Выдержки из доклада «О проведении мониторинга влияния мер государственного регулирования на развитие предпринимательства за 2006 год» 19.3.2008 В ежегодных посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, основных направлениях социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную (2000-2010 годы) перспективу, программах и планах действия Правительства Российской Федерации по социально-экономическому развитию страны на среднесрочную (2000-2001 годы, 2002-2004 годы, 2003-2005 годы и 2006-2008 годы) перспективу в качестве одного из ведущих направлений по достижению стратегической цели - повышение эффективности российской экономики - определено кардинальное улучшение предпринимательского климата, предусматривающее устранение факторов, препятствующих развитию предпринимательства, и создание благоприятных условий хозяйствования.
Среди основных направлений развития предпринимательства, программными документами Правительства Российской Федерации поставлены задачи сокращения административного вмешательства государства в хозяйственную деятельность и развития конкуренции.
.....
Вместе с тем показано, что реализация федеральных законов «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)», «О лицензировании отдельных видов деятельности» и законов, регулирующих вопросы лицензирования видов деятельности, на которые действие данного закона не распространяется, осуществляется с серьезными недостатками, сопровождается в ряде случаев новыми административными барьерами, что во многом обуславливается несовершенством самих законов.
Во исполнение поручения Правительства Российской Федерации Минэкономразвития России в 2007 году организовано проведение первого этапа Мониторинга за 2006 год.
……
Анализируя имеющиеся данные, можно сделать вывод, что наибольшее число штрафных санкций взыскивались МЧС России (462 734 штрафа) и Ростехнадзором (97 236 штрафа), ФМС России (44 806 штрафов). Меньше всех штрафных санкций применено Росздравнадзором (1 320 штрафов) и ФСТЭК России (всего два штрафа). Дороже всех нарушителям обошлись штрафы за нарушения в области финансового рынка, здравоохранения, а также эксплуатации промышленных объектов и транспортных средств. В частности, в среднем 19 464 тысячи рублей пришлось заплатить в среднем за одно нарушение, выявленное ФСФР России, в среднем по 12 878 рублей за одно нарушение, выявленное Ространснадзором и ФСБ России, а также 6 439,3 рублей пришлось заплатить за одно нарушение, выявленное Росздравнадзором.
Таким образом, за отчетный период федеральными органами исполнительной власти взыскано 713 391 штраф на сумму 78 184 330,95 тысяч рублей.
По итогам 2006 года наибольшее количество предписаний - 685 109 -выдано контрольно-надзорными органами МЧС России (государственный пожарный надзор), а также Ростехнадзором - 675 612, Рострудом - 199 571, Ространснадзором - 76 792, МВД России - 46 137, Росприроднадзором - 33 658, Россвязьнадзором - 11 601, Россельхознадзором - 1 719. Наименьшее количество предписаний выдано ФСБ России - 50. При этом уровень исполнения предписаний колеблется в пределах 70-100 процентов.
Общее количество дел по административным правонарушениям колеблется от 647 595 в области пожарной безопасности (МЧС России) до 3 в области экспортного контроля (ФСТЭК России).
Следует отметить, что решениями судов отменено наибольшее число дел по административным правонарушениям, вынесенных Росздравнадзором - 31 % случаев, а также в отношении предписаний, вынесенных Ростехрегулированием -11%, Ростехнадзором, - 3,2%, ФСФР России - 2,7%, Рострудом, - 0,42%, Россвязьнадзором - 0,4 %, МЧС России - 0,1 процент.
…..
Но относительные величины свидетельствуют, что МВД России подвергло проверкам каждый из подконтрольных объектов (100 %). Порядка трети подконтрольных объектов проверили в 2006 году Роспотребнадзор (37,1 %), ФНС России (контроль ККТ - 33,6 %), МЧС России (32,7 %), Росгидромет (33,3 %), ФСКН России (32,6 %>). На предмет пожарной безопасности проверено 23,4% из подконтрольных объектов, транспортного надзора - 18,4%, ветеринарного надзора - 17,2% подконтрольных объекта, надзора в области охраны природы - 17 %. Доля проверенных из общего количества объектов Ростехнадзора составила 14,5 %, Россвязьнадзора - 6,5 %, Россельхознадзора -5,0 %, Роструда - 3,5 %, ФСФР России - 2,5 %, Минобороны России -2,3 процента.
Сроки проведения проверок колеблются от «постоянно» до 1 раза в 2 года.
По итогам 2006 года количество внеплановых проверок, осуществляемых по разным причинам, составило 783 397. Внеплановые проверки проводились в целях проверки выполнения предписаний, обращений граждан, а также в случаях угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан.
Проверки вне плана проводились в рамках осуществления пожарного надзора (576 тысяч поверок), экологического и технологического надзора (85 тысяч поверок), контроля за оборотом оружия и негосударственной (частной) охранной и сыскной деятельностью (52 тысячи поверок), надзора в сфере транспорта (17 тысяч поверок), в области охраны природы (9,3 тысячи поверок), контроля за качеством зерна (6,7 тысяч поверок), контроля и надзора в сфере информационных технологий и связи (6,7 тысяч поверок), ветеринарного надзора (4,4 тысячи поверок), надзора за соблюдением обязательных требований к продукции и метрологического контроля (3,2 тысячи поверок), контроля за оборотом наркотиков (3,0 тысячи поверок), контроля за деятельность участников финансового рынка (1,9 тысячи), надзора в сфере здравоохранения (1,2 тысячи поверок). Минобороны России провело 13 внеплановых проверок.
Доля внеплановых проверок в сфере пожарного надзора составила 21,7%о. На долю подконтрольных ФСКН России объектов пришлось 10 % проверок, осуществленных вне плана. По остальным ФОИВ эта величина гораздо меньше. Так, например, по Минтрансу России она составила 3,2 %, по Ростехнадзору - 19%, по Россвязьнадзору - 2,5%, Минобороны России - не превысила 1 процента.
При этом основной причиной внеплановых проверок в сфере пожарного надзора в 50-60 % случаев стал контроль за выполнением предписаний. То же можно констатировать в отношении проверок, проводимых МВД России, Россельхознадзором, Россвязьнадзором и Ростехнадзором.
….
http://webblog.ru/rostovgpn/29066/