а интерьвью Антонюка вот:
"Недовольны только те, кто привык ловить рыбку в мутной воде"...
Замминистра информационных технологий и связи Борис Антонюк.
Совет Федерации пытается пересмотреть существующий закон "О связи". Сенаторы обнародовали на прошлой неделе концепцию развития рынка связи, кардинально меняющую его структуру и содержание регулирования. О ситуации с принятием документов, без которых телекоммуникационный рынок не развивается вот уже полгода, рассказал заместитель министра информационных технологий и связи Борис Антонюк.
Интернет деревне не нужен
- Вокруг необходимости введения универсальной услуги - минимально гарантированного государством набора услуг связи для населения - телефонной связь через таксофон и доступа в Интернет - до сих пор продолжается полемика...
- В процессе либерализации рынка связи, какую страну не возьмите, обеспечение социального права граждан по доступу к информационным ресурсам осуществляется именно через механизм универсального обслуживания. В разных странах он не одинаков. Мы пошли по пути реализации универсальной услуги через обеспечение телефонной связью (установка таксофонов) населенных пунктов, где она вообще отсутствует.
- А как же обеспечение доступа в Интернет в населенных пунктах численностью более 500 человек? Кстати, почему выбран именно этот критерий?
- Это населенные пункты, где есть почтовые отделения, сельсовет, школа, то есть инфраструктура, которая дает хоть какую-то гарантию, что услуга доступа в Интернет будет востребована. Мы понимаем, что устанавливать пункт коллективного доступа в Интернет в деревне, где живет 15 человек, на данном этапе бессмысленно. Наверное, мы придем к тому, что и там будет доступ во Всемирную сеть, но сегодня мы должны решить главную проблему - обеспечить телефонной связью населенные пункты, где ее вообще нет. Сегодня 45 тысяч таких пунктов по всей стране. Но большая часть из них - с количеством жителей менее 250 человек.
- Холдинг "Связьинвест" не перестает говорить, что телефонизация села и отдаленных районов - занятие убыточное.
- Это так. Еще с советских времен существует перекрестное субсидирование, за счет которого покрывается часть убытков. Мы считаем, что с принятием закона в течение 2-3 лет проблема перекрестного субсидирования будет полностью ликвидирована. А в отдаленные территории придут и фиксированная связь, и сотовая, и спутниковая.
- И тогда тарифы на обычный телефон сравняются с тарифами на сотовую связь и людям придется платить, как в Европе, по 20-30 долларов в месяц.
- Едва ли это будут такие большие цифры. Сегодня среднемесячный доход на одного абонента сотовых операторов в среднем по России составляет около 11 долларов. Значит, именно эта сумма востребована на рынке, экономически обоснована. Почему мы держим цены на фиксированную связь ниже экономически обоснованных затрат? Фактически до сих пор Федеральная антимонопольная служба (ФАС. - ГАЗЕТА) тормозила развитие фиксированной связи. Оператор, который обеспечивает работу телефона, сегодня получает около 5 долларов с абонента (линии), а нужно - 8-10. Понятно, что получить вдвое больше сразу нельзя. Платежеспособность населения в сельских районах ниже, чем в городе. Но разрешите межрегиональным компаниям связи конкурировать хотя бы в городах, где уже есть конкуренция. Используйте метод предельного ценообразования в тех районах, где регулирование должно сохраниться, в частности в сельских районах.
"Лицензирование в условиях переходного периода необходимо"
- Ваше министерство обвиняли в желании увеличить количество услуг связи, подлежащих лицензированию.
- На самом деле подлежит лицензированию всего один вид деятельности - услуга связи. Вид деятельности один, но в нем есть направления, которые требуют контроля. В условиях либерального рынка Европы или Америки контролировать все виды деятельности на рынке связи не нужно. Но лицензирование в условиях переходного периода, в котором мы сейчас пребываем, необходимо. Я вас уверяю, что при формальном подходе к наименованию выданных ранее лицензий их перечень был гораздо больше, чем в предлагаемом проекте. Но тогда давать или не давать лицензии и на какую услугу связи, решал чиновник министерства. В новом перечне мы этот процесс формализовали сделали более прозрачным.
- В порядке распределения номерной емкости операторам связи что изменилось?
- Вышло постановление о правилах распределения ресурса нумерации. Из-за его отсутствия, кстати, страдали сотовые операторы. Сейчас мы завершаем разработку перспективного плана нумерации, где приказом Мининформсвязи будет закреплен ресурс нумерации за субъектами Российской Федерации в соответствии с рекомендациями Международного союза электросвязи.
- Речь идет о географическом принципе распределения? Но у нас существует и негеографический - федеральный принцип.
- Разработано две части плана нумерации - географический и негеографический. И там и там нумерация будет выдаваться по одному принципу - рассмотрение заявки в течение 60 дней и выдача в течение 90 дней. Введение в закон конкретных сроков согласований позволяет компании планировать свое развитие. Хотя вопрос с размером госпошлины за выделение номерной емкости пока не решен до конца. Но нам удалось найти юридический выход, который дал возможность операторам продолжать свой бизнес. Даже сейчас - пока этот вопрос не урегулирован - выделение номерной емкости продолжается, а оплатить ее оператор сможет позже.
- Диапазон частот для связи третьего поколения (3G) предусмотрите?
- Пока это лишь модное название нескольких технологий подвижной связи. Может быть, через год появится уже 4G. Но вопрос не в этом. Мы специально не активизировали процесс выдачи лицензий на связь третьего поколения, чтобы рынок определился. Чтобы не загнать его в такую ситуацию, как это произошло в Великобритании, Германии, Италии, где операторы потратили миллиарды долларов на покупку лицензий 3G. Суть связи третьего поколения - добавленные услуги. Но особого спроса на них пока нет. 3G вводили в Германии и полагали, что каждый абонент будет использовать услуги мобильного доступа в Интернет и передачи данных. Но таких там оказалось процентов 10-12. А операторы вложили десятки миллиардов долларов. Так что вопрос с лицензиями на 3G в России будет актуальным не в этом году.
"Никто не собирается сертифицировать факс, телефон или модем"
- В чем особенность нормативных актов, которые должны быть утверждены правительством в ближайшее время?
- Один из важнейших вопросов - упорядочение и прозрачность процедур согласования. Возьмем вопрос присоединения сетей электросвязи и взаимодействия операторов. Мы считаем, что регулированию в отрасли должны подвергаться не цены на конечные услуги связи для абонентов, а тарифы на услуги присоединения и взаимодействия операторов. Целая глава посвящена операторам, занимающим существенное положение на рынке (с долей более 25%) по номерной емкости и пропуску трафика. Присоединение к таким операторам должно носить публичный характер. Если операторская компания присоединила к своей сети дочернюю, условно говоря, по 100 рублей за порт, то альтернативного оператора она обязана присоединить по этой же цене. И должна объявить об этом в течение 60 дней. Это революция во взаимоотношениях между операторами.
- Процесс перехода на добровольную сертификацию для рынка стал неожиданностью.
- В части сертифицирования мы переходим к декларации соответствия производителей. В этом случае сертификации подлежат лишь те виды оборудования, которые влияют на устойчивость и безопасность сетей связи общего пользования. Требования, которые предъявляются к ключевым узлам оборудования, устанавливаемого на сети, является обязательными для сертификации. Но никто не собирается сертифицировать факс, телефон или модем.
- В каких еще документах процесс согласования будет упрощен?
- При получении разрешений на использование радиочастот, при работе операторов в приграничных территориях, в части правил присоединения и взаимодействия операторов и в других документах. Мы решили начать применение принципа "одного окна". Например, до сих пор в стране не было документа, регламентирующего правила при строительстве перехода сетей связи через госграницу. Чтобы, условно говоря, проложить кабель через границу, нужно было получить 46 разрешений от разных ведомств. И здесь будет применен принцип 'одного окна'. Сдаете заявку, а согласованиями занимается чиновник.
"Некому было заниматься разработкой нормативных актов"
- В Совете Федерации звучат мнения, что пока нормативно-правовая база к закону не принята, необходимо вернуться к прежнему его варианту или принять альтернативную концепцию развития рынка связи.
- Две палаты Федерального Собрания высказали свое отношение к закону "О связи", проголосовав за его принятие. То, что отдельные его члены комментируют закон, это их личное дело. Процесс прохождения закона в Госдуме в прошлом году, когда было подано около полутора тысяч поправок, говорито том, что рынок активно участвовал в его подготовке. Если посмотреть на суть претензий, для нас, как для правоустанавливающего органа, они не совсем понятны. В частности, почему идет атака на изъятие из закона глав, касающихся универсальной услуги связи.
- Но если закон так прогрессивен, почему из 35 документов, без которых закон "О связи" не может заработать в полную силу, принято всего четыре?
- Мы идем по тому графику внесения нормативно-правовых актов в правительство, который был утвержден в декабре 2003 года. Время, которое ушло на формирование администрации связи, наложило отпечаток на этот процесс. Просто некому было заниматься разработкой нормативных актов. Основная часть из 35 нормативных актов должна быть внесена в правительство в 3-4 кварталах этого года.
- Оппоненты на ваши новации отвечают: вот и сосредоточило Мининформсвязи в своих руках всю силу административного ресурса.
- Понятно, опять недовольны. Но только те, кто привык ловить рыбку в мутной воде. Мы говорим: "Будет прозрачная система". - "Нет, это не устраивает", - отвечают нам. А что устраивает: житие не по закону, а "по понятиям"? Если брать такой критерий, то недовольные будут всегда. Но мы исходим из того, что министерство должно регулировать отношения на рынке лишь по принципиальным вопросам. Остальное определяет сам рынок, в том числе и конечные тарифы для пользователей. Правда, с одной оговоркой. Социальная нагрузка сейчас, к сожалению, распределена лишь на 30% рынка, то есть на традиционных операторов. А должна быть распределена равномерно на всех игроков.
Павел Мороз
Источник: Источник: "Газета", 19.10.04
http://www.lenizdat.ru/a0/ru/pm1/c.thtml?i=1026185&p=0