Тестирование специальных сим-карт, позволяющих производить оплату проезда в метро с помощью мобильного телефона, начали совместно компании «Мобильные ТелеСистемы» и «Ситроникс». В МТС уже заявили о намерении запустить сервис в коммерческую эксплуатацию в 2009 году.В рабочую группу, которая занимается испытаниями устройств, по словам пресс-секретаря МТС Ирины Осадчей, входят все участники процесса. В настоящий момент отрабатываются технологические и финансовые схемы взаимодействия по внедрению в метрополитене новых видов оплаты проезда. В их числе и технология на базе NFС-чипов внедренных в сим-карту абонента. Производством этих сим-карт занимается компания «Ситроникс», которая наряду с МТС входит в АФК «Система». Однако добавила Осадчая, «какие-либо конкретные вопросы о проекте можно будет обсуждать только после получения промежуточных результатов работы группы».
Напомним, технология беспроводной коммуникации NFC (Near Field Communication) обеспечивает обмен информацией между двумя электронными устройствами с помощью радиочастот, то есть, на небольшом расстоянии: не более 5 см. Как мы писали ранее, абоненту и владельцу телефона, поддерживающего эту технологию, для оплаты проезда нужно будет просто приложить трубку к турникету.
«Эта технология представляется нам очень перспективной, потому что существенно упрощает жизнь людям при совершении микроплатежей, – комментирует вице-президент по новым технологиям компании «Ситроникс» Михаил Миньковский. – Например, абонент сможет использовать мобильный телефон как транспортный билет, а деньги за проезд будут списываться с его абонентского счета. Для работы с телефонами, поддерживающими стандарт NFC, в сим-картах используется специальное приложение, разработанное для этого стандарта. Мы рассматриваем возможности выпуска таких сим-карт на производственных мощностях «Ситроникс Смарт Технологии».
Стоит добавить, что директор департамента новых технологий оператора «МегаФон-Москва» Денис Ирз также выразила ComNews позитивное отношение к идее внедрения технологии NFS в столице. «Подобные решения имеют перспективы, если свои усилия объединят все операторы «большой тройки», – считает она. – Нужна единая универсальная система. Московский «МегаФон» готов включиться в этот социальный проект, и первые шаги в этом направлении уже сделаны. Мы уверены, что такая услуга будет доступна москвичам в обозримом будущем».
http://eplus.com.ua/news/_2008-06-10-7-40-03.htmlОсновное преимущество технологии - это возможность использования мобильных телефонов с модулем NFC в качестве платежного средства и заменителя самых различных билетов, прежде всего, в системах общественного транспорта.
Несмотря на сравнительно небольшое разнообразие мобильных телефонов, оснащенных модулем NFC, системы на базе этой технологии уже работают в азиатских странах, включая Японию (система FeliCa), Гонконг и Сингапур. Накоплен достаточный опыт, чтобы говорить о коммерческих преимуществах систем мобильных платежей, например, только в Гонконге, в системах NFC проходит более 10 млн транзакций в сутки!
В Западной Европе известны лишь несколько случаев внедрения платежных систем NFC, включая Oyset Card, "виртуальные" карточки для использования в лондонской подземке. Тем не менее, продукты, которые используют системы оплаты за транспорт и кредитные карты с модулем NFC - это коммерческая реальность (вспомнить хотя бы Visa-карты "Банка Москвы", работающие в московском метро), а испытания мобильных устройств с NFC все чаще проводятся в Западной Европе и следует ожидать скорого появления все новых и новых систем.
Приложение Место испытаний Участники проекта Даты испы-
таний Детали
O2 Wallett - виртуальные кредитные карты и проездные Лодон, UK AEG; Barclaycard; Nokia; O2; Transport for London; TranSys; Visa Europe Ноябрь 2007 - май 2008 500 участников тестируют O2 Wallet установленный на телефоны Nokia 6131 NFC, которые, как и обычный бумажник, позволяют использовать одну из нескольких "карт", включая Oyster и Barclaycard, но в их виртуальной "ипостаси"
Payes Mobile - решение для мобильных платежей Каена и Страсбург, Франция 6 французских банков (BNP Paribas; Credit Agricole and LCL; Credit Mutuel-CIC; Groupe Caisse d'Epargne; La Banque Postale; и Societe Generale); 4 оператоар мобильной связи (Bouygues Telecom; NRJ Mobile; Orange; and SFR); MasterCard and Visa Europe Начались в ноябре 2007 года В испытаниях принимают участие 1000 человек и 200 торговых точек в Каене и Старсбурге. Оценивается интерес пользователей к Payez Mobile и интероперабельность решений различных производителей: мобильные телефоны LG, Motorola и Sagem; платежных терминалов от Ingenico и Sagem Monetel; SIM-карты и приложения Gemalto и Oberthur Card Systems; а также NFC-компоненты Inside Contactless.
Различные, включая мобильные билеты и мобильные платежи Rennes, Франция SNCF и Orange Ноябрь 2007 - январь 2008 50 участников испытывают технологию NFC, встроенную в SIM-карты, которые обеспечивают доступ к различным услугам, включая оплату проезда на автобусах и поездах, платежи за покупки и парковку.
NFC обеспечивает для банков и мобильных операторов возможность оказания услуг в развитых странах
Потенциал в развитии систем мобильных платежей весьма различен в развивающихся и развитых странах. В развивающихся странах, мобильные телефоны находят широкое распространение, но не столь много людей располагают банковскими счетами. В итоге мобильный банкинг и платежные сервисы на развивающихся рынках опираются на существующие, простые и надежные технологии, такие, как SIM Toolkit или SMS. Эти решения не требуют переоснащения абонентской базы более дорогими мобильными устройствами с поддержкой NFC, но существенно ограничивают перспективы использования NFC на этих рынках.
В более развитых странах, большинство людей располагают и мобильным телефоном и банковским счетом, что создает большой потенциал для внедрения NFC. Но для успеха NFC, важно, чтобы было улучшено взаимодействие бизнеса и различных систем мобильных платежей, включая оплату за покупки в магазинах, взимание оплаты за проезд, онлайн-покупки и аукционы, а также системы авторизации займов. NFC может стать ведущей технологией для того, чтобы это было возможно.
Успех мобильных платежных систем будет определяться тем, какие из бизнес-моделей обеспечат наибольший выигрыш для различных участников этого рынка. Очевидно, что требуются совместные усилия участников рынка, включая мобильных операторов, финансовые институты (розничные банки и системы платежных карт), провайдеры инфраструктуры платежей (такие, как Sony или NXP), а также различные точки продаж (включая магазины и общественный транспорт). Организовать такое взаимодействие не слишком легко, что иллюстрируют провалившиеся проекты Simpay в Европе и ранние инициативы с использованием RFID в Южной Корее. Тем не менее, предстоящие испытания NFC во Франции и Великобритании - обнадеживающие знаки кооперации в Западной Европе.
Жизнь в смарт-мире
По мере того, как будут преодалены трудности начального периода и использование NFC наберет "критическую массу", расширятся перспективы использования NFC. Технология уже подразумевает не только использование мобильных устройств. Например, Samsung разработал холодильник, который использует считыватель RFID-меток, чтобы анализировать какие продукты загружаются и извлекаются из холодильника, мониторит запас продуктов и автоматически посылает список продуктов, которые следует приобрести на мобильный телефон, указанный владельцем (это может быть и телефон супермаркета).
В Гемрании, Galeria Kaufhof начала использовать метки RFID в своем магазине. Считыватели RFID установлены так, чтобы автоматически отслеживать перемещения товаров на складе, что позволяет в любой момент времени иметь полную информацию о наличии и местоположении товаров.
В Испании, Barcelona Baja Beach Club запустил VIP VeriChip - устройство на базе RFID размером с зерно риса. Члены клуба, при желании могут вшивать чип в свою руку, что позволяет им идентифицировать себя, например, для входа в клуб или при расчете за выпивку и еду, не предъявляя никакие документы.
Интеграция Smart-чипов в мобильные телефоны, вероятно, повлияет на рост числа приложений, которыми можно будет пользоваться с одного устройства. Легкие в использовании, защищенные системой шифрования, устройства могут снискать популярность у массового пользователя. Для провайдеров услуг и производителей оборудования, это может означать появление новых источников дохода, если они будут готовы согласиться на использование бизнес-моделей, подразумевающих выгоду для всех сторон.
http://www.mforum.ru/news/article/061539.htm