Как стало известно ПРАЙМ-ТАСС, на 4 сентября намечено совещание в Минкомсвязи для рассмотрения предложений операторов по изменению порядка доступа абонентов к услугам междугородной и международной связи. Какими бы ни были эти предложения, платить за их реализацию из своего кармана будут, в основном, компании "Связьинвеста", если им не поможет государство.
Вопрос об изменении порядка доступа абонентов к услугам междугородной и международной /дальней/ телефонной связи возник не вчера. Как известно, чтобы попасть для совершения междугородного или международного звонка в сеть того или иного оператора, абонент должен после цифры "8" набрать двухзначный код и затем уже код города или страны и номер вызываемого телефона. Соответствующие коды выдаются операторам дальней связи Министерством связи и массовых коммуникаций, после чего, собственно, операторы и могут начинать предоставлять услуги дальней связи.
Однако используемые сейчас коды состоят из двух знаков и начинаются с цифр "2" и "5". По понятным арифметическим соображениям каждого вида кодов может быть не более 10-ти. То есть, учитывая, что каждый оператор дальней связи должен получить один междугородный и один международный код, кодов доступа хватит только десяти операторам. Сейчас же в России лицензии на услуги дальней связи получили 32 оператора, а коды получили 8. Еще двум операторам хватит, остальные должны ждать.
Чего ждать тем, кому кодов не достанется?Прежнее Мининформсвязи планировало для решения этой проблемы увеличить число цифр в кодах доступа до 3-х. Это, естественно, существенно увеличивало бы число вариантов, в результате чего кодов должно было бы хватить на всех.
В марте текущего года Мининформсвязи издало приказ, требующий от автоматических телефонных станций /АТС/ поддержки 13-значного формата телефонного номера. Это преследовало цель обеспечить возможность введения 3-значного кода доступа к услугам дальней связи.Сложность выполнения этого требования на практике в том, что более 30 проц АТС в стране в настоящее время поддерживают только 12-значный формат номеров, то есть не могут использовать 3-значные коды доступа.
Как прокомментировали эту ситуацию отраслевые эксперты, для обеспечения поддержки 3-значных кодов можно заменить такие АТС на станции современных моделей, однако операторы связи могут также пойти по пути доработок старых АТС, хотя такая доработка возможна примерно только для половины подлежащих модернизации станций.
Отметим здесь, что проблема замены касается практически исключительно межрегиональных компаний связи /МРК/ "Связьинвеста", так как парк его АТС наиболее старый в России.
После появления новой администрации связи в лице Минкомсвязи, это министерство в августе инициировало сбор и обобщение предложений операторов связи по порядку доступа абонентов к услугам дальней телефонной связи.
Представители Минкомсвязи не раскрыли причины такого решения и перечень вариантов по изменению порядка доступа, которые находятся в процессе обсуждения.
Однако ПРАЙМ-ТАСС стало известно, что, помимо вопроса об увеличении числа знаков в кодах доступа, среди рассматриваемых вариантов есть предложение об отмене возможности выбора абонентом постоянного оператора дальней связи /режим pre-select/ и введения на всей территории России только одного режима выбора оператора абонентом - при каждом звонке /hot choice/.
Такое предложение возникло в связи с тем, что аналоговые АТС, которых достаточно много еще эксплуатируется компаниями "Связьинвеста", не могут обеспечить режим pre-select более, чем пяти междугородным операторам. А, напомним, уже сегодня коды доступа к своим услугам междугородной связи имеют 8 операторов, скоро их будет 10, а всего лицензиями на дальнюю связь обладают 32 оператора в России.
Другими словами, во многих регионах России абоненты могут выбрать постоянного оператора только из 5-ти возможных вместо 32-х в дальней перспективе или вместо 10-ти в ближайшей.
Здесь мы подходим к самому интересному.Некоторая неожиданность проходящего сейчас обсуждения этого аспекта проблемы состоит в том, что абоненты в России вовсе не стремятся выбирать себе операторов дальней связи. Более 80 проц абонентов фиксированной связи /исключая Москву/ как пользовались услугами ОАО "Ростелеком" в качестве постоянного оператора, так и пользуются, хотя имеют возможность выбрать другого в качестве постоянного /пусть и из 5-ти возможных/ или перейти на выбор при каждом звонке /hot choice/. Для этого абоненту достаточно написать соответствующее заявление. Но абоненты этого не делают просто потому, что в этом нет никакого смысла – ни с точки зрения цен ни с точки зрения сервиса.
Тем не менее, предложение об отмене режима pre-select появилось.
Более того, некоторые данные указывают на то, что оно может быть одобрено Минкомсвязи.
Что из этого получится?Если решение об отмене режима pre-select будет принято, то это никак не решит проблему нехватки кодов доступа: старые АТС как не поддерживали 3-значные коды, так и не будут их поддерживать без модернизации.
Но уж коль скоро будет только режим выбора оператора hot choice – то его нужно будет обеспечить для всех и быстро, иначе никакого смысла в отмене режима pre-select с точки зрения либерализации рынка не будет: получится некая усеченная либерализация "для тех, кто успел". То есть для тех операторов дальней связи, у кого коды есть уже сегодня.
Значит, будут спешить с введением повсеместного hot choice для всех, то есть будут торопить с модернизацией АТС для возможности предоставления кодов доступа всем заинтересованным операторам. Кого будут торопить?
Торопить будут компании "Связьинвеста", на которые и лягут практически все расходы по замене или модернизации АТС.
То есть, за ускоренную и полную либерализацию рынка междугородной и международной связи расплатятся из своего кармана МРК "Связьинвеста", которым она – либерализация – как таковая безразлична, потому что на данном рынке эти компании не работают.
О размере этих затрат мы скажем далее, но есть еще статья, по которой "Связьинвест" недосчитается денег после тотального введения hot choice: это снижение выручки "Ростелекома".
По оценкам экспертов, если вместо существующего практически повсеместного режима pre-select с "Ростелекомом" как постоянным оператором будет введен такой же повсеместный hot choice, доход "Ростелекома" снизится примерно на 20 проц. Если вспомнить, что выручка "Ростелекома" в 2007 г составила 64,6 млрд руб, то от тотальной либерализации компания недосчитается почти 13 млрд руб только за один год.
Вернемся теперь к МРК. Во сколько обойдется либерализация дальней связи им?Сейчас темп замены АТС на современные электронные компаниями "Связьинвеста" составляет около 4 проц пунктов в год /по совокупной емкости АТС/. На начало 2008 г доля емкости электронных АТС в этих компаниях – около 67,4 проц. Если принять средний темп обновления в ближайшей перспективе даже за 6-7 проц пунктов в год, то для полной модернизации АТС "Связинвесту" потребуется около 5 лет. Что, похоже, и планируется "Связьинвестом". Стоить это будет в течение шести лет около 2,5 млрд долл, включая цифровизацию и других элементов сетей связи.
Эта работа, конечно, делается "Связьинвестом" не только ради либерализации дальней связи, но без такой работы, как мы видели, никакой "либерализации для всех" не получится. И, поскольку "Связьинвест" переводит сети в цифровой формат не только в интересах операторов дальней связи, но и в своих, он и планирует эту работу поэтапно, с учетом своих финансовых и технических возможностей.
Однако, если, как мы сказали выше, от "Связьинвеста" потребуется ускоренными темпами выполнить работу по модернизации сетей для скорейшей и повсеместного введения hot choice для всех имеющихся и имеющих появиться в будущем операторов дальней связи, то эти 2,5 млрд долл холдингу придется выкладывать не в течение 5-ти лет, а быстрее, что для него без поддержки со стороны государства будет сложно. Для сравнения, инвестиционные ориентиры "Связьинвеста" на 2008 г составляют 1,7-1,9 млрд долл, из них на цифровизацию сетей – около 30 проц этой суммы. Если же обязать холдинг проделать ту же работу за, например, 2 года – то доля затрат на нее достигнет 60-70 проц всех инвестиций, что сделать своими силами практически невозможно.
Вот так интересно получается – "Связьинвест" в чужих интересах должен будет заплатить, причем быстро, около 2,5 млрд долл, да еще и одна из его компаний – "Ростелеком" будет терять вследствие этого не менее полумиллиарда долларов в год.
Такова может быть цена рыночной свободы для операторов междугородной и международной связи в России, которую заплатит "Связьинвест", если будет принято решение об упразднении режима выбора pre-select и ускоренном введении режима hot choice у всех абонентов фиксированной связи во всей стране для неограниченного числа междугородных операторов.
Это – один из первых регуляторных вопросов, которые намерена решить новая администрация связи по собственной инициативе. И вопрос немаловажный, потому что касается одного из системообразующих инфраструктурных государственных холдингов.
http://www.bit.prime-tass.ru/news/show. ... 72&ct=news