Сообщение:#13
Связной (С) » Сб 06 май, 2006 04:23 »
Присоединяющие и присоединяемые. Операторы связи взаиморасчитались по-новому
ПРАЙМ-ТАСС, 5 мая 2006 г
Существенные операторы связи опубликовали в начале апреля цены на пропуск трафика и присоединение к своим сетям. Эти условия не обрадовали альтернативных операторов связи. А вот на доходы самих существенных операторов работа по новым правилам оказала положительное влияние.
Согласно новым нормативным актам, в частности, утвержденным 28 марта 2005 г "Правилам присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия", оператор, занимающий существенное положение в сети связи общего пользования /существенный оператор/, обязан установить для других операторов связи, оказывающих аналогичные услуги, условия присоединения сетей электросвязи и пропуска трафика, причем равные для всех операторов, и предоставить информацию о них. После 1 января 2006 г расчеты за услуги присоединения и пропуска трафика при оказании всех видов услуг телефонной связи носят взаимный характер /то есть альтернативные операторы связи платят существенным, и наоборот/ и состоят из следующих видов платежей: плата за организацию точки присоединения, плата за пользование точкой присоединения, плата за каждую минуту пропущенного трафика.
Цены на услуги пропуска и присоединения, согласно тому же документу, регулируются государством. При этом оператор должен рассчитывать предельные цены на услуги присоединения и пропуска трафика согласно правилам методики расчета экономически обоснованных затрат и нормативной прибыли. Однако, такая методика приказом Мининформсвязи до сих пор не утверждена.
До ее утверждения Россвязьнадзор разрешил существенным операторам устанавливать цены самостоятельно, причем обязал их опубликовать условия присоединения и пропуска трафика до 7 апреля 2006 г, что и было операторами выполнено.
В реестр существенных операторов сейчас включены более 20 компаний электросвязи, в основном это компании, входящие в ОАО "Связьинвест".
Что думают по этому поводу альтернативные операторы?
По мнению заместителя генерального директора – исполнительного директора компании АСВТ Ирины Федуловой, экономические изменения в отношениях с существенными операторами состоят в резком возрастании затрат альтернативных операторов, связанных с присоединением к сети существенного оператора, и в различии цен на присоединение по регионам. "Так, например, в Москве присоединение местного оператора стоит теперь 30 тыс руб, а зонового – 35 тыс руб, в то время, как в Московской области эта сумма втрое меньше /стоимость приведена для скорости передачи данных 64Кбит/с, для сравнения: один поток Е1 – 2Мбит/с, а достаточно крупные операторы используют несколько потоков/, - говорит И.Федулова. - Кроме того, почти в десять раз возросли ежемесячные затраты на обслуживание точек присоединения. Тарифы неоправданно высоки и не выгодны альтернативным операторам, и фактически, существенные операторы этими тарифами сохраняют свое экономическое положение".
Вице-президент "Корбина Телеком" Александр Малис прокомментировал сложившееся положение так: "Существенные операторы попытались в очередной раз воспользоваться монопольным положением и ввести дискриминационные тарифы для альтернативных операторов".
Заместитель генерального директора компании "Зебра Телеком" Сергей Кудрин, напротив, отметил, что расходы на присоединение одного потока Е1 у ряда альтернативных операторов уменьшилась, однако помимо ежемесячной абонентской платы появились платежи за трафик, причем они зависят от того, через какое количество транзитных местных станций проходит трафик. "Кстати, теперь альтернативному оператору выгодно иметь на своей сети много транзитных узлов связи, - говорит он, - так как от их количества может зависеть тариф на услуги завершения вызова для существенного оператора".
Альтернативные операторы, кроме того, считают, что их возможные доходы от пропуска трафика существенных операторов не смогут заметно повлиять на бизнес компаний.
Такая статья доходов альтернативного оператора, как оплата существенным оператором услуг по пропуску его трафика в "альтернативной" сети, по мнению И.Федуловой, может стать существенной, но сегодня возросшие затраты "альтернативщиков" на точки присоединения "съедают" эти доходы, "и никакой выгоды для альтернативного оператора мы не видим".
Альтернативный оператор связи не может компенсировать свои затраты на точки присоединения путем установления более высоких для существенных операторов тарифов за пропуск трафика. Дело в том, что, согласно законодательству, "если оператор связи, не занимающий существенного положения в сети связи общего пользования, установил цены на услуги завершения вызова на свою сеть связи, превышающие цены на аналогичные услуги, оказываемые оператором, занимающим существенное положение в сети связи общего пользования, то последний включает дополнительно в цену на обслуживание соответствующей точки присоединения величину возмещения" /из "Правил государственного регулирования цен на услуги присоединения и услуги по пропуску трафика, оказываемые операторами, занимающими существенное положение в сети связи общего пользования"/.
То есть при установлении "альтернативщиком" более высоких, чем у существенного оператора, цен, "излишки" будут включены в цену обслуживания точки присоединения, и тот доход, который альтернативный оператор сможет получить за пропуск трафика, он автоматически отдаст обратно существенному оператору.
С.Кудрин из "Зебры Телеком" считает, что "реально согласовать тарифы на услуги связи, которые альтернативный оператор будет оказывать существенному, хотя бы на тех же условиях, что и существенный альтернативному, практически невозможно". Это, по мнению альтернативных операторов, связано с жесткой позицией межрегиональных компаний связи, которые согласны работать только на тех условиях, которые им подходят.
К тому же, как добавляет С.Кудрин, объем номерной емкости существенного оператора значительно превышает объем номерной емкости альтернативного, и, как следствие, объем трафика, за который альтернативному оператору придется платить, больше, чем тот, за который он получит доход.
Первые результаты работы по новым правилам взаиморасчетов, похоже, подтверждают эти оценки.
Как показали итоги 1-го квартала 2006 г, доходы межрегиональных компаний связи от услуг присоединения и пропуска трафика существенно выросли.
К настоящему моменту известны итоги работы в 1-м квартале 2006 г ОАО "Дальсвязь" (ESPK), ОАО "Сибирьтелеком" (ENCO), ОАО "Северо-Западный Телеком" (SPTL) и ОАО "ЦентрТелеком" (ESMO).
Доходы "Дальсвязи" от услуг присоединения и пропуска трафика выросли в 1-м квартале 2006 г по сравнению с 1-м кварталом 2005 г более чем в 2 раза до 519,5 млн руб, "Сибирьтелекома" – более чем в 2 раза до 916,6 млн руб, "ЦентрТелекома" – в 2,3 раза до 1,227 млрд руб. Доходы от оказания услуг присоединения и пропуска у этих операторов занимают второе место в структуре доходов /первое – местная телефонная связь/.
"Северо-Западный Телеком" не указал, какие доходы были получены от подобных услуг.
Таким образом, в 1-м квартале произошел значительный рост доходов существенных операторов от услуг присоединения и пропуска трафика, и поскольку с 1 января МРК рассчитывались с операторами связи уже по новым тарифам /хотя они не были опубликованы/, то в том числе на рост доходов повлияли новые тарифы.
Идеология изменений нормативной базы, как подчеркивает И.Федулова, предполагала снижение расходов на присоединение и превращение платы за трафик в основную составляющую расчетов. На деле пока что так не получается, и от этого серьезно страдают экономические показатели именно альтернативных операторов. "Для крупных компаний это не так существенно, - говорит представительница АСВТ, - а вот для небольших операторов может стать фатальным. И, соответственно, если ситуация не изменится, число таких операторов будет уменьшаться".
Вот и получается, считает А.Малис, что "закон устанавливает предпосылки для справедливых межоператорских взаиморасчетов, но, к сожалению, в реальности он не выполняется". Хотя, заметим от себя, справедливость в экономике – категория внесистемная.
Следует оговориться, что объявленные тарифы существенных операторов на присоединение и пропуск – временные, и Россвязьнадзор установит другие, которые придутся более по вкусу альтернативным операторам связи. Но представители последних считают, что цены на услуги присоединения и пропуска трафика, устанавливаемые для существенных операторов регулирующими органами, существенно не изменятся по сравнению с теми, которые объявлены сейчас.
Можно сказать, что в настоящее время получается, что экономические отношения в сфере пропуска трафика и присоединения являются "ограниченно рыночными", если можно так выразиться. С одной стороны, взаимоотношения участников рынка определяются ценами, то есть, рыночным инструментом, с другой – характер инструмента, то есть размер цен и способ их установления, практически не зависит от одной из сторон – альтернативных операторов.
Здесь необходимо подчеркнуть, что сложившееся положение – вовсе не происки "злых" существенных операторов. Это – неизбежное следствие того, что их тарифы на услуги связи – основной источник дохода – регулируются государством. Если при сохранении регулирования абонентских тарифов передать цены на присоединение и пропуск в полное распоряжение "невидимой руки рынка", результаты могут удручающе сказаться на экономике существенных операторов. А ведь именно они предоставляют услуги связи подавляющему большинству граждан и организаций. Причем в этом случае, решающее значение имели бы взаиморасчеты не с альтернативными операторами в сфере фиксированой связи, а с сотовыми операторами с их многомиллионной абонентской базой.
К слову сказать, либерализация абонентских тарифов существенных операторов может иметь весьма любопытные последствия для "альтернативщиков", занимающихся фиксированной связью. Например, логично предположить, что при отсутствии регулирования, конкуренция со стороны существенных операторов станет много интенсивнее, так как их возможности по предоставлению услуг и предложению конкурентоспособных цен потенциально неизмеримо больше, чем у любого "альтернативщика". И в ситуации, когда предоставление услуг станет для существенного оператора по-настоящему коммерческим занятием – "альтернативщикам" может стать жарко.
С другой стороны, при отмене или смягчении регулирования цен существенных операторов, доходы от присоединения могут стать для них не столь важными, и более важным станет стимулирование присоединения "альтернативщиков" с целью увеличения поступлений от пропуска их трафика, что сделает условия присоединения более мягкими.
Однако, это, скорее, теоретические рассуждения. По крайней мере – на ближайшие год-полтора.
Значительно более близкое и уж точно абсолютно реальное событие, которое повлияет на рассматриваемую проблему – это предстоящее официальное утверждение цен на присоединение и пропуск трафика существенными операторами.