС