Екатерина Невская
ПРАЙМ-ТАСС, 24 ноября. Междугородная и международная связь по карточкам IP-телефонии стала для многих приятной альтернативой выходу на "межгород" через "восьмерку". Однако скоро компаниям, предоставляющим услуги IP-телефонии по карточкам, придется столкнуться с новыми для них трудностями.
Сегодня объем рынка и число провайдеров услуг IP-телефонии в России, по мнению ряда экспертов, оценить трудно. По словам технического директора компании АСВТ Сергея Мишенкова, "в России работают сотни, если не тысячи провайдеров IP-телефонии и доступа в Интернет. Некоторые предоставляют свою услугу по карточкам, некоторые используют домовые сети и системы, подобные Skype. Существует и большой "теневой" рынок IP-телефонии".
Константин Кутенков из "Зебры Телеком" говорит, что в 2004 г объем рынка предоплаченных карт в Москве составил 40 млн долл, причем в 2005-2006 гг какого-то значительного роста этого рынка не ожидается. "Оценок российского рынка IP-телефонии по картам не существует, но, я думаю, что российский рынок – это по объему два московских", - подчеркнул директор по маркетингу компании "Зебра Телеком" Константин Кутенков. Среди крупных игроков на этом рынке эксперты называют компанию "Зебра Телеком", ОАО "Центральный Телеграф" (CNTL), "Манго Телеком", ТАРИО, "Матрикс Телеком", "Арктел".
Популярность услуг карточной IP-телефонии понятна. "На сегодняшний день "карточные" тарифы в 2-3 раза ниже тарифов Ростелекома, по отдельным направлениям эта разница еще более существенна", - считает К.Кутенков.
Но теперь наступают новые времена.
Во-первых, с 1 января 2006 г "Ростелеком" перестанет быть монополистом в области традиционной дальней связи. Правда, о планах предоставлять услуги междугородной и международной связи с начала следующего года объявил пока только "Межрегиональный ТранзитТелеком", но с течением времени к нему прибавятся и другие операторы. По мнению заместителя министра информационных технологий и связи Бориса Антонюка, к концу 2006 г в России могут фактически работать 3-4 альтернативных оператора дальней телефонной связи. Это приведет к тому, что тарифы на дальнюю связь будут снижаться и вполне могут составить конкуренцию низким тарифам IP-телефонистов. Тогда главное преимущество таких компаний исчезнет, а неудобства вроде долгого набора номера и некачественной связи останутся.
Во-вторых, в феврале 2005 г правительство РФ утвердило перечень услуг связи, вносимых в лицензии, и перечень лицензионных условий. В том числе в этом перечне в качестве услуги связи, на которую необходимо получать лицензии, появилась услуга связи по передаче голосовой информации в сети передачи данных - то есть, этой самой IP-телефонии. Одно из основных условий осуществления деятельности в области оказания услуг связи по передаче голосовой информации в сети передачи данных, согласно перечню, - это "обеспечение предоставления абоненту соединений по сети передачи данных лицензиата с использованием пользовательского /оконечного/ оборудования для передачи голосовой информации ". Проще говоря, оператору связи, использующему IP-каналы для предоставления услуг голосовой связи, нужно устанавливать своим абонентам специальные IP-телефоны.
К чему это может привести? Рынок карточной IP-телефонии - это массовый рынок, рассчитанный на то, что этим предложением может воспользоваться практически любой желающий, купивший карточку и получивший доступ к телефону. Телефоны, поддерживающие IP, встречаются крайне редко, в основном в различных организациях. В начале 2005 года, после выхода утвержденного перечня, представители Мининформсвязи говорили о том, что санкции к операторам, не получившим соответствующие лицензии, сразу применяться не будут: должен пройти какой-то период времени, за который операторы смогут получить соответствующие лицензии и начать работать в новых условиях. Теоретически этот период к концу 2005 г должен закончиться.
В этих условиях вариантов действий для "карточных" операторов IP-телефонии немного. Первый – все же использовать IP-телефоны. Тогда круг клиентов сузится до корпоративных пользователей и сравнительно небольшого числа частных абонентов. Второй вариант – использовать для осуществления исходящего звонка и приема входящего звонка инфраструктуру местных операторов фиксированной связи, заключая с ними контракты и отчисляя часть средств.
Есть и другие варианты развития событий для компаний.
Как говорит Сергей Беловолов из компании ТАРИО, "часть IP-операторов будет вынуждена свернуть свой бизнес, некоторые продолжат работу исключительно в рамках своих лицензий и будут оказывать услуги телематических служб".
Для самых небольших компаний есть еще путь - "увести" свой бизнес в теневой сектор, "что в случае IP-технологий относительно просто", - подчеркивает Сергей Мишенков из АСВТ. А дальше все зависит от того, насколько эффективно будет действовать Россвязьнадзор и насколько хорошо от надзорных органов будут "прятаться" нарушающие законодательство операторы. Например, большинство маленьких компаний контролировать очень трудно – они просто не попадают в поле зрения регулирующих органов.
Для крупных компаний, предоставляющих услуги карточной IP-телефонии, аналитик iKS-Consulting Константин Анкилов видит два пути дальнейшего развития. Во-первых, компания может стать агентом оператора дальней связи, как это уже сделала компания "Зебра Телеком", которая заключила с "Межрегиональным ТранзитТелекомом" агентское соглашение о продаже услуг междугородной и международной связи МТТ. Во-вторых, компания может попытаться сама получить лицензию на дальнюю связь. Но в этом случае оператору связи потребуется немало денежных средств для того, чтобы предоставлять услуги междугородной и международной связи во всех регионах России, как это требуют условия лицензии.
В целом, специалисты считают, что российское законодательство в этой области постепенно приходит в соответствие с ситуацией на рынке, хотя регулировать работу IP-телефонных операторов очень непросто. "Все более широкое использование IP-технологий в сетях операторов связи, по существу, ломает организационно-технические устои системы связи в целом. Если в традиционной связи существует четкая иерархия местной, зоновой, междугородней и международной связи, то Интернет – это "облако", в котором на логическом уровне взаимодействие устанавливается напрямую, а фактически, пакеты движутся по непредсказуемым многовариантным траекториям", - говорит Сергей Мишенков из АСВТ. Ситуация не урегулирована до сих пор. "Подавляющее большинство операторов IP-телефонии должны ждать введения в действие подзаконных нормативных актов, которые четко определяют правила игры на рынке дальней связи", - подчеркивает представитель "Зебры Телеком" Константин Кутенков.
Раньше создать карточный бизнес было очень легко – компании просто пользовались несостыковкой в нормативных актах, теперь предоставлять такие услуги в соответствии с законом гораздо сложнее.
Многие участники рынка ожидают, что IP-телефонией всерьез займутся крупные операторы фиксированной связи и сотовые компании. Они будут предоставлять целый пакет услуг – и телефонную связь, причем как традиционную, так и по IP, и доступ в Интернет, и телевидение. Причем, если говорить о телефонии, абонент даже не всегда будет знать, через какие каналы проходит звонок – традиционные или IP, так как качество IP-связи при желании и технических возможностях оператора может быть сравнимо с качеством связи "через восьмерку". Говорят, что многие операторы уже сегодня "гонят" трафик по IP, не сообщая об этом абоненту.
Многие IP-операторы уже сейчас ищут другие технологии для развития своих услуг. В будущем конкуренцию картам могут составить программные продукты, предназначенные для организации связи "компьютер-компьютер" или "компьютер-телефон". По словам Константина Кутенкова из "Зебры Телком", целый ряд операторов связи ведет работы в этом направлении. В том числе и "Зебра Телеком". С декабря 2005 г компания начинает распространять программный продукт ZebraSoftPhone, предназначенный для звонков с персонального компьютера на телефон. Программа будет распространяться абсолютно бесплатно на сайте компании, ZebraSoftPhone будет использовать карты "Зебра Телеком" как платежное средство. Стоимость звонков с использованием ZebraSoftPhone будет даже ниже, чем по картам с использованием традиционной процедуры доступа к услугам.
Эксперты телекоммуникационного рынка пока что затрудняются сказать, какие именно последствия ждут российский рынок карточной IP-телефонии. Все сходятся на том, что число компаний сократится, но как сильно – никто предсказать не может. Некоторые даже говорят о таком варианте, что на рынке останется 4-5 крупных операторов, но на потребителей это вряд ли сильно повлияет. Впрочем, ждать каких-то изменений на этом рынке прямо завтра не стоит: период привыкания к новым правилам работы продолжается.
24.11.2005 17:06