Интервью агентству "Интерфакс" заместителя генерального директора ОАО "Связьинвест" по экономике и финансам Константина Беляева
В России более 38 млн человек пользуются фиксированными телефонами. На сегодня около 88% российского рынка контролирует государственный холдинг "Связьинвест". Тарифы на услуги местной связи (абонентская плата и предоставление доступа) компаний, входящих в "Связьинвест", подлежат государственному регулированию, так как они занимают доминирующее положение на сети общего пользования во всех регионах.
Ежегодно межрегиональные компании (МРК), входящие в "Связьинвест", направляют в ФСТ свои предложения и обоснования на повышение тарифов на местную связь. В 2004 году повышение тарифов составило примерно 20-30%.
Пока оказание услуг местной связи нерентабельно и их приходится субсидировать за счет высоких тарифов на дальнюю связь. И к 2006 году планируется довести тарифы до уровня экономически обоснованных затрат (примерно 280 рублей). Сейчас средний тариф на местную связь в России составляет в среднем по стране на сельских и городских телефонных сетях для населения 160,5 рублей (с НДС) и для организаций - 217,3 рублей (без НДС).
Вместе с тем, на IX Петербургском международном форуме генеральный директор "Связьинвеста" Валерий Яшин заявил, что холдинг не будет в текущем году обращаться к ФСТ с просьбой повысить тарифы на местную связь. "Мы вообще не планируем подавать заявку на повышение тарифов. Хватит зарабатывать на бабушках. Мы будем зарабатывать на нерегулируемых услугах", - сказал он. Это заявление вызвало много вопросов как у бизнес-сообщества, так и у абонентов.
В интервью "Интерфаксу" заместитель гендиректора ОАО "Связьинвест" по экономике и финансам Константин Владимирович Беляев пояснил слова Валерия Яшина и рассказал о планах по изменению тарифной политики в компаниях холдинга.
- Константин Владимирович, что подразумевал Валерий Яшин, когда говорил "не планируем подавать заявку на повышение тарифов" и "хватит зарабатывать на бабушках"?
- Когда Валерий Николаевич делал это заявление, у нас еще была надежда, что правительство РФ в самое ближайшее время примет постановление "О государственном регулировании тарифов на услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи". Именно этот документ открывает для компаний "Связьинвеста" возможность перехода к введению различных тарифных планов на услуги местной связи и позволяет уйти от практики обращения в Федеральную службу по тарифам (ФСТ) России с просьбой о повышении тарифов.
Однако, как выяснилось, столь ожидаемое нами постановление правительства еще не согласовано со всеми заинтересованными ведомствами (в частности, Минфином), и в ближайшее время оно вряд ли будет принято. Поэтому нам ничего не остается, как опять подавать документы на повышение тарифов в ФСТ и работать на базе действующего законодательства в области регулирования тарифов.
- Какие тарифные планы разрабатывает "Связьинвест"? Сколько их будет? Будут ли они едины для всех МРК или в каждом регионе будут свои?
- Как только постановление правительства "О государственном регулировании тарифов на услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи" вступит в силу, наши операторы направят в Федеральную службу по тарифам свои предложения по тарифным планам. При разработке пакетов тарифов межрегиональные компании, конечно, будут руководствоваться как экономическими критериями, так и особенностями региональными и производственными.
- Что позволят тарифные планы "Связьинвесту": разгрузить сеть, повысить доходы?
- Как вы знаете, применение разнообразных тарифных планов - это общемировая практика, одно из мощных средств повышения лояльности клиентов и роста доходов оператора. И она показала свою эффективность в России, в частности у компаний сотовой связи.
Главное преимущество введения тарифных планов, прежде всего, - это удобство для потребителей: мы сможем предоставить абонентам те услуги, которые им нужны и за которые они готовы платить. Кому-то необходим минимальный набор телекоммуникационных сервисов, кто-то выберет расширенный пакет услуг. Кроме того, введение тарифных планов позволит отчасти решить и проблему с перегруженностью сети, поскольку найдется немало пользователей, которые в силу выгодности предложения предпочтут пользоваться телефоном в часы наименьшей нагрузки (вечер, ночь, раннее утро).
При этом, мы, безусловно, понимаем уровень социальной ответственности "Связьинвеста" перед государством, и часть тарифных пакетов планировали разработать для социально незащищенных абонентов. Эти тарифные предложения будут регулироваться Федеральной службой по тарифам. Соответственно дешевые тарифные пакеты не будут рассчитаны на предоставление избыточного объема трафика и широкого перечня услуг. Более обеспеченные группы клиентов смогут выбрать тарифные пакеты с иным набором сервисов. Так мы видим свое будущее в области тарифообразования.
- Сколько межрегиональных компаний уже направили свои заявки в ФСТ на повышение тарифов?
- В настоящее время три МРК направили свои заявки в ФСТ на индексацию тарифов. Остальные компании находятся в процессе подготовки пакета документов.
- На сколько в среднем операторы связи планируют увеличить тарифы в этом году)?
- В среднем МРК просят увеличить тарифы на регулируемые услуги местной телефонной связи в пределах 20%.
- Федеральная служба по тарифам ранее заявляла, что тарифы в этом году могут быть повышены на 11% для населения и на 6% - для организаций. Это практически ниже реальной инфляции в стране. Достаточно ли этого, чтобы к концу 2006 года довести тарифы до уровня экономически обоснованных затрат?
- Полагаем, что речь идет о среднем повышении тарифов по "корзине" регулируемых государством услуг (доступ к сети, местная и междугородная связь). Нельзя забывать и о среднегодовом индексе изменения тарифов, поскольку тарифы вводятся не с начала года, а во второй его половине. Если говорить только о тарифах на местную связь, то все же необходимо помнить, что доведение тарифов на местную связь до уровня экономически обоснованных затрат является залогом нормального функционирования сети фиксированной связи и работы операторов.
- Предлагают ли в этом году МРК свои расчеты для установления у них повременной оплаты звонков? В скольких регионах?
- В настоящее время компанией "Центртелеком" готовится пакет документов по индексации ранее утвержденных тарифов при повременной системе оплаты звонков. Параллельно будут представлены на утверждение тарифы для введения повременки в Брянской, Калужской, Курской, Липецкой, Орловской, Рязанской, Тамбовской и Тверской областях. Остальные компании в данный момент с предложениями о введении повременной системы оплаты звонков не выходят.
- В Сибири есть несколько городов, где введена повременная оплата звонков. Насколько себя оправдывает система повременной оплаты в этих городах?
- Действительно ОАО "Сибирьтелеком" в шести филиалах предоставляет повременные услуги местной телефонной связи. Повременка успешно и довольно давно действует в Красноярске и Томске. Постоянная составляющая (абонплата - ИФ) в этих городах 100 руб. и переменная - 14 коп. за минуту разговора. Кроме того, данная система оплаты применяется в Кемерово и Новокузнецке (соответственно: 95 руб. - абонплата плюс 14 коп. - минута) и 15 районных центрах Алтайского края (95 руб. плюс 10 коп. за минуту).
- Удобно ли компаниям повышать тарифы только один раз в году?
- Вопрос о периоде регулирования решается не операторами связи, а Федеральной службой по тарифам. Сейчас периодом регулирования является один год. Нас вполне устраивает эта ситуация, поскольку процесс установления тарифов является длительным.
- На сколько могут в этом году снизятся тарифы на дальнюю связь?
- Мы рассчитываем, что в 2005 году тарифы на междугородную связь будут снижены на 5-10%. Однако, хочется отметить, что даже без физического снижения тарифы ежегодно "теряют в весе" порядке 10% за счет инфляции.
07.07.2005, Интерфакс