Страница 1 из 1

Послание Президента РФ В. В. Путина 2006 г.

СообщениеДобавлено: Вт 09 май, 2006 21:28
Erlang
Собственно сабж.

СообщениеДобавлено: Ср 10 май, 2006 12:17
Антон Богатов
"Социальная ответственность должна быть основой деятельности и чиновников, и представителей бизнеса, и они должны помнить, что источником благополучия и процветания России является народ", - заявил президент."

Вот так. Зарабатывание денег, надо полагать, является побочной функцией бизнеса.

СообщениеДобавлено: Ср 10 май, 2006 12:39
Erlang
Вот так. Зарабатывание денег, надо полагать, является побочной функцией бизнеса.

Антон, а Вы не знаете основную задачу бизнеса?

Добавлено спустя 11 минут 39 секунд:

Как-то все не так:

Порадовала фраза:
-Олигархи и Чиновники разных уровней :super1:

1. Попытка сделать рубль мировой валютой.
Следовательно $ будет падать, а инфляция расти

2. Деторождение
Но основная проблема: отдельная квартира семье так и не решена.

3. Что-то с "декретным отпуском" туманное
Не менее 40 % от последней зарплаты.
На кого возложат данную обязанность? :sneky:

4. Вопрос ядреной бомбы
Отсель грозить мы будем гаду (С)

5. Напомнил Депутатам о выборах в 2007 году...

СообщениеДобавлено: Ср 10 май, 2006 14:40
main
С переменами начала 90-х были связаны большие надежды миллионов людей, однако ни власть, ни бизнес не оправдали этих надежд. Более того, некоторые представители этих сообществ, пренебрегая нормами закона и нравственности, перешли к беспрецедентному в истории нашей страны личному обогащению за счет большинства граждан.

И, "работая над великой общенациональной программой, которая призвана дать первостепенные блага широким массам, мы действительно наступали кое-кому на "больные мозоли", и будем наступать на них впредь. Но это - "мозоли" тех, кто старается достичь высокого положения или богатства, а может быть того и другого вместе, коротким путём - за счёт общего блага". Хорошие слова, жалко только, что не я их придумал. Франклин Делано Рузвельт, Президент Соединенных Штатов Америки, 1934 год.

Нет, чего то они вместе с Рузвельтом недопонимают в этой жизни. Какой то гипертрафированный получается бизнес. Как десяток крыс брошенных в одну бочку, пожирают друг друга, не трогая общего блага. Причем делают это осознавая социальную значимость самопоедания.
Дружное и организованное движение по длинному пути - вот оказывается чего хотят от бизнеса.

СообщениеДобавлено: Ср 10 май, 2006 16:11
IG
С.Миронов: Президент сделал последнее предупреждение бизнесменам, обогатившимся за счет народа.

10.05.2006, Москва 16:44:03 Президент РФ Владимир Путин в своем послании Федеральному собранию сделал сегодня четкое предупреждение тем российским бизнесменам, которые обогатились за счет народа, считает председатель Совета Федерации Сергей Миронов. "Зная нашего президента, можно предположить, что это не просто слова, а предупреждение, если хотите, последнее, тем, кто считает возможным вести свой бизнес, не будучи социально ответственным и думает, что в нашей стране можно обогатиться за счет ресурсов, принадлежащих народу", - сказал сегодня С.Миронов журналистам.

http://www.rbc.ru/rbcfreenews.shtml?/20 ... 4403.shtml

Ну что товарищи, нет, господа операторы! Кто тут думает обогатиться за счет ресурсов... ик..частотных и нумерации?

СообщениеДобавлено: Ср 10 май, 2006 16:24
Erlang
Ну что товарищи, нет, господа операторы! Кто тут думает обогатиться за счет ресурсов... ик..частотных и нумерации?

Кто думал - давно обогатился :super1:

СообщениеДобавлено: Сб 13 май, 2006 17:30
Erlang
Пролог к президентскому посланию

| Политика | 05.05.2006

Зависимость от предшествующего развития — один из ключевых подходов к изучению развития институциональных систем. Все началось с осмысления одного занятного факта, касающегося расположения букв на клавиатуре печатающих устройств. Когда в 1868 году была изобретена пишущая машинка, в первоначальном варианте буквы были расположены в два ряда от А до Z. Быстрое последовательное нажатие приводило к тому, что соседние клавиши залипали, а это тормозило работу машинисток. Проблема была решена в середине 70-х годов позапрошлого века путем разнесения часто встречающихся букв по разным краям клавиатуры. Так появилась QWERTY-клавиатура, современный вид которой сейчас перед вами...


В последующие годы были изобретены и запатентованы иные варианты раскладки (наиболее известный из них — клавиатура А.Дворака), позволявшие увеличить скорость печатания до 40%, но до сих пор мы пользуемся не самым эффективным устройством.

В чем же причина? Одно из объяснений этого феномена заключается в том, что QWERTY-клавиатура стала элементом большой и сложной производственной системы, в которую входили пишущие машинки, их операторы, организации, в которых применялись именно такие клавиатуры, производства, выпускавшие эту аппаратуру. Важную роль сыграли и случайные события. Анализ последующей экономической истории показал, что подобные причины стали основой в предпочтении стандарта VHS перед BETACAM, WINDOWS перед Macintosh, железных дорог с европейской колеей перед российским более широким стандартом. В дальнейшем QWERTY-эффекты стали основой целого направления институциональной экономики — изучения зависимости от предшествующего развития, причем, как отдельных институтов, так и более обширных общественных или экономических систем. К постулатам данного подхода можно отнести, например, обоснование получения лишь локального, а не глобального эффекта от системы при высоких издержках ее регулирования, конкуренцию не технологий, а организаций, которые их применяют или недальновидность рынка, который, вопреки расхожему мнению, далеко не всегда выбирает наиболее эффективный вариант развития.

О чем я? Как ни странно, о грядущем президентском послании. И дело даже не в том, что начинать исследование следовало бы с напоминания о хрестоматийном византийском постулате (говорю одно, думаю другое, делаю третье), хотя в свете представленной идеи данного QWERTY-материала, это было бы кстати. Я о том, что рамки публикации не позволят затронуть все более или менее значимые проявления сформировавшейся во всей красе путинской системы управления, фундаментом которой незыблемо остается ЕБН, но анализ предыдущих президентских посланий, содержащий немало занятных нюансов и тенденций, позволит понять, что нам ждать от послания грядущего. Строить изучение темы на качелях "обещание-выполнение" не совсем корректно по отношению к думающему читателю, в связи с чем возьму на себя смелость дать лишь отдельные штрихи к экономическому срезу путинской демагогии.

2000

Рассмотрим экономическую часть первого президентского послания. Со дня инаугурации прошло два месяца, и граждане терялись в догадках относительно путинского взгляда на развитие экономики. Что же они услышали, чему аплодировали? Резких шагов сделано не было, что вполне естественно. "Правильный" текст должен был вызвать положительные эмоции у населения, возродить надежду на выход из почти десятилетнего кризиса, подвигнуть общество к конструктивной совместной работе.

Что хотели — то и услышали. Начав с уменьшения численности населения в среднем на 750 тыс. человек в год, Путин попросил вдуматься в цифру уменьшения численности граждан России через 15 лет — на 22 миллиона человек, заявив, что "демографическая ситуация одна из тревожных". Пропустим дежурные фразы об "экономической слабости России", хотя отметим такие президентские пассажи — "сильное государство немыслимо без уважения к правам и свободам человека" и "в становлении гражданского общества исключительную роль играют средства массовой информации". Остановимся на рецептах доктора Путина по достижению экономического процветания.

Во-первых, это пресечение практики чрезмерного вмешательства государства "в те сферы, где его не должно быть, и в отсутствии там, где оно необходимо". Отсутствие государства "там, где оно необходимо" определялось пассивностью при создании единого экономического пространства страны, необязательностью исполнения законов и бездействием при "защите прав собственности и экономической свободы".

Во-вторых, это решение государством таких проблем как "высокие налоги, произвол чиновников, разгул криминала". Путин был "абсолютно убежден" в том, что "неэффективное государство является главной причиной длительного и глубокого экономического кризиса". Отсюда обещанное президентом "освобождение предпринимателей от административного гнета".

В-третьих, это снижение налогового бремени. Надо сказать, что тема налогов — сквозная у Путина, она встречается в каждом послании. Денег в бюджетах тех лет хронически не хватало, и одним из главных посылов было убедить налогоплательщиков в необходимости уплачивать налоги полностью и в срок.

В-четвертых, Путин сообщил, что "банковская система должна быть расчищена от нежизнеспособных организаций" и следует обеспечить прозрачность банковской деятельности. Здесь же упомянут фондовый рынок, на который президент возлагал большие надежды в деле мобилизации инвестиций и их направления "в наиболее перспективный сектор экономики". Ошиблись авторы, или Путин случайно оговорился, но "перспективный сектор экономики" был обозначен в единственном числе!

Последним направлением достижения процветания была выбрана социальная политика с ее "безадресными социальными пособиями и льготами", неустойчивой пенсионной системой и формально бесплатными, а фактически платными образованием и здравоохранением (тоже сквозная тема в будущем). Особенно впечатлил всех присутствующих тезис о том, что "дети министров могут обойтись без детского пособия, а жены банкиров — без пособия по безработице". Надо полагать, в этом месте раздались овации, переходящие в стоны. Я до сих пор не понимаю, почему дети министров не должны получать детские пособия, раз это пособие от государства на ребенка, а не родителям. Не понимаю также и то, почему жена банкира, если она пришла на биржу труда, не заслуживает пособия по безработице — в законодательстве нет такого субъекта социальных выплат как "жена банкира".

Таким было первое президентское послание в экономическом разрезе. Это был доклад, в котором "молодой, энергичный" президент попытался представить свое видение развития института государства, важнейшего института российского общества на протяжении многих столетий.

2001

Если предыдущее послание было обращено ко многим институтам российского общества, то послание-2001 с порога началось с пересмотра стратегии и перенесения акцента на "укрепление государства" без особых экивоков в сторону гражданских или предпринимательских слоев общества. В 2000-м было проведено первичное перераспределение налоговых поступлений в сторону центра, что "вызвало очень много, очень много споров". Система "разделяй и властвуй" начала большую жизнь на одной седьмой части суши с конфликта центра, регионов и органов местного самоуправления из-за денег: "Именно здесь идет борьба между региональными администрациями и органами самоуправления, между мэрами и главами регионов. Из этого же проистекают проблемы экономической и политической нестабильности в отдельных регионах России".

Далее Путин вновь обозначил "ключевой вопрос любой власти — это доверие граждан государству", полагая, что доверие граждан можно повысить, уменьшив нормативные и декларативные препоны. В принципе, он прав, но стоит заметить, что законо- и нормотворчество — лишь следствия происходящих в обществе изменений. Пытаясь организовать процесс в соответствии с законами чиновничьего управления, мы не только не решим проблему, но еще более загоним ее вглубь. Путин наверняка был в Финляндии. Неужели ему не сказали, что на том месте, где появилась тропинка, финны укладывают асфальтовую дорожку, а не ставят заборы и ограждения?

Бог с ними, с финскими дорожками. Путин, возможно неосознанно, обозначил наиболее яркое последствие установки подобных ограждений — формирование не только теневой экономики, но и "теневой юстиции", отметив, что граждане, потерявшие надежду добиться справедливости в суде, ищут неправовые ходы и выходы. По всей видимости, Путин имел в виду бандитов, но как же прозорлив он был в 2001-м году, когда вводил термин "теневая юстиция"!

Впрочем, то послание было ознаменовано не только введением "теневой юстиции", но и обращением внимания на капитализацию российского фондового рынка. "Крупнейшие российские компании — так называемые "голубые фишки", — возмущался президент, — стоят в разы меньше, чем их зарубежные аналоги"! Присовокупив к фондовой недооценке российских активов продолжающийся отток капиталов, составляющий по президентским данным более 20 миллиардов долларов в год, Путин сообщил, что если сегодня (в 2001-м году) не начать активно действовать, "завтра можно войти в длительную экономическую стагнацию".

В наши дни, когда государственные информационные ресурсы брошены на воспевание размеров грандиозного мыльного пузыря под названием "российский фондовый рынок", дадим ответ на вопрос, почему же все-таки иностранные фондовые инвесторы не хотят вкладываться в российскую экономику. Кроме высоких политических рисков, основная причина состоит в том, что при сопоставимой с ведущими мировыми корпорациями капитализации того же "Газпрома" объявленная прибыль нашего колосса минимум в два-три раза меньше, чем у его зарубежных конкурентов за инвестиции. Оказывается, кроме капитализации фондовики обращают внимание на прибыль компании, то есть на порядок возможных дивидендов по акциям! Российские пенсионеры, толпящиеся в эти дни в пунктах продажи акций "ГазпроМММа", судя по всему, таких тонкостей не знают. Сегодня их покупают на растущий как на дрожжах индекс РТС и акций предприятий "наиболее перспективного сектора экономики", а завтра все спишут на ухудшение мировой сырьевой конъюнктуры.

В послании-2001 было заявлено, что Путин против передела собственности и пересмотра итогов приватизации. Здесь хапнувшие госсобственность чиновники и коммерсанты дружно зааплодировали, но Путин был бы не Путин, если б не дал собравшимся по ушам в этом же пассаже, заявив, что обеспечить эффективную эксплуатацию ресурсов и должное поступление в казну средств, можно используя и "налоговые инструменты". Интересно, что думал в эти минуты находившийся в зале Михаил Борисович Ходорковский? Понимал ли он тогда, что налоговые инструменты лежат на одной полке с правовыми инструментами? Что в случае, если не подходит налоговый инструмент (резьба большая, либо винт маловат), доктор Путин запросто воспользуется правовым инструментарием?

В послании-2001 впервые зашла речь о реформировании естественных монополий: "Нельзя больше терпеть их финансовую непрозрачность, рост издержек, неэффективность управления, невозможно сохранить масштабное, перекрестное субсидирование". Будущий главный железнодорожник, а пока сосед по даче Якунин, бывший сослуживец по Ленсовету, а пока скромный министерский чиновник Миллер, и, конечно же, просто земляк Чубайс уже ждали своего часа.

Еще одной неожиданной задачей стало создание законодательной базы "для завершения перехода к страховому принципу оплаты медицинской помощи". Это было бы обоснованным, если б Россия, выполняя рекомендации ВОЗ, членом которой она долгие годы является, обеспечивала государственное финансирование медицины не ниже 5% от ВВП, и этих денег все равно бы не хватало. Но финансирование было вполовину меньше, и тут сработал, как я его называю, "синдром детдомовца" — стремление переложить с себя на кого угодно, на другого индивидуума, на другую систему, на другой финансовый механизм какую-либо проблему. В то время уже шли переговоры со Всемирным банком о выделении гранта в 30 миллионов (!) долларов на разработку концепции перехода на страховые, во многом почему-то совпадающие с американскими, основы медицинского страхования, гранта, который был выделен и успешно окучен "специалистами" Высшей школы экономики, наиболее яркие представители которой в настоящее время ходят в замах у Зурабова. Понятно, что после президентского послания работа заспорилась.

Естественно, в послании не обошлось без упоминания об образовании и адресности социальных льгот. Образование во второй раз предписывалось сделать более доступным для людей, а случившуюся через три года монетизацию просто не знали, как обозвать.

2002

Продолжающийся рост цен на нефть, увеличивающиеся поступления в бюджет, растущие цифры экономического развития дали возможность президенту в послании-2002 уделить гораздо больше места достигнутым успехам: "Численность безработных сократилась на 700 тысяч человек, реальные доходы граждан выросли на 6%, более, чем вдвое выросла капитализация российских компаний, мы вернулись на вторую позицию в мире по объемам производства нефти и на первое место в мире по торговле энергоносителями". В этом же послании впервые констатировалось опережающее обслуживание внешнего долга и аморфность правительства Касьянова, позорно рассчитывавшего на темпы роста ВВП не выше 4,5% в год.

"Фишкой" экономического блока послания на сей раз стали проблемы малого бизнеса. Неудивительно, что одним из вариантов разрешения проблем опять стали изменения в налогообложении и снижение административного давления. "За порядком здесь надзирают сотни тысяч человек", — говорил Путин "При этих органах аккредитованы тысячи — и это не преувеличение — тысячи коммерческих организаций, кормящихся на проверках".

Я намеренно не сравниваю прошлые президентские пассажи с окружающей нас действительностью. Читатель не глупее меня, сам все видит. Но что поразило в послании-2002, так это непонятно откуда вылезшее страхование, причем, Путин не только отдельно рассказал о страховании ответственности и страховании рисков (хотя страхование ответственности — это тоже страхование риска, только риска возникновения этой самой ответственности перед третьими лицами за нанесенный ущерб), но и предложил страхование в качестве инструмента борьбы со стремительно раздувавшейся системой надзора и контроля в стране! Кто ему посоветовал сделать данный фортель, или же он сам выложил "домашнюю заготовку" — загадка. Вместо того чтобы самому разобраться с "надзирателями", президент нашел еще один институт, на этот раз страховой, которому можно поручить, а значит, спросить за снижение надзорного гнета. Слава Богу, что эта тема не нашла продолжения, а то бы сейчас вообще без страхования остались.

Еще одним новшеством стало обращение к теме ипотечного жилищного кредитования. Путин сообщил, что выдано уже около 40 тысяч кредитов, уточнив при этом, что "низкие доходы населения и высокие процентные ставки на финансовых рынках, неразвитый рынок жилья и огромные цены на строительство — это далеко не полный перечень проблем, которые можно и нужно решать с помощью механизмов ипотеки". Прошло уже 4 года, а я до сих пор не могу понять, как механизмы ипотеки смогут снизить процентные ставки, цены на рынке недвижимости и себестоимость строительства. По-моему, ипотека потому и не развивается, что цены на ресурсы запредельны, рынок недвижимости только и ждет ипотечников, чтобы еще чуток поддуть цены, а уж к себестоимости строительства ипотека вообще не имеет отношения, если только в сторону увеличения.

Вот так ошибочный экономический посыл на несколько лет затормозил процесс решения жилищной проблемы миллионов российских семей. Количество выданных кредитов с тех пор не увеличилось, половину из ежегодно вводимых 40 с хвостиком миллионов кв. м жилья составляют индивидуальные коттеджи жилой площадью метров в 400, а сама ипотечная схема используется в основном для вложения (обеления) черных доходов, когда банк выдает ипотечный кредит под залог депозита того же физического лица. Причины недостаточного развития ипотеки за прошедшие годы не изменились и не сделано ровным счетом ничего. Люди стареют, не могут завести детей, а нам по-прежнему рассказывают о тех же, что и 4 года назад, проблемах ипотечного кредитования.

В экономическом блоке послания-2002 почти половина места была отдана вступлению в ВТО. Любопытен первый элемент путинской "архитектуры" участия России в ВТО: "Надо усилить государственные структуры, которые должны помогать отечественным производителям адаптироваться к новым условиям работы. Провести ревизию государственной поддержки предпринимательства. Выявить спорные с точки зрения антидемпинговых расследований программы…" Усиление государственных структур для помощи (!) в адаптации (!!) отечественного производителя к новым условиям работы — это круто даже для Черномырдина с Фрадковым. И конечно "власти необходимо продолжать консультации и с промышленниками, и обязательно с профсоюзами. Все должны быть участниками этого процесса".

Отечественным производителям "усиленные государственные структуры" помогут адаптироваться, но причем тут профсоюзы? И что такое профсоюзы применительно к нашей стране? Профсоюзов в России нет. То, что называется профсоюзами, это полугосударственная-получастная общественно-коммерческая структура, за 15 последних лет ничем, кроме неудачного участия в обязательном социальном страховании, где она должна была представлять интересы работников, не проявила. Ну, могут они вывести на улицу сколько-нибудь тысяч человек. Коммунисты тоже могут. Даже вузы и те могут. Только у последних нет той материальной базы, которая досталась профсоюзам с советских времен. Тут и санатории, и недвижимость в центре городов, включая столицу, и банки, и много чего еще. Наиболее ярким выходцем из профсоюзной среды является Андрей Константинович Исаев, в прошлом году ответственный за монетизацию, а в этом — за борьбу с фашизмом, на голубом глазу утверждающий, что проживает не в двухуровневой квартире в центре Москвы, а в двухкомнатной халупе с газовой колонкой в окраинном Измайлово. Однако газовых колонок в Измайлово практически нет, да и сам Андрей Константинович в этом районе не появляется — дела, да и страшно как-то: там водятся скинхеды и "благодарные" бабульки. Интересно, кстати, послушать мнение Андрея Константиновича по поводу вступления в ВТО.

Про необходимость доступного образования в послании-2002 ничего не сказано, зато были пнуты те, кто отвечал за разработку перехода медицины на страховые основы: "Эта задача не выполнена", — сказал президент. Отрадно, что в послании были упомянуты инновационные технологии, и затверждалась необходимость всемерной поддержки их разработчиков. Но не будем о грустном — сегодня импорт инновационных технологий в два раза превышает их экспорт. Те, кто могли — давно уехали. Те, кто остался — в основном заняты изобретением велосипеда. И не потому, что глупые, просто из-за недостатка информации они не знают, что его давно уже изобрели.

"Мы должны сделать Россию процветающей и зажиточной страной", — завершил выступление Путин и поблагодарил за внимание.

2003

Не ищите в экономическом блоке послания-2003 намеки на арест Ходорковского. Их там нет, хотя команда "фас" уже была дана, как и приказ не выпускать самолет Михаила Борисовича из российского воздушного пространства. Доклад изобилует показателями достижений российской экономики, но советую обратить внимание на такой покер: демография, здравоохранение, естественные монополии и налоговая реформа.

С демографической проблемой справиться не удалось: "В последние годы смертность населения продолжала расти. За три года она увеличилась на 10%. Продолжала снижаться и ожидаемая продолжительность жизни. Печальная цифра — с 67 лет в 1999 году до 64 — в 2002 году". Зато за три года на 18% увеличилась рождаемость, а на 21% снизилась детская смертность, констатировал президент.

…У меня в руках статистический сборник "Социальное положение и уровень жизни населения России", выпущенный Росстатом в 2004 году. В нем на странице 53 черным по белому написано, что в 2000 году в России родилось 1,267 млн. человек, а в 2002 — 1,397 млн. Калькулятор подсказывает, что прирост рождаемости за 2000–2002 годы составил чуть больше 10%, но никак не 18%! Тоже самое с младенческой смертностью: в 2000 году умерло 19,3 тыс. россиян в возрасте до 1 года, а в 2002-м — 18,4 тысячи. Уменьшение составило 5%, а не 21%. Да и продолжительность жизни в 1999 году составляла не 67, а 65 лет. Или данные в Росстате "левые", или спичрайтеры перестарались — нет таких цифр, и никогда не было. Зато есть такой показатель: если в первом президентском послании Путин говорил о вымирании россиян со средним темпом в 750 тыс. человек в год, то к 2003 году скорость выросла до 950 тыс. человек.

Внедрение страховой медицины все-таки сдвинулось с мертвой точки, сказалось благотворное влияние выделенного гранта. Страховая система внедрялась в 16 подопытных регионах, и "уже со следующего года будет обеспечено медицинское страхование пенсионеров в масштабах всей страны", — пообещал президент. От себя добавлю, что внедрение страховой медицины сегодня заморожено, а внедрение принципов страхового обеспечения медицинскими услугами пенсионеров на деле выглядело так: каждый регион должен был подписать с Минфином, пенсионным фондом и фондом ОМС специальное соглашение, по которому регион должен был перечислять взносы за медицинское обслуживание пенсионеров. В противном случае население региона оказывалось без финансовых дотаций из центра. Поставьте себя на место руководителя дотационной Костромской области — у Вас нет выбора. Вот так, просто и понятно внедрялась страховая медицина.

Естественные монополисты после президентского послания-2003, надо полагать, затрепещали. Кому понравится такой кусок: "Регулируемые государством тарифы на продукцию и услуги инфраструктурных монополий повышаются темпами, опережающими рост цен в свободном секторе российской экономики. В результате этого увеличивается перераспределение экономических ресурсов в пользу монопольного сектора, а его удельный вес в российской экономике возрастает… Правительство должно за этим следить более строго. Продолжение подобной политики, очевидно, путь к стагнации". Я специально привел его полностью, чтобы хоть кто-то смог объяснить, кто устанавливает и регулирует тарифы естественных монополистов. Правительство? Но в докладе сказано — "государство". И кто ответит за продолжение экономического беспредела в стране, развязанного монополистами, если еще в 2003 году Путин всех предупредил, что продолжение подобной политики — "путь к стагнации"?

Налоговая реформа, начатая в 2000 году, продолжилась в 2003-м, к слову сказать, продолжается она и сейчас, вспомните хотя бы дискуссии о снижении НДС. Это не мой вывод, так считал и Владимир Владимирович: "Налоговая реформа у нас, к сожалению, становится постоянной и непрерывной". Виновато в этом естественно правительство Касьянова, дать "политический импульс" которому президент пообещал лично.

В послании-2003 впервые появились тезисы об удвоении ВВП и свободной конвертации рубля. Те, кто сегодня пытаются присвоить себе авторство этой идеи, а таких в экономической среде немало, пусть обратятся к посланию от 2003 года, там об этом кое-что сказано. Только как страна, сидящая на нефтяной игле, вся денежная система которой равна среднему американскому банку, а экспортно-импортные операции не диверсифицированы и полностью зависят от мировой конъюнктуры, может ввести свободную конвертацию рубля, непонятно. Уж не заказ ли дедушки Сороса отрабатывают эти люди?

В данном послании впервые было четко заявлено, что наши успехи — плоды прекрасной нефтяной погоды на рынке, все цифры доклада были подточены под обоснование необходимости и дальше развивать "перспективный сектор". Только как при такой погоде страна продолжала влачить все более жалкое существование, для простых людей осталось тайной. Вся надежда была на послание-2004.

2004

Помните "трусливое" правительство Касьянова, боявшееся прогнозировать экономический рост выше 4,5% в год? Вот что значит президентский "политический импульс" — в 2003 году "темпы роста нашей экономики составили 7,3 процента, а в первые четыре месяца этого года — 8 процентов"! Но, задаваясь вопросом, все ли мы сделали для экономического роста и социального развития, президент отвечает — нет, хотя "впервые за долгое время, мы можем прогнозировать нашу жизнь не на несколько месяцев — даже не на год, а на десятилетия вперед". Именно так и сказано "на десятилетия", не верите — обратитесь к первоисточнику. Какие методы экономического роста (кроме увеличения добычи нефти) необходимо использовать? Как говорится, найдите десять отличий с предыдущими годами.

Первое — это опять ипотека. "Правительство, региональные и местные органы власти должны ориентироваться на то, чтобы к 2010 году минимум треть граждан страны (а не одна десятая, как сегодня) могли бы приобретать квартиру", и ипотека должна стать доступным способом решения проблемы. Необходимо развивать участие граждан в долевом строительстве и жилищно-накопительных программах — ставил задачи президент. Как отечественные мошенники и "теневая юстиция" выполнили этот наказ — станет известно годом позже, когда только в Подмосковье будут благополучно "кинуты" 80 тыс. соинвесторов.

Кроме этих задач президент наказал разрушить монополии на строительных рынках. Прошло два года, а граждане страны по-прежнему оплачивают "стоимость административных барьеров, а также сверхприбыли застройщиков-монополистов". При этом застройщики-монополисты и региональные и федеральные власти, работающие нынче в теснейшей связке, на всех углах ругают друг друга. СМИ, посмевшие всего лишь намекнуть на коррупцию в жилищном строительстве, в судебном порядке наказывают за клевету, как это произошло недавно с "Новыми Известиями", которых благополучно засудил московский чиновник Ресин аккурат в подарок к своему 75-летию.

Президент не забыл и о гарантиях прав собственности на приобретаемое жилье: "Сделки на рынке жилья должны проходить только по прозрачным, понятным людям и, что немаловажно, недорогим процедурам", — заявил он. Проблема уплаты нотариусу 1,5% от стоимости жилья действительно снята, но как привязать "недорогие процедуры" и гарантии прав собственности? Впрочем, Путин — президент и в таких нюансах разбираться не обязан, это вопросы скорее к "неграм"-писателям.

Второй путь экономического и социального развития — опять здравоохранение. Качество и доступность медицинских услуг продолжают снижаться, "а затраты только растут", констатировал Путин. В этом послании президент вплотную приблизился к введению страховой медицины — "гарантии бесплатной медицинской помощи должны быть общеизвестны и понятны,… должны быть выработаны стандарты медицинских услуг,… и только дополнительная медпомощь и повышенный уровень комфортности ее получения должны оплачиваться пациентом". Оплата же должна производиться в соответствии с принципами обязательного страхования с одновременным созданием стимулов для развития добровольного медицинского страхования. Государства в медицине практически не осталось: "Правительство и парламент должны обеспечить правовую базу обязательного медицинского страхования, государственных гарантий медицинской помощи, частной медицинской практики, оказания платных услуг". Развивая президентскую мысль, вношу предложение перевести и прочие социальные услуги на платную основу. Например, сделать платным вытаскивание застрявших граждан из лифтов. Бесплатно будут вынимать целый день, за плату — в течение десяти минут. Деваться некуда — платить будут все. Вариантом предложения может быть полис обязательного лифтового страхования.

Еще один путь развития, мимо которого президент снова не смог пройти — это образование, в котором "недоступность качественного образования для малоимущих" по-прежнему остается одной из самых серьезных проблем. Тут все гораздо проще: необходимо принимать в вузы на основании результатов ЕГЭ, заставить выпускников работать по специальности, заключать договора со студентами, согласно которым после получения бесплатного образования они должны отработать по специальности определенный срок или вернуть деньги, затраченные государством на обучение, а также интегрировать образование и научную деятельность.

Через два года после этого послания выяснилось, что половина вузов принимать студентов на основе ЕГЭ не хочет, выпускники и рады работать по специальности, да негде, с 2008 года высшее образование государством финансироваться практически не будет, а интеграция науки и образования прошла вообще без дыма — пооткрывали кафедры и кабинеты под "выдающихся ученых" и их родственников, на чем и успокоились.

Налоговая реформа, следующее направление послания — любимая тема президента. Несмотря на то, что согласно предыдущему докладу налоговая реформа находилась в стадии завершения, в 2004-м году она вновь продолжилась. Про упорядочение налоговых проверок лишь упомянем, более подробно остановимся на идее снижения ЕСН и его последствиях. "Правительство неоднократно поднимало вопрос о необходимости снижения единого социального налога", — не понял, почему не снизили, президент. И с 2005-го года его уменьшили. Вышли доходы из "тени"? Нет. Защищены ли теперь социальные права работников? А причем тут снижение ЕСН? Стали ли граждане заботиться о будущем пенсионном обеспечении? Граждане, может, и стали, да только государство как два раза облагало подоходным налогом негосударственные пенсионные накопления, так и облагает — первый раз при выдаче зарплаты на руки, второй — при выдаче на руки пенсии. Нагрузка на бизнес, может, и уменьшилась, да только темп прироста инвестиций в 2005 году снизился с 11,7% до 10,7%, хотя новых денег в экономику было вброшено почти 40% и опять же снизили ЕСН. Оказалось, что налогообложение — не самая большая головная боль потенциальных инвесторов. Гораздо больше их тревожит полнейшее отсутствие основных государственных институтов и жесточайшая коррупция на уровне африканских стран.

К введению полной конвертации рубля как одной из любимых президентских тем добавился тезис о снижении инфляции до 3% в год. "Мы знаем, — многозначительно говорил президент, — о принятых в этой сфере законах, знаем, что и Правительство, и Центральный банк такую задачу ставят, но создают для себя более комфортные условия — где-то к 2007 году". Вполне, — подытожил он, — "можно сегодня намного быстрее". Где все наши выдающиеся экономисты? Почему они молчали и молчат, почему не скажут, что инфляция — это температура больного, а лечить надо весь организм? Неужели они до сих пор считают, что введение свободной конвертации зависит исключительно от путинского решения? И еще — до 2007 года осталось 8 месяцев.

В этом президентском послании наконец-то вырвался на свободу "перспективный сектор". Путин открыто заговорил о расширении пропускной способности Балтийской трубопроводной системы, о введении в действие нефтепровода "Западная Сибирь — Баренцево море", об интеграции нефтепроводов "Дружба" и "Адрия", о строительстве Северо-Европейского газопровода. Решение этих вопросов было поставлено в ранг общегосударственных задач, с 2004 года они перестали быть "интересами отдельных компаний".

В этом президентском послании прозвучала идея о снижении госрасходов. Но прозвучала как-то вяло. По-прежнему бюджет верстает Минфин, по-прежнему существуют депутатские лобби, по-прежнему целые подразделения госкомпаний только и занимаются тем, что обосновывают необходимость расширения своего финансирования. Собственность чиновника — государственные средства, неудивительно, что он всеми правдами и неправдами пытается свою собственность увеличить. Поэтому президентский наказ модернизировать автодороги и построить новые магистрали остался неуслышанным — после ликвидации Дорожного фонда заниматься этим стало просто некому.

2005

В послании-2005, в том, в котором "крушение" Советского Союза было названо "крупнейшей геополитической катастрофой века", можно обнаружить все те же демагогические и непонятные тексты, свойственные предыдущим докладам. Например, "в наши планы не входит передача страны в распоряжение неэффективной коррумпированной бюрократии". В чьи планы не входит? И от кого к кому передача? А если бюрократия будет эффективной и некоррумпированной, тогда что? Или такие бюрократы — сама нынешняя власть? Еще один интересный тезис: открытие новой бюрократии — "корпоративной". Это, надо полагать, топ-менеджеры. Однако у каждой корпорации есть свои хозяева, и если они нанимают такую бюрократию — значит, им это выгодно. А как можно отнестись к признанию президентом во многих случаях "откровенного рэкета со стороны государственных структур"?

Впрочем, в послании-2005 содержались и вполне конкретные предложения, впервые за 6 лет: сокращение до трех лет срока давности по признанию ничтожными приватизационных сделок, отмена налога на наследство, объявление дачной и налоговой амнистий. Первые два предложения уже воплощены в жизнь, что технически было несложным, а третий и четвертый "заказы" оказались непосильными для родного чиновничества, несмотря на богатейший мировой опыт.

Законопроект о дачной амнистии приехал в Думу в таком виде, что он не только не упрощает, а наоборот усложняет существующие процедуры. Что касается налоговой амнистии (налоговая реформа продолжается!), то законопроект по ней пришел к депутатам только в конце апреля, то есть ровно через год после послания, и в таком виде он не соберет и сотой доли тех средств, на который рассчитывали разработчики. Впрочем, разработчики вообще не рассчитывали собрать средства в бюджет, они просто выполняли президентское поручение, а несговорчивые депутаты почему-то не понимали этого и постоянно находили в предложенных вариантах массу неточностей, а потом взахлеб рассказывали об этом на всех государственных телеканалах.

Тенденция пустого декларирования наглядно проявилась в обсуждении работы налоговых и таможенных органов. "Считаю, что приоритетом в их деятельности должна стать проверка исполнения налогового и таможенного законодательства, а не выполнение каких бы то ни было "планов" по сбору налогов и пошлин", — заявил президент. Насчет таможни не знаю, а 800-миллиардный профицит федерального бюджета первого полугодия 2005 года на 778 млрд. рублей состоял из доначислений в результате налоговых проверок.

Наконец-то задумались о привлечении иностранных инвестиций. "Инвесторам не нужны загадки и шарады. Их деньги придут только туда, где есть стабильность, а правила игры ясны и понятны", — раскрывал нам глаза президент, зная, что более половины от 40 млрд. зарубежных инвестиционных долларов 2004 года пришли из оффшоров. По сути, это наши же деньги, только теперь они уже не совсем наши, поскольку выданы в кредит конкретной компании конкретной иностранной фирмой с вполне определенными гарантиями возврата.

Путин не обошел стороной углубляющуюся демографическую пропасть, даже конкретные цифры привел — 40 тыс. человек в год от отравлений алкоголем и 40 тысяч от транспортных травм. Мог бы дать еще и такие цифры — 50 тыс. в год от самоубийств и более 300 тыс. от несчастных случаев и неалкогольных отравлений. Но не стал, видимо, решил, что хватит — шестое послание, а проблема не двигается.

Еще один интересный пассаж — "в течение трех лет добиться повышения доходов бюджетников в реальном выражении не менее чем в 1,5 раза. То есть, в ближайшие годы зарплаты бюджетников должны расти как минимум в полтора раза быстрее, чем цены на потребительские товары". Я, конечно, очень извиняюсь, но какой умник это писал? Если, предположим, цены за три года вырастут на 30%, то доходы бюджетников должны увеличиться в 1,8 раза. Если же говорить о росте доходов в полтора раза быстрее по сравнению с ростом цен, то доходы должны подрасти всего на 45%. Но самое интересное в том, что доходы и зарплата — не одно и тоже. В доходы входят социальные выплаты, доходы от собственности (плата за сдачу квартиры или фазенды), доходы от предпринимательской деятельности, которые бюджетник может легально или нелегально оказывать на стороне (например, писать статьи или репетиторствовать).

Если перевести с русского на русский дословно, то получается, что доходы бюджетников вырастут в 1,8 раза, а зарплата — на 45%, хотя это бред. Но пока все так и происходит — с 1 сентября 2005-го зарплата бюджетников повысилась на 11%, с 1 мая этого года в среднем на 15%, официальная прошлогодняя инфляция составила 10,9%.То есть идем "с опережением графика".

Не обошлось без традиционно пустых слов о здравоохранении, образовании и науке. В послании-2005 прозвучало аж две цитаты из классиков: философа И.Ильина ("Государство не может требовать от граждан веры, молитвы, любви, доброты и убеждений. Оно не смеет регулировать научное, религиозное и художественное творчество… Оно не должно вторгаться в нравственный, семейный и повседневный быт, и без крайней надобности стеснять хозяйственную инициативу и хозяйственное творчество людей") и правоведа Л.Петражицкого ("Обязанность помогать нуждающимся, аккуратно платить рабочим условленную плату — это в первую очередь этические нормы").

Ни в коей мере не претендуя на сравнение своих и президентских умственных способностей, приведу только одну цитату из российского институционалиста А.Олейника: "Какими бы низкими ни были налоги, уход от уплаты налогов является культурно санкционируемой формой протеста против репрессивного и коррумпированного политического режима". Дата написания — 2002 год.

История имеет значение

Проанализировали? По крайней мере, попытались. А теперь позвольте сделать свои сугубо субъективные выводы и попытаться спрогнозировать, учитывая зависимость от предшествующего развития, что нас ждет в грядущем президентском послании.

Во-первых, президентские послания — никакая не программа действий, а набор красивых и умных фраз на потребу публике. Причем, "публика", то есть мы с вами, ждем очередного послания скорее по привычке, система-то инерционна. Потому не ждите каких-то открытий и ребусов, разгадка которых позволит подобрать ключ к пониманию ближайшего развития страны.

Издержки путинской системы управления таковы, что они не то, что не позволят достичь странового эффекта, сегодня нам не светит решение даже локальных задач. Сколько не внедряй новые технологии управления, организация системы перемелет их без малейшего скрипа. Инерционность системы позволит ей безболезненно просуществовать еще как минимум год, а что будет потом, смотрите ниже.

Во-вторых, исследование предыдущих посланий показывает, что ни одна большая и реальная задача не выполнена, она плавно переходит из послания в послание в надежде, что по прошествии года никто ничего не заметит. Впрочем, кое-какие задачи выполняются, но как? Возьмите, например, борьбу с бедностью и безработицей. Количество бедных можно сократить, оставив практически на прежнем уровне официальный показатель прожиточного минимума, который сегодня действительно получает существенно большее число российских граждан. Никто не упоминает о том, что реальный прожиточный минимум вырос в разы, а зачем?

Проблему официальной безработицы можно решить еще проще, ужесточив порядок регистрации безработных на бирже и ускорив предоставление зарегистрированным безработным трех заведомо непроходных вариантов трудоустройства, после чего "наглый" безработный просто снимается с учета. Скрытая безработица — показатель неофициальный, он отдан на откуп экспертам. Что с того, что скрытая безработица оценивается сегодня в 14–15 миллионов человек, то есть в 20% экономически активного населения? Русские не хотят работать за гроши, поэтому в страну валом валят легальные и нелегальные иммигранты. Кстати говоря, Путин говорил о необходимости развития иммиграции еще в одном из первых посланий.

В-третьих, нас ждет изящное славословие достижений "перспективного сектора" с единственной целью — привлечь в него средства населения. Афера "ГазпроМММ" уже запущена, но, по аналогии с "Хопром" или "Властилиной", стоит ожидать раскручивания новых проектов по выманиванию денег у людей под названием "Роснефть" или "Сбербанк". Потом подсчитаем, сколько раз в новом послании будет употреблено слово "капитализация". О прибылях акционерам ничего сказано не будет, схемы закручены под выкачивание денег, а не для подъема благосостояния населения. Ни один здравый зарубежный инвестор в акции наших "гигантов" не вложится, слишком велики риски, и единственным источником финансовых ресурсов, необходимых все в большем количестве, остаются собственные граждане. "Умеренный антиизолляционизм" в экономике, что же вы хотите.

В-четвертых, нам снова расскажут о проблемах демографии, здравоохранения, естественных монополий и налоговой реформы, предложат какие-то варианты их решения, снова выдадут желаемое за действительное. Президентский авторитет в народе пока высок, и Путин выступит тяжелой артиллерией, дымовой завесой, прикрывающей полное разложение социальной сферы. Будут упомянуты "теневая юстиция" и коррупция, предложены меры по борьбе с ней. Зато ничего не будет сказано о суммах, которые сосредоточены на швейцарских счетах питерской группы.

В-пятых, это будет последнее послание, произнесенное в относительно благоприятный период жизни страны. Очень скоро у правительства сотрутся последние рычаги воздействия на экономику, курс доллара достигнет минимума, ниже которого будет уже бюджетный дефицит, а потому впоследствии курс будет плавно повышаться вместе с инфляцией и госрасходами, задача сократить которые, само собой, вновь прозвучит в послании. Система съедает сама себя.

А вот уезжать никуда не надо. Это наша страна. Нужно еще немного подождать, пока этот виток закончится. Потом любые меры по исправлению углубляющегося развала будут правильными и одобряемыми. Вывезенные капиталы по нынешним временам арестовываются и возвращаются очень быстро, это не бесследно исчезнувшее золото партии. Развитие информационных технологий вкупе с будущей очередью из желающих помочь за небольшой процент в возвращении украденных средств, даже несмотря на противодействие отдельных "заинтересованных" сторон, достаточно скоро позволит вернуть в страну то, ради чего многие в Кремле и его окрестностях столько лет работали в поте лица.

До встречи через неделю.

04.05.2006, (Никита Кричевский)

http://aermolin.ru/last_news/2335/?print=1

СообщениеДобавлено: Вс 14 май, 2006 18:59
Andrei
Путин наверняка был в Финляндии. Неужели ему не сказали, что на том месте, где появилась тропинка, финны укладывают асфальтовую дорожку, а не ставят заборы и ограждения?

5 баллов, особенно учитывая отраслевую специфику этого форума.

СообщениеДобавлено: Вс 14 май, 2006 19:31
Erlang
В Вестях показали крупно РЛД с наладонником и стилусом, с цитатой:

А Министр связи даже конспектировал :oops:

СообщениеДобавлено: Вс 14 май, 2006 21:32
AlexBT
У нас на флоте даже присказку переделали на современный лад.
Питерасты в нехорошем смысле слова.
Вот и не верь народной мудрости...

СообщениеДобавлено: Пн 15 май, 2006 08:35
JK
В обсуждение выступления Путина
http://echo.msk.ru/programs/exit/43418/

А.ИЛЛАРИОНОВ: Здесь сказано о том, что наши расходы на оборону в процентах к ВВП сегодня являются сопоставимыми, либо чуть меньшими, чем у других ядерных держав, к примеру, у Франции и Великобритании. А в абсолютных цифрах, в конечном итоге, важны именно абсолютные цифры – они в два раза меньше, чем у этих стран, и уже не идут ни в какое сравнение с расходами США. Их военный бюджет в абсолютных величинах почти в 25 раз больше, чем у России. Но вот я здесь должен сказать - видимо именно здесь, услышав эти цифры, во мне проснулся почти уже уснувший советник президента, и я должен просо здесь, к большому сожалению, высказаться… Боюсь, что президента подвели с этими данными, потому что они не соответствуют действительности. Российские расходы на национальную оборону в 2005 г. составили чуть больше 3% валового внутреннего продукта. А в Великобритании они составили 2,77, а во Франции - 2,05% ВВП. Таким образом, в процентах к ВВП российские расходы на оборону превышают и британские и французские расходы, не являются меньшими, как об этом было сказано. Если говорить о военном бюджете России по сравнению с США – это правда, в абсолютных величинах, по обменным курсам, действительно военные расходы России в 25 раз меньше, чем у США, что, собственно, подтверждает, что цифры, которыми мы пользуемся, являются абсолютно теми же, что и цифры, которыми пользовались помощники, готовившие эти цифры для послания. При этом, как справедливо замечает наш радиослушатель, валовой внутренний продукт РФ, правда, не в 25, но в 16 раз меньше, чем валовой внутренний продукт США – опять же, по обменным курсам. При этом, правда, надо сказать, что по обменным курсам сопоставлять ВВП и бюджеты некорректно. И это знает, по крайней мере, любой экономист и любой специалист военного планирования – по крайней мере, последние 50 лет. Поэтому все сопоставимые цифры даются не по обменным курсам, а по так называемым "паритетам покупательной способности". Дело в том, что в разных странах на одну и ту же сумму, обменянные через те же самые банки, через те же самые обменные пункты, про которые мы говорили чуть раньше, можно купить разное количество товаров одинакового потребительского качества. Понятно, что чашка кофе или стакан чая в среднем российском кафе будет стоить немножко дешевле, чем чашка чай или кофе, скажем, в США или Европе. Собственно говоря, также можно сказать. что сапоги для солдата Российской армии стоят немножко дешевле, чем ботинки для солдата США.

С.БУНТМАН: А современное вооружение стоит везде одинаково.

А.ИЛЛАРИОНОВ: А современное вооружение, скажем, для нас, производится, в подавляющем большинстве, на российских заводах. То есть, не в подавляющем большинстве, а почти исключительно на российских военных заводах, где российские рабочие получают российскую, а не американскую зарплату. Где стоит оборудование, произведенное – тоже в подавляющем большинстве - на российских заводах, и соответственно, оно оплачивается по российским расценкам, а не американским. Поэтому для того, чтобы сделать более или менее адекватное сопоставление военных расходов у нас и у них, необходимо, как минимум, пользоваться паритетами покупательной способности для военного снаряжения. Эта вещь довольно сложная, тем не менее, она может быть проведена: можно использовать паритеты в целом для ВВП – как угодно. Но если мы это сделаем, то мы выясним, что военные расходы РФ в 2005 г., по самым заниженным паритетам, составили примерно 45 млрд. долларов - по паритетам покупательной способности в ценах 2002 г. Во Франции, тоже в 2005 г., военные расходы составили 36 млрд. долларов - опять же, по паритетам покупательной способности в ценах 2002 г., что примерно на 20% ниже, чем в РФ. В Великобритании они составили примерно 52 млрд. долларов - опять же, в тех же единицах, что примерно на 15% больше, чем в России. То есть, здесь мы можем сказать, что если мы пользуемся самыми заниженными паритетами покупательной способности, то военные расходы России, Франции и Великобритании действительно примерно одинаковы – они находятся на сопоставимом уровне. При этом, правда, следует сказать, что российский ВВП меньше, чем ВВП Франции и ниже, чем ВВП Великобритании – довольно значительно. И, соответственно, удельный вес военных расходов для нашей экономики существенно более значим, чем для французской, или для британской. Наконец, важно еще то, сколько приходится вот этих военных расходов на одного гражданина, потому что естественно – богатая страна может тратить относительно больше на те же самые военные цели, бедная страна тратит меньше. Так вот если мы посмотрим, как соотносятся военные расходы на душу населения у нас и во Франции и Великобритании, скажем, то выяснится, что у нас они превышают французско-британские расходы примерно в полтора раза, чем во Франции и Великобритании с учетом уровня экономического развития страны. То есть, по ВВП на душу населения мы отстаем от этих двух стран в три раза, а по военным расходам только в 2,5.

СообщениеДобавлено: Вт 16 май, 2006 21:58
EastPort
Ежегодно в демократических странах президенты обращаются к своим избирателям и парламентам с речью, которая так и называется - "обращение".

Почему же речь президента Путина называется "послание"?

СообщениеДобавлено: Вт 16 май, 2006 22:21
LionSprings
EastPort, так он же не к народу и избирателям обращается. Это сенаторам типа указивка.

СообщениеДобавлено: Вт 16 май, 2006 22:22
Erlang
EastPort, тонкий намек на толстые обстоятельства?

РоссЕяне ежегодно получают послание...

А обращение у нас, исторически, только во время войны и всяких ЧП.

Братья и сестры!
....