ПРОТОКОЛ заседания Исполнительного комитета АДЭ
18 декабря 2006 года
Присутствовали:
Кремер А.С., Афанасьев В.В., Ефремов С.В., Кондаков А.Б., Лаврухин Ю.Н., Мартиросян В.А., Масленников И.О., Моисеев С.Л., Оситис А.П., Рокотян А.Ю., Овчаренко С.Г., Аджемов А.С. (МТУСИ), Антимонов С.Г. (ДиалогНаука), Антонюк Б.Д. (Мининформсвязи России), Баринов Ю.В. (Мининформсвязи России), Безруков Е.В. (ФСБ России), Березин С.Б. (ГАЗКОМ), Гольдин Т.С. (Институт Сетевых Технологий), Горбатов В.С. (МИФИ), Григорьев А.В. (Росинформтехнологии), Емельянов Г.В. (АЗИ), Иванищак С.В. (Ассоциация ЕВРААС), Кадер М.Ю. (Представительство Cisco Systems), Казинов В.А. (Группа компаний DiViSy), Климов А.Ф. (ТелиаСонера Интернэшнл Кэрриер Раша), Корнев Н.И. (Гудвин-Европа), Кристев М.Ю. (Представительство Cisco Systems), Крупнов А.Е. (Ассоциация 3G), Куранов А.И. (Пенсионный фонд РФ), Лапин С.Н. (НПП БИТ), Лунин А.В. (ИнфоТеКС), Ляшко О.Е. (МТУСИ), Матросов В.М. (РНТ), Мацкевич И.В. (ИТЕРАНЕТ), Мачабели К.И. (МВД России), Мирон С.Э. (Межрегиональный ТранзитТелеком), Пушкин С.А. (Такском), Пярин В.А. (Компания ТрансТелеКом), Скворцова С.А. (Ericsson), Соколов А.В. (Элвис-Плюс), Стрельцов А.А. (Аппарат Совета Безопасности РФ), Сысоев А.А. (Гипросвязь), Таранков А.И. (ФСБ России) Титов Е.В. (МТУСИ), Токаренко С.А. (Северо-Западный Телеком), Федюкин М.В. (СТЭЛ-Компьютерные системы), Шахгильдян В.В. (МТУСИ).).
ПОВЕСТКА ДНЯ:
1. Основные задачи развития отрасли информационных технологий и связи.
По вопросу об основных задачах развития отрасли информационных технологий и связи выступил заместитель Министра информационных технологий и связи Российской Федерации Б.Д. Антонюк.
Уже почти три года прошло со вступления в силу нового Федерального закона от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ “О связи”. За этот период времени были разработаны порядка сорока подзаконных актов к закону “О связи”, направленных на развитие добросовестной конкуренции на рынке связи и обеспечение равных прав для всех операторов связи. Среди них, такие документы как:
Правила присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия;
Правила распределения и использования ресурсов нумерации;
Перечень наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и перечень лицензионных условий;
Перечень регулируемых услуг связи и порядок установления цен на них;
Правила организации и проведения работ по обязательному подтверждению соответствия средств связи и др.
Сейчас можно сказать, что регулирование в области связи приобрело стройную систему, состоящую из Федерального закона “О связи”, подзаконных актов Президента и Правительства Российской Федерации, а также приказов Министра.
Работа по совершенствованию нормативно-правовой базы отрасли связь не закончена и продолжается. В этой связи со стороны Мининформсвязи России проводятся следующие работы.
В рамках реализации Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ “О персональных данных” необходимо привести ряд нормативных правовых актов в соответствии с нормами вышеуказанного Федерального закона в части вопросов, связанных с передачей персональных данных об абонентах другим лицам.
Данный закон создает правовую основу обращения с персональными данными физических лиц в целях реализации конституционных прав человека, в том числе права на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну.
В целях решения вопроса использования с 1 января 2007 года абонентами операторов подвижной радиотелефонной связи ресурса нумерации из географически определяемой зоны нумерации будут внесены изменения в ряд нормативных правовых актов.
Планируется разрешить операторам подвижной радиотелефонной связи иметь “прямые связи” с операторами местной телефонной связи в целях прохождения трафика от абонентов операторов местной телефонной связи только к тем абонентам операторов подвижной радиотелефонной связи, которые кроме абонентского номера имеют также и дополнительный абонентский номер, используемый для переадресации входящих вызовов на абонентский номер. При этом использование данных “прямых связей” в целях пропуска исходящего трафика от абонентов операторов подвижной связи запретить.
Проводятся работы по внесению изменений в статью 46 Федерального закона “О связи” в части введения института экспертизы объекта связи и установления процедуры регистрации сетей органами Россвязьнадзора. Поправки связаны с вступлением в силу Градостроительного Кодекса Российской Федерации, который отменяет все виды экспертизы, кроме градостроительной. После принятия указанной статьи планируется принять ряд нормативных правовых актов, направленных на ее реализацию.
Во исполнение решения Конституционного Суда, Правительством Российской Федерации в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации внесены поправки в статьи 59, 60 Федерального закона “О связи” в части установления на законодательном уровне размера, базы и периодичности расчета исчислений в резерв. Данные поправки направлены на уточнение правовых основ деятельности в области связи в части формирования резерва универсального обслуживания и конкретизируют положения Федерального закона “О связи” установлением суммы отчислений (налоговых платежей) в резерв универсального обслуживания.
Ведется работа над комплексом изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 18 февраля 2005 г. № 87 “Об утверждении перечня наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и перечней лицензионных условий в части:
1) предъявления требований по конфиденциальности персональных данных абонентов - физических лиц операторам связи, как операторов персональных данных;
2) осуществления лицензиатом отчислений в резерв универсального обслуживания в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации, и представления сведений о доходах, полученных от услуг связи, оказанных абонентам (пользователям) в сети общего пользования, в соответствии с порядком, установленным Правительством Российской Федерации, для осуществления контроля за полнотой поступления денежных средств в резерв универсального обслуживания;
3) предоставления абоненту в постоянное пользование абонентской линии при оказании услуг связи для целей кабельного вещания.
Планируется внести ряд поправок в Федеральный закон “О связи” (статья 6, глава IV), постановления Правительства Российской Федерации от 13 июля 2004 г. № 350 “Об утверждении Правил распределения и использования ресурсов нумерации единой сети электросвязи Российской Федерации” и от 19 октября 2005 г. № 627 “О государственном регулировании цен на услуги присоединения и услуги по пропуску трафика, оказываемые операторами, занимающими существенное положение” в части установления требований к недискриминационному доступу к ресурсам сети, а именно линиям связи, сооружениям и нумерации.
17 ноября 2006 г. приказом Мининформсвязи России № 142 утверждена и введена в действие Российская система и план нумерации.
Она была разработана в соответствии с рекомендациями МСЭ-Т и ЕС о необходимости обеспечения равного доступа к ресурсам нумерации для всех операторов сетей и услуг, действующих на рынке связи и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации и Мининформсвязи России.
Ее выход был обусловлен тем, что на телекоммуникационном рынке появились новые типы операторов, т.е. помимо новых операторов традиционной местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи появились операторы, которые являются поставщиками информации (контент-провайдеры), а не услуг связи. Новым операторам необходимо выделять ресурс нумерации, т.к. наличие номеров является ключевым фактором, позволяющим операторам появиться на рынке связи и обеспечивающим абонентам доступ к новым услугам. В этом отношении расширение услуг привело к использованию номеров в качестве основных рыночных инструментов, помимо их прямого использования для нумерации, адресации и маршрутизации.
На основании Соглашения между Министерством информационных технологий и связи Российской Федерации и Агентством Республики Казахстан по информатизации и связи об использовании нумерации 7-й зоны всемирной нумерации от 17 июня 2006 г. закреплено распределение кодов зон нумерации 7-й зоны всемирной нумерации за Российской Федерацией и Республикой Казахстан.
Министерством информационных технологий и связи Российской Федерации разработаны и внесены в Правительство Российской Федерации проекты постановлений Правительства Российской Федерации “Об утверждении Правил оказания услуг связи для целей телевизионного вещания и радиовещания” и “Об утверждении Правил присоединения и взаимодействия сетей связи для распространения программ телевизионного вещания и радиовещания”. Указанные проекты постановлений были разработаны при участии межведомственной рабочей группы, в которую входили представители федеральных органов исполнительной власти, организаций и общественных объединений, и рассмотрены на заседаниях Правительственной комиссии по развитию телерадиовещания.
1) Правила оказания услуг связи для целей телевизионного вещания и радиовещания разработаны в целях реализации статьи 44 Федерального закона от 7 июля 2003 года № 126-ФЗ “О связи” и в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации “О защите прав потребителей”. В них регламентируются взаимоотношения пользователей услугами связи и операторов связи при заключении и исполнении договора об оказании услуг связи для целей телевизионного вещания и радиовещания, а также порядок и основания приостановления оказания услуг связи по договору и расторжения такого договора, особенности оказания услуг связи для целей телевизионного вещания и радиовещания, права и обязанности операторов связи и пользователей услугами связи, форма и порядок расчетов за оказанные услуги связи, порядок предъявления и рассмотрения жалоб, претензий пользователей услугами связи, ответственность сторон.
2) Правила присоединения и взаимодействия сетей связи для распространения программ телевизионного вещания и радиовещания разработаны во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 28 марта 2005 г. № 161 "Об утверждении Правил присоединения сетей электросвязи. и их взаимодействия" и в целях реализации статьи 18 Федерального закона от 7 июля 2003 года № 126-ФЗ “О связи”. В них регламентируются права и обязанности операторов связи при присоединении сетей связи для распространения программ телевизионного вещания и радиовещания и их взаимодействии, существенные условия присоединения сетей связи для распространения программ телевизионного вещания и радиовещания и их взаимодействия.
Необходимо отметить, что в настоящее время подготовлены и проходят согласования, в том числе и с участием членов операторского сообщества, проекты следующих нормативных правовых актов:
правила оказания телематических услуг связи;
требования к построению сетей передачи данных;
требования к порядку пропуска трафика в сети передачи данных и т.д.
Данные проекты нормативных правовых актов в соответствии с государственной политикой по развитию и использованию сети Интернет основываются на принципах и нормах международного права.
Также мне хотелось бы затронуть такую тему как особенности оказания услуг связи для нужд обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка. В соответствии с пунктом 1 статьи 51.1 Федерального закона “О связи”, касающейся вышеуказанного вопроса, Мининформсвязи России по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся сети связи специального назначения, предназначенные для нужд обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка, вправе установить дополнительные требования к сетям связи, входящим в состав сети связи общего пользования и используемым для оказания услуг связи для нужд обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка.
При установлении дополнительных требований предлагается реализовать следующий подход:
1. Для технических и программных средств, входящих в состав сети связи общего пользования, используемых при оказании услуг связи для нужд обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка, является обязательным подтверждение соответствия требованиям по информационной безопасности, установленным уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в области обеспечения информационной безопасности и в области технической защиты информации.
При этом форма подтверждения соответствия указанных средств таким требованиям могла бы быть установлена уполномоченными федеральными органами исполнительной власти самостоятельно.
Следует отметить, что основной задачей сети связи является доведение информации пользователей с заданной достоверностью передаваемых данных и с заданной вероятностью их доведения. Вопросы, связанные с обеспечением конфиденциальности информации, решаются на прикладном уровне, то есть средствами самого спецпользователя.
2. Порядок эксплуатационно-технического обслуживания средств и линий
связи сети связи общего пользования, используемых для оказания услуг связи для нужд обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка, предусматривается в государственном контракте на оказание услуг связи, заключаемым федеральным органом исполнительной власти с оператором связи в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2006 г. № 103 “Об утверждении правил подготовки и использования ресурсов единой сети электросвязи Российской Федерации в целях обеспечения функционирования сетей связи специального назначения”.
В этой связи Мининформсвязи России разрабатывает ряд нормативных правовых актов, основанных на вышеуказанных принципах:
требования к целостности и устойчивости функционирования ЕСЭ России;
требования к сетям и средствам связи для проведения оперативно-розыскных мероприятий;
требования к безопасности сети связи общего пользования;
требования к защите сетей связи от НСД к ним и защите передаваемой по ним информации.
Согласно Программе разработки технических регламентов, принятой распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2006 г. распоряжением № 781-р, Мининформсвязи России вносит в Правительство Российской Федерации проекты четырех технических регламентов:
общего технического регламента “Об электромагнитной совместимости”;
специального технического регламента “О безопасности информационных технологий”;
специального технического регламента “О требованиях к безопасности средств связи”;
специального технического регламента “О требованиях к программно-аппаратным средствам учета потребления энергоресурсов в жилищно-коммунальном хозяйстве”.
В рамках реализации Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-Ф3 “Об информации, информационных технологиях и защите информации” ведется разработка нормативного правового акта “Об особенностях подключения государственных информационных систем к информационно-коммуникационных сетям”.
В заключение, хотелось бы отметить, что за время, прошедшее с выхода Федерального закона от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ “О связи”, проведена большая работа по формированию нормативной правовой базы отрасли, но еще многое предстоит сделать для завершения создания эффективных механизмов государственного регулирования сферы информационных технологий связи. АДЭ должна принимать самое активное участие в этом процессе.
2. Основные итоги работы АДЭ в 2006 году и основные задачи на 2007 год.
По вопросу об основных итогах работы АДЭ в 2006 году и основных задачах на 2007 год выступил председатель Исполкома АДЭ А.С. Кремер.
По состоянию на 18 декабря 2006 года в состав АДЭ входят 115 организаций, в том числе федеральные и региональные органы исполнительной власти, операторы связи, производители технических средств связи и средств обеспечения информационной безопасности, системные интеграторы, научные и учебные организации, юридические, финансовые и консалтинговые компании.
В составе АДЭ работают два комитета:
-Развитие информационных и телекоммуникационных технологий, руководитель Кутуков В.А., генеральный директор ЗАО “Стек Софт”;
-Информационная безопасность, руководитель Чапчаев А.А., генеральный директор ОАО «ИнфоТеКС»;
и шесть рабочих групп:
- IP -коммуникации, руководитель – Масленников И.О., генеральный директор ООО “Си-Ти-Ай”;
-внедрение СОРМ на сетях электросвязи, руководитель – Таранков А.И., ФСБ России;
-беспроводные сети доступа, руководитель – Кочегаров П.В., генеральный директор ООО “Инфинет”;
-развитие инфраструктуры идентификации, руководитель – Володин А.В., директор по информационной безопасности ООО “Центр Финансовых Технологий”;
-телемедицина, руководитель – Кобринский Б.А., руководитель Медицинского центра новых информационных технологий Московского НИИ педиатрии и детской хирургии;
-базовый уровень информационной безопасности операторов связи, руководитель – Кремер А.С., председатель Исполкома АДЭ.
В 2006 году работал Координационный совет по информационной безопасности инфокоммуникационных сетей и систем, созданный на базе АДЭ с целью содействия формированию единой, совместимой и защищённой информационно-телекоммуникационной инфраструктуры Российской Федерации, координации деятельности организаций и предприятий по созданию систем обеспечения сетевой и информационной безопасности.
В 2006 году проведено 2 заседания Координационного совета, на которых рассматривались следующие вопросы:
-итоги работы исследовательской комиссии МСЭ-Т по информационной безопасности в Южной Корее в апреле 2006 г.;
-состояние работ по созданию межоператорской группы анализа инцидентов;
-защита международных идентификаторов мобильных телефонов в целях противодействия мошенничеству на сетях мобильной связи;
-противодействие хищению и несанкционированному распространению баз персональных данных.
В 2006 году проведены две конференции: Безопасность и доверие при использовании инфокоммуникационных сетей и систем, Состояние и перспективы развития Интернета в России.
Отличительной особенностью конференций АДЭ является высокий уровень представительства органов государственной власти и бизнеса, а также методологическая стройность, профессионализм, актуальность и практическая направленность программ, в реализации которых участвуют ведущие российские и зарубежные специалисты.
В конференциях приняли участие руководители Мининформсвязи России, других органов исполнительной и законодательной власти, руководители и эксперты ведущих российских инфокоммуникационных компаний, директор МСЭ-Т Хоулин Джао, президент ICANN Пол Туми, президент ЕЕМА Дэвид Гудман, заместитель директора департамента Правительства Канады Вильям МакКрум, представители Европейской Комиссии, представители ведущих мировых инфокоммуникационных компаний.
В 2006 году специалистами входящих в АДЭ организаций разработаны в рамках деятельности АДЭ следующие основные документы:
-проект правил оказания телематических услуг связи;
-проект правил применения серверов телематических услуг;
-проект правил применения аппаратуры связи, реализующей функции передачи речевой информации, видео и мультимедиа информации по сетям передачи данных с протоколом IP;
-проект правил применения оборудования программно-аппаратных комплексов средств связи, подключаемого к ТфОП;
-комплект документов по Межоператорской группе анализа инцидентов (МЕГА);
-предложения по развитию инфраструктуры электронных подписей в сфере информационных технологий, сетей электросвязи и почтовой связи;
-предложения по внедрению ENUM в России и созданию национального регистратора российской зоны ENUM;
-материалы концепции развития технологий беспроводного широкополосного доступа в России;
-материалы концепции развития телемедицинских сетей и систем в Российской Федерации в условиях реализации национального проекта «Здоровье»;
-проект рекомендации МСЭ-Т по базовому уровню информационной безопасности операторов связи;
-предложения по стратегии стандартизации, внедрения и оценки информационной безопасности телекоммуникационных сетей и систем.
Проведены экспертизы ряда проектов нормативных документов по поручению Мининформсвязи России.
В 2006 году продолжала работать кафедра "Технологии электронного обмена данными", созданная в МТУСИ в 1997 году по инициативе членов АДЭ для подготовки специалистов в области современных инфокоммуникационных технологий и нормативного правового обеспечения развития инфокоммуникаций.
Целевая подготовка студентов проводилась по таким направлениям как:
• IP -коммуникации и IP -сервисы;
• телематические службы;
• системы и средства обеспечения информационной безопасности;
• основы построения универсальных сетевых платформ;
• нормативные правовые аспекты развития инфокоммуникаций.
На кафедре проходят обучение, производственную и преддипломную практику студенты 3-5 курсов, а также проводится целевая подготовка аспирантов по специальностям – «Телекоммуникационные системы и компьютерные сети» и «Системы, сети и устройства телекоммуникаций».
Для проведения научно-исследовательских работ на кафедре функционировали лаборатории: моделирования сетевых протоколов на базе скоростных сетевых микропроцессоров и разработки защищенных программных приложений на базе открытых инструментальных платформ.
Продолжал издаваться информационный аналитический журнал «Документальная электросвязь». Работал учебный центр, а также лицензионно-аттестационный центр.
В 2007 году работа будет проходить по всем направлениям, которые велись в 2006 г. Будет продолжена разработка нормативных правовых документов, будут проведены две конференции: 5-6 апреля по информационной безопасности и 11-13 сентября по состоянию и перспективам развития Интернета в России. В 2007 году эти конференции получат более высокий статус проведения под эгидой Мининформсвязи России.
Хотелось бы выделить основные проекты на 2007 год:
-экспертиза проектов нормативных правовых документов по поручению органов государственной власти Российской Федерации;
-технический регламент «О требованиях к безопасности средств связи», проект Минпромэнерго России»;
-концепция развития беспроводного широкополосного доступа в России, проект Мининформсвязи России;
-концепция развития телемедицинских сетей и систем в Российской Федерации в условиях реализации национального проекта «Здоровье», проект Мининформсвязи России;
-предложения по оценке рисков, связанных с обеспечением целостности, устойчивости функционирования и безопасности Единой Сети Электросвязи России, проект Мининформсвязи России;
-концепция регулирования отрасли информационных технологий и связи, учитывающая существенные отличия современных инфокоммуникаций от традиционной телефонии.
В 2007 году начнется практическая деятельность межоператорской группы анализа инцидентов.
Еще одной важной задачей станет проведение аттестации экспертов по сертификации по поручению Россвязи.
Надеюсь, что и в дальнейшем АДЭ в полной мере будет реализовывать свои три основные задачи:
Активное участие в создании понятной, непротиворечивой и упредительной нормативно-правовой среды развития инфокоммуникаций в России,
Действие в качестве катализатора удовлетворения потребностей в информационных и телекоммуникационных технологиях и системах обеспечения информационной безопасности,
Эффективное сотрудничество, взаимопонимание и доверие между органами государственной власти и инфокоммуникационным бизнесом.
http://www.rans.ru/arrangements/povest-1812-2006.html