Антимонопольное ведомство намерено внести коррективы в новый закон "О связи", чтобы распространить свой контроль и на альтернативных операторов связи
На прошлой неделе замминистра по антимонопольной политике Анатолий Голомолзин выступил с заявлением, что в закон "О связи" необходимо внести некоторые корректировки. В министерстве полагают, что в редакции, одобренной президентом летом этого года, не прописано определение естественно-монопольной деятельности в этой отрасли. Кроме того, предлагается расширить список регулируемых тарифов. По словам участников рынка, действия МАП направлены, прежде всего, на усиление контроля за деятельностью альтернативных операторов связи. Впрочем, у последних еще остается шанс отстоять свою независимость: сейчас создана рабочая группа с участием представителей коммерческих компаний, которая будет заниматься разработкой подзаконных актов, уточняющих принятую редакцию закона "О связи".
Из нового закона "О связи" необходимо исключить определение "оператор, имеющий существенное положение на рынке услуг связи", об этом заявил на состоявшемся на прошлой неделе форуме "Телекоммуникации и правовая основа регулирования отрасли" заместитель министра по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства Анатолий Голомолзин. Недовольство МАП вызвано тем, что в новой редакции закона в качестве критерия, по которому определяется субъект регулирования, используется жесткий параметр: компания должна обладать не менее чем 25% емкости сети или иметь возможность пропускать не менее 25% сетевого трафика. Г-н Голомолзин считает, что данное понятие является завуалированным определением монополиста услуг связи, что "не всегда соответствует действительности", так как множество компаний попадают под данное определение только по техническим параметрам, не обладая при этом реальным влиянием на рынке услуг связи. Министерство предлагает собственные методики определения компаний, деятельность которых подлежит госрегулированию, - сейчас это определяется путем сравнения нескольких факторов в рыночном положении компании. По уверениям замминистра, такие подходы все больше применяются и в европейском антимонопольном законодательстве. "Компании-монополисты нужно определять как "субъекты естественной монополии", - считает г-н Голомолзин.
Тем временем аналитики отмечают, что заявления МАП могут быть связаны с желанием ведомства расширить контроль за деятельностью альтернативных операторов, часть услуг которых пока не регулируется государственными органами. Современные критерии регулирования, заложенные в новой редакции закона "О связи", в целом удовлетворяют альтернативных операторов связи: часто они не владеют инфраструктурой, а арендуют ее и, соответственно, по формальному признаку не попадают под "жесткую руку" антимонопольного ведомства. "Если же критерием для применения тарифного регулирования станут доходы, то пострадают альтернативщики, поскольку многие из них попадут под тарифное регулирование", - сказала RBC daily аналитик ИГ "АТОН" Надежда Голубева.
Мотивация МАП вполне понятна: если до 2002 г. основные доходы были сосредоточены у традиционных операторов, деятельность и тарифы которых находятся под неусыпным контролем МАП, то теперь более 50% доходов российской связи получают альтернативные операторы связи, которые пока ведомством регулируются слабо. Чтобы усилить контроль, МАП предлагает расширить список регулируемых тарифов: помимо существующих сейчас абонентской и повременной платы за услуги связи, в ведомстве полагают необходимым ввести такие тарифы, как плата за аренду линии и эксплуатацию оборудования связи. Надо сказать, что это уже не первая попытка министерства взять под контроль работу альтернативных операторов: в 2000 г. чиновники уже заявляли о необходимости расширить реестр монополистов и регулируемых тарифов, а в перспективе свести тарифы альтернативных и традиционных операторов к единому уровню. В дискуссиях, продолжавшихся более трех лет, антимонопольщикам не удалось доказать необходимость таких мер другим ведомствам и участникам рынка.
Впрочем, традиционные операторы не видят в предложениях МАП ничего плохого. "У нас сложились нормальные взаимоотношения с МАП. На сегодня лишь 3-5% наших доходов приходится на нерегулируемые виды деятельности, остальное приходится на уже регулируемые услуги телефонной связи, - заявил RBC daily заместитель генерального директора "ЦентрТелеком" Сергей Приданцев. - В наших планах - увеличить долю нерегулируемых услуг до 30%, но, думаю, поправки, предлагаемые МАП, не будут вредить нашим доходам. Наоборот, мы смотрим на процесс доработки закона "О связи" с оптимизмом - в условиях, когда у всех будут одинаковые и прозрачные условия, число наших клиентов будет только расти".
Новый закон "О связи" вступает в силу с 1 января 2004 г., однако сейчас идет работа по корректировке ряда его положений. По словам Анатолия Голомолзина, в законе существует большое количество норм, отсылающих к подзаконным актам, которые, несмотря на то что до вступления в силу закона "О связи" осталось несколько месяцев, до сих пор не готовы. "Такая ситуация не способствует созданию ясности в отрасли связи", подчеркивает г-н Голомолзин. "Сейчас предстоит подготовить еще порядка 50 подзаконных актов, уточняющих новую редакцию закона о связи", - подтвердил Сергей Приданцев. Этим занимается специальная рабочая группа из представителей министерств и ведомств, участников рынка. "Закон о связи является наиболее разумным на сегодняшний день компромиссом, но именно поэтому в ряде случаев содержит внутри себя проблемные вопросы, - отметил в беседе с корреспондентом RBC daily директор по развитию компании "Коминфо Консалтинг" Евгений Соломатин. - В ходе подготовки закона ряд положений был сформулирован в достаточно общем виде, который устроил почти все заинтересованные стороны. Принятие правительственных документов, регламентирующих, детализирующих и конкретизирующих ряд таких положений, запланировано на ближайшее время". Впрочем, по его прогнозам, серьезных изменений в законе из-за требований МАП не произойдет. "Проблемы, затронутые Голомолзиным, имеют место быть, но могут быть решены без изменения общей концепции", - полагает г-н Соломатин.
Михаил Смирнов, 06.10.2003
Источник публикации
РБК