С. А. Мальянов: «новая модель универсальных услуг связи должна обеспечить переход от универсального доступа к универсальным услугам»02 сентября 2011 года и.о. руководителя Федерального агентства связи С.А. Мальянов представил доклад, посвященный развитию универсальных услуг связи, на заседании Президиума Совета при Президенте Российской Федерации по развитию информационного общества Российской Федерации.
В докладе были проанализированы итоги реализации первого пятилетнего этапа (2005 – 2010 годы) внедрения системы универсальных услуг связи в стране, а также рассмотрены возможные пути дальнейшего совершенствования и развития системы.
Подводя итоги проделанной работы, С.А. Мальянов отметил: «задачи пятилетнего этапа отраслью полностью выполнены. В рамках первого этапа обеспечен гарантированный доступ жителям всех населенных пунктов к таксофонам, а также гарантированный доступ жителям населенных пунктов с численностью 500 человек и больше, к пунктам коллективного доступа к Интернет (ПКД). За пять лет установлено более 148 тысяч единиц таксофонов (на начало этапа нетелефонизированными оставались около 45 тыс. населенных пунктов) и развернуто около 21 тысячи единиц ПКД. Кроме того, для решения этих задач была создана телекоммуникационная инфраструктура, последние мили которой дошли до мест, где ранее никогда не было связи».
Говоря о перспективах развития системы универсального обслуживания и.о. руководителя Россвязи подчеркнул: «в основу этой работы должны быть положены четкие социальные и экономические ключевые показатели эффективности функционирования системы универсального обслуживания, показатели оценки проводимой работы операторами связи и целевые показатели проникновения современных услуг связи. Новая модель универсальных услуг связи должна обеспечить переход от универсального доступа к универсальным услугам».
В докладе были предложены направления совершенствования системы универсальных услуг связи, а также рассмотрены проблемные вопросы, требующие решения.
Представленные результаты внедрения универсальных услуг связи и перспективы их развития были обсуждены представителями операторов связи и бизнес сообщества, принимавшими участие в заседании.
http://www.rossvyaz.ru/press/news/news743.htmПолный текст докладаПолный текст доклада
«О результатах внедрения универсальных услуг связи в Российской Федерации»
Доклад и.о. руководителя Россвязи С.А. Мальянова на заседании Президиума Совета при Президенте Российской Федерации по развитию информационного общества
02.09.2011, г. Москва
Вопрос обеспечения всеобщего доступа к информационным ресурсам является одним из краеугольных камней развития современного общества: политического, экономического, информационного и социального.
Задача государства – создать условия, при которых операторы связи обеспечат равный доступ к базовому набору телекоммуникационных и информационных услуг всем жителям страны, независимо от мест их проживания: в крупных городах или удаленных населенных пунктах в сельской или труднодоступной местности.
Эффективным инструментом в руках государства по решению этой задачи стала масштабная реализация принципа универсального обслуживания или универсального доступа к базовой телекоммуникационной инфраструктуре.
Этот принцип был закреплен на законодательном уровне в Федеральном законе «О связи».
Задачи первого пятилетнего этапа (2005 – 2010 годы) отраслью были полностью выполнены.
В рамках первого этапа были решены следующие задачи:
обеспечен гарантированный доступ жителям всех населенных пунктов, в которых проживает население, к таксофонам (голосовая связь). Установлено более 148 тысяч единиц таксофонов. На начало этапа нетелефонизированными оставались около 45 тыс. населенных пунктов;
обеспечен гарантированный доступ жителям населенных пунктов с численностью 500 человек и больше к пунктам коллективного доступа (доступ в сеть Интернет). Развернуто около 21 тысячи единиц ПКД.
Кроме того, для решения этих задач была создана телекоммуникационная инфраструктура, последние мили которой дошли до мест, где никогда не было связи. В этой связи очень характерна оценка этой работы одной из жительниц Красноярского края, которая со слезами на глазах сказала связистам, что для нее появившаяся возможность позвонить родным второе значимое событие в жизни после прихода в деревню электричества.
Таксофоны универсального обслуживания стали неотъемлемым элементом отдаленных населенных пунктов российской глубинки, обеспечивающим доступ к базовым услугам связи и бесплатному вызову экстренных оперативных служб.
Проведенный анализ распределения нагрузки системы универсального обслуживания позволил сделать следующие выводы:
около 80 % трафика приходится на сельские населенные пункты с численностью до 1 тыс. жителей, которые составляют более 90 % от общего количества населенных пунктов Российской Федерации, в которых проживают около 12 % жителей страны. На наш взгляд, это свидетельствует о слабой развитости социальной инфраструктуры в этих населенных пунктах;
в городах численностью более 100 тыс. жителей (а это около 47% по численности жителей) созданная телекоммуникационная инфраструктура в большей части обеспечивает потребности доступа к информационным ресурсам с использованием различных современных технологий и гибких тарифов. Генерируемый трафик составляет всего 3%;
общий объем трафика за последние 3 года практически стабилен на уровне 44 – 46 млн. мин. Это может свидетельствовать о достижении удовлетворения первоначального спроса на универсальные услуги связи в их нынешнем виде. При этом наблюдается рост доли трафика с вызовом экстренных служб и существенный рост входящих вызовов.
Следует сказать, что наши таксофоны обеспечивают возможность бесплатных входящих вызовов. Все номера таксофонов и точные адреса их установки размещены в открытом доступе в сети Интернет на официальном сайте Россвязи.
По консолидированной оценке глав исполнительной власти всех субъектов Российской Федерации внедрение универсальных услуг связи позволило решить многие вопросы социального развития регионов, и, в первую очередь, сгладить неравенство в доступе к базовым услугам связи.
Таким образом, созданная на сегодня инфраструктура универсальных услуг связи обеспечивает:
повышение доступности для населения и организаций современных услуг в сфере информационных и телекоммуникационных технологий;
формирование единого информационного пространства, в том числе для решения задач обеспечения национальной безопасности;
создание системы общественных центров доступа населения к государственным информационным ресурсам, в том числе к государственным и муниципальным услугам в электронном виде;
предоставление гражданам социальных услуг на всей территории Российской Федерации с использованием информационных и телекоммуникационных технологий;
формирование основы для перехода от развития инфраструктуры связи к развитию информационного общества.
Тенденции развития современного общества и требования руководства страны по обеспечению повсеместного доступа населения к государственным и муниципальным услугам в электронном виде, накопленный нами опыт оказания универсальных услуг связи во всех уголках страны позволяют уточнить цели и задачи универсального обслуживания на втором этапе и разработать требования к конкретному содержанию этих услуг, их информационному наполнению и принципам организации.
В основу этой работы должны быть положены четкие социальные и экономические ключевые показатели эффективности функционирования системы универсального обслуживания, показатели оценки проводимой работы операторами связи и целевые показатели проникновения современных услуг связи.
Новая модель универсальных услуг связи должна обеспечить переход от универсального доступа к универсальным услугам. Многие зарубежные страны уже прошли этот путь и нам, несомненно, будет ценен их опыт. Например, страны Европейского сообщества в соответствии с Программой цифрового развития Европы уже разработали национальные стратегии по развитию широкополосного доступа в среднем до 30 Мбит/сек.
На наш взгляд, совершенствование инфраструктуры сетей для универсальных услуг связи на втором этапе должно иметь эту целевую направленность.
Выделяется несколько основных взаимосвязанных направлений.
Первое. Развертывание терминального оборудования нового поколения. Тип оконечных терминалов будет зависеть от конкретных характеристик населенного пункта. Для крупных населенных пунктов это будут инфоматы. Для подавляющего большинства малых населенных пунктов станы это будут интеллектуальные устройства, обеспечивающие как голосовую связь, так и доступ в сеть Интернет.
Для детального учета всех особенностей населенных пунктов выбор типа оборудования необходимо проводить в тесном взаимодействии с администрациями субъектов Российской Федерации и муниципальными образованиями.
Такой подход обеспечит равные условия доступа к получению государственных и муниципальных услуг в электронном виде.
Второе. Создание новых механизмов конкурсного отбора операторов связи, исключающих неэффективное использование средств Резерва универсального обслуживания и риски непредставления новыми победителями конкурсов услуг в установленные сроки. Существующий опыт показывает наличие как правовых, так и экономических пробелов в существующей системе конкурсов.
Третье. Обновление и повышение эффективности использования инфраструктуры универсальных услуг связи на базе современных инфокоммуникационных технологий.
Одним из перспективных направлений может быть использование технологий подвижной радиотелефонной связи.
Для нашей страны этот вид связи особенно актуален. Не случайно около 40 % установленных таксофонов универсального обслуживания работают в GSM и CDMA сетях.
Сегодня это наиболее эффективный способ выровнять возможность доступа к информационным ресурсам во всех населенных пунктах.
Какие проблемные вопросы требуют решения?
Необходимо четко определить экономические и технологические параметры.
Важнейшей составляющей будет определение принципов обеспечения развития сетей сотовой связи и создания системы мотивации операторов в продвижении в экономически не привлекательные районы.
Результаты проводимой совместно с администрациями регионов оценки позволят найти границу (например, объемы и скорости, стоимость единицы услуги, выделяемые финансовые средства), до которой операторы связи строят сети за свой счет, а после которой оплату этих работ берет на себя государство частично или полностью.
На этом пути потребуется решить несколько регуляторных проблем: комплексное использование сотовыми операторами единой инфраструктуры последней мили (каналы связи и антенно-мачтовые сооружения), обеспечение экономически целесообразного внутри сетевого роуминга, обеспечение взаиморасчетов между операторами связи, так как услуги становятся мультисистемными.
Четвертое. Это создание и организация управления универсальной инфраструктурой.
Одним из слабых мест существующей системы универсального обслуживания было обеспечение населения едиными платежными картами. Сегодня мы формируем требования по работе наших терминалов с едиными социальными электронными картами. Это существенно упростит вопросы оплаты за услуги связи и идентификацию граждан при получении государственных и муниципальных услуг в электронном виде.
Вторым проблемным вопросом было отсутствие нормативных правовых актов по организации действенного оперативного контроля за работой сети универсального обслуживания.
Но сегодня уже и этого мало. Необходимо не просто контролировать, а управлять услугами и инфраструктурой.
Проработка вопросов по всем направлениям организована. В целом понятно куда идти и что делать. Детально считаем деньги на все новеллы, что бы определить достаточность Резерва универсального обслуживания, который не такой уж и маленький – 13 млрд. руб. ежегодно.
Для организации работ по совершенствованию системы универсального обслуживания правительство Российской Федерации приняло решение о возможности продления ранее заключенных договоров на срок до двух лет.
Мы планируем завершить разработку всей нормативной правовой базы в 1-м квартале 2012 года, что бы с 01.01.2013 поэтапно развертывать новую систему универсального обслуживания.
Разработанные элементы механизма универсального обслуживания телекоммуникационными услугами, а также предложения по их практической реализации позволят создать усовершенствованный организационно-экономический механизм, применение которого будет способствовать более эффективному достижению целей универсального обслуживания и повышению уровня потребления и качества оказываемых пользователям современных телекоммуникационных услуг связи.
Адрес статьи: http://www.rossvyaz.ru/docstore/doc1650.htm